Теоретические основы анализа предложения на рынке телекоммуникационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 05:29, реферат

Краткое описание

Дальнейшее качественное развитие операторов электросвязи особенно важно, если учесть, что потребность населения в телекоммуникационных услугах растет из года в год. К сожалению, в настоящее время запросы россиян не удовлетворяется не только в сфере новых современных видов телекоммуникационных услуг, но даже в области традиционной телефонной связи. К примеру, уровень телефонизации - один из показателей экономического развития страны - составляет в России в среднем 23,7 стационарных телефонных аппарата на 100 человек, в то время как в Европе – вдвое выше. Цифровизация местной сети также не достаточна – порядка 43%, а в европейских странах она составляет около 98%.

Файлы: 1 файл

dipl0.doc

— 545.00 Кб (Скачать)

Услуги подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования – это вид деятельности, предусматривающий оказание, наряду с другими услугами, услуг сотовой связи.

Сотовая связь — один из наиболее динамично развивающихся видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид сот с шестиугольными ячейками (сотами).

Сеть составляют разнесенные в пространстве приемопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приемопередатчика в зону действия другого.

Основные составляющие сотовой сети — это сотовые телефоны и БС. БС обычно располагают на крышах зданий и вышках. Будучи включённым, сотовый телефон прослушивает эфир, находя сигнал базовой станции. После этого телефон посылает станции свой уникальный идентификационный код. Телефон и станция поддерживают постоянный радиоконтакт, периодически обмениваясь пакетами. Связь телефона со станцией может осуществляться по аналоговому протоколу (AMPS, NAMPS, NMT-450) или по цифровому (DAMPS, CDMA, GSM, UMTS). Если телефон выходит из поля действия одной БС, он налаживает связь с другой.

Услуги подвижной спутниковой радиосвязи оказываются операторами связи с помощью спутниковых сетей радиосвязи с подвижными объектами (СРПО). Последние предназначены преимущественно для предоставления услуг связи подвижным пользователям, находящимся в регионах, не обеспеченных услугами наземных СРПО, а также стационарным пользователям регионов, недостаточно обеспеченным услугами связи. Они должны предоставлять услуги, главным образом, междугородной связи, а также зоновой и, при необходимости, местной радиосвязи.

Этот вид радиосвязи основан на использовании искусственных спутников земли в качестве ретрансляторов, находящихся на низкоорбитальных космических аппаратах (500 – 1500 км), но может быть задействован ресурс ретрансляторов связи на средне- (до 16000 км) и высокоорбитальных космических аппаратах (до 40000 км) [основы построения систем и сетей передачи данных, с. 292]. Спутниковая связь осуществляется между земными станциями, которые могут быть как стационарными, так и подвижными.

С развитием волоконно-оптических сетей последние начали вытеснять спутниковую связь с рынка магистральной связи. Помимо этого, с операторами персональной спутниковой связи конкурируют операторы сотовой связи.

Спутниковая связь находит применение в организации «последней мили» (канала связи между интернет-провайдером и клиентом), особенно в местах со слабо развитой инфраструктурой.

Услуги передачи данных и Интернета включают в себя:

  1. Услуги связи по предоставлению каналов связи.
  2. Услуги связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации.
  3. Услуги связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных (предоставляются операторами IP-телефонии).
  4. Телематические услуги связи (предоставляются интернет-провайдерами, хостинговыми компаниями (услуги виртуального хостинга), контент-провайдерами).

Предоставление каналов связи (аренда каналов) - услуга оператора, позволяющая сдавать в аренду свои каналы связи. Под услугами связи по предоставлению каналов связи, согласно постановлению Правительства РФ от 18.02.2005г. №87, понимается обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю технической возможности передачи информации по каналам, трактам в аналоговых, цифровых системах передачи кабельных, воздушных, радиорелейных, спутниковых линий связи.

Сеть передачи данных - совокупность узлов и каналов электросвязи, специально созданная для организации связей между определенными точками с целью обеспечения передачи данных между ними.

Под услугами передачи данных (ПД) в сети ПД понимается обеспечение предоставления абоненту услуг по обмену информацией между пользовательским (оконечным) оборудованием абонентов, подключенным к сети передачи данных оператора, в том числе [Проект правил оказания услуг телематических служб и передачи данных]:

  1. услуги по обеспечению передачи и приема данных пользователей с организацией коммутируемой или некоммутируемой связи (например, доступ в Интернет, услуги Frame Relay или услуги сети X.25);
  2. а также услуги, технологически неразрывно с ними связанные и повышающие их потребительскую стоимость.

 Данные услуги предоставляются интернет-провайдерами (доступ в Интернет) и хостинговыми компаниями (услуги co-location). Услуга co-location заключается в размещении физического сервера абонента на технологической площадке оператора связи.

Технологической основой служб ПД в России на современном этапе являются сети данных общего пользования с коммутацией пакетов по протоколу Х.25 (СДОП-КП) и сети данных общего пользования с ретрансляцией кадров (СДОП-РК) по протоколу Х.36, построенные в соответствии с  рекомендациями  Международного союза электросвязи МСЭ-Т  серии X, а также  сети общего пользования с коммутацией пакетов по протоколу IP, соответствующему  документу IETF RFC 791 и RFC 2460 и/или его «последователю». Эти сети в наибольшей степени соответствуют требованиям большинства пользователей. [Руководящий документ отрасли «Сети и службы передачи данных»]

Под услугами связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных понимаются IP- и SIP-телефония.

IP-телефония - технология организации  междугородной и международной  связи, которая используется в  Интернет для передачи речевых сигналов. При разговоре наши голосовые сигналы (слова, которые мы произносим) преобразуются в сжатые пакеты данных. После эти пакеты данных посылаются через Интернет другой стороне. Когда пакеты данных достигают адресата, они декодируются в голосовые сигналы оригинала.

Наряду с понятием IP-телефония часто используется термин Интернет-телефония. Но так как Интернет-Телефония исходит из IP-Телефонии, то мы будем применять для нее оба этих термина. Используя способ передачи информации через IP-телефонию, можно получить высокое качество связи, сопоставимое с традиционной междугородной и международной связью.

SIP-телефония - это самый современный  и экономичный вид телефонии  нового поколения, позволяющий устанавливать  телефоны с городским номером, независимо от фактического места нахождения абонента и экономить значительные суммы на междугородних и международных переговорах. Она основана на предоставлении привычного телефонного сервиса по каналам доступа в Интернет при помощи специальных IP-телефонов, IP-адаптеров или программных телефонов.

Телематические службы (ТМ-службы) - службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи.

К телематическим услугам относятся [Проект правил оказания услуг телематических служб и передачи данных]:

  1. услуги по приёму, обработке, хранению и передаче сообщений и информации (например, служба электронной почты, служба доступа к информационным ресурсам, информационно-справочная служба, служба Телефакс, служба Комфакс, служба Бюрофакс, служба обработки сообщений, служба голосовых сообщений, служба передачи речевой информации, служба аудиоконференций, служба видеоконференций);
  2. интеллектуальные услуги ТМ-служб (например, служба с оплатой за счет вызываемой стороны, служба телеголосования);
  3. а также услуги, технологически неразрывно с ними связанные и повышающие их потребительскую стоимость.

Система экономических отношений между продавцами и покупателями перечисленных услуг называется рынком телекоммуникационных услуг.

Рынок услуг имеет следующие особенности, делающие его непохожим на другие рынки:

1. услуга не существует до  ее предоставления. Это делает  невозможным сравнение и оценку  услуг до их получения, поэтому  сравнить можно только ожидаемые  выгоды и полученные;

2. услугам присуща высокая степень  неопределенности, что ставит клиента  в невыгодное положение, а продавцам  затрудняет продвижение услуг  на рынок.

Основными субъектами рынка телекоммуникационных услуг являются:

1. операторы связи (первичные и вторичные; традиционные и альтернативные) – юридические лица, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Традиционными операторами являются службы электросвязи;

2. пользователи (абоненты, клиенты), являющиеся источниками и потребителями информации. Они создают и воспринимают потоки сообщений и, как правило, определяют требования по доставке и обработке информации, выбору вида связи (телефонной, телеграфной, вещания и т.д.) и получению различных услуг (видов обслуживания) с соблюдением определенного качества [основы построения систем и сетей передачи данных];

3. государство, регулирующее отношения между другими субъектами на данном рынке.

