Инновационный потенциал организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является поиск резервов повышения эффективности использования научно-технического потенциала предприятия.
Для достижения поставленной цели и всестороннего изучения темы исследования в курсовом проекте были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты сущности научно-технического потенциала предприятий и пути повышения его эффективности
Провести оценку экономической эффективности использования научно-технического потенциала ОАО «ПромАгрегат»
Рассчитать показатели эффективности инновационного проекта

Оглавление

Ведение
1. Теоретические аспекты сущности научно-технического потенциала предприятий и пути повышения его эффективности
1.1 Сущность научно-технического потенциала и его роли в инновационном процессе
1.2 Структура научно-технического потенциала предприятия
1.2.1 Материально-техническая база науки
1.2.2 Научные кадры
1.2.3 Информационная система
1.2.4 Организационно-управленческая структура научной среды
1.3 Показатели научно-технического потенциала
1.3.1 Основные проблемы и принципы оценки научно-технического потенциала
1.3.2 Методологические подходы к оценке научно-технического потенциала
1.3.3 Основные оценочные показатели продуктивности и результативности научно-технической деятельности
2. Оценка экономической эффективности использования научно-технического потенциала ОАО «ПромАгрегат»
3. Оценка эффективности инновационного проекта
Заключение
Библиография
Глоссарий

Файлы: 1 файл

Инновационный потенциал2.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

     Более расширенное определение ИПП  предлагают Сафонов Е.Н., Паламаренко Г.А., а также Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А., кроме того, на наш взгляд, их подходы достаточно схожи. Так, Сафонов Е.Н., Паламаренко Г.А. отмечают, что сильным в инновационном смысле считается предприятие, обладающее в полной мере научным и производственно-техническим потенциалом, включающим в себя [102, с. 92]:

     - квалифицированные научные кадры; 

     - материально-техническое обеспечение,  которое существенно влияет на  уровень научно-технических решений,  а также сроки создания и  освоения нововведений. Включает в себя научный инструментарий, оборудование, приборы, а также уровень его новизны в технологическом смысле, наличие опытно-экспериментальной базы;

     - информационно-методическое обеспечение.  Отражает опыт исследований и  разработок, существующий научно-технический задел, а также степень информации о проводимых в данных областях разработках;

     - организационное обеспечение. Формирует  направленность научно-технической  деятельности, а также отвечает  за организацию ее связей с  другими подразделениями предприятия.

     Коробейников  О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. отмечают, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая [54]:

     - интеллектуальные (технологическая  документация, патенты, лицензии, бизнес-планы  по освоению новшеств, инновационная  программа предприятия);

     - материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс  площадей);

     - финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

     - кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи  сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР;  опыт управления проектами);

     - инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

     - иные ресурсы, необходимые для  осуществления инновационной деятельности.

     Более детально к вопросу оценке ИПП подошли Косолапое О.В., Гиренко-Коцуба О.А. Их точка зрения заключается в том, что инновационный потенциал организации в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это мера готовности организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, конкурентной среды, а также комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

     Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса (исследования – разработки – производство – распространение (использование на практике), но и вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей.

     Научно-техническая  деятельность, как и остальные  виды человеческой деятельности, основаны на использовании и потреблении определенных видов ресурсов.

     Понятие НТП отражает соответствующим образом  организованную систему указанных  ресурсов, придающую данному набору элементов требуемую для научно-технической  деятельности целостность и обеспечивающую возможность достижения необходимых результатов.

     Наиболее  признанной и распространенной в  настоящее время является структуризация потенциала по видам научно-технических  ресурсов, соответствующим составным  элементам процесса научно-технической  деятельности, а именно - учет таких составляющих как:

     - кадровая;

     - материально-техническая;

     - информационная;

     - организационная;

     - финансовая.

     Следует учитывать, что границы между  различными составляющими НТПл достаточно условны. Так, владение информацией  можно считать компонентом квалификации кадров, некоторые материально-вещественные элементы НТПл (например, ЭВМ) могут использоваться как для создания новых знаний, так и для хранения информации об уже имеющихся знаниях и т.п.

