Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа
Цель курсового проекта – рассмотрение роли информационных технологий в процессе принятия управленческих решений.
Для достижения цели курсового проекта следует решить следующие за-дачи:
1. Рассмотреть историю возникновения информационных технологий;
2. Ознакомиться с мировым опытом применения современных информационных технологий в процессе управления предприятием;
3. Проанализировать тенденции использования информационных технологий в управлении организацией в России;
4. Рассмотреть программные обеспечения, их перспективы развития и применения в системе организационного управления.
Введе-ние…………………...……………………………………………………….3
Глава 1. Развитие технологий в области организации и управления предпри-ятием…………..…..………………………………………………………………….5
1.1. История возникновения информационных технологий и их проникновение в систему управления предприяти-ем…………………………………….…………5
1.2. Мировой опыт применения современных информационных технологий в процессе управления предприяти-ем…………………………………………....…..9
Глава 2. Тенденции использования информационных технологий в управле-нии организацией в Рос-сии………………………………..……………………….14
2.1. Развитие информационных технологий в Рос-сии…………....…………...…14
2.2. Принятие управленческих решений с использованием современных информационных техноло-гий…………………………...……….………………...……..18
Глава 3. Программные обеспечения, а так же перспективы развития и применения информационных технологий в системе организационного управле-ния…………………………………..……………………………………………....24
3.1. Программные обеспечения и их значение в принятии реше-ния…………...24
3.2. Негативная сторона использования информационных техноло-гий…..……31
3.3. Перспективы применения информационных техноло-гий….…………....….34
Заключе-ние…………………………………..……………………………..……39
Список использованной литературы………………………………...…..42
Приложение…………………………………………………..………………….45
1.2. Мировой опыт применения современных информационных технологий в процессе управления предприятием
С переходом на современные информационные технологии экономика приобретает всеобъемлющий, международный, виртуальный характер и затрагивает практически все сферы деятельности.
Благодаря современным информационным технологиям в последние годы получает широкое распространение концепции электронного бизнеса, которая включает все стороны деловых отношений: продажи, послепродажную поддержку, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку партнерских отношений. По оценкам компании IDC в 2002 году объем продаж в сети Интернет превысил 1 трлн. долл.[3]
Развитие новых технологий - основа высокой конкурентоспособности экономики и могущества страны.
Информационные технологии широко используются в деятельности различных зарубежных компаний. Эффективность их использования можно рассмотреть на примере Американских ТНК.
В течение 1980—2005 гг. информационные технологии стали существенным фактором реформирования ТНК США. Это было следствием осознания стратегической важности информационных технологий и последовавшим резким увеличением объемов капиталовложений американских компаний в приобретение и внедрение продуктов новых информационных технологий. По данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США, общая стоимость оборудования и программного обеспечения, используемого американскими фирмами для обработки данных, на 2004 г. превысила 1333 млрд. долл. Таким образом, за пятнадцать лет накопленные инвестиции компаний США только на новые информационные технологии возросли более чем в 2,5 раза.
Происходящее стремительное развитие новых информационных технологий позволяет сделать вывод об их превращении «в решающий фактор конкурентоспособности и воспроизводства» компаний США.
Типовая классификация, широко применяемая западными специалистами:
системы управления производственными ресурсами компании (УПР) класса MRP (Manufacturing Recourse Planning) для автоматизации планирования производственных ресурсов фирмы;
системы комплексного управления предприятием (КУП) класса ERP (Enterprise Recourse Planning) для автоматизации, стандартизации и оптимизации внутренних бизнес-процессов компании, осуществления планирования финансовых и материально-технических ресурсов предприятия, подготовки и анализа финансово-бухгалтерской отчётности;
системы класса CRM (Customer Relations Management) для автоматизации учёта и управления взаимоотношениями с заказчиками (УВЗ);
системы класса SCM (Supply Chain Management) для автоматизации управления цепочками поставок, то есть для управления производственными и логистическими цепочками и взаимоотношениями с поставщиками товаров и услуг.
Интересен пример внедрения системы интеллектуального анализа данных (СИАД) на предприятиях автомобильного гиганта, компании Ford в 2001 г. Разработчиком и поставщиком системы интеллектуального анализа данных по проекту компании Ford стала американская SAS. В рамках проекта внедрения СИАД были успешно решены следующие задачи: выявление общих закономерностей поведения покупателей автомобилей Ford, анализ покупателей с точки зрения их лояльности марке Ford, определение целевых аудиторий для 200 ежегодно осуществляемых маркетинговых программ, направленных на продвижение марок Lincoln, Mercury и Jaguar.
Сложность реализации проекта состояла в существенном объёме данных, накопленных в компании по более чем 33 млн. покупателей. Общий объём информации, собранной в центральной базе данных Ford (она получила название Teradata), составлял на момент внедрения системы интеллектуального анализа данных 1,6 терабайт. Первым положительными результатами внедрения этой СИАД стало сокращение времени обработки и обмена новыми данными в четыре раза, а также заметное упрощение процедуры поиска и анализа требуемых данных.
Это позволило увеличить объёмы осуществляемой аналитической работы и повысить качество выпускаемых информационных материалов для подразделений продаж и маркетинга Ford. В Teradata аккумулировалась информация буквально о каждой семье и потребительские предпочтения практически каждого существующего или потенциального покупателя продукции и услуг Ford. Эти материалы стали предметом детального изучения и основой проведения маркетинговых программ продвижения.
Использование новых информационных технологий предоставляет ТНК США значительные возможности повышения конкурентоспособности:
1. Автоматизация производственных процессов как инструмент сокращения издержек и один из определяющих факторов структуризации производственных процессов ТНК США.
2. Оптимизация бизнес-процессов и организационная интеграция фирм. Так, применение информационных технологий является основой внедрения процессного подхода американскими компаниями.
3. Пространственное позиционирование и отслеживание. Информационные системы предоставляют высокоэффективные средства пространственного позиционирования, что важно прежде всего для транспортных компаний.
4. Повышение качества, объёма и доступности аналитических материалов. Применение современных информационных технологий американскими транснациональными компаниями позволяет ТНК своевременно получать релевантные материалы, необходимые для оценки конкурентной ситуации и принятия управленческих решений.
5. Преодоление географических барьеров общения. Автомобильные гиганты Ford и General Motors широко используют современные информационные технологии для совместного осуществления разработок новых продуктов силами расположенных в разных странах мира исследовательских подразделений.[4]
Информационные технологии, являясь значимым фактором повышения эффективности управления американских компаний, заслуживают детального исследования возможностей их применения в комбинации с другими инструментами реформирования. Новые информационные технологии являются основой и необходимым инструментом осуществления преобразований ТНК США с применением стратегий реинжиниринга и реструктуризации. Следует учитывать, что внедрение инноваций в деятельность компаний не может ограничиваться только применением передовых информационных технологий. Напротив, повышение эффективности управления компаний США является следствием выполнения продуманного комплекса мер по достижению целей долгосрочного развития американских ТНК.
Глава II. Тенденции использования информационных технологий в управлении организацией в России
2.1. Развитие информационных технологий в России
Успешное управление экономикой на корпоративном, региональном и федеральном уровнях находится в прямой зависимости от эффективности применения современных информационных технологий. Использование Интернета, компьютерных программ и других видов сетевой организации менеджмента радикально меняет организацию и технику управления. Они не только позволяют оперативно получать информацию и принимать решения, но и вызывают множество принципиальных структурных изменений - сокращают бюрократический аппарат, заставляют пересмотреть традиционные взгляды на роль и механизм взаимоотношений предприятий, открывают возможности для участия фирм в национальных и мировых финансовых рынках и инвестиционных проектах.[5]
Экономика России, находящаяся на этапе перехода к рынку как общему механизму хозяйствования, требует опережающего комплексного развития инфраструктуры в целом и отдельных ее подсистем в частности. Одним из факторов такой направленности поступательного движения к рыночной экономике является в настоящее время активное внедрение в инфраструктурные процессы и управление ими современных информационных технологий. Между тем, переход народного хозяйства России к рыночным отношениям происходит при отсталости отраслей товарного обращения и транспорта, недостаточной приспособленности к рыночным отношениям финансово-кредитной системы, правовой и кадровой базы, систем связи и информации в сфере инфраструктурных процессов. Управление ими во многом осуществляется на примитивной основе, что являлось и является одной из причин медленного и противоречивого экономического роста. В то же время мировой опыт свидетельствует, что совершенствование деятельности рыночной инфраструктуры - одно из главных условий эффективного функционирования всех отраслей экономики и социального сектора национального хозяйства, а также повышения благосостояния населения. При этом применение современных информационных технологий играет все большую роль в развитии страны.[6]
На постсоветском пространстве возможности взаимного обмена идеями, аналитической информацией значительно улучшились. Появился доступ к научным разработкам, посвященным социологии информационного общества. Глобальная информационная сеть позволяет знакомиться не только с оригинальными идеями, но и с методикой и уровнем образования в этой области науки. Переход к информационному обществу накладывает особый отпечаток на структурирование регионального пространства - на смену иерархии территорий приходит так называемая сетевая организация. По мнению М. Кастельса, сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. В условиях масштабных трансформаций социальных и экономических отношений актуализируется необходимость повышения эффективности управленческих решений в сфере труда и менеджмента современных российских организаций, повышается роль информационных технологий.
Уровень информатизации российского общества, несмотря на высокие темпы роста, все же отстает от развитых стран. В настоящий момент Россия находится в четвертом десятке стран с очень серьезным количественным отставанием от лидеров по основным показателям информационного общества. При этом отечественная информатизация уже прошла так называемый период "накопления компьютерного парка", характеризующегося быстрым увеличением числа персональных компьютеров на рабочих местах как управленческих кадров, так и исполнителей, разработкой типовых программных средств для решения задач бухгалтерского учета, контроля исполнения поручений. Владение пользовательскими навыками работы с компьютером (знание пакета MS Office, умение поиска необходимой информации в Интернет) являются необходимыми требованиями при трудоустройстве на управленческую должность любого уровня.
Следует проанализировать развитие информационной технологии в нашей стране. В конце 50 -х начале 60.-х гг. Э.В. Еврепновым разработана теория распределенной обработки информации на основе модели коллективных вычислений. Одним из важнейших результатов этой теории является возможность построения высокопроизводительных средств вычислительной техники с низкой удельной стоимостью единицы вычислительного ресурса. Другим важным результатом этой теории является возможность рационального объединения средств связи и вычислительной техники на единой основе в единое целое для обмена, хранения, передачи информации при реализации всевозможных информационных технологий.
В дальнейшем рыночные автоматизированные информационные технологии развивались параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщением инфраструктуры новыми средствами коммуникаций. Увеличение числа субъектов формирующегося рынка, активно реагирующих на изменения рыночной конъюнктуры, повысило спрос на современные средства связи и информационные технологии, обусловило развитие телекоммуникационной инфраструктуры, ее полномасштабное вхождение и интеграцию со всемирными информационными системами. [7]
Развитие новых технологий - основа высокой конкурентоспособности экономики и могущества страны. Однако статистика показывает, что в России по этому показателю пока сохраняется разрыв с развитыми странами. Важнейший индикатор уровня информатизации - число персональных компьютеров (ПК) на 1 тыс. человек населения. По этому показателю в 1999 г. Россия отставала от США в 14 раз, а по количеству ПК, подключенных к Интернету, - в 321 раз. По уровню внедрения и использования информационных технологий разрыв между Россией и ведущими странами Запада составляет 5-7 лет. Оптимизм вызывает лишь тот факт, что темпы информатизации в России значительно выше, чем в развитых странах. Поэтому можно ожидать, что к 2010 г. этот период сократится до 3 - 4 лет. Но и развитые страны не будут стоять на месте. Поэтому, чтобы стать на один уровень с ними, России потребуются значительные капиталовложения (не менее 10% ВВП) за короткий отрезок времени.
Успеху России в этом соревновании способствует и рецессия, охватившая мировую экономику. В 2001 - 2003 гг. темпы развития индустрии информационно-коммутационных технологий заметно снизились практически во всех регионах мира. Наиболее сильное падение отмечено в США, где общий показатель годового роста составил всего 0,5%. В странах Европы это снижение оказалось не столь заметным (с 13,3% до 5,4%). На 2004 г. и далее эксперты прогнозируют тенденцию небольшого роста.
Оценка позиций, занимаемых Россией в глобальном информационном мире, показывает, что по удельным характеристикам оснащенности средствами информационных технологий (персональных компьютеров и Интернет-пользователей) наша страна опережает средние данные двух регионов - Африки и Азии, но почти втрое отстает от европейских достижений и более чем в 5-7 раз - от американских (США и Канады).
Западные эксперты считают, что для России начала XXI в. характерны устойчивый рост и высокая динамика развития информационных технологий, а большинство крупных и средних компаний оценили преимущества, связанные с использованием электронной сети при ведении бизнеса. Так, согласно оценкам Brunswick Warburg, около 90% крупнейших российских предприятий имеют доступ к Интернету, что позволяет ежегодно наращивать объем электронной коммерции на 24,5%.[8]
Развитие российского рынка информационных технологий характеризуется такими основными тенденциями, как:
значительный рост объемов правительственных закупок;
увеличение расходов на информационные технологии на промышленных предприятиях благодаря продолжающемуся росту производства;
существенное снижение цен на персональные компьютеры, за счет чего рост объема рынка в долларовом измерении оказался незначительным;
Информация о работе Информационные технологии в процессе принятия управленческих решений