Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 ПОНЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 6
1.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 9
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11
1.4 ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18
2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 18
2.2 СОСТОЯНИЕ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 23
2.3 ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
ГЛАВА 3. ПУТИ УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 32
3.1 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 32
3.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 41
3.3 УВЕЛИЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Основные формы платежей
за природопользования: плата за право
пользования природными ресурсами
в пределах установленных лимитов
и квот (в том числе, арендная плата),
платежи и отчисления на воспроизводство
природных ресурсов, а также платежи
за нарушение лимитов и правил
(штрафные). Платежи за право пользования
природными ресурсами в пределах
установленных лимитов и квот
целесообразно направлять в бюджет
с последующим расходованием
на социально-экономическое
В перспективе систему
платежей за загрязнение окружающей
среды целесообразно
На начальном этапе реформирование системы платежей за выбросы, сбросы и размещение загрязняющих веществ в окружающей среде следует сосредоточить на следующих основных направлениях:
Принципиальные подходы
к реформированию системы платного
использования природных
Принятие Закона РФ "О системе платежей за пользование природными ресурсами" в качестве первого шага в направлении реформирования системы платного использования природных ресурсов необходимо в целях:
Первостепенной задачей
для федеральной власти является
формирование системы управления развитием
общества, в которой роль финансового
и промышленного капитала будет
ограничена подчиненным участием в
управлении экономическим развитием
в рамках стратегической линии, задаваемой
и контролируемой государством. В
настоящее время реализуется
именно противоположная модель развития,
при которой развитие общества в
целом подчинено интересам
Основные задачи развития
экономических методов
Приоритетные направления развития нормативной правовой базы регулирования природоохранной деятельности и природопользования:
Законодательная и нормативно-правовая
база и система нормативов качества
окружающей среды и допустимого
воздействия на нее должны быть ориентированы
на поэтапное решение
Увеличение объёмов
Основными источниками финансового
обеспечения перехода к устойчивому
развитию, создания систем экологического
управления, решения природоохранных
проблем в большинстве
Таблица 1. Основные методы и механизмы охраны окружающей среды, применяемые в зарубежных странах
Страны |
Платежи за загрязнение |
Платежи за сбор и переработку загрязняющих веществ |
Экологические налоги в ценах на продукцию |
Административные меры (лицензии) |
Дифференциация налога на прибыль |
Субсидии (гранты, "мягкие" налоги) |
Рыночные инструменты | |||||
атм. Воздуха |
воды |
отходами |
шумом |
Торговля правами |
интервенция на рынках сырья |
экологическое страхование | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Канада (2) |
+ |
+ |
||||||||||
Финляндия (5) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Франция (8) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
ФРГ (7) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Италия (5) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||
Япония (6) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Швеция (6) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Великобритания (5) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||
США (8) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Экологизированная налоговая политика включает льготное налогообложение, освобождение от уплаты налогов, налогообложение опасной продукции. Она стимулирует развитие эколого-сбалансированных производств и видов деятельности, ограничивает развитие опасных технологий, аккумулирует средства для целевого решения природоохранных проблем.
Опыт развитых стран (Великобритания, Германия, США, Франция) показывает, что целью налоговых реформ является стабилизация налоговой системы, позволяющая сократить до разумного минимума необходимость изменения правил в будущем, обеспечивающая компаниям возможность выбора оптимальных технологий и характера деятельности.
В зарубежных государствах
в числе экологических налогов
широко распространены "углеродный"
и "серный" налоги, налоги на перерабатываемую
тару. В странах Евросоюза
Для снижения концентрации
углекислого газа в атмосфере
Земли, решения проблемы энергоэффективности
зарубежными учёными
Для увеличения цены на экологически вредную продукцию в целях снижения её потребления вводятся специальные налоги. Например, в США в 1989 году введён налог на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения.
Существуют примеры сочетания налогов с торговлей выбросами парниковых газов. Так, в Великобритании система торговли выбросами функционирует с августа 2001 года, нейтрализует "климатический" налог на потребление энергии, введённый в апреле 2001 года. За сокращение выбросов углекислого газа предприятия могут получить восьмидесятипроцентную скидку по его уплате, денежную компенсацию от правительства, продать сокращённые единицы выбросов (таблица 2).
Основные меры и результаты
экологической налоговой
Таблица 2. Системы экологического налогообложения зарубежных стран
Меры политики, страна, год введения |
Описание, результаты |
1. Налогообложение токсичных |
снижение образования |
2. Налоги на загрязнение воды, Нидерланды, 1970 г. |
сокращение на 72 - 99 % промышленных выбросов тяжёлых металлов в воды, контролируемые регионами |
3. Налог на выбросы окислов серы, Швеция, 1991 г. |
сокращения выбросов на 15 - 20 % в течение 1989 - 1995 годов |
4. Налог на вещества, разрушающие озоновый слой, США, 1990 г. |
сокращение и принудительное постепенное прекращение их производства |
5. Налог на выбросы двуокиси углерода, Норвегия, 1991 г. |
снижение выбросов на 3 - 4 % |
Информация о работе Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды