Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономической эффективности использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43.
При выполнении курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
•	определены организационные  основы, размер и специализация Шабалинского ДУ №43;
•	рассмотрены обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности предприятия;
Введение	3
1 Теоретические основы экономической эффективности использования основных фондов	5
1.1 Особенности и факторы эффективности использования основных фондов	5
1.2 Направления повышения эффективности использования основных фондов	10
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия	14
2.1 Организационные основы, размер и специализация предприятия	14
2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности	18
3 Экономическая эффективность использования основных фондов предприятия	26
3.1 Объём, состав, структура, движение, состояние основных фондов и обеспеченность основными фондами	26
3.2 Эффективность использования основных фондов, факторы эффективности	32
4 Эффективность использования отдельных видов основных фондов	36
Выводы и предложения	40
Список литературы	42
ПРИЛОЖЕНИЯ	44
Важным путём 
повышения эффективности 
Интенсивное улучшение использования основных фондов предполагает повышение степени загрузки оборудования в единицу времени. Повышение интенсивной загрузки оборудования может быть достигнуто при модернизации действующих машин и механизмов, установлении оптимального режима их работы. Работа при оптимальном режиме технологического процесса обеспечивает увеличение выпуска продукции без изменения состава основных фондов, без роста численности работающих и при снижении расхода материальных ресурсов на единицу продукции.[6]
Интенсивность использования основных фондов повышается также путём технического совершенствования орудий труда и технологии производства, сокращения сроков достижения проектной производительности техники, совершенствования научной организации труда, производства и управления, использования скоростных методов работы, повышения квалификации и профессионального мастерства рабочих.
Развитие техники и связанная с этим интенсификация процессов производства не ограничены, а потому не ограничены и возможности интенсивного повышения использования основных фондов.
Важным направлением 
повышения эффективности 
Увеличение основных фондов вспомогательного производства ведёт к росту фондоёмкости продукции, так как непосредственного увеличения выпуска при этом не происходит. Однако без пропорционального развития вспомогательного производства основные цеха не могут функционировать с полной отдачей. Поэтому установление оптимальной производственной структуры основных фондов на предприятии – важнейшее направление улучшения их использования.
В комплексе 
мер, способствующих улучшению использования основн
 
Шабалинское дорожное управление № 43 является филиалом Кировского областного государственного предприятия «Вятские автомобильные дороги» (далее – Предприятие), создано в 1930 году. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли, осуществление дорожной деятельности.
В соответствии с основной целью Шабалинское ДУ №43 осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
Филиал действует с соблюдением требований Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов РФ, а также Уставом Предприятия и положением о Шабалинском дорожном управлении № 43.
Филиал является обособленным подразделением КОГП «Вятавтодор» расположенным вне места нахождения Предприятия и осуществляющий все его функции, в том числе функции представительства.
Для организации и ведения своей деятельности филиал открывает расчётный рублёвый и валютный счета в банках в установленном законом порядке по ходатайству Предприятия.
Имущество филиала образуется из средств, закреплённых за ним Предприятием, а также денежных средств и материальных средств, приобретённых в ходе хозяйственной деятельности, входящих в общий баланс Предприятия. Имущество, числящееся на балансе филиала, находится на праве хозяйственного ведения Предприятия и находится в собственности Кировской области.
Для выполнения своих задач и задач Предприятия филиал осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах и на условиях, определённых ему Предприятием.
Предприятие предоставляет 
филиалу оперативную 
Филиал реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, установленным Предприятием или, с разрешения Предприятия, – самостоятельно.
Итоги деятельности филиала отражаются балансе, в отчёте о прибылях и убытках, а также годовом отчёте Предприятия.
Филиалу предоставляется 
право самостоятельно производить 
в установленном порядке 
Руководство деятельностью филиала осуществляет Начальник дорожного управления, назначаемый генеральным директором Предприятия на договорной основе и действующий по договорённости, выдаваемой Предприятием.
Генеральный директор Предприятия назначает по ходатайству начальника дорожного управления филиала, заместителей начальника дорожного управления филиала, главного инженера филиала, главного бухгалтера филиала и заключает с ними трудовые договоры.
Начальник дорожного управления филиала разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка в филиале, где предусматривается распорядок рабочего дня, сменность работы.
Организационная структура Шабалинского ДУ №43 представлена в приложении Б.
