Хозяйственная стратегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы формирования и реализации хозяйственной стратегии предприятия
1.1 Сущность хозяйственной стратегии и ее значимость для предприятия 7
1.2 Методики формирования хозяйственной стратегии предприятия 13
1.3 Подходы к реализации хозяйственной стратегии на предприятии 20
2 Анализ формирования и реализации хозяйственной стратегии в ОАО «Ламзурь»
2.1 Оценка процесса формирования хозяйственной стратегии предприятия 25
2.2 Анализ цены и качества продукции в системе хозяйственной стратегии 35
2.3 Анализ преимуществ реализации стратегии предприятия по отношению к другим предприятиям отрасли 38
3 Совершенствование формирования и реализации хозяйственной стратегии ОАО «Ламзурь»
3.1 Основные направления развития хозяйственной стратегии предприятия в условиях развития рынка кондитерской продукции 46
3.2 Предложения по совершенствованию механизма формирования хозяйственной стратегии 51
3.3 Повышение эффективности процесса реализации хозяйственной стратегии на предприятии
Заключение

Файлы: 1 файл

Khozyaystvennaya_strategia_4.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Как видно из таблицы 2.4 за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшего качества и экспортируемой продукции. Значительно снижена доля забракованной продукции и зарекламированной продукции, в связи с этим снизилась сумма потерь от брака. Это с уверенность дает право сказать, что ОАО «Ламзурь» ведет продуманный и строгий контроль за качеством продукции.

Так как предприятие  выпускает кондитерскую продукцию по сортам, то в случае изменения ее сортового состава нужно рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции. Выполним это расчет способом абсолютных разниц по таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Влияние  сортового состава продукции на объем выпуска в стоимостном выражении ОАО «Ламзурь».

Сорт продукции

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб.

2009 год

2010 год

+, -

1

50

70

+20

+1200

2

30

20

-10

-500

3

20

10

-10

-250

Итого

100

100

-

+450


 

В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции 1 сорта и уменьшением  соответственно доли 2 и 3 сорта) средняя цена реализации по кондитерской  продукции предприятия выше чем в 2007 году на 450 тыс.руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 2268 тыс.руб.

Косвенным показателем  качества продукции на ОАО «Ламзурь»  является брак. Он делится на исправный  и неисправный, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет  к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема хозяйственной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа качества продукции изучим динамику брака  по абсолютной сумме и определим  потери от брака по таблице 2.6.

Таблица 2.6 – Потери от брака на ОАО «Ламзурь», тыс.руб.

Показатель

2009 год

2010 год

Отклонение, + -

Себестоимость забракованной продукции

550

500

-50

Расходы по исправлению брака

120

80

-40

Стоимость брака по цене возможного использования

160

150

-10

Сумма удержаний с виновных лиц

25

10

-15

Потери от брака (1+2-3-4)

485

420

 

Для определения потерь хозяйственной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. На нашем предприятии стоимость  хозяйственной продукции в действующих  ценах составляет 104 300 тыс.руб., а ее себестоимость – 84 168 тыс.руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен: (104300 – 84168) / 84168 * 100 = +23,9 %. Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же хозяйственной продукции равны 420 * 1,239 = 520,4 тыс. руб.

Основными причинами  понижения качества продукции ОАО  «Ламзурь» является плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации  производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и другие не маловажные причины.

Таким образом, внедрение  системы менеджмента стало важным шагом для организации, стремящейся  к улучшению и совершенствованию  деятельности. Процесс внедрения  осуществляется значительно более  эффективно при оперативном планировании и вовлеченности высшего руководства организации.

 

 

2.3 Анализ преимуществ  реализации стратегии предприятия  по отношению к другим предприятиям  отрасли 

 

ОАО «Ламзурь» своих коммуникациях, и в частности в своей рекламе делает акцент на продвижение корпоративного бренда и торговой марки «Ламзурь». Основными средствами распространения рекламы выступает телевидение, радио, в местах продаж, наружная реклама. Для привлечения новых покупателей к приобретению продукции и повышению лояльности потенциальных покупателей постоянно проводятся BTL – программы с различными призами, разрабатываются и распространяются POS-материалы, а также для ознакомления посетителей торговых точек с вкусовыми особенностями продукции и новыми видами проводятся постоянно дегустации,  розыгрыши призов с символикой компании.

Особое внимание в  коммуникационной политике компании уделяется  местам продаж, компания для продвижения  своей продукции активно использует средства мерчандайзинга.

Следует отметить, что  большую роль в потери потребителей ОАО «Ламзурь» играют: высокие  цены, низкое или несоответствующее  запросам потребителей качество новой  кондитерской продукции и устаревшая продукция, более подробно рассмотрим в процентном соотношении на рисунке 2.5.

Следует отметить, что  вопреки общему мнению руководства, большинство потребителей отказываются от сладостей ОАО «Ламзурь» и  приобретают их у конкурентов  в основном даже не из-за качества, а  из-за медленной и негибкой работы ОАО «Ламзурь» по заказам .

Этот момент, на наш  взгляд, требует тщательного изучения и исправления ситуации начиная с уровня политики руководства фабрики.

Рисунок 2.3 - Причины потери потребителей ОАО «Ламзурь»

Необходимо обращать внимание на любую обоснованную потребность  и более гибко подходить к  этому вопросу.

Большая часть покупателей (54%) получают информацию о новых  разработках ОАО «Ламзурь». Но в  большинстве случаев это: прайс-листы (26%), которые присылаются в начале года при формировании заказа, перечень новых новой кондитерской продукции (13%) и каталог выпускаемой продукции (13%) (рисунок 2.3).

Таким образом, можно  говорить о достаточно низкой информационной доступности сферы НИОКР ОАО «Ламзурь». Это может привести к тому, что первоначальный спрос на новую продукцию будет невысоким.

Служба маркетинга составила  полный список фабрик-конкурентов, выпускающих  кондитерские изделия, их ассортимент  и цены на продукцию. На основе этих данных выявлены основные конкуренты фабрики:

– «Воронежская КФ» ( г. Воронеж)     Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует с «Воронежской КФ», следующие: конфеты помадные, конфеты пралиновые, конфеты в коробках, мармелад, зефир, карамель фруктово- ягодная,  карамель леденцовая, карамель молочная, печенье сахарное, вафли.

– КФ «Глобус» (г. Ульяновск).     Позиции, по которым компания ОАО  «Ламзурь» конкурирует  с КФ «Глобус»,  следующие: конфеты в коробках, карамель молочная, карамель фруктово — ягодная, печенье сахарное, печенье сдобное.

– ОАО «АККОНД» (г. Чебоксары).  Позиции, по которым компания ОАО  «Ламзурь»  конкурирует  с ОАО  «АККОНД»: конфеты в коробках, конфеты  помадные, карамель леденцовая, карамель молочная, карамель фруктово — ягодная, печенье сахарное, печенье затяжное, вафли.

– КФ «SlaSti»  (г. Тольятти). Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует  с КФ  «SlaSti»: карамель леденцовая, карамель фруктово – ягодная, карамель молочная, ирис.

– КФ «1 Мая»  (г. Нижний Новгород).  Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь»  конкурирует  с КФ «1Мая»,  следующие: вафли, конфеты пралиновые, карамель фруктово — ягодная, карамель молочная, карамель леденцовая.

– «Пензенская кондитерская фабрика» (г. Пенза).  Позиции, по которым  компания ОАО «Ламзурь»  конкурирует  с «Пензенской КФ», следующие: конфеты помадные глазированные, конфеты пралиновые глазированные, конфеты неглазированные помадные, конфеты неглазированные пралиновые, карамель леденцовая, ирис, зефир, вафли.

– КФ «Ясная  поляна»  (г. Тула). Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь»  конкурирует  с КФ «Ясная поляна», следующие:печенье, вафли, зефир, мармелад, конфеты помадные.

– Кондитерская корпорация «ROSHEN». Ассортимент более 200 (Двухсот) видов конфет, шоколада, карамели, печенья, вафель, мармелада и тортов при общем объеме производства 310 000 (Триста десять тысяч) тонн в год.

Данные конкуренты были выявлены по следующим категориям:

– сходный ценовой  диапазон;

– аналогичные названия продукции;

– схожий дизайн упаковки продукта;

– похожее качество продукта.

Наибольшую конкуренцию  создают кондитерские фабрики, которые  ввозят свою продукцию в Саранск, такие как:

  • г. Казань «Заря»;
  • г. Москва «Красный октябрь»;
  • г. Ульяновск «Волжанка»;
  • г. Самара «Россия».

Но ввоз хаотичен и  не удается точно подсчитать количество ввозимой продукции. Решить эту проблему можно в том случае, когда ОАО «Ламзурь» будет полностью удовлетворять нужды и потребности в кондитерских изделиях своими силами, чтобы цена и количество соответствовали спросу покупателей. Для этого производятся исследования потенциальных возможностей фабрики. периодически составляются отчеты о поставке по товарным группам и по регионам.

Анализируя сбытовую политику ОАО «Ламзурь» можно  сказать, что мероприятия, проводимые отделом маркетинга и направленные на формирование спроса и стимулирование сбыта, на увеличение рынков сбыта, интенсивная реклама, дали свои результаты:

  • Увеличился объем продаж (по Мордовии + 88 тонн), г. Москва + 10 тонн, Самарская область + 43 тонны, Чувашия + 28 тонн.
  • Выявлены новые показатели и из потенциальных превращены в действующие (за последние 4 месяца, т.е. с июля по октябрь 2007 года фабрика приобрела новых покупателей в семи регионах России).
  • Повышается престижность фирмы (стали получать письма и отклики о своей работе от жителей Мордовии).

Очевидно, что на реализацию и прибыль влияют выбранные средства продвижения товара. И задача отдела маркетинга глубже изучить все возможности  взаимосвязи элементов комплекса  маркетинга и претворить их в жизнь.

Фрагмент структуры формирования хозяйственной стратегии рассмотрим на рисунке 2.4. Структурные подразделения ОАО «Ламзурь» активно взаимодействуют между собой. В организационной структуре формирования хозяйственной стратегии выделим три основных системы: система управления, коммерческая система и совокупность цехов предприятия, образующие третью систему. Рассмотрим отдельно функции отдела маркетинга при формировании хозяйственной стратегии ОАО «Ламзурь» (рисунок 2.4).





 




Рисунок 2.4 – Организационная структура отдела маркетинга при формировании хозяйственной стратегии ОАО «Ламзурь»

Каждое структурное  подразделение обеспечивается отделом  материально-технического обеспечения сырьем и материалами под выполнение заказа Общества. Сбыт продукции, работ, услуг, произведенных подразделением, и потребляемых внутри Общества осуществляется подразделением самостоятельно (прямые поставки). А управление комплектации и обеспечения производства (на договорной основе) или отдел отгрузки занимается реализацией продукции, работ или услуг на сторону в размере планового задания, сверх плана - осуществляется только по заявке отдела отгрузки.

Цены на продукцию, работы, услуги, производимые подразделениями, устанавливаются Бюро ценообразования  и нормативной себестоимости  при планово-экономическом отделе. Поставка полуфабрикатов между цехами осуществляется по внутризаводским ценам. Внутризаводские цены определяются, исходя из полной нормативной себестоимости изделия. Практика показала неэффективность применения внутризаводских цен, исчисленных таким образом. Достижение в таких условиях поставленных задач, например, таких, как снижение затрат ставится в зависимость от качества установленных норм, и не может стимулировать цеха снижать затраты.

Процесс разработки ассортимента в ОАО «Ламзурь» можно представить в виде следующих этапов (рисунок 2.5).









продолжение рис.2.4.


 

 

Рисунок 2.5 – Процесс разработки товарного ассортимента ОАО «Ламзурь»

Рынок кондитерской продукции  является частью рынка шоколада и обладает устойчивыми преимуществами и привлекательностью. По данным исследований, емкость рынка шоколадных конфет в коробках г.Саранска составляет 30 тонн в месяц (360 тонн в год). Процесс управления новым ассортиментом идёт по трём направлениям (создание новых продуктов, удаление из ассортимента продуктов, изменение имеющихся продуктов) и основывается на ежеквартальном или плановом исследовании внешней и внутренней среды.

Трейд – маркетолог и  менеджер (отдел маркетинга) являются специалистами фабрики, на которых возложены, прежде всего обязанности по своевременному обеспечению ОАО «Ламзурь» информацией о рынке, потребителях и конкурентах. Однако маркетинговые исследования поставлены в анализируемом предприятии на не достаточно высоком уровне. Так, например, торговые агенты, непосредственно занимающиеся сбором первичной информации, как правило, не проводят опросы, а в анкеты ставят приблизительные данные. Кроме этого, аналитик собирает информацию из журналов «Спрос» и «Кондитерская промышленность», а также сети Internet.

Информация о работе Хозяйственная стратегия