Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Географическое и геополитическое положение, территория и границы России.
2. Политико-административное деление Российской Федерации.
3. Природные условия и ресурсы России, охрана окружающей среды.
4. Численность и воспроизводство населения. Половозрастная структура населения. Демографическая ситуация в России. Региональные различия в естественном движении на-селения.
5. Языковые семьи и группы. Национальный состав населения и основные ареалы расселения народов России.
6. Основные периоды миграций в России. Миграционная ситуация в настоящее вре-мя и ее последствия.
7. География рынка труда и занятости населения. Социальный состав и образова-тельный уровень населения России.
8. Расселение населения России. Плотность населения. Заселенность территории России. Сущность урбанизации и ее территориальная дифференциация. Закономерности и процессы развития городского населения России.
9. Типы, функции и ЭГП городов. Сеть городов. Проблемы агломераций, малых и средних городов России. Экологические проблемы городов. География сельских поселений России. Зональные черты «сельскохозяйственного» расселения.
10. Хозяйство России: общие структурно-территориальные особенности. Изменения, произошедшие в конце ХХ в.
11. География нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности России. Основ-ные районы добычи и переработки нефти. Система трубопроводов. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике.
12. География газовой и газоперерабатывающей промышленности России. Основные районы добычи и переработки газа. Система трубопроводов. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике.
13. География угольной промышленности России. Основные угольные бассейны и их характеристика. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике. Современные проблемы отрасли.
14. География электроэнергетики России. Типы электростанций и принципы их раз-мещения. Роль в топливно-энергетическом балансе. Энергетика и охрана природы.
15. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Размещение черной ме-таллургии России. Основные металлургические базы. Концентрация и комбинирование в черной металлургии. Проблемы и перспективы отрасли.
16. География алюминиевой промышленности России.
17. География медной промышленности России.
18. География свинцово-цинковой, оловянной и никель-кобальтовой промышленно-сти России.
19. География золото-, алмазодобывающей промышленности России.
20. Общая характеристика машиностроения. Структура машиностроения и факторы размещения предприятий.
21. География тяжелого машиностроения России.
22. География общего машиностроения России.
23. География среднего машиностроения России.
24. Общая характеристика химической промышленности России. Факторы размеще-ния предприятий отрасли.
25. География промышленности полимерных материалов России.
26. География основной химической промышленности России.
27. География горно-химической промышленности и производства минеральных удобрений России.
28. География лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности России.
29. География промышленности строительных материалов России.
30. География легкой промышленности России.
31. География пищевой промышленности России.
32. Общая характеристика и проблемы развития АПК России.
33. География зернового хозяйства России.
34. География выращивания технических культур России.
35. География картофелеводства, овощеводства, бахчеводства, плодоводства (садо-водства) России.
36. Общая характеристика животноводства. Различия в типах кормовой базы живот-новодства России.
37. География скотоводства России.
38. География свиноводства и овцеводства России.
39. География коневодства, птицеводства, козоводства и оленеводства России.
40. География животноводства с особыми типами кормовой базы (пчеловодства, пуш-ного звероводства и прудового рыбоводства) России.
41. Общая характеристика транспортного комплекса России.
42. География железнодорожного транспорта России.
43. География автомобильного транспорта России.
44. География водного и воздушного транспорта России.
45. География трубопроводного транспорта России.
46. География внешнеэкономических связей России.

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по экономической географии.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

     Железными дорогами за один год перевезено 1630 млн.т грузов и 2,4 млрд. пассажиров, получено более 50 млн. руб. прибыли. Однако общий объем перевозок упал на 20% по сравнению с предыдущим годом. Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко сокращаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками.

     Распад  СССР и разрыв транспортно-экономических  связей имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и КЭжно-Сибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток—запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

     Основные  направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы "Транспорт России". 
 

43. География автомобильного транспорта России.

     Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.

     Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам.

     Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и промышленных узлах, главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, которые расходятся от Москвы по двенадцати направлениям. Главные из них: Москва – Новгород – Санкт-Петербург; Москва – Смоленск – Минск; Москва – Симферополь; Москва – Нижний Новгород и др.

     Все радиальные дороги Москвы пересекаются Московской кольцевой автомобильной  дорогой, сооруженной в 15-20 км от центра для разгрузки города. Крупными узлами автомобильных дорог являются Санкт – Петербург, Челябинск, Нижний Новгород и др.

     Большую роль в европейской части России играют автомобильные дороги Санкт-Петербург  – Петрозаводск- Мурманск; Ростов-на-Дону - Краснодар- Новороссийск; Ростов-на-Дону – Армавир – Грозный; Ростов-на-Дону – Волгоград ;Екатеринбург – Челябинск и др.

     В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные  дороги в некотором направлении  служат главными путями сообщения. Наиболее важные из них Амуро-Якутская магистраль( Большой Невер-Томмот – Якутск), Колымское шоссе ( Магадан – Якутск), Чуйский ( Бийск – Ташанта), Усинский (Абакан – Кызыл) тракты. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск–Владивосток. Все эти автострады работают круглый год. 

     Протяженность автомобильных дорог  увеличивается  и за 1994 - 2000 протяженность автомобильных  дорог с твердым покрытием ( включая  ведомственные)  увеличилось на  11 тыс.км.[9] для такой страны это  очень низкий показатель. Из общей  протяженности безрельсовых дорог 44% принадлежат различным ведомствам.  
 

44. География водного и воздушного транспорта России.

     Важную  роль во внешнеэкономических связях страны играет морской транспорт. Он является одним из основных источников получения валютных средств.  В 90-х годах Россия имела 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их причалов составляла 60,5 тыс. км.

     Производственные  мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки  грузов. Основные грузы, перевозимые  морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге.

     Россия  имеет перегрузочные комплексы  сухогрузов и наливные суда, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ на Германию и Болгарию, остался только один припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке импортного сахара-сырца. 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортного флота.

     Речной  транспорт имеет небольшой удельный вес в грузе- и пассажирообороте России. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок.  Основные виды грузов речного транспорта — минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.

     Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р. Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов.

     В связи с освоением природных  ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.

     Воздушный транспорт занимает третье место  по объему пассажирских перевозок.

                              Основными технико-экономическими  особенностями воздушного транспорта  в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, манёвренность в организации  пассажирских перевозок, большая  беспосадочная дальность полёта и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта (на отдельных направлениях они на 25% короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50% - чем на морском и речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2-3 раза).

     Протяжённость воздушных линий гражданской  авиации России составляет примерно 800 тыс. км , в том числе более 200 тыс. км - международные линии. Авиаперевозки  выполняют примерно 400 российских авиакомпаний, что значительно больше, чем в любой развитой западной стране. При этом 18 авиакомпаний из 400 выполняют 3/4 пассажирооборота. Функционируют 845 аэропортов, в том числе 49 - международные. 
 

45. География трубопроводного транспорта России.

     Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Главным недостатком является его узкая специализация, также для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления.

       К   трубопроводному   транспорту   обычно   относят    газопроводы    и нефтепродуктопроводы.

       Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

     Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. По магистральным трубопроводам  перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.

     Сеть  МТТНП (магистральный трубопроводный транспорт нефтепродуктов) располагается в широтном направлении и пролегает от Кемеровской области до границы с Венгрией. Действующие нефтепродуктопроводы на территории стран СНГ (Украины, Белоруссии, Казахстана) находятся в собственности ОАО АК «Транснефтепродукт».

     Протяженность МТТНП составляет 19,1 тыс. км, в том  числе на территории Украины - 1500 км, Белоруссии - 1300 км, Казахстана - 300 км. По трубопроводной системе транспортируются светлые нефтепродукты (моторные топлива) с 14 нефтеперерабатывающих заводов  России (Омский, Новойл, Уфимский, Уфанефтехим, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Московский, и другие) на экспорт и внутренним потребителям России. К системе МТТНП подключены также два НПЗ Белоруссии (Мозырский и Ново-Полоцкий НПЗ).

     Современные планы развития трубопроводного транспорта.

     В настоящее время известно несколько  проектов строительства новых нефтепроводов, которые могут соединить Россию и Прикаспийский регион с Персидским заливом для поставок нефти в  Азиатско-Тихоокеанский регион.

     Проект «Россия-Казахстан предусматривает поставку российской, казахстанской и туркменской нефти на иранские НПЗ и возможность поставки нефти через Персидский залив в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, для реализации проекта планируется не только использовать существующие нефтепроводы, но и построить новые нитки по маршруту Павлодар—Чарджоу—Туркменбаши – Нека - Тегеран.

     Проектом  «Россия—Казахстан—Туркмения - Иран», предусматривается поставка в район  Персидского залива нефтей России, Казахстана и Туркмении. Для подачи нефти в Персидский залив потребуется дальнейшее развитие нефтепровода Самара—Атырау в направлении Туркменбаши – Нека – Тегеран.

      28 марта 2005 года специалисты ООО  "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" подключили  газопровод "Находка - Ямбург" к магистральному газпромовскому трубопроводу "Ямбург - Тула-1 - Тула-2". Это завершающий этап подготовки к вводу в эксплуатацию Находкинского месторождения, расположенного на Гыданском полуострове ЯНАО.  
 

46. География внешнеэкономических связей России.

    В структуре российского экспорта в числе наиболее важных изменений следует отметить рост доли конкурентоспособных на мировом рынке товаров: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, металлов, химических продуктов. В 1995 г. экспорт сохранил сырьевую направленность при сокращении продукции обрабатывающей промышленности.

    На  долю пяти товарных групп приходится около 80% экспорта (минеральное сырье  и топливо — 45%, металлы — 17%, химические товары — 8%, лесоматериалы — около 5%, сельскохозяйственное сырье - 3%). В  структуре экспорта доля машиностроения сократилась по сравнению с 1991 г. более чем в 2 раза (менее 5%).

    Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование. Большой удельный вес в импорте России имеют  сырьевые товары, некоторые металлы, трубы, химические продукты. Свыше 40% российского импорта приходится на товары народного потребления.

    Основное  место во внешней торговле России традиционно занимает Европейский  регион, доля которого во внешнеторговом обороте России превышает 50% (без  стран СНГ). В этом регионе во внешнеэкономической политике России сформировался целый ряд приоритетов. Во-первых, это страны Европейского союза, развитие экономических отношений с которыми рассматривается под углом зрения содействия включению России в процессы формирования общеевропейского экономического пространства. Это направление имеет первостепенное значение для обеспечения российских интересов в Европейском регионе.

    Вторым  важнейшим направлением внешнеэкономической  политики в Европейском регионе  являются страны Восточной Европы.

    Третье  направление — это отношения со странами Балтии. В Литве создано торговое представительство России. Кроме того, правительством России приняты решения о создании торгового представительства в Эстонии и Аппарата торгового советника при посольстве России в Латвии.

    Четвертым направлением считается Балканский регион и прежде всего страны бывшей Югославии, с которыми (кроме Боснии и Герцеговины) подписаны документы в области торгово-экономического сотрудничества.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"