Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа
Цель курсового проекта – рассмотрение роли информационных технологий в процессе принятия управленческих решений.
Для достижения цели курсового проекта следует решить следующие за-дачи:
1. Рассмотреть историю возникновения информационных технологий;
2. Ознакомиться с мировым опытом применения современных информационных технологий в процессе управления предприятием;
3. Проанализировать тенденции использования информационных технологий в управлении организацией в России;
4. Рассмотреть программные обеспечения, их перспективы развития и применения в системе организационного управления.
Введе-ние…………………...……………………………………………………….3
Глава 1. Развитие технологий в области организации и управления предпри-ятием…………..…..………………………………………………………………….5
1.1. История возникновения информационных технологий и их проникновение в систему управления предприяти-ем…………………………………….…………5
1.2. Мировой опыт применения современных информационных технологий в процессе управления предприяти-ем…………………………………………....…..9
Глава 2. Тенденции использования информационных технологий в управле-нии организацией в Рос-сии………………………………..……………………….14
2.1. Развитие информационных технологий в Рос-сии…………....…………...…14
2.2. Принятие управленческих решений с использованием современных информационных техноло-гий…………………………...……….………………...……..18
Глава 3. Программные обеспечения, а так же перспективы развития и применения информационных технологий в системе организационного управле-ния…………………………………..……………………………………………....24
3.1. Программные обеспечения и их значение в принятии реше-ния…………...24
3.2. Негативная сторона использования информационных техноло-гий…..……31
3.3. Перспективы применения информационных техноло-гий….…………....….34
Заключе-ние…………………………………..……………………………..……39
Список использованной литературы………………………………...…..42
Приложение…………………………………………………..………………….45
автоматизации. «1С:Бухгалтерия» является компонентой программной системы «1С: Предприятие» (см.рис.6). Это позволит в дальнейшем увязать ее с рядом других компонентов «1С:Предприятие» (1С:Расчет, 1С:Оперативный расчет), и тем самым создать предпосылку для перехода предприятия от автоматизированного управленческого учета к интегрированной информационной системе предприятия.
В отличие от конкурирующих систем автоматизации производства, в которых сделано умышленное разделение учета на модули типа «Банк», «Касса», «Склад», «Материалы», т.е. по объектам учета, в системе «1С:Предприятие» введено разделение учета по видам: бухгалтерский, оперативный, расчетный.
Легко увидеть, что при помощи этих видов учета возможно построение любого объекта, например «Бухгалтерия» или «Себестоимость». Таким образом, изначально комплекс «1С:Предприятие» является более полной системой в отличие от конкурирующих.
Налицо тенденция развития финансово-бухгалтерских систем до уровня предприятия. Подтверждением тому является охват компьютерными программами все большего количества функций: пару лет тому назад они работали на уровне проводок, а сейчас уже могут продавать, покупать и делать выводы.
Таблица 2. Сравнительная оценка прикладных программных пакетов информационно-управленческой направленности
Основные аспекты сравнения | 1С: Бухгалтерия | Инфо-Бухгалтер | Парус 97 | ГРИМО | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Фирма –разработчик | 1С |
«Информатик» | . Парус | НТФ Гримо | |||
Формирование бухгалтерской отчетности | ТК | ТК | ТК | ТК | |||
Автоматизация бухгалтерского учета операции по банку основные средства и нематериальные активы материалы и МБП товары и услуги учет производства продукции взаиморасчеты с организациями расчеты с бюджетом |
ТК |
ТК |
ТК |
ТК | |||
ТК |
ТК |
ТК |
ТК | ||||
ТК | ТК | ТК | ТК | ||||
ТК | ТК | ТК | ТК | ||||
ТК | ТК | ТК | ТК | ||||
ТК | ТК | ТК | ТК | ||||
ТК | ТК | ТК | ТК | ||||
Гибкие возможности учета использование нескольких планов счетов многоуровневые планы счетов многомерный аналитический учет многоуровневый аналитический учет количественный учет ведение на одном компьютере учет для нескольких организаций ведение консолидированного учета |
Ö |
|
Ö |
| |||
Ö | Ö |
|
| ||||
Ö | Ö | Ö |
| ||||
Ö | Ö | Ö | Ö | ||||
Ö | Ö | Ö | Ö | ||||
Ö |
| Ö |
| ||||
Ö |
| Ö |
| ||||
Гибкость и настраиваемость настраивать систему на различные виды учета и реализовать любую методологию учета создавать новый справочник настраивать внешний вид и поведение форм для ввода информации изменять экранные и печатные формы создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки информации систему учета |
Ö
|
|
Ö |
| |||
неоранич. | огранич. | неогранич. | огранич. | ||||
Ö |
|
|
| ||||
Ö | Ö | Ö | Ö | ||||
неоранич. | огранич. | огранич. | огранич. | ||||
конфигур. | модульн. | модульн. | модульн. | ||||
Открытость и доступность возможность импорта и экспорта информации через текстовые файлы поддержка средств интеграции приложений: OLE , OLE Automation и DDE |
Ö |
Ö |
Ö |
| |||
Ö |
| Ö |
| ||||
Основные аспекты сравнения | 1С: Бухгалтерия | Инфо-Бухгалтер | Парус 97 | ГРИМО | |||
Средства администрирования назначать пользователям пароли на вход в систему назначать права на доступ к информации получать историю работы пользователей |
Ö |
Ö |
Ö |
| |||
Ö | Ö | Ö |
| ||||
Ö | Ö |
|
| ||||
Сетевая версия | КС | КС | КС | ФС | |||
|
|
|
|
| |||
Минимальная стоимость внедрения на условную единицу АРМ (сетевая версия), долл.США | 540 | 950 | 1.020 | 350 |
- поддерживает, допускает, позволяет, в наличии; ТК – типовая конфигурация; ДН – дополнительная настройка; КС - «клиент-сервер»; ФС – «файл-сервер».
