Экономическая эффективность и развитие предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в развитии теоретических, разработке практических рекомендаций по повышению эффективности и конкурентоспособности производства зерна.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- выявить и обосновать организационно-экономические предпосылки необходимости повышения эффективности и конкурентоспособности производства зерна;
- раскрыть и дополнить содержание эффективности зернового производства в современных рыночных условиях;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1. Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности…………………………………………………
1.1 Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие……………..
1.2 Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе……………...……….
2 Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли…
2.1 Организационно-экономические параметры предприятия…………...
2.2 Оценка финансового состояния предприятия…………………………..
2.3 Оценка эффективности и конкурентоспособности отрасли……………..
3 Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли…………………………....………………………………………………
3.1 Снижение ресурсоемкости в отрасли……………………………..……..
3.2 Обоснование производственно-технологических параметров
конкурентоспособности в отрасли…………………………………………...
3.3 Перспективная экономическая эффективность производства и реализации в отрасли…………………………………………….……………
Выводы и предложения……………………………….………………….
Список использованной литературы…………………………………….
Приложения……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 132.00 Кб (Скачать)

Показатель конкурентоспособности  интегральный - обобщенная численная характеристика конкурентоспособности товара; отношение группового, интегрированного показателя качества или технических параметров изделия (например, мощность, энергопотребление) к сводному показателю экономических параметров, включающему, например, цену, величину издержек производства и обращения.

Оценка конкурентоспособности  товара - расчет способности продукции  быть более привлекательной для  потребителя по сравнению с другими  изделиями аналогичного вида или  назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных  характеристик требованиям определенного  рынка и потребительским оценкам. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

При совершении покупки потребитель  осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных товаров, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.

Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый  потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При  совпадении параметров потребности  с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.

Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.

Поскольку потребности каждого  отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и  носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными  потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет  их предпочтение, выбор из массы  аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению  к конкретному потребителю конкурентоспособность  данного товара также будет индивидуальной.

Наибольшее признание  среди товаров, предназначенных  для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который  более полно ей соответствует. Это  и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

Таким образом, конкурентоспособность  любого товара может быть определена только в результате сравнения, и  поэтому является относительным  показателем. Она представляет собой  характеристику товара, отражающую его  отличие от товара - конкурента по степени  удовлетворения конкурентной общественной потребности.

Конкуренция производителей сельскохозяйственной продукции может быть обеспечена посредством:

  • развития многоукладной экономики, различных форм собственности и организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий;
  • развития сферы переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;
  • свободные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения на рынках; гарантированные цены, которые поддерживают государство с помощью установления приемлемого уровня цен или дотаций;
  • ликвидации препятствий на пути движения товарных рынков по территории России (государственная политика в области цен на транспортные услуги);
  • проведения протекционистской государственной политики в области продукции отечественных товаропроизводителей   —   установления  таможенных  ограничений  на  ввоз сельскохозяйственной продукции, аналоги которой производятся на территории России.

Конкуренция в перерабатывающей промышленности может быть обеспечена путем демонополизации, приватизации предприятий с сохранением контрольного пакета акций за производителями  или переработчиками сельскохозяйственной продукции.

Существует ряд факторов, влияющие на конкурентоспособность и эффективность работы предприятия, которые можно разделить на внутренние и внешние факторы.

Внешние факторы включают в себя:

  • факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;
  • активность конкурентов;
  • факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;
  • наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
  • действия правительства;
  • степень приватизации предприятий данной отрасли;
  • случайные события.

К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек.

В заключении можно сделать вывод, что понятия эффективности производства и конкурентоспособности по-разному характеризуют товар, хотя между ними существует определенная взаимосвязь. Отличием этих показателей является то, что первое характеризует процесс производства, уровень его развития и экономичности в условиях ограниченности ресурсов (как материальных, земельных, так и денежных), а второе относится непосредственно к изготовленному товару и его свойствам, характеристикам, последним тенденциям. Но нельзя оставить без внимания тесную взаимосвязь между данными показателями: чем выше экономическая эффективность производства товара, тем он более он более востребован на рынке, в то время как как снижение показателей конкурентоспособности стимулирует производство в его развитии, разработке новых экономичных, менее затратных технологий производства. Невозможно не  заметить их общую цель – максимизация прибыли в условиях постоянных колебаний экономики. Далее рассмотрим проблемы формирования конкурентоспособного зернового производства на современном этапе.