     Кроме того, составляющие НТПл в какой-то мере взаимозаменяемы. Так, недостаточные уровни квалификации кадров, организации или управления до некоторой степени могут быть компенсированы избыточным расходованием кадровых и материальных ресурсов.

     Каждая  из выделенных основных составляющих НТПл представляет собой крупную  подсистему науки и техники со своими закономерностями функционирования и развития. 

     1.2.1 Материально-техническая база науки

     Материально-техническую  составляющую НТПл образуют средства научного труда, создающие необходимые  объективные условия для осуществления научно-технической деятельности.

     Материально-техническая  составляющая включает в себя основные фонды, расходные материалы и  другие компоненты, необходимые для  выполнения исследований и разработок, их информационного обеспечения, организационного управления всеми работами, и отражает как объем этих компонентов, так и их качественный состав.

     В качестве ресурсного потока, поддерживающего  существование и функционирование научно-технической системы как  целостного структурного образования, выступают ресурсы, выделяемые социально-экономической надсистемой на научно-техническую деятельность. Мерой интенсивности поступления этих ресурсов является объем финансирования НИОКР (или финансовая составляющая НТПл). При этом часть финансирования расходуется на восполнение элементов научно-технической системы, часть финансирования идет на функционирование системы, а часть - на ее развитие. 

     1.2.2 Научные кадры

     Кадровая  составляющая является важнейшим специфичным  компонентом НТПл, что определяется особой ролью живого творческого труда в научной и научно-технической деятельности. Именно кадры своим трудом приводят в движение остальные элементы потенциала. Другие структурные составляющие НТПл зависят и формируются в тесной связи с кадровым элементом. Кадровая составляющая НТПл представляет собой все виды научно-технических кадров, способных вырабатывать и реализовывать новые научно-технические идеи и находить новые области применения научно-технических результатов, выполняющих научную, педагогическую, организационную, информационную работу, и отражает как количество, так и квалификацию указанных кадров.

     В основе новой концепции подготовки кадров лежит становление и развитие творческой личности. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания  предприятия. Учебный процесс не ограничивается передачей обучающимся необходимой суммы знаний и навыков по определенной профессии, а направлен на развитие у них способности и желания осваивать новые области знаний, овладевать новыми специальностями. В процессе обучения усиливается творческий элемент.

     Важной  составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Такое  обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению  новыми технологиями и формами работы.

     Уровень использования кадрового потенциала определяется эффективностью его реализации, так как поведение работника в организации во многом зависит от отношения организации к работнику.  

     1.2.3 Информационная система

     Информационная  составляющая (информационная основа научно-технической деятельности) включает в себя объем накопленных и систематизированных к данному моменту знаний о законах и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также о методах проведения исследований, и отражает как информированность ученых о мировом опыте, так и наличие собственных оригинальных научных идей и методик ("задел"), причем не только уже находящихся на некоторых физических носителях, но и тех, которыми пока еще обладают только сами ученые. 

     1.2.4 Организационно-управленческая структура научной среды

     Организационная составляющая НТПл включает в себя совокупность методов и способов организации использования вышеуказанных  составляющих потенциала путем специализации  труда, оптимального сочетания различных  видов труда, управления, планирования и обеспечения трудового процесса и т.п., и отражает те связи, которые объединяют все ресурсы и элементы в целостную систему, обладающую определенным потенциалом. Организационная составляющая возникает на том этапе развития науки и техники, когда научно-техническая деятельность перерастает индивидуальные формы организации и превращается в коллективные виды деятельности. При имеющихся ресурсах научно-технического потенциала результативность научно-технической деятельности во многом определяются уровнем ее организации. Механизм участия организационной составляющей в формировании НТПл качественно иной, чем для ресурсов. В организационном процессе взаимодействуют множество факторов, переплетение которых и придает своеобразие каждому научному и научно-техническому коллективу, вследствие чего понятия НТПл не могут быть сведены к простой совокупности ресурсов. 

