Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:47, шпаргалка
1. Географическое и геополитическое положение, территория и границы России.
2. Политико-административное деление Российской Федерации.
3. Природные условия и ресурсы России, охрана окружающей среды.
4. Численность и воспроизводство населения. Половозрастная структура населения. Демографическая ситуация в России. Региональные различия в естественном движении на-селения.
5. Языковые семьи и группы. Национальный состав населения и основные ареалы расселения народов России.
6. Основные периоды миграций в России. Миграционная ситуация в настоящее вре-мя и ее последствия.
7. География рынка труда и занятости населения. Социальный состав и образова-тельный уровень населения России.
8. Расселение населения России. Плотность населения. Заселенность территории России. Сущность урбанизации и ее территориальная дифференциация. Закономерности и процессы развития городского населения России.
9. Типы, функции и ЭГП городов. Сеть городов. Проблемы агломераций, малых и средних городов России. Экологические проблемы городов. География сельских поселений России. Зональные черты «сельскохозяйственного» расселения.
10. Хозяйство России: общие структурно-территориальные особенности. Изменения, произошедшие в конце ХХ в.
11. География нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности России. Основ-ные районы добычи и переработки нефти. Система трубопроводов. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике.
12. География газовой и газоперерабатывающей промышленности России. Основные районы добычи и переработки газа. Система трубопроводов. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике.
13. География угольной промышленности России. Основные угольные бассейны и их характеристика. Роль в топливно-энергетическом балансе. Значение отрасли в экономике. Современные проблемы отрасли.
14. География электроэнергетики России. Типы электростанций и принципы их раз-мещения. Роль в топливно-энергетическом балансе. Энергетика и охрана природы.
15. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Размещение черной ме-таллургии России. Основные металлургические базы. Концентрация и комбинирование в черной металлургии. Проблемы и перспективы отрасли.
16. География алюминиевой промышленности России.
17. География медной промышленности России.
18. География свинцово-цинковой, оловянной и никель-кобальтовой промышленно-сти России.
19. География золото-, алмазодобывающей промышленности России.
20. Общая характеристика машиностроения. Структура машиностроения и факторы размещения предприятий.
21. География тяжелого машиностроения России.
22. География общего машиностроения России.
23. География среднего машиностроения России.
24. Общая характеристика химической промышленности России. Факторы размеще-ния предприятий отрасли.
25. География промышленности полимерных материалов России.
26. География основной химической промышленности России.
27. География горно-химической промышленности и производства минеральных удобрений России.
28. География лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности России.
29. География промышленности строительных материалов России.
30. География легкой промышленности России.
31. География пищевой промышленности России.
32. Общая характеристика и проблемы развития АПК России.
33. География зернового хозяйства России.
34. География выращивания технических культур России.
35. География картофелеводства, овощеводства, бахчеводства, плодоводства (садо-водства) России.
36. Общая характеристика животноводства. Различия в типах кормовой базы живот-новодства России.
37. География скотоводства России.
38. География свиноводства и овцеводства России.
39. География коневодства, птицеводства, козоводства и оленеводства России.
40. География животноводства с особыми типами кормовой базы (пчеловодства, пуш-ного звероводства и прудового рыбоводства) России.
41. Общая характеристика транспортного комплекса России.
42. География железнодорожного транспорта России.
43. География автомобильного транспорта России.
44. География водного и воздушного транспорта России.
45. География трубопроводного транспорта России.
46. География внешнеэкономических связей России.
