Информационные технологии в процессе принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – рассмотрение роли информационных технологий в процессе принятия управленческих решений.
Для достижения цели курсового проекта следует решить следующие за-дачи:
1. Рассмотреть историю возникновения информационных технологий;
2. Ознакомиться с мировым опытом применения современных информационных технологий в процессе управления предприятием;
3. Проанализировать тенденции использования информационных технологий в управлении организацией в России;
4. Рассмотреть программные обеспечения, их перспективы развития и применения в системе организационного управления.

Оглавление

Введе-ние…………………...……………………………………………………….3

Глава 1. Развитие технологий в области организации и управления предпри-ятием…………..…..………………………………………………………………….5
1.1. История возникновения информационных технологий и их проникновение в систему управления предприяти-ем…………………………………….…………5
1.2. Мировой опыт применения современных информационных технологий в процессе управления предприяти-ем…………………………………………....…..9

Глава 2. Тенденции использования информационных технологий в управле-нии организацией в Рос-сии………………………………..……………………….14
2.1. Развитие информационных технологий в Рос-сии…………....…………...…14
2.2. Принятие управленческих решений с использованием современных информационных техноло-гий…………………………...……….………………...……..18

Глава 3. Программные обеспечения, а так же перспективы развития и применения информационных технологий в системе организационного управле-ния…………………………………..……………………………………………....24
3.1. Программные обеспечения и их значение в принятии реше-ния…………...24
3.2. Негативная сторона использования информационных техноло-гий…..……31
3.3. Перспективы применения информационных техноло-гий….…………....….34

Заключе-ние…………………………………..……………………………..……39
Список использованной литературы………………………………...…..42
Приложение…………………………………………………..………………….45

Файлы: 1 файл

Курсач УР.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

     ускоренный рост компактных компью­теров и серверов по сравнению с настольны­ми ПК;

     продвижение дистрибьюторской сети от традиционных рынков в городах Москва и Санкт-Петербург в регионы России;

     рост спроса на программное обеспече­ние систем управления ресурсами предприя­тий;

     укрепление оффшорного программирования как экспортного сектора при стимули­рующей государственной поддержке;

     ускоренное развитие Интернета;

     сохранение высокого уровня нелицен­зионного использования программного обеспечения.

 

2.2. Принятие управленческих решений с использованием современных информационных технологий

 

Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности, т.е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Управление современной компании широко использует на практике информационные технологии. Существуют две стороны управления предприятием, оказывающие взаимное влияние друг на друга: принципы управления организацией и информационные технологии. Современные методы управления предприятием требуют более современных технологических решений. С другой стороны, сегодняшний уровень технологий предоставляет новые возможности для руководства предприятием.

Информационные технологии в управлении – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.[9]

Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования информационных технологий в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Можно выделить четыре круга задач, решаемые фирмой:

1.      Первый круг задач ориентирован на предоставление экономической информации внешним по отношению к фирме пользователям – инвесторам, налоговым службам и т.п.

2.      Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегических управленческих решений развития бизнеса.

3.      Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений.

4.      Четвертый круг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом в соответствии с функциональными подсистемами экономического объекта.

Основными функциями управленческого аппарата различных организаций являются анализ ситуаций в компании и внешней среде и принятие решений по стратегическому и краткосрочному планированию ее деятельности.

Реализация плановых задач принятия решений осуществляется на стратегическом, тактическом и оперативном (операционном) уровнях. Каждый из этих уровней требует определенной информационной поддержки, которая реализуется на базе информационной технологии.

Стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга. За счет организации информационной технологии обеспечивается доступ к информации, отражающей текущее состояние дел в фирме, внешней среде, их взаимосвязи, необходимой для принятия стратегических решений. В соответствии с этими направлениями информационная технология обеспечивает высшему руководству оперативный, удобный доступ и сортировку информации по ключевым факторам, которые позволяют оценивать степень достижения стратегических целей фирмы и прогнозировать ее деятельность на длительную перспективу. Поэтому информационная технология должна располагать развитой коммуникационной средой (включая Интернет), т.к. ей придется получать, накапливать и обрабатывать информацию из внешней среды организации.

Таким образом, информационные технологии поддержки стратегического уровня принятия решений помогают высшему звену управления организацией решать неструктурированные задачи, основной из которых является сравнение происходящих во внешней среде изменений с существующим потенциалом фирмы.

Тактический уровень принятия решений основан на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабо структурированные задачи (например, принятие решений об инвестициях, рынках сбыта и т.д.). Для принятия  тактических решений информационная технология должна обеспечивать руководителей среднего звена информацией, необходимой для принятия индивидуальных или групповых решений тактического плана. Обычно такие решения имеют важное значение на определенном временном интервале (месяц, квартал, год).

Тактический уровень принятия решений средним управленческим звеном используется для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основными функциями, которые выполняются на базе автоматизированной информационной технологии, являются: сравнение текущих показателей с прошлыми, составление периодических отчетов за определенный период, обеспечение доступа к архивной информации, принятие тактических управленческих решений и т.д.

Функционирование информационной технологии в контуре среднесрочного тактического планирования базируется на использовании моделей, отражающих реальные факторы и условия возможного развития деятельности организаций и предприятий, в значительной степени учитываются внешние требования поставщиков и потребителей. Однако в данном контуре внешняя информация точно соответствует возможным и практически осуществляемым направлениям развития организаций и предприятий, что повышает уровень определенности данных и модели системы управления.

Для поддержки принятия тактического решения в информационной технологии фирмы используются такие инструментальные средства, как базы данных, системы обработки знаний, системы поддержки принятия решений и т.д.

Одним из инструментальных средств для принятия тактического решения в настоящее время являются системы поддержки принятия решений, которые обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Системы поддержки принятия решений имеют достаточно мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Основными характеристиками таких систем являются:

      возможность решения проблем, развитие которых трудно прогнозировать;

      наличие инструментальных средств моделирования и анализа;

      возможность легко менять постановки решаемых задач и входных данных;

      гибкость и адаптируемость к изменению условий;

      технология, максимально ориентированная на пользователя.

Оперативный (операционный) уровень принятия решений является основой всех автоматизированных технологий. На этом уровне выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач экономического объекта. Оперативное управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, за счет использования определенного на тактическом уровне потенциала. При этом к числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести:

      получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциала;

      регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного;

      выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений.

Функционирование информационной технологии в контуре текущего планирования и оперативного регулирования происходит в условиях определенности. Полноты информации и зачастую в режиме реального времени обработки информации.

Информационные технологии обеспечивают специалистов на оперативном уровне информационными продуктами, необходимыми для принятия ежедневных оперативных управленческих решений. Назначение инструментальных средств информационной технологии на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии фирмы и контролировать информационные потоки организации, что соответствует оперативному управлению.

Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и структурированы. Выполняется программная обработка информации по заранее разработанным алгоритмам.

Информационная технология, поддерживающая управление на оперативном уровне, является связующим звеном между организацией и внешней средой. Через оперативный уровень также поставляются данные для остальных уровней управления.

Инструментальные средства на оперативном уровне управления имеют небольшие аналитические возможности. Они обслуживают специалистов организации, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел как внутри фирмы, так и во внешней среде. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в организации и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов.

Основные информационные потребители на оперативном уровне могут быть удовлетворены с помощью типовых функциональных и проблемно-ориентированных аппаратно-программных инструментальных средств для текстовой, табличной, графической и статистической обработки данных, электронных коммуникаций и т.д.

В современном бизнесе менеджмент уже невозможно рассматривать в отрыве от информационных технологий. Компании, которые хотят быть успешными, учатся использовать возможности информационных технологий для повышения эффективности управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Программные обеспечения, а так же перспективы развития применения информационных технологий в системе организационного управления

 

 

3.1. Программные обеспечения и их значение в принятии решения

 

              Как учетные, так и аналитические процедуры должны осуществляться в автоматизированном режиме. Для автоматизации учетных процедур необходимо использовать такие  типовые программные средства как системы «1С: Предприятие», «Парус-Предприятие», БЭСТ, «Турбо-Бухгал-тер», «Инфо-Бухгалтер» и др. Версии таких программ могут быть различными и ориентируются на масштабы и особенности деятельности отдельных предприятий. Следует отметить, что наряду с программными средствами, предназначенными для автоматизации учетных процедур, разработаны и используются на практике специализированные типовые средства для автоматизации аналитических процедур. К программным средствам такого назначения, в частности, относятся программные средства серии «ИНЭК», «Галактика» и др. Эти программные средства могут использоваться для проведения как внешнего, так и внутреннего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также в обучающих целях. Широкое практическое применение получила система финансового анализа «Project Expert». С помощью этой системы автоматизируются процедуры построения бизнес-плана предприятия и контроля за его выполнением, формирования инвестиционного планирования предприятия.

Нами были проанализированы программы второго и третьего класса (1С:Бухгалтерия, Инфо-бухгалтер, Парус 97, «Гримо»). Обзор данных программ мы провели на основе научно-критической литературы по данным разработкам, инструкциям по их применению, личном опыте в практическом использовании. Оценка производилась с позиции пользования (удобность программы, наглядность, широта возможностей), 

настройки программы применительно к конкретным условиям предприятия (технологичность), и возможности расширения и модификации в будущем (модифицируемость, масштабируемость).

Предпочтение было дано программным продуктам фирмы 1С (1С:Бухгалтерия ). Поскольку в исследованиях в основном ведутся разработки на базе «1С: Бухгалтерия 7.5», то конкретней остановимся на некоторых ее особенностях и преимуществах, которыми мы воспользовались в наших разработках.

Как и в предыдущих версиях программы, 

ведение бухгалтерского учета в «1С: Бухгалтерия 7.5» основывается на плане счетов. Кроме собственно синтетического учета, настройка плана счетов определяет возможности ведения  валютного, аналитического и количественного учета.

В версии 7.5 (7.7) реализованы значительно более широкие возможности настройки плана счетов:

-настройка длины кодов счетов и субсчетов;

-настройка количества уровней субсчетов к счетам;

-возможность создания нескольких планов счетов.

Первая возможность особенно актуальна в связи с тем, что последнее время все чаще появляются публикации, посвященные переходу к новому трехзначному плану счетов, активным сторонником которого является профессор В.Ф. Палий (более подробно см. [102

]). И более того, данный вопрос уже поднимался на Съезде бухгалтеров и аудиторов (г. Москва, май 1998 г.). Возможности программы позволяют безболезненно перенастроить на 3-значный план счетов.

Вторая возможность позволяет точнее детализировать отчет по центрам ответственности

Третья – позволяет на единой информационной базе формировать баланс, адаптированный к анализу со стороны высшего руководящего звена (управленческий).

Но одной из наиболее важных особенностей в версии 7.5(7.7) является многомерная аналитика. Многомерная аналитика позволяет вести несколько независимых друг от друга 

разрезов аналитического учета. Данная версия допускает использование до 5 разрезов аналитического учета, что дало возможность реализовать систему нормативного учета себестоимости продукции в сельскохозяйственном производстве.

Кроме всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что «1С:Бухгалтерия» позволяет реализовать значительную часть возможностей управленческого учета путем его 

Информация о работе Информационные технологии в процессе принятия управленческих решений