Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Географическое и геополитическое положение, территория и границы России.
2. Политико-административное деление Российской Федерации.
3. Природные условия и ресурсы России, охрана окружающей среды.
4. Численность и воспроизводство населения. Половозрастная структура населения. Демографическая ситуация в России. Региональные различия в естественном движении на-селения.
5. Языковые семьи и группы. Национальный состав населения и основные ареалы расселения народов России.
6. Основные периоды миграций в России. Миграционная ситуация в настоящее вре-мя и ее последствия.
7. География рынка труда и занятости населения. Социальный состав и образова-тельный уровень населения России.
8. Расселение населения России. Плотность населения. Заселенность территории России. Сущность урбанизации и ее территориальная дифференциация. Закономерности и процессы развития городского населения России.
9. Типы, функции и ЭГП городов. Сеть городов. Проблемы агломераций, малых и средних городов России. Экологические проблемы городов. География сельских поселений России. Зональные черты «сельскохозяйственного» расселения.
10. Хозяйство России: общие структурно-территориальные особенности. Изменения, произошедшие в конце ХХ в.
11. География нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности России. Основ-ные районы добычи и переработки нефти. Система трубопроводов. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике.
12. География газовой и газоперерабатывающей промышленности России. Основные районы добычи и переработки газа. Система трубопроводов. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике.
13. География угольной промышленности России. Основные угольные бассейны и их характеристика. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике. Современные проблемы отрасли.
14. География электроэнергетики России. Типы электростанций и принципы их раз-мещения. Роль в топливно-энергетическом балансе. Энергетика и охрана природы.
15. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Размещение черной ме-таллургии России. Основные металлургические базы. Концентрация и комбинирование в черной металлургии. Проблемы и перспективы отрасли.
16. География алюминиевой промышленности России.
17. География медной промышленности России.
18. География свинцово-цинковой, оловянной и никель-кобальтовой промышленно-сти России.
19. География золото-, алмазодобывающей промышленности России.
20. Общая характеристика машиностроения. Структура машиностроения и факторы размещения предприятий.
21. География тяжелого машиностроения России.
22. География общего машиностроения России.
23. География среднего машиностроения России.
24. Общая характеристика химической промышленности России. Факторы размеще-ния предприятий отрасли.
25. География промышленности полимерных материалов России.
26. География основной химической промышленности России.
27. География горно-химической промышленности и производства минеральных удобрений России.
28. География лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности России.
29. География промышленности строительных материалов России.
30. География легкой промышленности России.
31. География пищевой промышленности России.
32. Общая характеристика и проблемы развития АПК России.
33. География зернового хозяйства России.
34. География выращивания технических культур России.
35. География картофелеводства, овощеводства, бахчеводства, плодоводства (садо-водства) России.
36. Общая характеристика животноводства. Различия в типах кормовой базы живот-новодства России.
37. География скотоводства России.
38. География свиноводства и овцеводства России.
39. География коневодства, птицеводства, козоводства и оленеводства России.
40. География животноводства с особыми типами кормовой базы (пчеловодства, пуш-ного звероводства и прудового рыбоводства) России.
41. Общая характеристика транспортного комплекса России.
42. География железнодорожного транспорта России.
43. География автомобильного транспорта России.
44. География водного и воздушного транспорта России.
45. География трубопроводного транспорта России.
46. География внешнеэкономических связей России.

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по экономической географии.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

     В Центре европейской России металлургическая база (Центральная) обеспечивает металлом производства паровых котлов (Подольск и Белгород), тяжелых станков (Коломна), металлургического оборудования (Электросталь), кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования (Воронеж).

     Крупные центры тяжелого машиностроения размещаются  и вне металлургических баз —  Санкт-Петербург (производство паровых  и гидравлических турбин, турбогенераторов), Таганрог (производство паровых котлов), Волгодонск в Ростовской области и Колпино в Ленинградской (производство атомных реакторов), Ульяновск (производство тяжелых станков) и др.

     К металлоемким относятся и отдельные  отрасли транспортного машиностроения: локомотивостроение, вагоностроение, судостроение.

     В настоящее время большую часть  тепловозов изготавливают заводы, расположенные  в Центральном районе (Коломна, Людиново, Муром, Брянск), электропоездов — на Северном Кавказе (Новочеркасск). В  Центральном районе (Демихово) начато производство пригородных электропоездов.

     Вагоностроение  — крупный потребитель не только металла, но и пиломатериалов. По этой причине производство вагонов большое  развитие получило в районах, хорошо обеспеченных металлом и древесным  сырьем, -на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав), в Западной Сибири (Новоалтайск) и Восточной Сибири (Абакан), в Центре (Тверь, Брянск, Мытищи, Торжок). В центрах, расположенных на Северо-Западе (Калининград, Санкт-Петербург), вагоностроение ориентировано в основном на привозные металл и древесину.

     Еще более значителен отрыв от металлургических баз предприятий судостроительной промышленности (хотя они и потребляют большое количество металла). Судостроение, которое делится на морское и речное, представлено своими верфями на побережьях морей и речных магистралей. Верфи морского судостроения находятся на побережье Балтийского (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), Баренцева (Мурманск), Белого (Архангельск), Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. В производстве речных судов наиболее велика роль центров, расположенных на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).

     Среди отраслей транспортного машиностроения ведущая - автомобилестроение. Оно ориентировано  на районы, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий-смежников — поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов (моторы, электрооборудование, приборы, пластические массы, технические ткани, шины, стекло и др.). Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют районы европейской части страны: Поволжский (здесь расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80% производства легковых автомобилей в стране, Камский комплекс заводов в Набережных Челнах, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге, троллейбусный завод в г. Энгельсе Саратовской области и др.), Волго-Вятский (Нижегородский завод - ГАЗ, дающий более половины производства грузовых автомобилей в стране, заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Галицыно), Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).

     В восточных районах, где нет необходимых  условий для развития отрасли, автомобилестроение представлено лишь автосборочными заводами (Чита в Восточной Сибири).

     Предприятия по производству автомобильных моторов  находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье Нижегородской области.

     В основном та же группа факторов (наличие  высокой технической культуры и научно-производственного потенциала, высококвалифицированных кадров и т. п.) определяет размещение авиационной и ракетно-космической промышленности, станкостроения, приборостроения, производства различного рода точных машин, инструмента и т. п.

     Основная  часть авиационных предприятий  находится в центральных районах  европейской части (Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и в Западной Сибири (Омск, Новосибирск). Предприятия ракетно-космической  промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

     Производство  вычислительной техники, приборов, точных станков, инструмента и т, п., отличающихся наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено  в крупных городах многих районов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.)-

     Сельскохозяйственное  машиностроение тяготеет к местам потребления  готовой продукции. Специализация  предприятий, выпускающих сельскохозяйственную технику (комбайны и др.)» находится в полном соответствии с направлением развития сельского хозяйства районов страны.

     Заводы  по производству зерноуборочных комбайнов  расположены в районах развитого  зернового хозяйства - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), на юге Восточной Сибири (Красноярск), льноуборочных — в районах возделывания льна (Бежецк в Центральном районе), силосоуборочных — в Центральном районе (Люберцы), картофелеуборочных - в Центральном районе (Рязань, Тула), рисоуборочных — в Дальневосточном районе (Биробиджан).

     Различные сельскохозяйственные машины производят также заводы, расположенные в  Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

     Тракторостроение, наиболее металлоемкая отрасль сельскохозяйственного  машиностроения, получило развитие как в районах, располагающих крупными источниками металла - Центрально-Черноземном (Липецк), Поволжском (Волгоград), Уральском (Челябинск), Западно-Сибирском (Рубцовск), так и у потребителей — в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Северном (Петрозаводск), Центральном (Владимир), Волго-Вятском (Чебоксары) районах.  
 

     21. География тяжелого машиностроения России.

     Размещение  отраслей тяжелого машиностроения обусловлено  тем, что для предприятий характерны производства связанные с отливкой, механической обработкой и сборкой крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов, целых секций. Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является оборудование для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного, сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий в близи центров развития металлургии и потребления этой продукции Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск на Амуре.

     К металлоемким отраслям относится и  производство оборудования для угольной промышленности. Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске расположен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые широко используются при освоении местонахождения Канско-Ачинского бассейна.

