Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 ПОНЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 6
1.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 9
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11
1.4 ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18
2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 18
2.2 СОСТОЯНИЕ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 23
2.3 ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
ГЛАВА 3. ПУТИ УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 32
3.1 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 32
3.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 41
3.3 УВЕЛИЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 151.05 Кб (Скачать)

 

Мировым сообществом рассматриваются  вопросы об обязательном введении международных  и внутренних экологических налогов. Это позволит перераспределить финансовые ресурсы от развитых стран, сильно загрязняющих среду, к менее развитым, обеспечить ресурсами создание безотходных  технологий.

Таким образом, можно констатировать, что в зарубежных странах накоплен и апробирован значительный опыт управления и финансирования в экологической сфере на основе систем экологического налогообложения. Он может быть эффективно использован в Российской Федерации.

3.3 Увеличение финансовых средств  для экологических целей

Проблема недостаточного финансирования мероприятий по охране окружающей среды возникла сравнительно недавно в процессе перехода российской экономики к рыночному типу.

Инвестиции в природоохранную  деятельность предприятий представляют собой долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в  собственной стране или за рубежом  в предприятия различных отраслей, предпринимательские проекты, социально - экономические программы, инновационные  проекты, имеющие экологическую  направленность, в целях получения  дохода и/или достижения положительного социально - экологического эффекта.

Формирование множества  устойчивых источников финансирования инвестиций в природоохранную деятельность предприятий является одной из основных проблем в сфере охраны окружающей среды. Инвестиционная природоохранная  деятельность может осуществляться посредством привлечения инвестиций из различных источников.

Для ныне действующей в  России системы финансирования мероприятий  по охране окружающей среды характерно применение различных инвестиционных ресурсов, выбор которых зависит  как от внешних факторов (социально - экономическая ситуация в стране, политика государства), так и от внутренних факторов (наличие финансовых ресурсов, экологический имидж предприятия). Самым надежным и стабильным источником являются собственные средства предприятий - природопользователей. В отличие от кредитных ресурсов они, как правило, не подлежат возврату. Бюджетное финансирование природоохранных проектов привлекательно, но практически недоступно в силу его ограниченности. Для более эффективного функционирования финансовых отношений в природопользование необходимо осуществлять поиск дополнительных источников финансирования экологических проектов.

 

Заключение

 

Государственное регулирование - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство  участвует в рыночных процессах  на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного  производства. Это особенно важно  иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного  плодородия почв может потребоваться  жизнь целого поколения), но и рядом  экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Статистический анализ позволяет  сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение  в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические  меры, в том числе предусмотренные  постановлением Правительства РФ "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году", существенно  не изменили условий сельскохозяйственного  производства, не усилили мотивацию  труда. Низкий уровень платежеспособного  спроса товаропроизводителей на материально-технические  ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение  цен на продукцию сельского хозяйства  и промышленных предприятий стали  следствием неэффективного сельскохозяйственного  производства в целом. У более  чем 80% сельскохозяйственных предприятий  уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о  том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводившихся  аграрных реформ, что основные направления  аграрной политики, реализация которых  будет способствовать стабилизации и переходу к экономическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствовании.

Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного  производства. Внешние - инфляция, дефицит  бюджета, резкое удорожание кредитных  ресурсов, неплатежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных  связей; ослабление государственного управления аграрной экономикой, изменение  правил экономического поведения и  противоречивость земельного и аграрного  законодательства; снижение уровня доходов  большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность  и сокращение платежеспособного  спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразованиями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических  условий хозяйствования в АПК, включая  развитие рыночной инфраструктуры.

Чтобы выйти из кризисного состояния, необходимо устранить вышеуказанные  причины и принять следующие  меры.

1. В сложившихся кризисных  условиях наряду с принятием  регионами локальных мер по  защите внутреннего рынка продовольствия  необходимо усиление роли системы  государственных закупок продовольствия. При определении объема государственных  закупок основных сельскохозяйственных  продуктов и финансовых ресурсов, направляемых на эти цели, следует  учитывать возможности бюджетов  всех уровней, средние мировые  цены важнейших продуктов питания  и сельскохозяйственного сырья;  приоритетность продуктов для  страны.

2. Для осуществления государственных  закупок целесообразно создание  специальной государственной системы,  имеющей в распоряжении необходимую  материально-техническую базу.

3. Основной упор в выделении  средств федерального бюджета  на финансирование АПК должен  быть сделан на финансирование  разработанных федеральных программ, количество которых должно соответствовать  финансовым возможностям бюджета.

4. Необходима целевая  поддержка из федерального и  региональных бюджетов наиболее  жизнеспособных предприятий АПК,  вокруг которых могут успешно  функционировать и другие предприятия  этой сферы.

