Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования заключается в развитии теоретических, разработке практических рекомендаций по повышению эффективности и конкурентоспособности производства зерна.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- выявить и обосновать организационно-экономические предпосылки необходимости повышения эффективности и конкурентоспособности производства зерна;
- раскрыть и дополнить содержание эффективности зернового производства в современных рыночных условиях;
Введение……………………………………………………………………
1. Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности…………………………………………………
1.1 Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие……………..
1.2 Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе……………...……….
2 Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли…
2.1 Организационно-экономические параметры предприятия…………...
2.2 Оценка финансового состояния предприятия…………………………..
2.3 Оценка эффективности и конкурентоспособности отрасли……………..
3 Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли…………………………....………………………………………………
3.1 Снижение ресурсоемкости в отрасли……………………………..……..
3.2 Обоснование производственно-технологических параметров
конкурентоспособности в отрасли…………………………………………...
3.3 Перспективная экономическая эффективность производства и реализации в отрасли…………………………………………….……………
Выводы и предложения……………………………….………………….
Список использованной литературы…………………………………….
Приложения……………………………………………………………….
3.3 Перспективная экономическая эффективность производства и реализации зерна.
Устойчивость любой отрасли растениеводства во многом зависит от состояния планирования и прогонозирования в хозяйстве. Специфика перспективного планирования на сельскохозяйственных предприятиях обусловлена экономическими и технологическими особенностями отрасли. С одной стороны, большая зависимость от погодных условий ограничивает возможности предвидения результатов производства, поэтому в условиях неопределенности необходимо использовать различные методы планирования. С другой стороны, необходимость перспективных планов очень остра из-за того, что реализация большинства технологических мероприятий требует длительного времени (внедрение севооборотов, мелиорация земель, сортообновление).
Критериями эффективности отрасли являются такие показатели, как урожайность зерновых культур, качество и ассортиментная структура зерна, величина издержек производства, трудоемкости, прибыль.
Получение высоких
и стабильных урожаев – необходимое
условие производственной деятельности
предприятия. На повышение урожайности
влияет проведение агротехнических
мероприятий в оптимальные
В этом разделе мы рассмотрим эффективность производства и реализации продукции зернового производства на перспективу. При определении прогнозов на перспективу необходимо учитывать, на сколько технологические взаимодействия, сколько будущие результаты работы предприятия, его доходы, прибыль, рентабельность. Этим и будет определяться экономическое состояние хозяйства. Так же необходимо учесть эффективность применения нового сорта, которая рассмотрена в подразделе 3.2.
При помощи таблицы 18 определим экономическую эффективность производства зерна на перспективу.
Таблица 18
Экономическая эффективность производства продукции на перспективу
Показатели |
Факт |
Сорт |
Урожайность, ц/га (продуктивность, ц/гол.) |
9,0 |
9,9 |
Производственная себестоимость 1 ц, руб. |
405,11 |
421,56 |
Цена реализации 1 ц, руб. |
222,51 |
252,36 |
Окупаемость производственных затрат, руб. |
0,55 |
0,60 |
Стоимость валовой продукции с 1 га, руб. |
2002,5 |
2498,36 |
Чистый доход, руб., в расчете на: |
||
1 ц продукции |
-182,61 |
-169,2 |
1 га посева |
-1643,49 |
-1675,08 |
Уровень рентабельности по чистому доходу, % |
45 |
40 |
При расчете планируемого уровня цен за основу возьмем уровень цен 2010 года с поправкой на инфляцию и повышение качества, полученного при применении нового сорта. В итоге цена реализации 1 ц. зерна в 2012г возрастет на 13,42% раза, благодаря этому на столько же возрастет окупаемость производственных затрат. Вследствие планируемого повышения урожайности зерновых и цен них стоимость валовой продукции.
В результате уровень рентабельности по чистому доходу незначительно возрастет, на 7,9%, хотя по-прежнему останется отрицательным. Это говорит о нерентабельности производства зерна.
Далее рассмотрим экономическую эффективность реализации зерна и рассчитаем этот показатель на перспективу.
Таблица 19 Экономическая эффективность реализации продукции на перспективу.
Показатели |
Факт |
Проект |
Товарная продуктивность, ц/га |
20,9 |
20,9 |
Полная себестоимость, руб. |
566 |
622,6 |
Цена реализации 1 ц, руб. |
222,5 |
252,36 |
Окупаемость полных затрат, руб. |
0,39 |
0,41 |
Прибыль, руб., в расчете на: |
||
1 ц продукции |
-343,5 |
-370,24 |
1 га посева |
-7179,15 |
-7738,02 |
Уровень совокупной рентабельности, % |
60,7 |
59,5 |
По данным таблицы 18 можно сказать о довольно высокой товарной урожайности зерна. Причем в связи с планируемым увеличением урожайности зерна в нашем хозяйстве не наблюдается изменений в товарной продуктивности, она стабильна.
В связи с планируемым
увеличением затрат на производство
зерна в перспективе
По прежнему наблюдается низкий уровень окупаемости затрат на продукцию зернового производства. Это говорит о том, что производство зерна не окупает себя, то есть при данном уровне цены и затратах, производство зерна не выгодно хозяйству. Прибыль на 1 ц. продукции составляет – 343,5 руб. в 2010г, а в 2012 году - 262,18 руб. в перспективе. Чтобы повысить рентабельность производства зерна необходимо снижение затрат на единицу продукции. Этого можно добиться путем внедрения новых более совершенных технологий производства и применения более экономичных форм хозяйствования.
Рассмотрев таблицы 18 и 19 можно сделать вывод, что при применении нового сорта зерновых нам удастся в будущем повысить урожайность и уровень товарности зерна, но увеличение затрат на возделывание этой культуры приведет к снижению окупаемости производства и уменьшению прибыли. То есть применение нового сорта при производстве зерновых культур приносит мало ощутимую прибыль, поэтому нужно искать прогрессивные пути повышения эффективности производства.
Выводы и предложения
Вследствие проведенных исследований можно сказать, что ООО «Агрогрупп» не является ведущим сельскохозяйственных предприятием Михайловского района Волгоградской области.
Удельный вес в объеме продаж занимает зерно (49,84%).
Удельный вес в объеме продаж принадлежит продукции растениеводства, а именно подсолнечнику и зерновым. Можно сделать вывод, что наше предприятие специализируется на производстве зерновых культур, также развито производство подсолнечника.
ООО «Агрогрупп» нельзя назвать рентабельным предприятием. Поскольку уровень рентабельности был отрицательным по всем годам, кроме 2008, по итогам ряда лет предприятию так и удалось извлечь прибыли. Убыточность предприятия связана с неблагоприятными погодными условиями в 2010г, низкой ценой и высокой себестоимостью выпускаемой продукции.
Зерновое же производство не может пока принести прибыль нашему предприятию, поскольку высокие урожайные годы (2008-2009) не позволяют окупать затраты на производство зерна. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается резкое удорожание ГСМ, минеральных удобрений, оборудования, одновременно происходит падение рыночных цен на зерно. Все это не позволяет предприятию вести экономически эффективное производство в этом направлении.
Анализируя фактическое
состояние экономики зернового
производства можно предложить следующие
мероприятия по повышению экономической
эффективности и
1. Минимизация издержек производства при внесении минеральных удобрений, введение новых сортов, технологий возделывания. Эти меры, безусловно, увеличивает издержки производства, но они необходимы для поддержания высокой урожайности и объёма выпускаемой продукции.
2. Грамотное экономическое планирование производства зерна на перспективу
Устойчивость любой отрасли растениеводства во многом зависит от состояния планирования и прогнозирования в хозяйстве. Специфика перспективного планирования на сельскохозяйственных предприятиях обусловлена экономическими и технологическими особенностями отрасли. С одной стороны, большая зависимость от погодных условий ограничивает возможности предвидения результатов производства, поэтому в условиях неопределенности необходимо использовать различные методы планирования. С другой стороны, необходимость перспективных планов очень остра из-за того, что реализация большинства технологических мероприятий требует длительного времени (внедрение севооборотов, мелиорация земель, сортообновление).
3. Использование
4. Обновление основных фондов, т.к. большая часть техники устаревшая, материалоемкая.
Рассмотрев параметры
деятельности нашего предприятия и
пути повышения экономической
Список литературы
1. Алтухов А.И. Повышение
эффективности зернового
2. Бирман В.Ф. Конкурентоспособность отечественного зернопродуктового подкомплекса: необходимость и пути усиления/ В.Ф. Бирман// Актуальные проблемы экономики и учета в отраслях агропромышленного комплекса: Межвузовский сб. науч. тр./ ФГОУ ВПО «АЧГАА».-Зерноград, 2005.
3. Вавилов П.П. Растениеводство М.: Агропромиздат, 1986
4. Добрынин В.А., Беляев
А.В., Дунаев П.П. Экономика
5. Добрынин В.А., Беляев
А.В., Дунаев П.П. Экономика
6. Журнал «Agronews», № 256, 05.05.2005г.
7. Коваленко М.Я. Экономика
сельского хозяйства: курс
8. «Комсомольская правда», № 54 от 07.08.06 г.
9. Маркин Б. Зерно Поволжья// Экономика сельского хозяйства России, 1998, №3, с.34.
10. Пауль Т.В. Повышение
экономической эффективности
11. Самойлов И.Б. Методы
определения экономической
12. Экономика отраслей
АПК/ И.А. Минаков, Н. И.
13. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под. Ред. Проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М. - 2002. – 601 с.
14. Экономика сельского хозяйства. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс»,2003. – 352 с.
15. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА – М. - 2000. – 312 с.
Приложение 1
Состав и структура объема продаж, тыс. руб.
Отрасль, вид продукции |
2010г. |
2009г. |
2010г. |
В среднем за три года | |
сумма, тыс. руб. |
структура, % | ||||
Зерно |
9021 |
63692 |
27134 |
33282,30 |
49, 84 |
Подсолнечник |
37046 |
20257 |
2278 |
19860,30 |
29,75 |
Прочая продукция |
130 |
354 |
37 |
173,70 |
0,26 |
Итого по растениеводству |
46197 |
84303 |
29449 |
53316,30 |
79,85 |
Скотоводство: |
- |
88 |
161 |
83 |
0,12 |
Свиноводство |
- |
172 |
464 |
212 |
0,32 |
Прочая продукция |
- |
11 |
- |
3,7 |
0,01 |
Итого по животноводству |
- |
271 |
625 |
298,7 |
0,45 |
Всего
по сельскохозяйственному |
46197 |
84574 |
30074 |
53615 |
80,3 |
Переработка: продукции растениеводства |
- |
- |
- |
- |
- |
продукции животноводства |
- |
162 |
- |
54 |
0.08 |
Товары, работы, услуги |
391 |
38491 |
407 |
13096,30 |
19,62 |
Всего по предприятию |
46588 |
123227 |
30481 |
66765,30 |
100 |
Информация о работе Экономическая эффективность и развитие предприятия