 

1.2. Проблемы формирования  конкурентоспособного производства  в отрасли на современном этапе.

Без развитого сельского  хозяйства и совершенствования  растениеводства – позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества не возможно. «Как может быть бесперспективным производство, в котором  из посаженного в землю  одного зерна вырастит колос в 60-80 зерен?». Это сказал один уважаемый и мудрый эксперт, прошедший путь от механизатора до главного редактора известного аграрного издания.  В этом коротком афоризме заключена вся суть проблем отечественного сельского хозяйства – не признанный потребительским обществом производитель не в силах развивать производство в объемах, способные удовлетворить возрастающие потребности, и его ослабление становится «болевой точкой» социально-экономического общества в целом.

Решением вывода отрасли  растениеводства из кризисного состояния  требует проведение последовательной продовольственной политики, которая  бы включала ряд  стратегических направлений:

  • стимулирование развития сельского хозяйства, что в первую очередь требует определенного перераспределения  национального дохода в пользу с/х производителей;
  • придание аграрной реформе основной целевой функции – рост производства;
  • внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низким уровнем дохода

Каждая из этих мер требует  серьезных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение  с/х производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного и предоставление прямых гос. субсидий на основные виды с/х производства. Большинство с/х предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьезной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последующем развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом  опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.

Интеграция РФ в мировую  экономику должна идти таким путем, который бы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию.

Перемены, которые могут  обеспечить более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым законом «О развитии сельского хозяйства». В законе четко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели. Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%. Прогнозируется оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Вырастит энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать вовлечению в хозяйственный оборот 350-400 га. неиспользуемых с/х угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развития с/х на 2010-2012гг могут препятствовать появления системных рисков, которые обусловлены воздействием  негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально-экономические проблемы. Ситуация может обостриться и со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производители с/х продукции зачастую конкурирует  на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего з стран ЕС. Если сравнить уровень государственной поддержки в России с зарубежными, то он один из самых низких из развитых стран.

Наряду с экономической  поддержкой российского товаропроизводителя  в рамках разрешенных ВТО мер  необходимо, отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского с/х по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создает угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определенные преимущества АПК: открытие новых рынков для экспортеров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидирования импорта из зарубежных стран; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Проблема же повышения экономической эффективности отрасли растениеводства, в том числе и в животноводстве, составляет решение двух взаимосвязанных групп задач: с одной стороны, рост результативных показателей производства (натуральная и валовая продукция), а с другой - рациональное использование земельных, трудовых и материальных ресурсов и связанное с ним сокращение производственных затрат.

Объем продукции является величиной производственной от количества вовлеченных в производство ресурсов и уровня производительности их использования. Так, в растениеводстве факторами производства являются площадь посевов и урожайность сельскохозяйственных культур.

Решение второй группы задач, т.е. сокращение производственных затрат, связано с осуществлением множества  мероприятий:

  • во-первых, наиболее полное использование производственных мощностей зданий и сооружений на фермах, а в земледелии - машинно-тракторного парка;
  • во-вторых, резкое повышение производительности труда на основе усиления механизации производственных процессов, что даст возможность уменьшить трудоемкость продукции, а отсюда и долю затрат на оплату труда в общих издержках производства;
  • в-третьих, экономное расходование ремонтных материалов и запасных частей, топлива и электроэнергии, других оборотных средств путем научно обоснованного нормирования, материального стимулирования, предотвращения всевозможных потерь материальных ресурсов;
  • в-четвертых, всемерное сокращение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, рациональное использование транспортных затрат и прочих работ и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли.

2.1 Организационно-экономические параметры ООО «Агрогрупп».

Михайловский муниципальный  район — муниципальное образование в Волгоградской области, административный центр — город Михайловка. Район расположен в северо-западной части области, по правобережью          р. Медведицы. Площадь территории — 3,7 тыс.  км².

Климат континентальный  с абсолютными температурами  зимой -38°С, летом +41°С. Среднее количество осадков 431 мм в год.

Почвенный покров представлен на севере района черноземами южными маломощными, на юге темно-каштановыми маломощными почвами тяжелого механического состава. Требуется проведение мероприятий по борьбе с эрозией почв, по влагонакоплению и мелиорации солонцов.

Информация о работе Экономическая эффективность и развитие предприятия