Сегодня управленцы хотят в реальном времени видеть текущие остатки на складе и суммы задолженности своим поставщикам. Завтра они захотят, чтобы машина в реальном времени прогнозировала поведение их конкурентов и т.п. Одним словом, все идет к тому, что такие понятия, как “бухгалтерская программа”, “информационно-справочная система”, “склад”, “программа анализа финансовой деятельности предприятия”, будут заменены одним понятием “Информационная система предприятия”. Естественно, что для таких задач необходимы и соответствующие технические решения.
Таким образом, с позиции информационных технологий, управленческий учет представляет собой методику формирования, накопления и агрегирования данных, т.е. является структурно-логической схемой движения информации от входных данных до формирования аналитической информации и предоставления ее управляющим.
Обзор программно-инструментальных средств бухгалтерского направления показал, что современные информационные технологии позволяют в значительной мере реализовать аналитический потенциал управленческого учета. Наиболее удачным, на наш взгляд, является выбор программы «1С:Бухгалтерия» в сочетании с MS Office.
Применение апробированных программных средств для автоматизации учетных и аналитических процедур в составе рассмотренных выше АРМ коренным образом меняет характер труда управленческого персонала коммерческих организаций. Такой труд становится более творческим и эффективным. Уменьшается трудоемкость выполняемых расчетов, повышается их оперативность. Все это существенно влияет на повышение качества используемой информации, формируемой в системе текущего бухгалтерского учета. Такая информация в большей степени удовлетворяет всем необходимым требованиям и характеристикам (прежде всего тем, которые регламентированы МСФО). При автоматизации учетных и аналитических процедур в коммерческих организациях для этого создаются все необходимые условия. В конечном счете, это способствует повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений и тем самым более эффективной деятельности коммерческих организаций.
3.2. Негативная сторона использования информационных технологий
Безусловно, использование информационных технологий в процессе принятия управленческих решений и, следовательно, в процессе эффективного управления всей организацией в современных условиях играет далеко не последнюю роль. Действительно, за счет информационных технологий работнику не приходится тратить драгоценное время на выполнение каких-то стандартных операций, делая в это время наиболее значимые действия. Качество управленческих решений улучшается. Сокращаются издержки по содержанию рядовых сотрудников. Значительно повышается оперативность выполнения той или иной работы.
Однако наряду с положительными моментами есть и негативные:
1. Большинство информации, используемой в управлении, имеет качественный, трудно формализуемый и субъективный характер. Эта информация важна, но получить ее трудно. Сам ни один вид информационных технологий не может получить начальную информацию. К тому информационные технологии могут хранить и обрабатывать только количественную информацию – ясную и четкую. Любой пропуск или умолчание, несвоевременная подача данных могут губительно отразиться на рекомендациях, выданных информационной технологией.
2. Информационные системы, основанные на современных информационных технологиях, по своему замыслу предполагают возможность для руководителей располагать всей информацией нижестоящих сотрудников, знать все потаенные резервы и запасы и все принимаемые им решения.
3. Часто разработчики информационных систем по образованию и опыту деятельности мало знакомы со спецификой административной работы. Поэтому между работниками информационной системы и сотрудниками аппаратной системы может существовать недопонимание.
4. Нет методики оценки информационных систем, которая бы позволила объективно заменить возросшую эффективность принимаемых решений.[10]
В основе так называемого информационного общества лежит бурное развитие новых информационных технологий, появление которых на арене истории по ряду соображений обобщенно можно охарактеризовать как создание человеком новой, информационной машины. С самого «момента» образования «информационного» общества ему была присуща совокупность внутренних противоречий, будущее разрешение которых имеет несколько, в том числе прямо противоположных, вариантов.
Создание информационной машины означало начало качественно новой социальной эволюции, так как тем самым человек создал своего двойника, заместителя, призванного выполнять всю нечеловеческую работу, весь «черный» труд. Имея такого заместителя, человек получает возможность освободиться для подлинно человеческой, т. е. творческой, созидательной деятельности. Но из этого нового характера труда возникает и новое разделение труда. Прежнего типа работник (система работников), в том числе работник информационного общества уже становится не нужен, ибо он полностью может быть заменен информационной машиной. Изменяется и отношение человека к человеку. Если другой человек не нужен как машина, то он может быть нужен либо как сотворец, либо лишь как материал, объект, в лучшем случае как часть информационной машины. Тогда неизбежно и новое общество, главным отличием которого является то, что материальное производство почти выключается из сферы отношений между людьми, которые если и зависят друг от друга для удовлетворения своих материальных потребностей, то опосредованно, через систему информационной машины. В этом случае прогресс информационной машины может обернуться как обществом всеобщего достатка и индивидуальной свободы, так и обществом нового социального неравенства. В последнем появится и своя новая «элита», и новые «массы», которые не смогут выполнять даже функции машин, поскольку те окажутся закреплены за информационной машиной. В силу такого разделения «труда» между «элитой», «массами» и им всеобщий доступ к информации будет двояким. Человек «элиты», занимающийся созиданием, творец, нуждается во все более полной, действительной и насколько это возможно всеобъемлющей информации, информации для творца. Она останется такой даже вовремя отдыха, ибо творческий человек не может, неспособен нетворчески отдыхать. Человеку «массы», ставшему придатком информационной машины, по характеру его труда требовалась бы только машинная информация. Но машинность работы требует и машинности отдыха, и иным он быть не может, ибо человек выполняющий функцию машины, тем более лишь одной из ее частей, не способен на какой-либо иной отдых, тем более творческий. Многочисленные примеры этих складывающихся тенденций можно наблюдать уже сейчас.
Идея эффективного использования информации состоит в том, что компании должны сделать нечто большее, чем просчитанные вложения в информационные технологии и их грамотное применение. Менеджеры должны научить свои компании эффективно пользоваться информацией, т.е. рационально управлять информационными потоками, уметь создавать ценности, для чего необходимо обучать специальным навыкам обработки информации персонал компании.
3.3. Перспективы применения информационных технологий
При принятии решения о создании или модернизации информационной системы как технологической основы для дальнейшего развития своего бизнеса руководство любой организации (корпорации, фирмы, компании и т.п.) должно не только объективно оценивать ожидаемый экономический эффект и затраты на внедрение новых информационных технологий, но и учитывать возможные перспективы их дальнейшего развития. Для этого необходимо иметь четкое представление об основных направлениях и тенденциях развития (в ближайшей и отдаленной перспективах) технического и программного обеспечения компьютерных систем, а также связанных с ними организационных моментах совершенствования информационных систем управления. Только при таком подходе информационные технологии позволят обеспечить максимальную эффективность бизнеса, а в последующем избежать возможных нежелательных потерь сил и средств.
Современное состояние информационных технологий можно охарактеризовать следующим образом:
1. Наличие множества промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически обо всех областях жизни общества.
2. Создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к информационным ресурсам. Технической основой указанной тенденции явились государственные и частные системы связи и передачи данных общего назначения, а также специализированные, объединенные в национальные, региональные и глобальные, информационно-вычислительные сети.
3. Расширение функциональных возможностей информационных систем и технологий, обеспечивающих одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых баз данных. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.
4. Включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств.
Современно устроенная организация использует наличие развитых информационных технологий для:
осуществления распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения;
создания развитых систем коммуникаций, когда рабочие места соединены для пересылки сообщений;
присоединения к гибким глобальным коммуникациям, когда предприятие включается в мировой информационный поток;
создания и развития систем электронной торговли;
устранения промежуточных звеньев в системе интеграции «организация внешняя среда».
Сегодня можно выделить три основных направления, способных обеспечить значительный рост эффективности применения информационных технологий:
1. Использование электрических сетей в качестве альтернативных средств связи при создании распределенных компьютерных систем;
2. Применение новых способов организации передачи информации по волоконно-оптическим каналам на основе наиболее прогрессивных - солитонных технологий. Солитон - это особый импульс света, проходящий по оптоволоконному световоду. Интенсивность обычных им пульсов, распространяющихся по световоду, может затухать из-за всегда существующих, хотя и малых, потерь; кроме того, импульсы способны изменять свою форму, а иногда они даже распадаются на множество отдельных слабых импульсов. Именно это и ограничивает пропускную способность обычных волоконно-оптических линий связи и требует применения специальных технических средств для восстановления первоначального светового сигнала при передаче информации на значительные расстояния. Применение солитонных технологий при передаче информационных сигналов по оптоволоконным световодам обеспечивает (благодаря особым характеристикам светового сигнала - солитона) возможность эффективной передачи информации на расстояния в десятки тысяч километров. При этом отпадает необходимость использовать специальные технические средства для восстановления первоначального светового сигнала, как это имеет место в случае применения привычных технологий передачи световых сигналов по волоконно-оптическим каналам связи.[11]
3. Переход от компьютерных систем на базе электронно-вычислительных машин к системам, построенным на принципах квантовой обработки информации. Квантовая элементная база вычислительных машин - это новые возможности дальнейшей миниатюризации, повышения мощности и надежности компьютеров, непосредственно вытекающие из преимуществ физических свойств фотонов по сравнению с электронами.
Информация о работе Информационные технологии в процессе принятия управленческих решений