5. Важнейшей задачей является  отработка процедуры банкротства  и санации предприятий АПК.

6. Необходимо улучшить  практику применения основных  финансовых рычагов развития  АПК, включая:

  • создание системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов; государственное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которые не могут получить кредит в коммерческих кредитных организациях на жилищное строительство, реформирование структуры производства, на развитие производства мелких фирм; кредит предприятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов питания и сельскохозяйственного сырья (под залог урожая, на строительство хранилищ и перерабатывающих предприятий).

7. Усовершенствовать систему  государственной поддержки АПК  через использование созданных  в предыдущие годы возвратных  фондов: лизингового фонда; фонда  льготного кредитования; фондов  для формирования федеральных и региональных продовольственных фондов и др.

Кроме того, необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе  возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и  роста показателей в промышленных отраслях.

 

Список литературы

 

1. Современная экономика. / Под ред. д.э.н. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону, 2008.

2. Ходов Л.Г. Основы  государственной экономической политики. М., 2007.

3. Экономика. / Под ред.А.И.  Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 2010.

4. Амосов А. Прогноз  агропромышленного комплекса до 2008 года. // Экономист, № 12, 2007, с.14-20.

5. Гордеев А. Экономические  механизмы регулирования агропромышленного  производства. // Экономист, № 6, 2009, с.90-93.

6. Зельднер А. Государственное  регулирование агропромышленного  сектора экономики. // Вопросы экономики, № 6, 2007, с.83-90.

7. Иванова В.П. Обсуждаются  проблемы АПК. // Финансы, № 2, 2005, с.64.

8. Петриков А. Экономическая  политика в АПК. // Экономист, №  7, 2008, с.31-39.

 

Приложение 1.

Сведения о  контрольных мероприятиях за 9 месяцев 2009 года

   

Виды государственного контроля

Всего

Экологический

Лесной

Охрана животного мира

Водный

Геологический

1

Проведено проверок

100

14

114

21

25

273

2

Количество выявленных нарушений  требований законодательства

191

74

120

23

14

422

3

Меры, принятые по результатам  проверок:

3.1

Составлено протоколов об административном правонарушении, всего:

89

74

114

15

-

301

3.2

Выдано предписаний

53

10

3

4

10

80

3.3

Общая сумма наложенных административных штрафов, тыс. руб.

896,5

325,2

141,0

7,5

-

1369,7

3.4

Общая сумма взысканных административных штрафов, тыс. руб.

496,0

232,8

129,0

3,0

-

889,3

3.5

Предъявлено исков, тыс. руб

0,45

921,4

454,6

-

-

1376,45

4

Направлено дел в подразделения  судебных приставов для принудительного  взыскания штрафов

21

12

27

1

-

59

5

Направлено дел мировым  судьям

41

18

2

3

-

64


 

Приложение 2

Затраты на охрану окружающей среды  
(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

 

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

233930

259228

295200

368627

343368

в том числе по направлениям природоохранной деятельности:

         

охрана атмосферного воздуха

53765

60722

64065

76773

60101

очистка сточных вод

105369

111705

126816

159299

162175

обращение с отходами

22739

26076

28247

40326

38806

защита и реабилитация почвы, подземных  и поверхностных вод

13444

16770

21607

27321

18696

сохранение биоразнообразия и  среды обитания

12542

16052

21681

26597

21463

прочие

26071

27903

32784

38311

42127


Приложение 3

Структура затрат на охрану окружающей среды в 2010 г. 
(в % к общему объему затрат на охрану окружающей среды)

По направлениям природоохранной  
деятельности

По секторам

 

 

 

Приложение 4

Число зарегистрированных экологических преступлений1)

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Экологические преступления - всего

14818

33491

41881

41242

44883

46607

из них по отдельным    видам:

           

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

5

21

127

29

11

6

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

26

78

113

84

42

40

загрязнение вод

18

26

38

32

28

19

загрязнение атмосферы

7

13

37

20

7

9

загрязнение морской среды

3

9

26

13

11

10

нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном  шельфе и об исключительной экономической  зоне Российской Федерации

11

53

70

26

17

24

порча земли

10

13

83

27

27

24

незаконная добыча (вылов) водных биологических  ресурсов

6333

15146

19259

18025

15841

17407

незаконная охота

728

1083

1397

1292

1186

1560

незаконная рубка лесных насаждений

7514

14641

16281

19128

23802

24932

уничтожение или повреждение лесных насаждений

142

2320

4386

2487

3824

2461

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных  объектов

18

70

44

62

70

96

Информация о работе Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды