Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 ПОНЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 6
1.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 9
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11
1.4 ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18
2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 18
2.2 СОСТОЯНИЕ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 23
2.3 ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
ГЛАВА 3. ПУТИ УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 32
3.1 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 32
3.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 41
3.3 УВЕЛИЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 151.05 Кб (Скачать)

Основные формы платежей за природопользования: плата за право  пользования природными ресурсами  в пределах установленных лимитов  и квот (в том числе, арендная плата), платежи и отчисления на воспроизводство  природных ресурсов, а также платежи  за нарушение лимитов и правил (штрафные). Платежи за право пользования  природными ресурсами в пределах установленных лимитов и квот целесообразно направлять в бюджет с последующим расходованием  на социально-экономическое развитие. Платежи и отчисления, направляемые на воспроизводство природных ресурсов, аккумулируются либо в специальных  фондах, либо в бюджетах, но с защищенной целевой позицией. Платежи за нарушение  лимитов и правил (штрафные) целесообразно  направлять в экологические фонды.

В перспективе систему  платежей за загрязнение окружающей среды целесообразно трансформировать в платное пользование ассимиляционным  потенциалом. Однако, до того, как такой  переход станет возможным, существующая система должна быть коренным образом  усовершенствована. При этом должны быть подготовлены и основные условия  для перехода к плате за пользование  ассимиляционным потенциалом.

На начальном этапе  реформирование системы платежей за выбросы, сбросы и размещение загрязняющих веществ в окружающей среде следует  сосредоточить на следующих основных направлениях:

  • поэтапное увеличение ставок платежей за выбросы, сбросы и размещение загрязняющих веществ, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему стимулы к снижению загрязнения окружающей среды с определенной динамикой;
  • разграничение полномочий между органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами муниципального самоуправления в части установления ставок платежей по различным группам загрязняющих веществ и видам воздействий;
  • оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата;
  • апробация и введение элементов торговли лицензиями на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.

Принципиальные подходы  к реформированию системы платного использования природных ресурсов должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а также  в налоговом законодательстве.

Принятие Закона РФ "О  системе платежей за пользование  природными ресурсами" в качестве первого шага в направлении реформирования системы платного использования  природных ресурсов необходимо в  целях:

  • совершенствования налоговой системы в части платы за пользование природными ресурсами с учетом складывающихся тенденций развития рыночных отношений на основе многообразия форм собственности;
  • усиления стимулирующего воздействия платежей за пользование природными ресурсами на рациональное их использование;
  • обеспечения финансирования деятельности по воспроизводству и охране окружающей природной среды;
  • создания предпосылок для выравнивания социально-экономических условий в различных регионах с учетом сложившейся экологической ситуации и имеющегося природно-ресурсного потенциала, а также выравнивания экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, использующих природные ресурсы различного качества;
  • совершенствования налоговой системы в целом для формирования условий перехода к устойчивому развитию.

Первостепенной задачей  для федеральной власти является формирование системы управления развитием  общества, в которой роль финансового  и промышленного капитала будет  ограничена подчиненным участием в  управлении экономическим развитием  в рамках стратегической линии, задаваемой и контролируемой государством. В  настоящее время реализуется  именно противоположная модель развития, при которой развитие общества в  целом подчинено интересам роста  финансового и промышленного  капитала. С позиций достижения устойчивого  развития она бесперспективна, поскольку  сами по себе интересы расширенного (устойчивого) воспроизводства финансово-промышленного  капитала (по своей имманентной сущности) не только отличны от "интересов  развития цивилизации", но и относительно краткосрочны (исходят из достижения целей в краткосрочной и среднесрочной перспективе, то есть не на десятилетия или, тем более, столетия, а на годы).

Основные задачи развития экономических методов управления природопользованием:

  • решение вопросов собственности на природные ресурсы (объекты) - рациональное (экономически обоснованное) распределение прав собственности, прежде всего, между Федерацией и ее субъектами и обеспечение участия и контроля общественности в управлении их использованием;
  • совершенствование и отработка методологии и внедрение в практику методов комплексной экономической оценки природных ресурсов;
  • создание условий (организационных, правовых и других) для обеспечения передачи природных объектов (ресурсов) наиболее эффективным пользователям;
  • существенное повышение уровня платежей за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду на основе экономических оценок при одновременном снижении или ликвидации ряда других налогов;
  • обеспечение финансирования воспроизводства возобновимых природных ресурсов, позволяющего поддерживать их стабильные количество и качество, а также финансирования природоохранной деятельности;
  • обеспечение рационального распределения ресурсной ренты, образующейся при использовании минеральных и других невозобновимых и возобновимых природных ресурсов, с обоснованием пропорций финансовых средств, направляемых на потребление и накопление, в том числе, на разработку новых технологий и создание новых материалов, позволяющих заменить невозобновимое природное сырье;
  • планирование природопользования, разработка программ и планов действий по охране окружающей среды федерального и регионального уровней на основе оценки экономической эффективности планируемых мероприятий, включая механизмы реализации планов и программ;
  • совершенствование системы лимитирования природопользования на принципах комплексного использования природных ресурсов.

Приоритетные направления  развития нормативной правовой базы регулирования природоохранной  деятельности и природопользования:

  • экономически обоснованное разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, решение вопросов собственности на природные ресурсы в интересах всего общества и с введением механизмов вовлечения общественности и обеспечение согласованности нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях;
  • правовое закрепление экономических и финансовых механизмов охраны окружающей среды, рационального природопользования, реформирование системы платежей за природные ресурсы; эффективных процедур передачи природных ресурсов в пользование;
  • развитие правовой базы системы государственных кадастров природных ресурсов, создание системы информационного обеспечения осуществления государственного регулирования природопользования;
  • совершенствование системы лицензирования природопользования, создание условий для реализации комплексного подхода к природопользованию;
  • разработка более совершенной системы экологических нормативов, норм, требований, и правил;
  • четкое разграничение функций и координацию между органами, осуществляющими государственный экологический контроль и контроль в сфере природопользования; обеспечение единого подхода к проведению государственного контроля, системе применения санкций к нарушителям законодательства о природных ресурсах и охране окружающей среды;
  • законодательное закрепление форм участия общественных организаций и граждан в контроле за использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов, включая общественный контроль и участие в распоряжении государственной собственностью на природные ресурсы и объекты; законодательное закрепление защиты населения от различных видов неблагоприятного воздействия;
  • развитие нормативно-правовой базы, направленной на эффективную реализацию отдельных функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды (законы и другие нормативно-правовые акты об экологических программах, контроле, мониторинге, нормировании, сертификации, страховании, о плате за природопользование, об экологических фондах и другие).

Законодательная и нормативно-правовая база и система нормативов качества окружающей среды и допустимого  воздействия на нее должны быть ориентированы  на поэтапное решение экологических  проблем (и создание механизмов для  этого) при строгом соблюдении нормативов и лимитов, соответствующих каждому этапу, поскольку на основе принятия строгих законов (декларирующих исключение возможности негативного воздействия на окружающую среду) и утверждения жестких стандартов, подлежащих безотлагательному соблюдению, невозможно быстро ликвидировать вредное воздействие на окружающую среду, а тем более, устранить экологические проблемы как таковые.

3.2 Использование  зарубежного опыта правовой охраны  окружающей среды

 

Увеличение объёмов производства, усиление негативного воздействия  на окружающую среду, сокращение запасов  природных ресурсов создают угрозу экологической безопасности стран  и регионов, препятствуют их устойчивому  социально - экономическому развитию, соблюдению принципов прав человека на благоприятную среду, платности  природопользования и возмещения вреда. Аналогичные процессы происходят и  в России, что связано с незначительными  объёмами экологоориентированных инвестиций и инноваций, отсутствием эффективных  систем эколого-экономического управления и финансирования.

Основными источниками финансового  обеспечения перехода к устойчивому  развитию, создания систем экологического управления, решения природоохранных  проблем в большинстве государств являются экологические налоги, платежи  и сборы (таблица 1). Это определяет необходимость изучения соответствующего зарубежного опыта.

Таблица 1. Основные методы и  механизмы охраны окружающей среды, применяемые в зарубежных странах

Страны

Платежи за загрязнение

Платежи за сбор и переработку загрязняющих веществ

Экологические налоги в ценах на продукцию

Административные  меры (лицензии)

Дифференциация  налога на прибыль

Субсидии (гранты, "мягкие" налоги)

Рыночные  инструменты

атм. Воздуха

воды

отходами

шумом

Торговля  правами

интервенция на рынках сырья

экологическое страхование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Канада (2)

       

+

     

+

     

Финляндия (5)

       

+

+

+

 

+

 

+

 

Франция (8)

+

+

 

+

+

+

+

 

+

   

+

ФРГ (7)

 

+

 

+

+

+

+

+

+

     

Италия (5)

 

+

   

+

+

+

       

+

Япония (6)

+

   

+

+

 

+

 

+

   

+

Швеция (6)

       

+

+

+

+

+

   

+

Великобритания (5)

     

+

+

 

+

+

     

+

США (8)

   

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+


 

Экологизированная налоговая  политика включает льготное налогообложение, освобождение от уплаты налогов, налогообложение  опасной продукции. Она стимулирует  развитие эколого-сбалансированных производств  и видов деятельности, ограничивает развитие опасных технологий, аккумулирует средства для целевого решения природоохранных  проблем.

Опыт развитых стран (Великобритания, Германия, США, Франция) показывает, что  целью налоговых реформ является стабилизация налоговой системы, позволяющая  сократить до разумного минимума необходимость изменения правил в будущем, обеспечивающая компаниям  возможность выбора оптимальных  технологий и характера деятельности.

В зарубежных государствах в числе экологических налогов  широко распространены "углеродный" и "серный" налоги, налоги на перерабатываемую тару. В странах Евросоюза используются налоги за загрязнение атмосферного воздуха, "шумовые загрязнения", на отходы нефтепродуктов, опасные  и токсичные отходы, акцизные налоги на одноразовые упаковку и тару, смазочные масла, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и пестициды, аккумуляторы, содержащие кадмий и  ртуть, старые автомобили.

Для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере  Земли, решения проблемы энергоэффективности  зарубежными учёными выдвигается  идея введения международного налога на углекислоту и установления квот на её безналоговое производство.

Для увеличения цены на экологически вредную продукцию в целях  снижения её потребления вводятся специальные  налоги. Например, в США в 1989 году введён налог на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения.

Существуют примеры сочетания  налогов с торговлей выбросами  парниковых газов. Так, в Великобритании система торговли выбросами функционирует  с августа 2001 года, нейтрализует "климатический" налог на потребление энергии, введённый  в апреле 2001 года. За сокращение выбросов углекислого газа предприятия могут  получить восьмидесятипроцентную скидку по его уплате, денежную компенсацию от правительства, продать сокращённые единицы выбросов (таблица 2).

Основные меры и результаты экологической налоговой политики ряда зарубежных стран представлены в таблице 2.

Таблица 2. Системы экологического налогообложения зарубежных стран

Меры политики, страна, год введения

Описание, результаты

1. Налогообложение токсичных отходов,  Германия, 1991 г.

снижение образования токсичных  отходов за 3 года на 15 %

2. Налоги на загрязнение воды, Нидерланды, 1970 г.

сокращение на 72 - 99 % промышленных выбросов тяжёлых металлов в воды, контролируемые регионами

3. Налог на выбросы окислов  серы, Швеция, 1991 г.

сокращения выбросов на 15 - 20 % в  течение 1989 - 1995 годов

4. Налог на вещества, разрушающие  озоновый слой, США, 1990 г.

сокращение и принудительное постепенное  прекращение их производства

5. Налог на выбросы двуокиси  углерода, Норвегия, 1991 г.

снижение выбросов на 3 - 4 %

Информация о работе Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды