Анализ эффективности производства и реализации молока в СПК «Новый путь» Пильнинского района Нижегородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Сфера производства и переработки молока - важная составная часть российского агропромышленного комплекса. Молоко и продукты его переработки являются высокоценными продуктами питания, которые пользуются повышенным спросом населения страны. Однако душевое потребление молока в стране составляет лишь 59,4% от рекомендуемой медицинской нормы и 60,4 % от уровня 1990 г. Причины снижения носят как экономический, так и организационный характер. Экономические причины связаны со снижением покупательной способности населения, организационные - с несовершенством хозяйственных связей между производителями молока и перерабатывающей промышленностью.

Оглавление

Введение

1. Организационно-экономическая характеристика СПК «Новый путь» Пильнинского района Нижегородской области.

2. Анализ эффективности производства и реализации молока.

2.1 Анализ себестоимости молока

2.2 Анализ производительности труда на производстве молока

2.3 Анализ использования и реализации молока в СПК «Новый путь»

3. Резервы повышения эффективности производства молока в СПК «Новый путь» Пильнинского района.

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Файлы: 1 файл

Экономика предприятий.docx

— 57.43 Кб (Скачать)

 

Прочие 

0,55 

0,1 

452 

44,92 

8,5 

365 

29,52 

4,6 

 

Всего затрат 

4349 

400,09 

100 

5370 

533,85 

100 

8100 

654,81 

100 

 

 

Анализируя состав и структуру  затрат на производство 1 ц. молока в 2005 и 2007 гг, можно сделать вывод, что  наибольший удельный вес занимают корма, на их долю приходится в 2005г 38,9 % или 155,66 руб. в 2007 г 19,7% или 129,18 руб., а так  же затраты на содержание основных средств , они составляют в 2005г 21 % или 83,9 руб. Наименьший удельный вес занимают затраты на прочие расходы - в 2005г 0,1 % в 2007г 4,6%. Оплата труда с отчислениями составляет в 2005г 33,95 руб или 8,5 % в 2007г 18,9% или 124,17 руб. . В целом ДМЗ на 1 ц молока за последние 3 года увеличилась  на 254,72 руб. или на 63%

Данные таблицы показывают, что затраты резко увеличиваются, т.к. большую роль играют затраты  кормов на производство кормов, расходы  на содержание основных средств и  заработная плата. Затраты на оплату труда занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции, поскольку многие культуры являются довольно трудоемкими. Общая сумма  прямой зарплаты зависит от объема произведенной продукции, ее структуры  и удельной зарплаты на отдельные  виды продукции, которые в свою очередь зависят от трудоемкости и уровня оплаты труда за 1 чел.- час.

На основании данной таблицы  была сделана диаграмма по данным 2005 и 2007г.

Показатели себестоимости  продукции служат в хозяйстве  базой для выявления экономических  результатов хозрасчетной деятельности: снижение или повышение себестоимости; экономия или перерасход по производственным затратам, а также для исчисления валового и чистого дохода (прибыли), уровня рентабельности. От уровня себестоимости  продукции зависят суммы прибыли  и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его  платёжеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость отражает все затраты на производство и  состоит из отдельных элементов  затрат.

Как уже было сказано, себестоимость  является важнейшим показателем  экономической эффективности производства продукции. Она показывает, во что  обходится производство продукции  конкретного предприятия. В себестоимости  отражается качественная сторона хозяйственной  деятельности предприятия, эффективность  использования природных ресурсов, состояние технологий и организации  производства.

Повышение эффективности  производства молока необходимо искать в снижении затрат на производство, для чего рассмотрим следующую таблицу.

Таблица 2.1.2.

Затраты на 1 голову продуктивного  скота, руб.

 

Виды и половозрастные группы скота 

2005 год 

2006 год 

2007 год 

 

Молочное стадо 

16792 

18975 

28125 

 

КРС на выращивании и откорме 

2440 

4690 

4207 

 

 

Основными источниками информации для анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции являются ф.8-АПК «Затраты на основное производство», ф13-АПК «Производство  и и себестоимость продукции  животноводства», производственные отчеты, плановые и нормативные данные. Одной  из объективных причин повышения  себестоимости сельскохозяйственной продукции является рост цен в  связи с инфляцией на промышленную продукцию (технику, запчасти, Электроэнергию, удобрения, нефтепродукты, комбикорма и т.д.). Другой объективной причиной повышения себестоимости продукции  являются более высокие темпы  оплаты труда по сравнению с темпами  роста его производительности. Это  также результат инфляции.

Немаловажной причиной разного  уровня себестоимости продукции  является организация труда. При  низком уровне организации труда  хуже используются трудовые ресурсы, техника, корма, удобрения, и т.д., в результате чего происходит их перерасход на единицу  продукции. Внедрение более прогрессивных  форм организации труда позволяет  более полно и рационально  использовать ресурсный потенциал, что существенно влияет на себестоимость  продукции. При повышении затрат на продуктивный скот , увеличивается  себестоимость продукции. Так по таблице мы видим, что затраты  увеличились.

Таблица 2.1.3.

Факторный анализ себестоимости 1 ц молока методом цепных подстановок.

 

Вид продукции 

Затраты на 1 голову , руб 

Надой от 1 коровы, цн 

Себестоимость 1 цн, руб 

Отклонение (+/-) 2007 года от 2006 года 

 

2006 

2007 

2006 

2007 

2006 

2007 Услов

 

ное 

Общее 

В т.ч. за счет 

 

Затрат на 1 гол Продук

 

тивности 

 

10 

11 

 

Молоко 

18975 

28125 

4011 

4371 

533,85 

654,81 

434,11 

120,96 

220,7 

-99,74 

 

 

В 2007 году по сравнению с 2006 годом производственная себестоимость 1 центнера молока увеличилась на 120,96 рублей за 1 ц, в том числе за счет увеличения затрат на 1 голову увеличилось  на 220,7 рублей им за счет увеличения продуктивности снизилась на 99,74 рублей

 Таблица 2.1.4.

Расчет влияния факторов на изменение себестоимости молока по статье корма

 

Вид продукции 

Расход кормов на 1 цн молока, ц к ед 

Стоимость 1 цн. к ед 

Сумма затрат на 1 цн. молока по статье корма, руб 

Отклонение (+/-) 2007 года от 2006 года 

 

2006 

2007 

2006 

2007 

2006 

2007 

Всего 

В т.ч. за счет 

 

Количества кормов 

Стоимости кормов 

 

10 

 

Молоко 

1,23 

1,33 

91,2 

103,8 

112,2 

138 

25,8 

9,1 

16,7 

 

 

Сумма затрат по статье корма  на 1 цн молока увеличились на 25,8 рублей в том числе за счет увеличения расхода кормов на 9,1 рублей, и за счет роста их стоимости возросла на 16,7 рублей.

2.2 Анализ производительности  труда на производстве молока

 

 

Главный путь снижения себестоимости  продукции - это рост производительности труда. Следовательно, факторы роста  производительности труда в тоже время оказывают влияние на себестоимость  продукции. Однако рост производительности труда обеспечивает снижение себестоимости продукции лишь в случае, если он сопровождается снижением расходов на оплату труда и материальных затрат в расчете на единицу продукции, или же когда экономия затрат на оплату труда превышает рост расходов на материалы.

 

Прямой показатель производительности труда - выработка продукции в  расчете на единицу затраченного времени или на одного работника . Обратный показатель - трудоемкость производства - количество рабочего времени ,затраченное  на единицу продукции .

 

Проведем факторный анализ производительности труда в СПК  «Новый путь».

 

 Таблица 2.1.5

 

Факторный анализ производительности труда СПК «Новый путь»

 

Вид продукции 

Затраты на 1 гол (чел.час.) 

Продуктивность 1 гол/цн 

Затраты труда

 

На 1 ц.(чел.час.) 

Отклонение (+,-) чел.час 

 

2005г 

2007г 

2005г 

2007г 

2005г 

2007г 

Усло-вное 

общее 

В т.ч. за счет 

 

Затрат на 1 цн 

Продуктивности 

 

10 

11 

 

молоко 

142,8 

111,1 

3841 

4371 

3,4 

2,5 

0,03 

-0,9 

-3,37 

2,47 

 

 

 

В СПК «Новый путь» в 2007г  по сравнению с 2005 г производительность труда на 1 ц молока снизилась  на 0,09 чел.час.,в т.ч. за счет снижения затрат на 1 цн уменьшилось на 3,37 чел.час , а за счет продуктивности увеличилась  на 2,47 чел. час .

 

На увеличение валовой  продукции большое влияние оказывает  производительность труда, которая  выражает связь между объемом  производства и затратами труда. Производительность труда - это способность  человека создавать в единицу  времени определенное количество продукции.

 

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за объема производства продукции, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу  продукции и суммы постоянных расходов. При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная заработная плата рабочих и административно-управленческого  персонала) остаются неизменными в  краткосрочном периоде ( при условии  сохранения прежней производительной мощности предприятия).

 

Для оценки уровня производительности труда в сельском хозяйстве используется система обобщающих, частных, вспомогательных  и косвенных показателей. К обобщающим показателям производительности труда  относятся:

 

- производство валовой  продукции сельскохозяйственного  назначения на среднегодового  работника, занятого в сельскохозяйственном  производстве (с учетом обслуживающего  и управленческого аппарата);

 

- производство валовой  продукции за 1 человеко-день и  1 человеко-час, затраченные на  производство сельскохозяйственной  продукции.

 

Эти показатели рассчитываются, анализируются в целом по хозяйству, а также по растениеводству и  животноводству.

 

2.3 Анализ использования  и реализации молока в СПК  «Новый путь»

 

 

Вся производимая продукция  в сельском хозяйстве либо реализуется, либо расходуется на собственные  нужды хозяйства.

 

Задача экономического анализа - выявить возможности наиболее рационального  использования продукции ,увеличения объема продажи ее государству ,роста  прибыли ,правильного распределения  денежных доходов и прибыли в  интересах укрепления экономики  предприятия ,улучшения материальных и культурных условий жизни тружеников села .

 

В сложившихся условиях сельскохозяйственные предприятия реализуя молоко расплачиваются со своими долгами ,закупают ГСМ ,запчасти и т.д.

 

Как показывает практика особенно эффективно молоко использовать на реализационные цели .

 

 Таблица 2.3.1

 

Использование сельскохозяйственной продукции СПК «Новый путь»

 

Показатели 

Молоко , цн 

 

2005 

2006г 

2007г 

2007г к 2005г % 

 

 

Наличие на начало года 

 

Приход Всего : 

10870 

10059 

12370 

114 

 

Вт.ч. произведено 

10870 

10059 

12370 

114 

 

Приобретено 

0  

 

Расход Всего : 

10870 

10059 

12370 

114 

 

В т.ч. реализовано 

9329 

8529 

10799 

115 

 

На корм животным 

1541 

1530 

1571 

102 

 

Наличие на конец года 

 

 

 

Анализируя данные таблицы  можно сделать вывод ,что производство молока в 2007 г по сравнению с 2005 г  увеличилось на 14% , объем реализации молока увеличился на 15 %. В тоже время  на корм животным увеличилось на 2%.

 

Уровень товарности - это  отношение объема реализованной  продукции к объему ее производства в натуральном выражении или  в сопоставимых ценах.

 

Большое влияние на объем  реализации продукции оказывает  ее качество. Чем выше качество продукции, реализованной, тем выше зачетная масса  и цены, и наоборот, хозяйства, реализующие  продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе.

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой, полученной прибыли и уровня рентабельности. Прибыль предприятия получают главным  образом от реализации продукции, а  так же от других видов деятельности.

 

Предприятия получают дотации, финансовые результаты могут измениться.

 

 Таблица 2.3.2

 

Финансовые результаты производства и реализации молока в СПК «Новый путь»

 

Показатели 

2005г 

2006г 

2007г 

Отклонение (+,-) 2007г от 2005г 

 

 

Объем производсва (ц) 

10870 

10059 

12370 

114 

 

Объем реализации (ц) 

9329 

8529 

10799 

115 

 

Уровень товарности % 

86 

85 

87 

101 

 

Выручка ,тыс.руб. 

5963 

5110 

8964 

150 

 

Цена реал. 1 ц руб. 

639 

599 

830 

129 

 

Полная себест-ть тыс.руб. 

5287 

4737 

7246 

137 

 

В т.ч. 1 ц реал-й прод-и 

567 

555 

671 

118 

 

Прибыль тыс.руб 

676 

373 

1718 

254 

 

Уровень рентабельности % 

12,8 

7,9 

23,7 

185 

 

 

 

По данным таблицы видно ,что в СПК «Новый путь» производство и реализация молока является прибыльным .

 

Уровень товарности увеличился на 1 % в 2007г по сравнению с 2005г.

 

Уровень рентабельности в 2007 году увеличился на 10,9% по сравнению  с 2005 годом и на 15,8%.

 

Выручка от реализации молока в 2007г по сравнению с 2005г возросла на 3001 т.р.

 

Прибыль- это часть чистого  дохода, проданного в процессе производства реализованного в сфере обращения, который непосредственно получало предприятие. Только после продажи  продукции чистый доход принимает  форму прибыли. Количественно она  представляет собой разность между  выручкой (после уплаты НДС, акцизного  налога и других отчислений из выручки  в бюджетные и внебюджетные фонды), полной себестоимостью реализованной  продукции. Значит, чем больше предприятие  реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыль, тем  лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи  с использованием и реализацией  продукции.

 

Проведем факторный анализ прибыли от реализации молока методом  цепных подстановок . Расчет в приложении № 2

 

Таблица 2.3.4.

 

Факторный анализ прибыли  от реализации молока

 

Вид продукции 

Объем реализации ,ц

 

(VPП) 

Цена реализации 1 ц ,руб (Ц) 

Полная себестоимость 1 цн руб. (С). 

Прибыль от продажи (П) 

Отклонение +/- 2007 года от 2006года , тыс. руб. 

 

2006 год 

2007 год 

2006 год 

2007 год 

2006 год 

2007 год 

2006 год 

2007 год 

Общее 

Информация о работе Анализ эффективности производства и реализации молока в СПК «Новый путь» Пильнинского района Нижегородской области