Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:13, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.
Введение
1 Теоретические основы формирования и реализации хозяйственной стратегии предприятия
1.1 Сущность хозяйственной стратегии и ее значимость для предприятия 7
1.2 Методики формирования хозяйственной стратегии предприятия 13
1.3 Подходы к реализации хозяйственной стратегии на предприятии 20
2 Анализ формирования и реализации хозяйственной стратегии в ОАО «Ламзурь»
2.1 Оценка процесса формирования хозяйственной стратегии предприятия 25
2.2 Анализ цены и качества продукции в системе хозяйственной стратегии 35
2.3 Анализ преимуществ реализации стратегии предприятия по отношению к другим предприятиям отрасли 38
3 Совершенствование формирования и реализации хозяйственной стратегии ОАО «Ламзурь»
3.1 Основные направления развития хозяйственной стратегии предприятия в условиях развития рынка кондитерской продукции 46
3.2 Предложения по совершенствованию механизма формирования хозяйственной стратегии 51
3.3 Повышение эффективности процесса реализации хозяйственной стратегии на предприятии
Заключение
Как видно из таблицы 2.4 за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшего качества и экспортируемой продукции. Значительно снижена доля забракованной продукции и зарекламированной продукции, в связи с этим снизилась сумма потерь от брака. Это с уверенность дает право сказать, что ОАО «Ламзурь» ведет продуманный и строгий контроль за качеством продукции.
Так как предприятие выпускает кондитерскую продукцию по сортам, то в случае изменения ее сортового состава нужно рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции. Выполним это расчет способом абсолютных разниц по таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Влияние сортового состава продукции на объем выпуска в стоимостном выражении ОАО «Ламзурь».
Сорт продукции |
Структура продукции, % |
Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб. | ||
2009 год |
2010 год |
+, - | ||
1 |
50 |
70 |
+20 |
+1200 |
2 |
30 |
20 |
-10 |
-500 |
3 |
20 |
10 |
-10 |
-250 |
Итого |
100 |
100 |
- |
+450 |
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции 1 сорта и уменьшением соответственно доли 2 и 3 сорта) средняя цена реализации по кондитерской продукции предприятия выше чем в 2007 году на 450 тыс.руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 2268 тыс.руб.
Косвенным показателем качества продукции на ОАО «Ламзурь» является брак. Он делится на исправный и неисправный, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема хозяйственной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа качества продукции изучим динамику брака по абсолютной сумме и определим потери от брака по таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Потери от брака на ОАО «Ламзурь», тыс.руб.
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Отклонение, + - |
Себестоимость забракованной продукции |
550 |
500 |
-50 |
Расходы по исправлению брака |
120 |
80 |
-40 |
Стоимость брака по цене возможного использования |
160 |
150 |
-10 |
Сумма удержаний с виновных лиц |
25 |
10 |
-15 |
Потери от брака (1+2-3-4) |
485 |
420 |
Для определения потерь
хозяйственной продукции
Основными причинами понижения качества продукции ОАО «Ламзурь» является плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и другие не маловажные причины.
Таким образом, внедрение
системы менеджмента стало
2.3 Анализ преимуществ
реализации стратегии
ОАО «Ламзурь» своих коммуникациях, и в частности в своей рекламе делает акцент на продвижение корпоративного бренда и торговой марки «Ламзурь». Основными средствами распространения рекламы выступает телевидение, радио, в местах продаж, наружная реклама. Для привлечения новых покупателей к приобретению продукции и повышению лояльности потенциальных покупателей постоянно проводятся BTL – программы с различными призами, разрабатываются и распространяются POS-материалы, а также для ознакомления посетителей торговых точек с вкусовыми особенностями продукции и новыми видами проводятся постоянно дегустации, розыгрыши призов с символикой компании.
Особое внимание в коммуникационной политике компании уделяется местам продаж, компания для продвижения своей продукции активно использует средства мерчандайзинга.
Следует отметить, что большую роль в потери потребителей ОАО «Ламзурь» играют: высокие цены, низкое или несоответствующее запросам потребителей качество новой кондитерской продукции и устаревшая продукция, более подробно рассмотрим в процентном соотношении на рисунке 2.5.
Следует отметить, что вопреки общему мнению руководства, большинство потребителей отказываются от сладостей ОАО «Ламзурь» и приобретают их у конкурентов в основном даже не из-за качества, а из-за медленной и негибкой работы ОАО «Ламзурь» по заказам .
Этот момент, на наш взгляд, требует тщательного изучения и исправления ситуации начиная с уровня политики руководства фабрики.
Рисунок 2.3 - Причины потери потребителей ОАО «Ламзурь»
Необходимо обращать внимание на любую обоснованную потребность и более гибко подходить к этому вопросу.
Большая часть покупателей (54%) получают информацию о новых разработках ОАО «Ламзурь». Но в большинстве случаев это: прайс-листы (26%), которые присылаются в начале года при формировании заказа, перечень новых новой кондитерской продукции (13%) и каталог выпускаемой продукции (13%) (рисунок 2.3).
Таким образом, можно
говорить о достаточно низкой информационной
доступности сферы НИОКР ОАО «
Служба маркетинга составила полный список фабрик-конкурентов, выпускающих кондитерские изделия, их ассортимент и цены на продукцию. На основе этих данных выявлены основные конкуренты фабрики:
– «Воронежская КФ» ( г. Воронеж) Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует с «Воронежской КФ», следующие: конфеты помадные, конфеты пралиновые, конфеты в коробках, мармелад, зефир, карамель фруктово- ягодная, карамель леденцовая, карамель молочная, печенье сахарное, вафли.
