Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рынка труда Российской Федерации, выяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Введение 4
1. Теоретическое обоснование рынка труда и занятости населения 6
1.1. Понятие рынка труда и занятости населения 6
1.2. Сегментация рынка труда и его модели 19
2. Государственное регулирование российского рынка труда 26
2.1. Специфика российского рынка труда 26
2.2. Основные задачи и направления регулирования рынка труда 33
Заключение 47
Список литературы 49
Необычная
черта российского рынка труда
- резкое сокращение продолжительности
рабочего времени. На протяжении первой
половины 1990-х годов среднее
Не менее
важно, что в показателях рабочего
времени прослеживалась сильная
дифференциация. Отклонения от стандартной
продолжительности рабочей
В российских
условиях гибкость заработной платы
обеспечивалась несколькими факторами.
Отсутствие обязательной индексации вело
к тому, что в периоды высокой
инфляции сокращение реального уровня
оплаты труда легко достигалось
с помощью неповышения
Специфика российского опыта проступает ярче, если перейти от динамики «потребительской» (дефлированной по индексу потребительских цен) к динамике «производственной» (дефлированной по индексу цен производства) заработной платы, от величины которой, в конечном счете, и зависит спрос на труд. Практически во всех странах ЦВЕ реальная «производственная» заработная плата увеличилась по сравнению с дореформенным уровнем, причем в некоторых из них весьма ощутимо - на 20-30%. Постепенное удорожание рабочей силы не могло не подрывать спрос на нее, способствуя консервации устойчиво высокой безработицы.
В то же время в российской экономике на протяжении большей части 1990-х годов цены производства росли быстрее потребительских цен и, следовательно, с точки зрения работодателей падение реальной заработной платы было даже глубже, чем с точки зрения работников. В противоположность странам ЦВЕ в России «производственная» реальная заработная плата не обнаруживала тенденции к возвращению на дореформенный уровень: сокращение цены труда для производителей имело устойчивый характер. Прогрессирующее удешевление рабочей силы позволяло поддерживать спрос на нее на более высокой отметке, предотвращая тем самым резкий всплеск открытой безработицы.
По темпам
движения рабочей силы Россия заметно
превосходила подавляющее большинство
стран ЦВЕ, причем достигалось это
не только и не столько за счет большей
активности выбытия, сколько за счет
большей активности приемов на работу.
Применительно к условиям глубокого
экономического кризиса это выглядит
весьма неожиданно. В других переходных
экономиках интенсивность найма
с началом рыночных реформ, как
правило, резко снижалась. В России
же найм продолжал поддерживаться на
устойчиво высокой отметке, что
составляло одну из наиболее парадоксальных
характеристик российского
Другая, не менее парадоксальная черта - доминирование практики добровольных увольнений. В странах ЦВЕ основная часть выбытий приходилась на вынужденные увольнения. Ситуация на российском рынке труда была иной. Увольнения по инициативе работодателей так и не получили на нем заметного распространения. Высвобожденные работники составляли не более 1-2,5% от среднесписочной численности персонала, или 4-10% - от общего числа выбывших. Преобладали увольнения по собственному желанию, достигавшие 16-20% от среднесписочной численности, или 65-74% - от общего числа выбывших. Даже с учетом возможной маскировки части вынужденных увольнений под добровольные, трудно усомниться, что подавляющую часть покидавших предприятия работников составляли те, кто делали это по собственной инициативе.
«Визитной карточкой» российского рынка труда стали разнообразные нестандартные способы адаптации: работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая оплата труда. Эти приспособительные механизмы были спонтанно выработаны самими рыночными агентами с тем, чтобы оперативно реагировать на неожиданные изменения экономической и институциональной среды. Как правило, именно с помощью этих механизмов агенты решали текущие проблемы на начальном этапе их возникновения, тогда как более устоявшиеся формы адаптации вырабатывались позже, благодаря чему она принимала менее острый характер.
Нестандартность
в данном случае не означает, что
такие приспособительные
В результате
с определенного момента такие
способы адаптации стали
Все эти
нестандартные механизмы
Таким образом,
реальное функционирование российского
рынка труда характеризовалось
относительно небольшими потерями в
занятости и умеренной
В настоящее
время распределение
концентрация
спроса и предложения рабочей
силы в центральных районах страны.
В организации субъектов
отток трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока. За 2002 - 2007 годы из этих районов выбыло свыше 740 тыс. человек, из которых около 75 процентов составляли граждане трудоспособного возраста;
значительное
превышение предложения рабочей
силы над спросом на нее в республиках
Северного Кавказа. В 2007 году в Республике
Дагестан, Республике Ингушетия и
Чеченской Республике не имели работу
от 20 до 50 процентов трудоспособного
населения. Доля длительно безработных
в указанных республиках
Таким образом, дезинтеграционные процессы на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде регионов страны наблюдается нехватка рабочей силы.
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:
Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.
Во-вторых,
формирование оптимальной профессионально-
В-третьих,
необходимость интеграции России в
международную систему
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
В общей системе государственного
регулирования рынка труда
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.
Политика на рынке труда направлена на:
Информация о работе Государственное регулирование российского рынка труда