     Производство  оборудования для нефтяной и газовой промышленности, также сложились в местах потребления готовой продукции нефте- и газодобывающих районах Урало-Поволжском, Северном Кавказе, Западной Сибири.

     Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение по производству мощных турбин, генераторов, котлов.

     Производство  размещается преимущественно в  крупных центрах машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для ГЭС являются Санкт Петербург и Таганрогский завод Красный котельщик, который производит половину всех паровых котлов в стране. Развитие атомной энергетики производство оборудования для АЭС ( в Санкт Петербурге выпускаются атомные реакторы, крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске).

     Также в развитых центрах машиностроение получило развитие производства тяжелых  станков и кузнечно-прессового оборудования. Такое оборудование выпускается, как правило, небольшими партиями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств. Это предприятие в Коломне (Центральный район) Воронеже (Центрально Черноземный район) Новосибирске (Западно Сибирский район). 
 
 

     22. География общего машиностроения России.

     Общее машиностроение — эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс.

     Общее машиностроение характеризуется преобладанием  сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей — транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

     Локомотивостроение  исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Петербург). Впоследствии оно продвинулось к  источникам сырья. В настоящее производство локомотивов имеется в следующих районах: тепловозов — в Центральном (Коломна, Брянск, Калуга, Людиново, Муром), электровозов — на Северном Кавказе (Новочеркасск).2

     В тех же районах и по аналогичным  причинам было создано вагоностроение, но современное размещение его предприятий отличается более широкими территориальными границами по сравнению с границами локомотивостроения. Близость к металлургическим базам для производства вагонов хотя и желательна, но не играет такой роли, как при размещении предприятий локомотивостроения. Однако появляется дополнительный фактор: несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в вагоностроении широко используются пиломатериалы. Поэтому условия для его развития благоприятны в тех районах, которые располагают необходимыми источниками древесного сырья или ориентируются на привозную древесину. Производство вагонов получило развитие в Центральном (Брянск, Калинин, Мытищи) районе, на Северо-Западе (Санкт-Петербург), на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав) и в Западной Сибири (Новоалтайск).1

     Новый центр по производству грузовых вагонов (в том числе контейнеровозов) формируется в Восточной Сибири (Абакан).

     Судостроение  охватывает строительство и ремонт судов, а также судовое машиностроение. Оно делится на морское и речное.2

     Судостроение "привязано" к морским побережьям (часто находясь в устьях рек и  внутренним водным путям сообщения. Среди отраслей машиностроительного комплекса выделяется наиболее продолжительным циклом производства. Другие особенности отрасли: строительно-монтажный характер технологических операций, разнообразие типов судов и наличие многочисленных смежников по их производству.

     По  назначению суда делятся на транспортные, промысловые (для добычи и обработки  рыбы, крабов, морского зверя), промышленно-добывающие (драги, нефтебуровые установки, лесосплавные суда и др.), спортивно-туристкие. Самая широкая по составу — группа транспортных судов, включающая грузовые и пассажирские, а также суда смешанного типа. Грузовые суда в свою очередь представлены сухогрузными, наливными и сухогрузно-наливными. Наконец, для сухогрузных судов характерна специализация по роду перевозимого груза и грузообработке: лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.

     Важнейшие центры морского судостроения расположены на побережьях Балтийского (Санкт-Петербург, Клайпеда, Выборг), Баренцева (Мурманск), Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. Они имеют определенную специализацию. Так, предприятия Санкт-Петербурга дают главным образом транспортные суда, в том числе ледоколы-атомоходы.

     Центры  речного судостроения находятся  в Волго-Вятском (Нижний Новгород) районе, в Поволжье (Волгоград), Западной Сибири (Тюмень, Тобольск), Восточной Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благовещенск).

     Сельскохозяйственное машиностроение явно тяготеет к местам потребления готовой продукции, причем специализация предприятий находится в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны. Так производство зерновых комбайнов сосредоточено на Северном Кавказе (Ростов, Таганрог), в Сибири (Красноярск), льноуборочных машин в Центральном районе (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань, Тула), силосоуборочных (Люберцы).  
 

     23. География среднего машиностроения России.

  • среднее машиностроение
  • автомобилестроение
  • тракторо-, в том числе танкостроение
  • станкостроение

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"