Российский рынок телекоммуникационных услуг состоит из трех взаимосвязанных уровней:

1. Внутренний рынок, где спрос на услуги электросвязи предъявляют конечные потребители услуг (абоненты), а поставщиками этих услуг являются городские и сельские операторы телефонных сетей. На этом уровне действуют как региональные предприятия электросвязи, так и альтернативные операторы. Степень конкуренции здесь незначительная за счет, зачастую, монопольного положения операторов в определенном регионе или населенном пункте, а также вследствие дифференциации клиентов, так как альтернативные операторы ориентированы, прежде всего, на бизнес-клиентов и не всегда заинтересованы в оказании услуг связи отдельным абонентам.

2. Рынок среднего уровня, где региональными операторами обеспечивается связь между различными населенными пунктами, т.е. предоставляются специфические услуги присоединения к сети зональной связи. Здесь основной объем услуг предоставляют семь межрегиональных компаний электросвязи. Спецификой этого уровня является то, что эти предприятия действуют на территориально обособленном региональном пространстве, между собой практически не конкурируют и, кроме того, входят состав созданного в 1995 году холдинга «Связьинвест», который контролирует их деятельность. Всего компании, входящие в состав ОАО «Связьинвест», обслуживают около 90% населения страны и 60% абонентов бизнес сектора. [Яшин В.Н. «Связьинвест» на рубеже веков – основные тенденции и перспективы развития на ближайшие годы / Юбилейная науч. конф. «Связисты СПбГУТ и телекоммуникации XXI века»:сборник трудов. 12-13 октября 2000г., Санкт-Петербург. – СПб: Инсвязьиздат, 2000. – С.9.]

3. Рынок внешнего уровня, где операторы среднего уровня являются потребителями услуг присоединения к магистральной сети для обеспечения дальней связи и связи с зарубежными странами. На данном уровне основным поставщиком услуг (до 70 %) является компания ОАО «Ростелеком», остальные магистральные операторы, за исключением ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), пока имеют определенные номенклатурные и территориальные ограничения и не могут составить существенной конкуренции «Ростелекому». Поэтому данная область российских телекоммуникаций характеризуется высокой степенью монополизации, высокими темпами роста и соответственно высокими доходами от продажи своих услуг. Компания МТТ нарушила существовавшую до 2006 года монополию на предоставление услуг «дальней связи».

Все эти уровни представляют собой взаимосвязанную и взаимозависимую систему, которая позволяет обслуживать процесс передачи любого вида информации и предоставлять разнообразные телекоммуникационные услуги. [Рейман Л.Д. Структура Российской телекоммуникационной отрасли / Юбилейная науч. конф. «Связисты СПбГУТ и телекоммуникации XXI века»:сборник трудов. 12-13 октября 2000 г., Санкт-Петербург. – СПб: Инсвязьиздат, 2000. – С.3-9.]

Сравнительная характеристика сегментов российского рынка телекоммуникаций приведена в таблице Х.

Таблица Х

Характеристика сегментов российского рынка телекоммуникационных услуг

Сегменты рынка

Операторы

Территориальные рынки

Степень конкуренции

Абонентская база (население/ организации)

Темпы роста рынка

Степень гос. регулирования

Местная связь (фиксир.)

Межрегиональные «Электросвязи»

 

Альтернативные операторы

Отдельные регионы

 

 

Лицензируемая территория

Незначительная

Смешанная

 

 

В основном бизнес-клиенты

 

 

Низкие

Высокая

 

 

 

Средняя

Междугородная связь

Ростелеком, МТТ

Межрегиональные компании электросвязи

 

Несколько частных сетей

Россия

 

Межзональные

 

 

 

Региональные/межзональные

В рамках отдельных ниш

Смешанная

 

Смешанная

 

 

 

В основном бизнес-клиенты

Высокие

Высокая

 

Средняя

 

 

 

 

Низкая

Международная связь

Ростелеком.

Несколько частных сетей

Россия

Региональные/межзональные

В рамках отдельных ниш

Смешанная

Высокие

Низкая

 

Низкая

Мобильная связь

Большое количество альтернативных операторов

Лицензируемая территория

Высокая

 

Высокие

Низкая

Интернет и передача данных

Большое количество альтернативных операторов

Лицензируемая территория

Смешанная

 

Высокие

Низкая

Информация о работе Теоретические основы анализа предложения на рынке телекоммуникационных услуг