Теоретические основы анализа предложения на рынке телекоммуникационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 05:29, реферат

Краткое описание

Дальнейшее качественное развитие операторов электросвязи особенно важно, если учесть, что потребность населения в телекоммуникационных услугах растет из года в год. К сожалению, в настоящее время запросы россиян не удовлетворяется не только в сфере новых современных видов телекоммуникационных услуг, но даже в области традиционной телефонной связи. К примеру, уровень телефонизации - один из показателей экономического развития страны - составляет в России в среднем 23,7 стационарных телефонных аппарата на 100 человек, в то время как в Европе – вдвое выше. Цифровизация местной сети также не достаточна – порядка 43%, а в европейских странах она составляет около 98%.

Файлы: 1 файл

dipl0.doc

— 545.00 Кб (Скачать)

 

1.3.4. Система показателей статистического  анализа цен

Цены – сложная система, составной элемент рыночного механизма. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по различным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

Таблица Х

Система показателей статистики цен и ценообразования

Блоки показателей

Показатели

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Средний уровень 
 

Обобщающий уровень

Моментная цена товарного вида, сорта товара - представителя

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам

Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной средней и обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров

Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблемости цен (группировка регионов или поселений по уровню цен); уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и цикличных колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен

Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям

Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки

Эластичность

Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности


 

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:

1. отказ от массового документированного учета, практически невозможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;

2. отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;

3. формирование потребительской корзины, т. е. набора товаров-представителей;

4. введение системы поправок на изменение качества товаров;

5. полный охват всех форм и видов торговли (субрынков).

Ряд, проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться. Формирование выборочной совокупности осуществляется по следующей схеме:

1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.

2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.

Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.

3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара - перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др.

Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя: модальная, простая средняя арифметическая, взвешенная, случайно отобранная. По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.

4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты:

а) выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);

б) широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) - в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;

в) выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);

г) выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);

д) гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).

Часто имеет смысл комбинировать различные методы выборки.

Анализ цен осуществляется в статике и динамике: только оценив базу сравнения, можно делать вывод о характере изменения цен. Таким образом, оценка уровня цен - первый этап в статистическом изучении цен.

Уровень цен - обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Показатель уровня цен осредняет цены множества индивидуальных актов купли-продажи, сглаживает (выравнивает) возможную вариацию цен и проявляется как средняя величина, тенденция, отражающая определенную закономерность ценообразования.

Индивидуальный (однотоварный) уровень цены - это абсолютная величина - сумма денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу. Для цен совокупности однородных товарных единиц, для цен, варьирующих во времени и в пространстве (географическом и экономическом), обобщенной характеристикой является средняя цена. Выбор формулы для расчета средней цены зависит от наличия информации о количестве проданных товаров. Если известен объем продажи в натуральном выражении или в стоимостных единицах, то используются формулы соответственно средней арифметической:

 

 

2. Анализ предложения на рынке телекоммуникационных услуг Приморского края

 

  • 2.1. Особенности развития предложения на рынке телекоммуникационных услуг Приморского края

 

В настоящее время (по состоянию на 1.05.2007 г.)1 на рынке телекоммуникационных услуг Приморского края действуют 74 оператора связи. Динамика численности поставщиков телекоммуникационных услуг в Приморском крае представлена на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1 – Численность поставщиков телекоммуникационных услуг в Приморском крае с 2000 по 2006 год

Источник: Подсчитано автором по данным Россвязьнадзора [ссылка] о выдаче, продлении и аннулировании лицензий на услуги связи

Одной из наиболее значимых проблем, с точки зрения Администрации края, является недоступность современных видов предлагаемых телекоммуникационных услуг для бюджетных организаций по причине высоких тарифов и отсутствия современных технических средств. Законом Приморского края от 06.05.2005 № 240-КЗ утверждена Краевая целевая программа «Электронное приморье» на 2005-2010 годы, основной задачей которой является развитие телекоммуникационной инфраструктуры Приморского края. В рамках развития телекоммуникационной инфраструктуры края подразумевается:

а) строительство межотраслевой региональной информационной сети органов государственной власти, бюджетных организаций и учреждений в крупных городах края (Находка, Уссурийск, Артем);

б) развитие корпоративной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления, расположенных на территории Приморского края;

в) подключение бюджетных организаций и образовательных учреждений к корпоративной сети органов государственной власти;

г) создание пунктов коллективного доступа на базе школ, библиотек, отделений связи.

Мероприятия программы реализуются за счет средств федерального, краевого бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Общий объем в течение 2005-2010 годов – 585,64 млн. рублей, в том числе средства краевого бюджета – 242,82 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований – 58,564 млн. рублей; внебюджетные источники – 58,564 млн. рублей. [Краевая целевая программа «Электронное Приморье»] Программа направлена, в том числе, на повышение качества телекоммуникационных услуг, снижение тарифов и рост предложения более доступных услуг на данном рынке.

 

 

 

 

  • 2.2. Анализ структуры и состава предложения на рынке телекоммуникационных услуг Приморского края

 

Всего на рынке телекоммуникационных услуг в Приморском крае действуют 74 оператора, из них 48 находятся во Владивостоке, 9 - в Находке, 6 – в Уссурийске, 4 – в Лучегорске. 12 из этих операторов имеют право предлагать телекоммуникационные услуги только в том населенном пункте, где они зарегистрированы; лицензии остальных операторов действуют на территории всего Приморского края. (см. рис. 2.2)2

 

Рисунок 2.2 – Структура предложения телекоммуникационных услуг по географическому признаку

 

 

 

2.2.1. Рынок местной телефонной связи

ОАО «Дальсвязь»

ОАО «НТК»

ООО «ПортТелеком»

2.2.2. Рынок междугородной и международной телефонной связи

ростелеком, мтт

2.2.3. Рынок мобильной связи

2.2.3.1. Сотовая связь

ОАО «Новая телефонная компания» создано в 1993 году группой российских компаний. В 1997 году контрольный пакет акций НТК выкуплен корейским оператором связи Korea Telecom.

ОАО «Новая телефонная компания» имеет лицензии на предоставление следующих услуг связи:

  1. № 13235 от 11.11.1999 «Предоставление услуг телематических служб»;
  2. № 3665 от 26.12.1995 «Предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи в диапазоне 900 МГц», в дополнении № 10 от 18.02.2002 года - в диапазоне 1800 МГц;
  3. № 18983 от 27.08.2000 «Предоставление в аренду каналов связи»;
  4. № 4998 от 4.10.1996 «Предоставление услуг местной телефонной связи».

 

ЗАО «АКОС»

Лицензии

 

 

Спутниковая связь

операторы - ?

 

Рынок услуг Интернета и передачи данных

 

  • 2.3. Расчет производственного потенциала  на рынке телекоммуникационных  услуг Приморского края

  •  

    • 2.4. Оценка эластичности предложения по цене на рынке телекоммуникационных услуг Приморского края

     

    Местная телефонная связь

    Установка телефона

    сентябрь 2003 – 8400 (город), 3150 (село) (физ.лица)

    до июля 2006 -8000 (город, физ лица),  3000 (село, физ. Лица) , 8000 – юр лица

    июль 2006 – 6400 (город, физ лица), 3000 (село, физ лица), 6000 (село, юр лица)

     

     

     

    2004

    2005

    Удельный вес монтированной емкости электронных станций в общей монтированной емкости автоматических телефонных станций, процентов

       

    городской сети

    77.0

    80.0

    сельской сети

    26.6

    58.9


     

     

    2002

    2003

    2004

    2005

    Число телефонных станций – всего, единиц

       

    441

    440

    в том числе:

    городской сети

       

    117

    114

    сельской сети

       

    324

    326

    Общая монтированная емкость телефонных станций – всего, тыс. номеров

    398,1

    431,7

    572.1

    603.7

    в том числе:

    городской сети

       

    503.0

    529.8

    сельской сети

       

    69.1

    73.9

    Задействованная емкость, всего, тыс. номеров

    374, 6

    400,6

       

    городской сети

           

    сельской сети

           

    Информация о работе Теоретические основы анализа предложения на рынке телекоммуникационных услуг