Таблица 1 – Показатели размера предприятия
Показатели  | 
  2008 г.  | 
  2009 г.  | 
  2010 г.  | 
  2010 г. в % к 2008 г.  | 
Денежная выручка от реализации продукции, тыс. руб.  | 
  196 889  | 
  189 814  | 
  104 695  | 
  53,2  | 
Среднесписочная численность работников, чел.  | 
  214  | 
  221  | 
  171  | 
  79,9  | 
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.  | 
  24 904  | 
  36 084  | 
  74 274  | 
  298,2  | 
Из данных, приведённых в таблице 1, видно, что произошло резкое снижение денежной выручки предприятия в 2010 г. по сравнению с предыдущими годами, выручка 2010 г. составляет лишь 53,2% от выручки 2008 г. Среднесписочная численность работников снизилась на 21,1% в связи с сокращением штата сотрудников в 2010 г. Среднегодовая стоимость основных средств напротив имеет тенденцию к увеличению. Среднегодовая стоимость основных средств в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 49 370 тыс. руб., т.е. на 298,2%.
Таблица 2 – Состав и структура денежной выручки
Показатели  | 
  2008 г.  | 
  2009 г.  | 
  2010 г.  | |||
тыс. руб.  | 
  %  | 
  тыс. руб.  | 
  %  | 
  тыс. руб.  | 
  %  | |
Денежная выручка всего  | 
  196 889  | 
  100  | 
  189 814  | 
  100  | 
  104 695  | 
  100  | 
в том числе:  | 
  ||||||
Строительство автодорог  | 
  82 025  | 
  41,7  | 
  106 460  | 
  56,1  | 
  4 530  | 
  4,3  | 
Ремонт автодорог  | 
  56 268  | 
  28,6  | 
  13 580  | 
  7,1  | 
  76 116  | 
  72,7  | 
Содержание автодорог  | 
  26 509  | 
  13,4  | 
  27 865  | 
  14,7  | 
  15 815  | 
  15,1  | 
Промышленность  | 
  2 353  | 
  1,2  | 
  10 597  | 
  5,6  | 
  3 987  | 
  3,8  | 
Торговля  | 
  8 218  | 
  4,2  | 
  13 804  | 
  7,3  | 
  305  | 
  0,3  | 
Внешние заказы  | 
  19 766  | 
  10,0  | 
  11 389  | 
  6,0  | 
  1 109  | 
  1,1  | 
Прочее  | 
  1 750  | 
  0,9  | 
  6 119  | 
  3,2  | 
  2 833  | 
  2,7  | 
Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня специализации. Для оценки общего объема производства обычно используют стоимостные методы.
Из таблицы 2 видно, что Шабалинское ДУ №43 специализируется на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. Наибольший удельный вес в структуре выручки занимает строительство дорог в 2008 и 2009 гг. и составляет 41,7% и 56,1% соответственно, но в 2010 г. строительство дорог занимает лишь 4,3% , в связи с уменьшением объёмов выполняемых работ. Большую долю в 2010 г. занимает ремонт дорог, который составляет 72,7% в структуре выручки Шабалинского ДУ №43. Также видно, что в 2010 г. резко сокращается доля выручки от внешних заказов и торговли, которые составляют 1,1% и 0,3% соответственно. Это произошло из-за сокращения числа заказчиков.
Производство различных 
благ и вся хозяйственная 
Одним из важнейших факторов производства являются оборотные средства.
Таблица 3 – Состав и структура оборотных средств
Элементы оборотных средств  | 
  2008 г.  | 
  2009 г.  | 
  2010 г.  | |||
тыс. руб.  | 
  %  | 
  тыс. руб.  | 
  %  | 
  тыс. руб.  | 
  %  | |
Производственные запасы  | 
  14 034  | 
  23,5  | 
  27 342  | 
  41,9  | 
  16 620  | 
  55,6  | 
Незавершённое производство  | 
  -  | 
  -  | 
  6 053  | 
  9,2  | 
  -  | 
  -  | 
Расходы будущих периодов  | 
  760  | 
  1,3  | 
  4 036  | 
  6,2  | 
  2 365  | 
  7,9  | 
Итого оборотные фонды  | 
  14 794  | 
  24,8  | 
  37 431  | 
  57,3  | 
  18 985  | 
  63,5  | 
Готовая продукция  | 
  3 552  | 
  6,0  | 
  5 696  | 
  8,7  | 
  6 634  | 
  22,2  | 
Дебиторская задолженность  | 
  41 138  | 
  69,1  | 
  21 805  | 
  33,4  | 
  1 777  | 
  5,9  | 
Денежные средства  | 
  52  | 
  0,1  | 
  368  | 
  0,6  | 
  2 496  | 
  8,4  | 
Итого фонды обращения  | 
  44 742  | 
  75,2  | 
  27 869  | 
  42,7  | 
  10 907  | 
  36,5  | 
Итого оборотные средства  | 
  59 536  | 
  100  | 
  65 300  | 
  100  | 
  29 892  | 
  100  |