Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Географическое и геополитическое положение, территория и границы России.
2. Политико-административное деление Российской Федерации.
3. Природные условия и ресурсы России, охрана окружающей среды.
4. Численность и воспроизводство населения. Половозрастная структура населения. Демографическая ситуация в России. Региональные различия в естественном движении на-селения.
5. Языковые семьи и группы. Национальный состав населения и основные ареалы расселения народов России.
6. Основные периоды миграций в России. Миграционная ситуация в настоящее вре-мя и ее последствия.
7. География рынка труда и занятости населения. Социальный состав и образова-тельный уровень населения России.
8. Расселение населения России. Плотность населения. Заселенность территории России. Сущность урбанизации и ее территориальная дифференциация. Закономерности и процессы развития городского населения России.
9. Типы, функции и ЭГП городов. Сеть городов. Проблемы агломераций, малых и средних городов России. Экологические проблемы городов. География сельских поселений России. Зональные черты «сельскохозяйственного» расселения.
10. Хозяйство России: общие структурно-территориальные особенности. Изменения, произошедшие в конце ХХ в.
11. География нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности России. Основ-ные районы добычи и переработки нефти. Система трубопроводов. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике.
12. География газовой и газоперерабатывающей промышленности России. Основные районы добычи и переработки газа. Система трубопроводов. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике.
13. География угольной промышленности России. Основные угольные бассейны и их характеристика. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике. Современные проблемы отрасли.
14. География электроэнергетики России. Типы электростанций и принципы их раз-мещения. Роль в топливно-энергетическом балансе. Энергетика и охрана природы.
15. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Размещение черной ме-таллургии России. Основные металлургические базы. Концентрация и комбинирование в черной металлургии. Проблемы и перспективы отрасли.
16. География алюминиевой промышленности России.
17. География медной промышленности России.
18. География свинцово-цинковой, оловянной и никель-кобальтовой промышленно-сти России.
19. География золото-, алмазодобывающей промышленности России.
20. Общая характеристика машиностроения. Структура машиностроения и факторы размещения предприятий.
21. География тяжелого машиностроения России.
22. География общего машиностроения России.
23. География среднего машиностроения России.
24. Общая характеристика химической промышленности России. Факторы размеще-ния предприятий отрасли.
25. География промышленности полимерных материалов России.
26. География основной химической промышленности России.
27. География горно-химической промышленности и производства минеральных удобрений России.
28. География лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности России.
29. География промышленности строительных материалов России.
30. География легкой промышленности России.
31. География пищевой промышленности России.
32. Общая характеристика и проблемы развития АПК России.
33. География зернового хозяйства России.
34. География выращивания технических культур России.
35. География картофелеводства, овощеводства, бахчеводства, плодоводства (садо-водства) России.
36. Общая характеристика животноводства. Различия в типах кормовой базы живот-новодства России.
37. География скотоводства России.
38. География свиноводства и овцеводства России.
39. География коневодства, птицеводства, козоводства и оленеводства России.
40. География животноводства с особыми типами кормовой базы (пчеловодства, пуш-ного звероводства и прудового рыбоводства) России.
41. Общая характеристика транспортного комплекса России.
42. География железнодорожного транспорта России.
43. География автомобильного транспорта России.
44. География водного и воздушного транспорта России.
45. География трубопроводного транспорта России.
46. География внешнеэкономических связей России.

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по экономической географии.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

     Черная  металлургия - это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также  находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства. Система производств черных металлов охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела. В её состав входят: добыча, обогащение и агломерация железных, марганцевых и хромитовых руд; производство чугуна, доменных ферросплавов, стали и проката; производство электроферросплавов; вторичный передел черных металлов; коксование угля; производство огнеупоров; добыча вспомогательных материалов (флюсовых известняков, магнезита и др.); выпуск металлургических изделий производственного назначения.

     Черная  металлургия России отличается массовостью  и высокой концентрацией производства, огромными масштабами использования  сырья, топлива и вспомогательных  материалов, тесным взаимодействием  всех звеньев металлургического передела и его смежников, широкой утилизацией промышленных отходов. Эти технико-экономические особенности оказывают сильное влияние на территориальную организацию черной металлургии: освоение соответствующих по размерам сырьевых и топливных баз, выбор наиболее эффективных с точки зрения использования природных, трудовых и материальных ресурсов, вариантов размещения предприятий, установление определенных пространственных сочетаний металлургического производства с другими отраслями промышленности.

     Главное направление развития черной металлургии в перспективе - улучшение качества и увеличение выпуска более эффективных видов продукции. Это будет достигнуто благодаря:  опережающему росту сырьевой базы, повышению содержания железа, марганца и хрома в концентратах, освоению технологии обогащения окисленных железных кварцитов; изменению пропорций между способами выплавки стали в пользу кислородно-конвертерного и электросталеплавильного переделов при абсолютном сокращении мартеновского способа;

     совершенствованию структуры прокатного производства путем опережающего роста выпуска холоднопрокатного листа, проката с упрочняющей  термической обработкой, фасонных и высокоточных профилей проката, экономичных и специальных видов стальных труб, в том числе многослойных труб для газопроводов;

     применению  прогрессивных технологий, особенно в связи с прямым восстановлением  железа из руд, развитием порошковой металлургии, специальных переплавов и внепечной обработки стали, непрерывной разливки стали;

     более полному использованию лома черных металлов и металлосодержащих отходов.

     Выпуск  готового проката будет увеличивается  без роста производства чугуна. Намечено улучшить структуру металлопродукции путем производства листового проката, проката из низколегированной стали  и с упрочняющей обработкой. Планируется расширить производство труб для нефте- и газопроводов.

     Для черной металлургии характерно сильно развитое производственное комбинирование. Особенно большую выгоду дает комбинирование металлургического передела с коксованием  угля. Поэтому преобладающая часть всего кокса выпускается металлургическими заводами. Современные крупные предприятия черной металлургии по характеру внутренних технологических связей представляют собой металлурго-энергохимические комбинаты.

     Комбинаты - основной тип предприятий черной металлургии большинства индустриально развитых стран. Предприятия с полным циклом дают свыше 9/10 чугуна, около 9/10 стали и проката.

     Характерной тенденцией развития черной металлургии  является сосредоточение добычи металлургического сырья на самых крупных и выгодных по условиям эксплуатации месторождениях при широком развертывании открытого способа с последующим обогащении железных руд, а также производством металлизированных окатышей. Основными сырьевыми базами черной металлургии будут в перспективе КМА в европейской зоне, Ангаро-Илимский и Алданский бассейны - в восточных районах.

     В отдельных случаях целесообразно  территориальное расчленение едимого  металлургического цикла путем  размещения производства чугуна и стали  вблизи источников сырья, а производство проката с изделиями четвертого передела (гнутые профили, листовая сталь с различными покрытиями, ленты и др.) - в районах концентрированного потребления готовой продукции. Передельная металлургия ориентируется в основном на источники вторичного сырья (отходы металлургического производства, отходы от проката, амортизационный лом) и на места потребления готовой продукции, поскольку наибольшее количество металлического лом накапливается в районах развитого машиностроения. Ещё теснее взаимодействует с машиностроением "малая" металлургия.

     На  территории России выделяются три металлургические базы - Центральная, Уральская, Сибирская. Эти металлургические базы различаются  масштабами; специализацией и структурой производства; транспортно-географическим положением, обеспеченностью сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, характером размещения предприятий, уровнем развития концентрации и комбинирования, технико-экономическими показателями выплавки металла и др. признаками.

     Концентрация производства на Урале высокая. Преобладающую часть черных металлов дают предприятия -гиганты (Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил), которые возникли в годы индустриализации в составе Урало-Кузнецкого комбината (УКК). Вместе с тем на Урале сохранилось много мелких заводов (хотя и реконструированных), выпускающих свыше 1/10 чугуна и стали, и более 1/5 всего проката. Видное место  занимает  производство ферросплавов доменным (Чусовой) и электротермическим (Серов, Челябинский) способами, трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Кроме того, Урал - единственный район, где выплавляются природно-легированные металлы (Новотроицк).

     Важнейшая перспективная задача - установить необходимые пропорции между  стадиями металлического передела по каждой металлургической базе. Существующие территориальные различия с точки зрения комбинирования производства таковы, что по выплавке чугуна и стали на предприятиях полного цикла Урал намного превосходит остальные районы, производящие черные металлы.

     На  нынешнем этапе развития народного хозяйства резко обострилась экологическая обстановка во многих районах России, что не может не учитываться в процессе размещения металлургических предприятий. Большое влияние на состояние окружающей среды оказывает металлургический комплекс. Металлургические предприятия являются крупными загрязнителями атмосферы, водоемов, лесных массивов, земель. Чем выше уровень загрязнения окружающей среды, тем больше затрат на предотвращение загрязнения. Рост этих затрат может привести к убыточности любого производства.

     Большая черная металлургия вообще может  эффективно развиваться лишь в районах, имеющих для этого природные  предпосылки. Несоблюдение данного  требования приводит к дефицитности подготовленных руд и качественных коксующихся углей на отдельных  предприятиях. На эффективности размещения черной металлургии оказывает воздействие также металлопотребление.  
 

     16. География алюминиевой  промышленности России.

     Российская  алюминиевая промышленность является наиболее преуспевающей из отечественных  металлургических отраслей, сохраняя позиции первого в мире экспортера и второго - производителя. Россия - крупнейший экспортер алюминия в мире.

     В настоящее время в России действует 11 (Братский, Красноярский, Саянский, Новокузнецкий, Иркутский, Богословский, Волгоградский, Уральский, Кандалакшский, Волховский и Надвоицкий) предприятий по производству первичного алюминия и 6 (Богословский, Уральский, Ачинский, Пикалевский, Бокситогорский и Волховский) по производству глинозема - основного сырья для производства алюминия. Тут нужно отметить, что Волховский, Уральский и Богословский заводы производят и глинозем, и первичный алюминий.

     Основным  сырьем для производства глинозема  являются бокситы, нефелины и алуниты.

     В России известны следующие основные бокситоносные районы: Северо-Уральский (Свердловская обл.), Южно-Уральский (Челябинская  обл.), Северо-Онежский (Архангельская  обл.),Тихвинский (Ленинградская обл.), Среднетиманский и Южнотиманский(республика Коми ). Месторождения бокситов имеются также в пределах КМА и в Красноярском крае. Ученые полагают , что крупные залежи бокситов могут быть обнаружены также в недрах Прибайкалья , на Алтае, в Саянах. Всего на балансе числится 48 месторождений бокситов , из них 11 разрабатываемых , 4 подготавливаемых к освоению, 33 - резервных.

     Наиболее  крупными являются месторождения Северо-Уральского и Среднетиманского бокситоносных  районов. Нужно учесть, что Тихвинское и южно-уральские месторождения  к 2000 г. будут практически выработаны.

     В общем баланс производства и потребления  глинозема на ближайшие годы определяет его дефицит в 55-60 %. Одна из основных причин этого дефицита связана с прекращением в последние годы поставок сырья на российские алюминиевые заводы предприятиями Украины и Казахстана, располагающими значительными мощностями по добыче бокситов и производству глинозема. Самый крупный российский глиноземный завод - Ачинский - не способен даже удовлетворить потребности расположенного рядом Красноярского алюминиевого завода в глиноземе. А практически весь глинозем, производимый в рамках созданной на Урале интегрированной компании, потребляют сами уральские алюминщики (Уральский, Богословский, а также Новокузнецкий и Иркутский, входящие в группу "СУАЛ").

     Практически единственной возможностью покрытия дефицита за счет естественных источников сырья является освоение бокситовых месторождений Среднего Тимана. Их запасы позволяют полностью обеспечить сырьем глиноземное производство Урала, на базе месторождений в республике Коми может быть построен собственный глиноземный завод. В качестве потенциального источника бокситов может рассматриваться Висловское бокситожелезнорудное месторождение КМА.

     Нефелины  по своему значению являются 2-м после  бокситов видом алюминиевого сырья. Промышленная ценность руд определяется количеством минерального нефелина , содержащего ок. 36 % глинозема.

     Богатые месторождения нефелиновых руд  имеются на Кольском полуострове  и в Кемеровской области (Кия-Шалтырское месторождение), нефелиновая руда Ужурского  месторождения (Красноярский край ). Вследствие относительно низкого содержания глинозема в нефелиновых рудах и концентратах их переработка экономически оправдана только при попутном получении из них соды и поташа , а также использовании отходов комплексной технологии для производства цемента и другой продукции. Так, в настоящее время на Пикалевском глиноземном заводе, работающем на кольских нефелиновых концентратах, получают глинозем, галлий , соду кальцинированную, поташ, цемент. Ачинский глиноземный комбинат на базе нефелиновых руд Кия-Шалтырского месторождения производит глинозем, содопродукты, сульфат калия , хлорид калия, цемент , галлий.

     Кроме бокситовых и нефелиновых руд , сырьем для получения глинозема могут  служить и алунитовые руды. Они  обычно содержат 20-23 % оксида алюминия.

     Наиболее  крупные алюминиевые заводы России расположены в Сибири, т.к. там находятся источники наиболее дешевой электроэнергии, которая в стоимости производства алюминия составляет более 75 %. Именно наличие источника дешевой энергии определяет размещение алюминиевых производств, а не близость к источникам сырья. В то же время размещение глиноземных комбинатов определяется именно близостью к месторождениям бокситов и нефелинов.

     Дело  в том, что сокращение внутреннего  спроса компенсировалось ростом экспорта алюминия из России в дальнее зарубежье. Вывоз алюминия осуществлялся на основе толлинга, операции, предусматривающей изготовление продукции на основе давальческого сырья. Инофирма поставляет на завод сырье, тот перерабатывает его за соответствующую плату, а готовую продукцию посредник реализует за рубежом.

     Толлинговым операциям предшествовали централизованные бартерные сделки, которые осуществлялись государством в алюминиевой промышленности с начала 80-х годов. В обмен  на алюминий заводы ежегодно получали 1400-1700 тыс. тонн глинозема, 60-65 тыс. тонн каустической соды, 400-430 тыс. тонн электродного кокса, 1130-140 тыс. тонн каменноугольного пека, 350-400 тыс. тонн плавикошпатового концентрата.

     С помощью толлинговых партнеров  алюминиевые заводы наладили связи  с производителями высококачественного глинозема, работают на сырье произведенном в Гвинее, Бразилии, Венесуэле, Австралии, Ямайке, Индии, Греции и других странах.

     В алюминиевой промышленности последнее  время создается несколько крупных  ФПГ. Крупнейшая из них - "Сибирский  алюминий", куда входят БрАЗ, СаАЗ, Павлодарский алюминиевый завод, Южно-уральский криолитовый завод, Челябинский электродный завод и прочие предприятия металлургического комплекса - т.е. те предприятия, которые в настоящее время контролируются TWG. А при создании ФПГ "Транснациональная алюминиевая компания" ("ТАНАКО") центральная роль принадлежит КрАЗу. В алюминиевой промышленности Красноярского края имеется объективная возможность создать технологически завершенную ФПГ отраслевого типа. Предпосылки для этого были заложены еще во времена совнархозов, когда практически одновременно строились КрАЗ, Красноярская ГЭС для снабжения завода электроэнергией и Ачинский глиноземный комбинат для снабжения сырьем. Позже был введен и КрАМЗ - прокатный завод. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"