– КФ «Глобус» (г. Ульяновск). Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует с КФ «Глобус», следующие: конфеты в коробках, карамель молочная, карамель фруктово — ягодная, печенье сахарное, печенье сдобное.
– ОАО «АККОНД» (г. Чебоксары). Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует с ОАО «АККОНД»: конфеты в коробках, конфеты помадные, карамель леденцовая, карамель молочная, карамель фруктово — ягодная, печенье сахарное, печенье затяжное, вафли.
– КФ «SlaSti» (г. Тольятти). Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует с КФ «SlaSti»: карамель леденцовая, карамель фруктово – ягодная, карамель молочная, ирис.
– КФ «1 Мая» (г. Нижний Новгород). Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует с КФ «1Мая», следующие: вафли, конфеты пралиновые, карамель фруктово — ягодная, карамель молочная, карамель леденцовая.
– «Пензенская кондитерская фабрика» (г. Пенза). Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует с «Пензенской КФ», следующие: конфеты помадные глазированные, конфеты пралиновые глазированные, конфеты неглазированные помадные, конфеты неглазированные пралиновые, карамель леденцовая, ирис, зефир, вафли.
– КФ «Ясная поляна» (г. Тула). Позиции, по которым компания ОАО «Ламзурь» конкурирует с КФ «Ясная поляна», следующие:печенье, вафли, зефир, мармелад, конфеты помадные.
– Кондитерская корпорация «ROSHEN». Ассортимент более 200 (Двухсот) видов конфет, шоколада, карамели, печенья, вафель, мармелада и тортов при общем объеме производства 310 000 (Триста десять тысяч) тонн в год.
Данные конкуренты были выявлены по следующим категориям:
– сходный ценовой диапазон;
– аналогичные названия продукции;
– схожий дизайн упаковки продукта;
– похожее качество продукта.
Наибольшую конкуренцию создают кондитерские фабрики, которые ввозят свою продукцию в Саранск, такие как:
Но ввоз хаотичен и не удается точно подсчитать количество ввозимой продукции. Решить эту проблему можно в том случае, когда ОАО «Ламзурь» будет полностью удовлетворять нужды и потребности в кондитерских изделиях своими силами, чтобы цена и количество соответствовали спросу покупателей. Для этого производятся исследования потенциальных возможностей фабрики. периодически составляются отчеты о поставке по товарным группам и по регионам.
Анализируя сбытовую политику ОАО «Ламзурь» можно сказать, что мероприятия, проводимые отделом маркетинга и направленные на формирование спроса и стимулирование сбыта, на увеличение рынков сбыта, интенсивная реклама, дали свои результаты:
Очевидно, что на реализацию
и прибыль влияют выбранные средства
продвижения товара. И задача отдела
маркетинга глубже изучить все возможности
взаимосвязи элементов
Фрагмент структуры формирования хозяйственной стратегии рассмотрим на рисунке 2.4. Структурные подразделения ОАО «Ламзурь» активно взаимодействуют между собой. В организационной структуре формирования хозяйственной стратегии выделим три основных системы: система управления, коммерческая система и совокупность цехов предприятия, образующие третью систему. Рассмотрим отдельно функции отдела маркетинга при формировании хозяйственной стратегии ОАО «Ламзурь» (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Организационная структура отдела маркетинга при формировании хозяйственной стратегии ОАО «Ламзурь»
Каждое структурное подразделение обеспечивается отделом материально-технического обеспечения сырьем и материалами под выполнение заказа Общества. Сбыт продукции, работ, услуг, произведенных подразделением, и потребляемых внутри Общества осуществляется подразделением самостоятельно (прямые поставки). А управление комплектации и обеспечения производства (на договорной основе) или отдел отгрузки занимается реализацией продукции, работ или услуг на сторону в размере планового задания, сверх плана - осуществляется только по заявке отдела отгрузки.
Цены на продукцию, работы, услуги, производимые подразделениями, устанавливаются Бюро ценообразования и нормативной себестоимости при планово-экономическом отделе. Поставка полуфабрикатов между цехами осуществляется по внутризаводским ценам. Внутризаводские цены определяются, исходя из полной нормативной себестоимости изделия. Практика показала неэффективность применения внутризаводских цен, исчисленных таким образом. Достижение в таких условиях поставленных задач, например, таких, как снижение затрат ставится в зависимость от качества установленных норм, и не может стимулировать цеха снижать затраты.
Процесс разработки ассортимента в ОАО «Ламзурь» можно представить в виде следующих этапов (рисунок 2.5).
продолжение рис.2.4.
Рисунок 2.5 – Процесс разработки товарного ассортимента ОАО «Ламзурь»
Рынок кондитерской продукции является частью рынка шоколада и обладает устойчивыми преимуществами и привлекательностью. По данным исследований, емкость рынка шоколадных конфет в коробках г.Саранска составляет 30 тонн в месяц (360 тонн в год). Процесс управления новым ассортиментом идёт по трём направлениям (создание новых продуктов, удаление из ассортимента продуктов, изменение имеющихся продуктов) и основывается на ежеквартальном или плановом исследовании внешней и внутренней среды.
Трейд – маркетолог и менеджер (отдел маркетинга) являются специалистами фабрики, на которых возложены, прежде всего обязанности по своевременному обеспечению ОАО «Ламзурь» информацией о рынке, потребителях и конкурентах. Однако маркетинговые исследования поставлены в анализируемом предприятии на не достаточно высоком уровне. Так, например, торговые агенты, непосредственно занимающиеся сбором первичной информации, как правило, не проводят опросы, а в анкеты ставят приблизительные данные. Кроме этого, аналитик собирает информацию из журналов «Спрос» и «Кондитерская промышленность», а также сети Internet.