Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 ПОНЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 6
1.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 9
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11
1.4 ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18
2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 18
2.2 СОСТОЯНИЕ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 23
2.3 ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
ГЛАВА 3. ПУТИ УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 32
3.1 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 32
3.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 41
3.3 УВЕЛИЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Очевидна теснейшая связь
планирования рационального
В отечественной природоохранной
литературе высказывались суждения
о том, что затраты на охрану природы
не окупаются, или во всяком случае
окупаются не скоро, и потому предприятия
в них не заинтересованы. Мировая
же практика свидетельствует о высокой
эффективности вложений в природоохранные
проекты, дающие экономике эффект за
предотвращенный ущерб, в 10 - 15 раз
превышающий эти вложения. Переработка
отходов, очистка сточных вод, рекультивация
земель при благоприятном
Обеспечение финансирования наряду с контролем финансовых потоков имеет определяющее значение в экологическом менеджменте. Финансовый вопрос в отношении охраны окружающей среды особенно актуален при выборе технологии и поставщиков сырьевой продукции. При принятии решений об инвестировании, а также при поставках крупных партий продукции необходимо убедиться, что экологическая составляющая учтена как в концепции развития предприятия в целом, так и при на этапе разработки конечного продукта в частности. Интегрированная с финансовым менеджментом стратегия охраны окружающей среды оправдана с точки зрения экономического развития предприятия, поэтому рассматривать внедрение природосберегающих технологий исключительно с экологической точки зрения необъективно.
Одно из приоритетных направлений
развития предприятия - внедрение технологий,
направленных на предотвращение загрязнения.
При реализации этого направлении
имеет смысл использовать возможные
источники финансирования со стороны
государства и общественных фондов.
Это объясняется тем, что внедрение
экологически чистых технологий - в
будущем важнейшее направление
государственной экологической
политики, направленной на стимулирование
природоохранных мероприятий. Как
следствие, во многих странах ЕС быстрыми
темпами растет предложение экологически
чистых технологий и продукции. Поэтому
с финансовой точки зрения, активная
деятельность в области охраны окружающей
среды важна не только в целях
соблюдения экологических нормативов,
но и как элемент новой
Управление в области
использования природных
В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов, можно выделить следующие виды управления: государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное. Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи. Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.
Государственное управление
в сфере охраны окружающей среды
означает реализацию всеми уполномоченными
на то органами и лицами в рамках
своей компетенции
Существуют следующие формы экологического управления как его внешние проявления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трёх основных направлениях - социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.
Экологическое управление можно рассматривать в нескольких "срезах": через систему органов, его осуществляющих; путём анализа функций, возложенных на эти органы; наконец, с помощью тех способов, методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций.
Выделяют следующие функции государственного экологического управления:
Методы управления иногда подразделяются на административные - собственно управленческие, например прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; экономические - создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении; идеологические - агитация, воспитание, образование и т.п.
Конкретные методы экологического
регулирования определяются следующими
особенностями сферы
В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые “мягкие" инструменты:
Экономическими рычагами могут быть:
Анализ инструментов экологического
регулирования показывает, что и
административные, и экономические
методы имеют как сильные, так
и слабые стороны. Например, административно-контрольные
инструменты обеспечивают точность
и определённость задаваемых целей;
но они недостаточно гибки и требуют
чрезмерных административных затрат,
не стимулируют инновации. В свою
очередь, экономические инструменты,
с одной стороны, имеют высокую
эффективность с точки зрения
экономии экологических затрат, дают
самостоятельного определения предприятиями
стратегии природоохранных
В реальной действительности применять все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции. Поэтому при формировании хозяйственного механизма природопользования необходимо найти оптимальную структуру сочетания административных и экономических рычагов и методов, а также инструментов текущего и перспективного экологического регулирования. В принципе все экономические инструменты, включая и рыночно-ориентированные, базируются на экологических стандартах, нормативах и лимитах, устанавливаемых органами государственного управления природопользованием. Это не означает, что государство всегда прямо и непосредственно вмешивается в процесс природопользования. Оно может осуществить государственный контроль на расстоянии, тем самым усиливая демократические тенденции, повышая качество и гибкость экологического регулирования.
В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.
Административные методы
природопользования и охраны окружающей
среды имели доминирующее положение
в природоохранном механизме
России при социализме. При этом
экономические методы управления как
инструменты стимулирования природоохранной
деятельности на практике недооценивались.
С одной стороны, отсутствие действенных
экономических рычагов и
До недавнего времени
наиболее распространенными и
Общесистемные функции административного управления обычно включают следующие виды деятельности:
Информация о работе Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды