Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 05:29, реферат
Дальнейшее качественное развитие операторов электросвязи особенно важно, если учесть, что потребность населения в телекоммуникационных услугах растет из года в год. К сожалению, в настоящее время запросы россиян не удовлетворяется не только в сфере новых современных видов телекоммуникационных услуг, но даже в области традиционной телефонной связи. К примеру, уровень телефонизации - один из показателей экономического развития страны - составляет в России в среднем 23,7 стационарных телефонных аппарата на 100 человек, в то время как в Европе – вдвое выше. Цифровизация местной сети также не достаточна – порядка 43%, а в европейских странах она составляет около 98%.
Цены – сложная система, составной элемент рыночного механизма. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по различным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
Таблица Х
Система показателей статистики цен и ценообразования
Блоки показателей |
Показатели |
Субпоказатели |
Уровень цен |
Индивидуальный уровень Средний уровень Обобщающий уровень |
Моментная цена товарного вида, сорта товара - представителя Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной средней и обобщающей цены к доходу |
Структура цены |
Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги |
Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен |
Соотношение цен |
Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров |
Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике |
Вариация цен |
Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени |
Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблемости цен (группировка регионов или поселений по уровню цен); уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и цикличных колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки) |
Динамика цен |
Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров |
Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен |
Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям |
Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен |
Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки |
Эластичность |
Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других |
Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности |
Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:
1. отказ от массового документированного учета, практически невозможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;
2. отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;
3. формирование потребительской корзины, т. е. набора товаров-представителей;
4. введение системы поправок на изменение качества товаров;
5. полный охват всех форм и видов торговли (субрынков).
Ряд, проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться. Формирование выборочной совокупности осуществляется по следующей схеме:
1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.
2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.
Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.
3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара - перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др.
Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя: модальная, простая средняя арифметическая, взвешенная, случайно отобранная. По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.
4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты:
а) выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);
б) широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) - в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;
в) выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);
г) выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);
д) гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).
Часто имеет смысл комбинировать различные методы выборки.
Анализ цен осуществляется в статике и динамике: только оценив базу сравнения, можно делать вывод о характере изменения цен. Таким образом, оценка уровня цен - первый этап в статистическом изучении цен.
Уровень цен - обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.
Показатель уровня цен осредняет цены множества индивидуальных актов купли-продажи, сглаживает (выравнивает) возможную вариацию цен и проявляется как средняя величина, тенденция, отражающая определенную закономерность ценообразования.
Индивидуальный (однотоварный) уровень цены - это абсолютная величина - сумма денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу. Для цен совокупности однородных товарных единиц, для цен, варьирующих во времени и в пространстве (географическом и экономическом), обобщенной характеристикой является средняя цена. Выбор формулы для расчета средней цены зависит от наличия информации о количестве проданных товаров. Если известен объем продажи в натуральном выражении или в стоимостных единицах, то используются формулы соответственно средней арифметической:
В настоящее время (по состоянию на 1.05.2007 г.)1 на рынке телекоммуникационных услуг Приморского края действуют 74 оператора связи. Динамика численности поставщиков телекоммуникационных услуг в Приморском крае представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1 – Численность поставщиков телекоммуникационных услуг в Приморском крае с 2000 по 2006 год
Источник: Подсчитано автором по данным Россвязьнадзора [ссылка] о выдаче, продлении и аннулировании лицензий на услуги связи
Одной из наиболее значимых проблем, с точки зрения Администрации края, является недоступность современных видов предлагаемых телекоммуникационных услуг для бюджетных организаций по причине высоких тарифов и отсутствия современных технических средств. Законом Приморского края от 06.05.2005 № 240-КЗ утверждена Краевая целевая программа «Электронное приморье» на 2005-2010 годы, основной задачей которой является развитие телекоммуникационной инфраструктуры Приморского края. В рамках развития телекоммуникационной инфраструктуры края подразумевается:
а) строительство межотраслевой региональной информационной сети органов государственной власти, бюджетных организаций и учреждений в крупных городах края (Находка, Уссурийск, Артем);
б) развитие корпоративной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления, расположенных на территории Приморского края;
в) подключение бюджетных организаций и образовательных учреждений к корпоративной сети органов государственной власти;
г) создание пунктов коллективного доступа на базе школ, библиотек, отделений связи.
Мероприятия программы реализуются за счет средств федерального, краевого бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Общий объем в течение 2005-2010 годов – 585,64 млн. рублей, в том числе средства краевого бюджета – 242,82 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований – 58,564 млн. рублей; внебюджетные источники – 58,564 млн. рублей. [Краевая целевая программа «Электронное Приморье»] Программа направлена, в том числе, на повышение качества телекоммуникационных услуг, снижение тарифов и рост предложения более доступных услуг на данном рынке.
Всего на рынке телекоммуникационных услуг в Приморском крае действуют 74 оператора, из них 48 находятся во Владивостоке, 9 - в Находке, 6 – в Уссурийске, 4 – в Лучегорске. 12 из этих операторов имеют право предлагать телекоммуникационные услуги только в том населенном пункте, где они зарегистрированы; лицензии остальных операторов действуют на территории всего Приморского края. (см. рис. 2.2)2
Рисунок 2.2 – Структура предложения телекоммуникационных услуг по географическому признаку
2.2.1. Рынок местной телефонной связи
ОАО «Дальсвязь»
ОАО «НТК»
ООО «ПортТелеком»
2.2.2. Рынок междугородной и международной телефонной связи
ростелеком, мтт
2.2.3. Рынок мобильной связи
2.2.3.1. Сотовая связь
ОАО «Новая телефонная компания» создано в 1993 году группой российских компаний. В 1997 году контрольный пакет акций НТК выкуплен корейским оператором связи Korea Telecom.
ОАО «Новая телефонная компания» имеет лицензии на предоставление следующих услуг связи:
ЗАО «АКОС»
Лицензии
Спутниковая связь
операторы - ?
Рынок услуг Интернета и передачи данных
Местная телефонная связь
Установка телефона
сентябрь 2003 – 8400 (город), 3150 (село) (физ.лица)
до июля 2006 -8000 (город, физ лица), 3000 (село, физ. Лица) , 8000 – юр лица
июль 2006 – 6400 (город, физ лица), 3000 (село, физ лица), 6000 (село, юр лица)
2004 |
2005 | |
Удельный вес монтированной емкости электронных станций в общей монтированной емкости автоматических телефонных станций, процентов |
||
городской сети |
77.0 |
80.0 |
сельской сети |
26.6 |
58.9 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Число телефонных станций – всего, единиц |
441 |
440 | ||
в том числе: городской сети |
117 |
114 | ||
сельской сети |
324 |
326 | ||
Общая монтированная емкость телефонных станций – всего, тыс. номеров |
398,1 |
431,7 |
572.1 |
603.7 |
в том числе: городской сети |
503.0 |
529.8 | ||
сельской сети |
69.1 |
73.9 | ||
Задействованная емкость, всего, тыс. номеров |
374, 6 |
400,6 |
||
городской сети |
||||
сельской сети |
Информация о работе Теоретические основы анализа предложения на рынке телекоммуникационных услуг