Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 05:29, реферат
Дальнейшее качественное развитие операторов электросвязи особенно важно, если учесть, что потребность населения в телекоммуникационных услугах растет из года в год. К сожалению, в настоящее время запросы россиян не удовлетворяется не только в сфере новых современных видов телекоммуникационных услуг, но даже в области традиционной телефонной связи. К примеру, уровень телефонизации - один из показателей экономического развития страны - составляет в России в среднем 23,7 стационарных телефонных аппарата на 100 человек, в то время как в Европе – вдвое выше. Цифровизация местной сети также не достаточна – порядка 43%, а в европейских странах она составляет около 98%.
[Источник: Рейман Л.Д. Структура Российской телекоммуникационной отрасли / Юбилейная науч. конф. «Связисты СПбГУТ и телекоммуникации XXI века»:сборник трудов. 12-13 октября 2000 г., Санкт-Петербург. – СПб: Инсвязьиздат, 2000. – С.3]
Под предложением на рынке услуг понимается способность продавцов поставлять на рынок услуги.
Величиной, или объемом, предложения называется количество услуг, которые продавец предлагает к продаже по определенной цене в течение определенного периода времени.
Связь на протяжении всех последних лет остается одной из самых динамичных отраслей российской экономики. Темпы роста предложения здесь существенно превышают темпы роста других отраслей, при этом по объемам производимых услуг связь уже давно вышла на уровень таких промышленных отраслей, как, например, автомобилестроение или нефтепереработка. За последние несколько лет в отрасли произошли существенные структурные изменения, вызванные нарастающим научно-техническим прогрессом, которые все в большей степени склоняются в сторону новых услуг связи. В 2006 году эти тенденции сохранились, и доля фиксированной связи в общем объеме предоставляемых услуг продолжала снижаться, тогда как доля новых услуг возрастала.
К настоящему времени в России:
1. Действует более 18 тыс. лицензий на оказание различных телекоммуникационных услуг (из них около 15 тыс. - в области электросвязи).
2. Свыше 80% услуг связи оказывается традиционными операторами.
3. Традиционные операторы владеют около 85% всех российских телекоммуникационных сетей.
Факторами, влияющими на величину предложения, являются:
возрастание (убывание) наличного объема ресурсов;
повышение (понижение) качества ресурсов;
внедрение новых технологий, создающих для экономики потенциальную возможность увеличения количества услуг.
Среди основных показателей, характеризующих состояние предложения услуг, особое место занимает объем производства и реализации услуг в стоимостных и натуральных показателях, которые являются количественной характеристикой предложения. Анализ количественных показателей необходимо проводить во взаимосвязи, чтобы иметь реальную картину функционирования рынка услуг. [Герасимов Б. И., Гурова Л. Г. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона.]
В целом формирование предложения на рынке телекоммуникационных услуг на той или иной территории связано с различными социально-экономическими процессами и происходит под воздействием следующих основных факторов:
1. экономические факторы: уровень экономического развития территории, степень сформированности потенциального рынка телекоммуникационных услуг, качество, цена и себестоимость предоставляемых услуг и т.д.;
2. инфраструктурно-
3. политико-правовые и организационные факторы: поддержка отрасли со стороны государства, государственное регулирование, правовая обеспеченность различных аспектов развития телекоммуникационных услуг.
Рассмотрим подробнее три группы факторов, влияющих на предложение на рынке телекоммуникационных услуг.
Экономические факторы
Приморской край имеет богатый природный и экономический потенциал, и эффективное развитие столь крупного и стратегически важного региона невозможно без применения современных средств связи.
Ключевыми экономическими проблемами в развитии предложения на рынке телекоммуникационных услуг Приморского края являются:
1. низкий уровень предоставления
государственных услуг
2. высокие тарифы на услуги
связи, предоставляемые операторами
связи, не позволяющие в полной
мере использовать потенциал
созданной в крае
Инфраструктурно-
1. Необходимым техническим условием предложения телекоммуникационных услуг является наличие ресурса нумерации. Чем больше в наличии у оператора ресурс нумерации, тем более самостоятельно он может развивать свою сеть, сохраняя независимость от других участников рынка. Большие емкости ресурса нумерации позволяют крупным телекоммуникационным компаниям реализовывать самые оптимальные варианты построения своих сетей и маршрутизации трафика, минимизировать расходы и добиваться максимальной прибыльности от своей операторской деятельности на рынке связи. Наличие ресурса нумерации позволяет таким компаниям диктовать тарифы пользователям на местных рынках, добиваться от присоединяемых операторов согласия на предлагаемые им условия работы, получая доходы от транзита трафика присоединённых сетей связи и т.д.
Номерной емкостью обладают две группы операторов:
операторы телефонной связи;
операторы мобильной (сотовой) связи.
Ресурс нумерации, а также любая его часть является национальным ресурсом. У России этот ресурс достаточно велик, но он небезграничен и невосполним, и потому требует к себе рачительного и экономного подхода.
Взрывное развитие информационных услуг и услуг электросвязи, новые потребности в этих услугах, вызванные изменениями, происходящими в экономике страны, а также развитие традиционных и появление новых сетей электросвязи на новой технической основе требуют все новых и новых ресурсов нумерации.
Потребности в выделении дополнительных ресурсов нумерации диктуются также ростом абонентской емкости сетей фиксированной и мобильной связи из-за постоянного подключения к ним большого числа новых абонентов. Например, в 2003-2004 годах число абонентов только в сетях фиксированной связи операторов «Связьинвеста» увеличилось на 3 млн. пользователей. Количество новых подключений к сетям сотовой связи ежегодно удваивается - уровень проникновения мобильной связи в среднем по России к концу октября 2004 года вырос по сравнению с тем же периодом 2003 года с 22 % до 42,5 %, а суммарное число абонентов увеличилось с 31,92 млн. до 61,77 млн. человек. В ближайшие же 10 лет потребность в номерной емкости только для удовлетворения нужд в услугах телефонной связи может составить, по оценкам экспертов, более 150 млн. номеров.
В советское время подсчетом ресурсов нумерации никто и никогда не занимался и четкого учета не вел. Поэтому указанные величины представляют весьма приблизительные оценки.
Наибольшим выделенным ресурсом нумерации располагают «традиционные» операторы фиксированной связи. Объем выделенного для них ресурса нумерации специалисты оценивают в более 100 млн. номеров.
Объем выделенного ресурса нумерации остальных операторов фиксированной связи может быть оценен как не менее 10 млн. номеров. Объем же выделенного ресурса нумерации операторов мобильной (сотовой) связи может быть оценен в пределах 70 млн. номеров.
Согласно Закону «О связи» («о связи», ст. 26), регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. За получение ресурса нумерации с оператора связи взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Развитие и внедрение современных технологий является основным фактором роста предложения услуг региональных операторов электросвязи. Постепенная цифровизация сетей фиксированной связи позволяет им расширить спектр услуг Интернета и передачи данных.
Дальнейшее совершенствование телекоммуникационных сетевых концепций, расширение спектра телекоммуникационных услуг и тем самым создание новых оконечных устройств будут определяться не только технологическим прогрессом, но и высокой конкурентной динамикой и постоянно растущими требованиями пользователей к коммуникационным средствам. От стран и предприятий в будущем также потребуются крупные инвестиции в коммуникационную инфраструктуру, тем более что для этого необходимы значительно большие объемы вложений, чем в строительство классических производственных установок. В этой связи еще в 1967 г. Х. Хантли сформулировал следующую закономерность: по размеру основного капитала действующая телекоммуникационная компания в 10 раз превышает обычное промышленное предприятие. Опыт последних десятилетий и результаты ряда эмпирических исследований подтверждают наличие соответствующей тенденции в объемах инвестиций в телекоммуникационный сектор. Закон Хантли является фундаментальным для сетевой экономики. Он выявляет структурные различия между телекоммуникационными предприятиями и обычными промышленными коммерческими компаниями. Так, телекоммуникационные компании на рынках промышленно развитых регионов мира (Северной Америки, Дальнего Востока и Западной Европы) в 1990-1992 гг. суммарно инвестировали в соответствующую инфраструктуру примерно 90 млрд. евро. В будущем потребности в средствах для создания сплошных мультимедийных сетей возрастут во много раз. Только формирование сети мобильной радиосвязи в рамках универсальной мобильной телекоммуникационной системы обошлось пяти английским лицензированным сетевым компаниям примерно в 20 млрд евро.
3. Главной проблемой городской и сельской телефонной сети Владивостока и Приморского края, ограничивающей рост предложения отдельных видов услуг, является физический и моральный износ телекоммуникационного оборудования. Основной задачей для операторов является его замена, ввод в эксплуатацию новых станций.
4. Важным технологическим фактором, влияющим на объем предложения телекоммуникационных услуг, является уровень телефонизации (телефонная плотность).
Политико-правовые и организационные факторы
Государственное регулирование деятельности в области связи, а значит, и предложения на рынке телекоммуникационных услуг осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской федерации, Министерством информационных технологий и связи, Федеральной службой по надзору в сфере связи, Федеральным агентством связи, Правительственной комиссией по федеральной связи, Государственной комиссией по радиочастотам и другими уполномоченными органами.
Целями государственного регулирования деятельности в области связи являются (закон «о связи», ст. 1):
Предоставление перечисленных в п. 1.1 телекоммуникационных услуг подлежит обязательному лицензированию. Лицензии выдаются и переоформляются Россвязьнадзором - Федеральной службой по надзору в сфере связи. В области лицензирования на сегодняшний день сняты или существенно снижены барьеры для всех участников рынка: установлен прозрачный механизм распределения лицензий, упрощены процедуры лицензирования; значительно сокращены и упрощены процедуры подтверждения соответствия оборудования, введен новый принцип декларации поставщика; установлены упрощенные процедуры распределения и использования радиочастотного спектра; упрощен механизм распределения ресурса нумерации; время получения лицензии (без радиочастотного ресурса) ограничено 30 днями. Все перечисленное можно рассматривать как факторы роста предложения телекоммуникационных услуг.
Не менее важной регулирующей мерой является сертификация телекоммуникационного оборудования. Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации регламентируется постановлением правительства РФ № 896 от 31 декабря 2004 г. Этот перечень состоит из следующих групп телекоммуникационного оборудования (ТО) и программного обеспечения (ПО).
1) Средства связи, выполняющие функции систем коммутации;
2) Средства связи, выполняющие функции цифровых транспортных систем;
3)Средства связи, выполняющие функции
систем управления и
4)Оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования;
Информация о работе Теоретические основы анализа предложения на рынке телекоммуникационных услуг