Информационные технологии в процессе принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – рассмотрение роли информационных технологий в процессе принятия управленческих решений.
Для достижения цели курсового проекта следует решить следующие за-дачи:
1. Рассмотреть историю возникновения информационных технологий;
2. Ознакомиться с мировым опытом применения современных информационных технологий в процессе управления предприятием;
3. Проанализировать тенденции использования информационных технологий в управлении организацией в России;
4. Рассмотреть программные обеспечения, их перспективы развития и применения в системе организационного управления.

Оглавление

Введе-ние…………………...……………………………………………………….3

Глава 1. Развитие технологий в области организации и управления предпри-ятием…………..…..………………………………………………………………….5
1.1. История возникновения информационных технологий и их проникновение в систему управления предприяти-ем…………………………………….…………5
1.2. Мировой опыт применения современных информационных технологий в процессе управления предприяти-ем…………………………………………....…..9

Глава 2. Тенденции использования информационных технологий в управле-нии организацией в Рос-сии………………………………..……………………….14
2.1. Развитие информационных технологий в Рос-сии…………....…………...…14
2.2. Принятие управленческих решений с использованием современных информационных техноло-гий…………………………...……….………………...……..18

Глава 3. Программные обеспечения, а так же перспективы развития и применения информационных технологий в системе организационного управле-ния…………………………………..……………………………………………....24
3.1. Программные обеспечения и их значение в принятии реше-ния…………...24
3.2. Негативная сторона использования информационных техноло-гий…..……31
3.3. Перспективы применения информационных техноло-гий….…………....….34

Заключе-ние…………………………………..……………………………..……39
Список использованной литературы………………………………...…..42
Приложение…………………………………………………..………………….45

Файлы: 1 файл

Курсач УР.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

 

1.2. Мировой опыт применения современных информационных технологий в процессе управления предприятием

 

С переходом на современные информационные технологии экономика приобретает всеобъемлющий, международный, виртуальный характер и затрагивает практически все сферы деятельности.

Благодаря современным информационным технологиям в последние годы получает широкое распространение концепции электронного бизнеса, которая включает все стороны деловых отношений: продажи, послепродажную поддержку, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку партнерских отношений. По оценкам компании IDC  в 2002 году объем продаж в сети Интернет превысил 1 трлн. долл.[3]

Развитие новых технологий - основа вы­сокой конкурентоспособности экономики и могущества страны.

Информационные технологии широко используются в деятельности различных зарубежных компаний. Эффективность их использования можно рассмотреть на примере Американских ТНК.

В течение 1980—2005 гг. информационные технологии стали существенным факто­ром реформирования ТНК США. Это было следствием осознания стратегической важности информационных технологий и последовав­шим резким увеличением объемов капиталовложений американских компаний в приобретение и внедрение продуктов новых информационных технологий. По данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США, общая стоимость обо­рудования и программного обеспечения, используемо­го американскими фирмами для обработки данных, на 2004 г. превысила 1333 млрд. долл. Таким образом, за пятнадцать лет накопленные инвестиции компаний США только на новые информационные технологии возросли более чем в 2,5 раза.

Происходящее стремительное развитие новых ин­формационных технологий позволя­ет сделать вывод об их превращении «в решающий фак­тор конкурентоспособности и воспроизводства» компа­ний США.

Типовая классификация, широко применяемая западными специалистами:

                  системы управления производственными ресур­сами компании (УПР) класса MRP (Manufacturing Recourse Planning) для автоматизации планирова­ния производственных ресурсов фирмы;

                  системы комплексного управления предприя­тием (КУП) класса ERP (Enterprise Recourse Planning) для автоматизации, стандартизации и оптимизации внутренних бизнес-процессов компании, осуществления планирования фи­нансовых и материально-технических ресурсов предприятия, подготовки и анализа финансово-бухгалтерской отчётности;

                  системы класса CRM (Customer Relations Management) для автоматизации учёта и управления взаимоотношениями с заказчиками (УВЗ);

                  системы класса SCM (Supply Chain Management) для автоматизации управле­ния цепочками поставок, то есть для управления производственными и ло­гистическими цепочками и взаимоотношениями с поставщиками товаров и услуг.

Интересен пример внедрения системы интеллектуаль­ного анализа данных (СИАД) на предприятиях автомобильного гиганта, компании Ford в 2001 г. Разработчиком и поставщиком системы интеллектуального анализа данных по проекту компании Ford стала американская SAS. В рамках проекта внедрения СИАД были успешно решены следующие задачи: выявление общих зако­номерностей поведения покупателей автомобилей Ford, анализ покупателей с точки зрения их лояльности марке Ford, определение целевых аудиторий для 200 ежегодно осуществляемых маркетинговых программ, направленных на продвижение марок Lincoln, Mercury и Jaguar.

Сложность реализации проекта состояла в существенном объёме данных, накоп­ленных в компании по более чем 33 млн. покупателей. Общий объём информации, собранной в центральной базе данных Ford (она получила название Teradata), состав­лял на момент внедрения системы интеллектуального анализа данных 1,6 терабайт. Первым положительными результатами внедрения этой СИАД стало сокращение вре­мени обработки и обмена новыми данными в четыре раза, а также заметное упроще­ние процедуры поиска и анализа требуемых данных.

Это позволило увеличить объёмы осуществляемой аналитической работы и по­высить качество выпускаемых информационных материалов для подразделений про­даж и маркетинга Ford. В Teradata аккумулировалась информация буквально о каж­дой семье и потребительские предпочтения практически каждого существующего или потенциального покупателя продукции и услуг Ford. Эти материалы стали пред­метом детального изучения и основой проведения маркетинговых программ про­движения.

Использование новых информационных технологий предос­тавляет ТНК США значительные возможности повышения конкурентоспособности:

1.      Автоматизация производственных процессов как инструмент сокращения из­держек и один из определяющих факторов структуризации производствен­ных процессов ТНК США.

2.      Оптимизация бизнес-процессов и организационная интеграция фирм. Так, применение информационных технологий является ос­новой внедрения процессного подхода американскими компаниями.

3.      Пространственное позиционирование и отслеживание. Информационные системы предоставляют высокоэффективные средства пространственного по­зиционирования, что важно прежде всего для транспортных компаний.

4.      Повышение качества, объёма и доступности аналитических материалов. При­менение современных информационных технологий аме­риканскими транснациональными компаниями позволяет ТНК своевремен­но получать релевантные материалы, необходимые для оценки конкурент­ной ситуации и принятия управленческих решений.

5.      Преодоление географических барьеров общения. Автомобильные гиганты Ford и General Motors широко используют современные информационные технологии для совместного осуществления разработок но­вых продуктов силами расположенных в разных странах мира исследователь­ских подразделений.[4]

Информационные технологии, являясь значимым фактором повышения эффективности управления американских компаний, заслуживают деталь­ного исследования возможностей их применения в комбинации с другими инстру­ментами реформирования. Новые информационные технологии являются основой и необходимым инструментом осуществления преобразований ТНК США с применением стратегий реинжиниринга и реструктуризации. Следует учиты­вать, что внедрение инноваций в деятельность компаний не может ограничиваться только применением передовых информационных технологий. Напротив, повышение эффективности управления компаний США является след­ствием выполнения продуманного комплекса мер по достижению целей долгосроч­ного развития американских ТНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Тенденции использования информационных технологий в управлении организацией в России

 

2.1. Развитие информационных технологий в России

 

Успешное управление экономикой на корпо­ративном, региональном и федеральном уровнях находится в прямой зависимости от эффективности применения современных информационных техноло­гий. Использование Интернета, ком­пьютерных программ и других видов сетевой организации менеджмента радикально меня­ет организацию и технику управления. Они не только позволяют оперативно получать информацию и принимать решения, но и вы­зывают множество принципиальных струк­турных изменений - сокращают бюрократи­ческий аппарат, заставляют пересмотреть традиционные взгляды на роль и механизм взаимоотношений предприятий, открывают возможности для участия фирм в националь­ных и мировых финансовых рынках и инвес­тиционных проектах.[5]

Экономика России, находящаяся на эта­пе перехода к рынку как общему меха­низму хозяйствования, требует опережа­ющего комплексного развития инфра­структуры в целом и отдельных ее подси­стем в частности. Одним из факторов такой направленности поступательного движения к рыночной экономике является в настоя­щее время активное внедрение в инфра­структурные процессы и управление ими современных информационных техноло­гий. Между тем, переход народного хо­зяйства России к рыночным отношениям происходит при отсталости отраслей то­варного обращения и транспорта, недо­статочной приспособленности к рыночным отношениям финансово-кредитной систе­мы, правовой и кадровой базы, систем связи и информации в сфере инфраструк­турных процессов. Управление ими во многом осуществляется на примитивной основе, что являлось и является одной из причин медленного и противоречивого экономического роста. В то же время ми­ровой опыт свидетельствует, что совершенствование деятельности рыночной инфра­структуры - одно из главных условий эф­фективного функционирования всех от­раслей экономики и социального сектора национального хозяйства, а также повы­шения благосостояния населения. При этом применение современных информацион­ных технологий играет все большую роль в развитии страны.[6]

На постсоветском пространстве возможности взаимного обмена идеями, аналитической информацией значительно улучшились. Появился доступ к научным разработкам, по­священным социологии информационного общества. Гло­бальная информационная сеть позволяет знакомиться не только с оригинальными идеями, но и с методикой и уров­нем образования в этой области науки. Переход к информа­ционному обществу накладывает особый отпечаток на струк­турирование регионального пространства - на смену иерар­хии территорий приходит так называемая сетевая организа­ция. По мнению М. Кастельса, сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. В условиях масштабных трансформаций соци­альных и экономических отношений актуализируется необхо­димость повышения эффективности управленческих решений в сфере труда и менеджмента современных российских орга­низаций, повышается роль информационных технологий.

Уровень информатизации российского общества, несмот­ря на высокие темпы роста, все же отстает от развитых стран. В настоящий момент Россия находится в четвертом десятке стран с очень серьезным количественным отстава­нием от лидеров по основным показателям информационно­го общества. При этом отечественная информатизация уже прошла так называемый период "накопления компьютерно­го парка", характеризующегося быстрым увеличением чис­ла персональных компьютеров на рабочих местах как уп­равленческих кадров, так и исполнителей, разработкой ти­повых программных средств для решения задач бухгалтер­ского учета, контроля исполнения поручений. Владение пользовательскими навыками работы с компьютером (зна­ние пакета MS Office, умение поиска необходимой инфор­мации в Интернет) являются необходимыми требованиями при трудоустройстве на управленческую должность любого уровня.

Следует проанализировать развитие информационной технологии в нашей стране. В конце 50 -х начале 60.-х гг. Э.В. Еврепновым разработана теория распределенной обработки инфор­мации на основе модели коллективных вычислений. Одним из важнейших результатов этой теории является возмож­ность построения высокопроизводительных средств вычис­лительной техники с низкой удельной стоимостью единицы вычислительного ресурса. Другим важным результатом этой теории является возможность рационального объединения средств связи и вычислительной техники на единой основе в единое целое для обмена, хранения, передачи информа­ции при реализации всевозможных информационных технологий.

В дальнейшем рыночные автоматизированные инфор­мационные технологии развивались параллельно с появ­лением новых видов технических средств обработки и пе­редачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщением инфра­структуры новыми средствами коммуникаций. Увеличение числа субъектов формирующегося рынка, активно реагиру­ющих на изменения рыночной конъюнктуры, повысило спрос на современные средства связи и информационные техно­логии, обусловило развитие телекоммуникационной инфра­структуры, ее полномасштабное вхождение и интеграцию со всемирными информационными системами. [7]

Развитие новых технологий - основа вы­сокой конкурентоспособности экономики и могущества страны. Однако статистика пока­зывает, что в России по этому показателю по­ка сохраняется разрыв с развитыми страна­ми. Важнейший индикатор уровня информа­тизации - число персональных компьютеров (ПК) на 1 тыс. человек населения. По этому показателю в 1999 г. Россия отставала от США в 14 раз, а по количеству ПК, подключенных к Интернету, - в 321 раз. По уровню внедрения и использования информационных технологий разрыв между Россией и ведущими странами Запада составляет 5-7 лет. Оптимизм вызы­вает лишь тот факт, что темпы информатиза­ции в России значительно выше, чем в разви­тых странах. Поэтому можно ожидать, что к 2010 г. этот период сократится до 3 - 4 лет. Но и развитые страны не будут стоять на месте. Поэтому, чтобы стать на один уровень с ними, России потребуются значительные капиталовложения (не менее 10% ВВП) за короткий отрезок времени.

Успеху России в этом соревновании способствует и рецессия, охватившая миро­вую экономику. В 2001 - 2003 гг. темпы разви­тия индустрии информационно-коммутаци­онных технологий заметно снизились прак­тически во всех регионах мира. Наиболее сильное падение отмечено в США, где об­щий показатель годового роста составил все­го 0,5%. В странах Европы это снижение ока­залось не столь заметным (с 13,3% до 5,4%). На 2004 г. и далее эксперты прогнозируют тенденцию небольшого роста.

Оценка позиций, занимае­мых Россией в глобальном информационном мире, показывает, что по удельным характе­ристикам оснащенности средствами информационных технологий (персональных компьюте­ров и Интернет-пользователей) наша страна опережает средние данные двух регионов - Африки и Азии, но почти втрое отстает от европейских достижений и более чем в 5-7 раз - от американских (США и Канады).

Западные эксперты считают, что для России начала XXI в. характерны устойчивый рост и высокая динамика развития информа­ционных технологий, а большинство крупных и средних компаний оценили преимущества, связанные с исполь­зованием электронной сети при ведении бизнеса. Так, согласно оценкам Brunswick Warburg, около 90% крупнейших российских предприятий имеют доступ к Интернету, что позволяет ежегодно наращивать объем элек­тронной коммерции на 24,5%.[8]

Развитие российского рынка информационных технологий харак­теризуется такими основными тенденциями, как:

     значительный рост объемов правитель­ственных закупок;

     увеличение расходов на информацион­ные технологии на промышленных предпри­ятиях благодаря продолжающемуся росту производства;

     существенное снижение цен на персо­нальные компьютеры, за счет чего рост объе­ма рынка в долларовом измерении оказался незначительным;

Информация о работе Информационные технологии в процессе принятия управленческих решений