Государственное регулирование российского рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рынка труда Российской Федерации, выяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

Оглавление

Введение 4
1. Теоретическое обоснование рынка труда и занятости населения 6
1.1. Понятие рынка труда и занятости населения 6
1.2. Сегментация рынка труда и его модели 19
2. Государственное регулирование российского рынка труда 26
2.1. Специфика российского рынка труда 26
2.2. Основные задачи и направления регулирования рынка труда 33
Заключение 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

государственное регулирование российского рынка труда.docx

— 104.05 Кб (Скачать)

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению проблем занятости  относится:

  • преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  • экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
  • разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • развитие гибких форм занятости;
  • последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
  • дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

улучшение качества рабочей  среды, включая вопросы условий  труда, зарплаты и использования  рабочего времени;

  • сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
  • развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово  – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с  системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства  в приоритетных  отраслях. Особая задача - регулирование  внешнеэкономических связей в  интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик  с целями и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация  оттока квалифицированных кадров  за рубеж, ограничение нежелательных  и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных  беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых  в данном контексте как цена  труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда  и социального развития, в том  числе службы занятости и других  структур. Основой данного блока  является политика Министерства  труда и социального развития (службы занятости) на рынке  труда. 

На региональном уровне государственное  регулирование рынка труда в  основном должно осуществляться в тех  же направлениях. Субъектами регулирования  в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов  регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном  уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики  регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных  закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом  имеет те же задачи, что и на федеральном  уровне. Поскольку задачи данного  блока в значительной степени  выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых  находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

На микроуровне регулирование  рынка труда включает законодательное  и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями  задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с  занятостью в стране и регионе, так  и рыночная конкурентоспособность  самих предприятий. В конечном счёте  именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих  мест, “деление” рабочих мест, перевод  части работников в режимы неполного  рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства  рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение  труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей  стране в последние десятилетия  потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

Поддержание в период кризиса  и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в  послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное  направление регулирование рынка  труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в  дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств  предприятий, за счет кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.

Можно указать  на следующие основные инструменты  государственного регулирования, так  или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Во –  первых, широкое распространение  общего государственного планирования с применением целевых установок  и ориентированных показателей. При этом общее государственное  планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая  деятельность и т.д., и создает  тем самым основу долгосрочной экономической  политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета  в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных  расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время  была связана с государством как  крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным  выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с  которым он обратился к Конгрессу  в 1938 году.

Целенаправленное  воздействие на организационной  аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на  труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших направлений организационной  деятельности государства выбрано  создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней  трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство выступало и будет  выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая  структура  государственного сектора дублирует  частный, она не заменяет, а дополняет  деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно  необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

В Российской Федерации сформировались к 2008 году тенденции устойчивого социально-экономического роста. В 2007 году прирост валового внутреннего  продукта составил 8,1 процента, при  росте инвестиций в основной капитал - 21,1 процента.

Структурная перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса обусловили повышение спроса на труд. Численность занятых в экономике  возросла за 2003 - 2007 годы с 66 млн. человек  до 70,6 млн. человек. Общая численность  безработных за указанный период сократилась с 6,2 млн. человек до 4,6 млн. человек.

В 2008 - 2010 годах прогнозируется стабильный прирост  инвестиций, ожидаемый как за счет частного капитала, так и в результате государственных вложений. Предполагается продолжение роста иностранных  инвестиций в экономику страны.

Перечисленные выше макроэкономические факторы будут  способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и, как следствие, росту потребности работодателей  в рабочей силе.

Приоритетными задачами социально-экономической  политики, направленной на развитие рынка  труда, повышение эффективности  действующих и создание новых  рабочих мест, являются:

реализация  инвестиционных и инновационных  проектов в высокотехнологичных  сферах экономики;

формирование  и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;

развитие  и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного  комплекса;

создание  и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.

В связи  с этим возникает необходимость  обеспечения модернизируемых и  вновь создаваемых рабочих мест необходимыми квалифицированными кадрами.

Предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию  и открытие внутреннего рынка  страны для иностранных компаний потребует от российских организаций  существенного повышения качества выпускаемых товаров и оказываемых  услуг.

Информация о работе Государственное регулирование российского рынка труда