Государственное регулирование российского рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рынка труда Российской Федерации, выяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

Оглавление

Введение 4
1. Теоретическое обоснование рынка труда и занятости населения 6
1.1. Понятие рынка труда и занятости населения 6
1.2. Сегментация рынка труда и его модели 19
2. Государственное регулирование российского рынка труда 26
2.1. Специфика российского рынка труда 26
2.2. Основные задачи и направления регулирования рынка труда 33
Заключение 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

государственное регулирование российского рынка труда.docx

— 104.05 Кб (Скачать)

Для обеспечения  конкурентоспособности российских организаций в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация отраслей экономики, что повлечет за собой изменение сложившейся  структуры занятости населения  и будет сопровождаться сокращением  неэффективных рабочих мест и  высвобождением работников, расширением  сферы услуг, развитием инновационных  направлений деятельности и возникновением новых профессий.

В связи  с процессами глобализации экономики  обострится конкуренция за квалифицированную  рабочую силу. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические  тенденции предположительно обусловят  повышение спроса в этих странах  на рабочую силу из стран Союза  Независимых Государств, в том  числе из Российской Федерации.

Для эффективного решения задач по обеспечению  экономики трудовыми ресурсами  и содействию занятости населения  необходимо совершенствовать государственное  управление в сфере занятости  населения, предусматривающее более  широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка  труда.

Передача  полномочий Российской Федерации в  области содействия занятости населения  субъектам Российской Федерации  способствует повышению эффективности  реализуемых мероприятий по содействию занятости населения:

за счет более гибкого и адресного  механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию в трудоустройстве безработным  гражданам. Средства на осуществление  переданных полномочий предусматриваются  в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

за счет координации территориальных программ содействия занятости населения  с региональными стратегиями  и программами социально-экономического развития и инвестиционными проектами;

за счет возможности установления дополнительных социальных гарантий и расширения перечня  государственных услуг по содействию в трудоустройстве безработных  граждан с использованием средств  бюджетов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов  Российской Федерации вправе дополнительно  направлять собственные средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.

На федеральном  уровне предполагается осуществление  нормативно-правового регулирования, стратегического планирования, контроля и надзора за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в  области содействия занятости населения.

Федеральными  органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации предусматривается  решение следующих задач:

мониторинг  ситуации на рынке труда в субъектах  Российской Федерации и разработка прогноза спроса и предложения на региональных рынках труда для определенной профессионально-квалификационной группы;

регулирование распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения  территориальной мобильности рабочей  силы и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;

разработка  и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке  труда и профессиональной ориентации молодежи, а также осуществление  проектов, направленных на популяризацию  рабочих профессий.

В целях  повышения гибкости рынка труда  заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов  оказания услуг по содействию занятости  населения и обеспечению работодателей  рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных  организаций, оказывающих услуги в  сфере занятости населения, а  также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения.

 

Заключение

 

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда  в целом. Ведь политика государства  на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно  для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость  коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование  в этой области в совокупности с другими мерами на остальных  сегментах может быть по-настоящему эффективной.

Реализация  Правительством названных мероприятий  позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5 - 6 процентов экономически активного населения.

Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

Повышение взаимосвязи рынка труда и  профессионального образования, а  также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Предотвращению  дефицита квалифицированных кадров будут также способствовать меры по оптимизации использования труда  иностранных работников и привлечению  на постоянное место жительства в  Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Осуществление специальных программ занятости  будет способствовать интеграции в  рынок труда и эффективной  занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности  при трудоустройстве.

Предусмотренное повышение эффективности контроля и надзора в сфере труда  и занятости обеспечит существенное сокращение нарушений прав трудящихся в области охраны и оплаты труда, а также предотвращение дискриминации  в сфере труда.

Развитие  механизмов социального партнерства  в целях содействия занятости  населения, повышения качества рабочих  мест и совершенствование системы  оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и  в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

 

 

Список литературы

 

  1. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2001.
  2. Коровкин А.Г., Подорванова Ю.А., Полежаев А.В. Проблемы построения функций спроса на труд в отраслях экономики России с учетом реальных затрат рабочего времени // Проблемы прогнозирования, 2005. №3.
  3. Материалы темы номера сформированы на основе статьи «Дефицит рабочей силы в экономике России: макроэкономическая оценка», опубликованной в журнале «Проблемы прогнозирования», №4, 2006 год, и ряде других публикаций авторов. Отдельные фрагменты этих публикаций развивают результаты исследований, выполненных при поддержке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в рамках доклада «Социально-экономические последствия демографического кризиса в России. Пути преодоления».
  4. Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сб. докл. (Кн. 2). / Ред. В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. – М. МАКС Пресс, 2005. с. 235-242; Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докл. по материалам Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (26-27 октября 2005 г.) Кн.I / Петрозаводск, 2005. с. 183-195
  5. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года (стат. бюллетень). М. Федеральная служба государственной статистики. 2005.
  6. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года (стат. бюллетень). М. Федеральная служба государственной статистики. 2005.
  7. Сайт Министерства Экономики России: www.economy.gov.ru

 

 

Приложение

 

Рисунок 1.

Рисунок 2. Перспективный дефицит рабочей силы по вариантам

 


Информация о работе Государственное регулирование российского рынка труда