     1.3 Показатели научно-технического  потенциала 

     1.3.1 Основные проблемы и принципы оценки научно-технического потенциала

     Значительные  роль и место научно-технической  деятельности в современном общественном производстве настоятельно диктуют  необходимость совершенствования  НТПл с целью формирования основных направлений перспективного развития научно-технических систем, улучшения использования всех видов ресурсов, интенсификация научно-технической деятельности и повышения ее отдачи.

     Очевидно, что инструментом, с помощью которого выявляются закономерности процессов и явлений в области формирования и использования НТПл, а также связи между этими процессами и явлениями, является анализ НТПл. При этом оценка НТПл выступает исходным этапом по отношению к анализу, т.к. именно она предоставляет данные для всестороннего рассмотрения состояния НТПл, выявления его особенностей, определения тенденций развития. Оценка НТПл является основным этапом, предшествующим принятию управленческих решений в области организации научно-технической деятельности.

     В настоящее время оценка НТПл - уже укоренившийся инструмент научно-инновационной политики, причем обладающий большим будущим. Однако к оценке НТПл до сих пор нет единого подхода. Существует в частности, и такая точка зрения, что объективная оценка НТПл вообще невозможна вследствие «расплывчатости», неопределенности многих категорий науковедения (в частности, отсутствия однозначности в самой трактовке научного и научно-технического потенциала), наличие ряда принципиально неформализуемых явлений и процессов, неразработанности соответствующих методов оценки, что приводит к неоднозначности как постановок задач оценки НТПл, так и результатов оценки.

     Необходимо  отметить, что задача объективной  оценки научно-технической деятельности еще весьма далека от своего завершения. Большинство применявшихся методов вследствие несовершенства методологии, несопоставимости статистических данных, функциональной специфики науки не только не зарекомендовали себя как эффективный аппарат, но и в какой-то мере дискредитировали саму возможность количественной оценки НТПл. Нерешенность указанных проблем существенно препятствует использованию понятия НТПл как в задачах анализа и прогнозирования, так и в задачах планирования и управления. Вряд ли окончательное решение указанных проблем возможно и в ближайшей перспективе.

     Однако  большая часть специалистов исходит  из того, что на практике важны не столько методы оценки НТПл, а, прежде всего, влияние оценки НТПл на управление научными исследованиями, и, вследствие этого, не только правомерно, но и целесообразно  производить оценку НТПл для дальнейшего принятия управленческих решений в области организации научной (научно-технической) деятельности.

     Отсутствие  же единых подходов к оценке НТПл во многом объясняется тем обстоятельством, что как бы ни была велика потребность в простом и надежном методе оценки НТПл, определение указанной оценки - всегда исследование, и, как любое исследование, оно требует творческого подхода.

     Методическую  общность оценки НТПл должно обеспечивать следование следующим ключевым системным  принципам:

     - комплексность как представления  объекта исследования (в виде  взаимодействия и взаимосвязи  многообразных факторов, определяющих  его развитие), так и его изучения (путем использования совокупности  количественных и качественных  методов);

     - получение оценки НТПл, как непосредственно неизмеримой величины, через систему индикаторов (т.е. через построение косвенных характеристик, синтезирующих различные по содержанию свойства и проявления потенциала);

     - необходимость и достаточность  выбранной системы показателей (индикаторов) для отображения существенных факторов развития системы. Набор учитываемых факторов должен быть, с одной стороны, минимальным, позволяющим сохранить цельность описания объекта, а, с другой стороны, достаточно полным (репрезентативным) для отображения различных сторон объекта, а также целей его развития, которые определяются вне системы. Необходимо отметить, что нежелательность использования большого количества показателей в наборе обусловливается также и тем обстоятельством, что в этом случае вклад каждого показателя может оказаться малозначимым и снижение значения показателя, характеризующего весьма существенные свойства объекта, может быть сравнительно легко компенсировано увеличением значений менее важных показателей;

Информация о работе Инновационный потенциал организации