37. География скотоводства России
Разведение крупного рогатого скота дает самый большой объем продукции (в том числе 2/5 мяса). Основная продукция скотоводства — молоко и мясо. По их соотношению в скотоводстве выделяют несколько направлений:
—молочное (молока более 70%). Кормовая база молочного скотоводства — сочные корма. Для содержания молочного скота наиболее благоприятны не засыхающие летом пастбища с разнотравными злаково-бобовыми травостоями, широко распространенными в равнинных и горных ландшафтах с относительно влажным климатом. В составе стойловых кормов большую долю должны составлять сочные и грубые, преимущественно силос и сено с добавлением высокопитательных концентратов. Молочное скотоводство развито в центре европейской части России, пригородах больших городов;
—молочно-мясное (равное количество молока и мяса). Кормовая база — естественные корма и силос. Развито практически на всей территории страны;
—мясомолочное
(мяса — более 50%). Для разведения
мясомолочного скота пригодны пастбища
с менее сочной растительностью,
а в составе стойловых кормов необходимы
в большом количестве грубые и концентрированные
корма. Мясомолочное скотоводство развито
в степях и полупустынях Северного Кавказа,
Урала, Поволжья, Сибири;
38. География свиноводства и овцеводства России.
39.
География коневодства,
птицеводства, козоводства
и оленеводства
России.
птицеводство наибольшего развития достигло в главных зерновых районах, вблизи крупных городов;
коневодство развито на Северном Кавказе и юге Урала;
оленеводство
развито на крайнем севере
Сибири и Дальнего Востока.
40. География животноводства с особыми типами кормовой базы (пчеловодства, пушного звероводства и прудового рыбоводства) России.
Рыболовство
На территории Российской Федерации
в составе бассейновых
Пчеловодство. В настоящее время состояние пчеловодства находится на низком уровне своего развития в целом по России. Эта та отрасль, которая является технически отсталой, без инвестиций государства, без целенаправленной его политики. В отдельных республиках эта отрасль достаточно развита. Но единой системы развития пчеловодства, общей стратегии нет. Необходимо изучение особенностей районирования, оценки природных, социально-экономических и экологических условий, современного состояния пчеловодства, уровня его технического оснащения.. Когда-то мед, наряду с пушниной, был главным экспортным товаром России. Миллионами пудов собирала его Русь. В бывшем Советском Союзе производство меда составляло более 120 тысяч тонн, было около 9 миллионов пчелосемей. В последние годы ежегодное производство товарного меда в стране держится на уровне 50 тысяч тонн. Из 3,3 миллиона пчелосемей почти 90 процентов содержится в личных хозяйствах граждан, чуть более 10 процентов - в общественном секторе (В Татарии, например, это соотношение 70 и 30 процентов соответственно). Таковы данные Росстата. Отдельные республики, такие как Башкирия, Татарстан, Саратовская и Калининградская области, Краснодарский край - всего десять регионов страны приняли свои местные законы о пчеловодстве, понимая, что без централизованного управления не развить отрасль. Эти законодательные акты играют положительную роль, регулируют вопросы внутри республик и краев, но, иногда возникают проблемы с соседствующими территориями. Поэтому необходим федеральный закон о пчеловодстве, который так и не был принят,.В России 83 субъектов федерации, из них в 71 регионе занимаются пчеловодством. Крайне низкий душевой показатель потребления меда - около 350 г в год. Сахара россияне потребляют 41 кг в год, в то время как мед составляет в рационе менее 1%.
Медоносной пчеле около 56 миллионов лет. За время своего существования ее генные структуры не были подвержены изменениям, мутациям.
В декабре 2002 г. принят Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О пчеловод-стве»
По
состоянию на 1 января 2006 года в республике
в хозяйствах всех форм собственности
насчитывалось 283,2 тыс. пчелиных семей,
из них в общественном секторе – 51,0 тыс.,
в крестьянских (фермерских) хозяйствах
– 13,8 тыс., в частном секторе – 213,3 тыс.
пчелиных семей. В республике было
произведено 10815 т валового меда (39,0 кг
на одну пчелиную семью), в том числе
4490 т товарного меда (16,1 кг на
одну пчелиную семью). В послед-ние
5 лет наблюдается ежегодный прирост
пчелиных семей от 4 до 10 %.В ГУ БНИЦ
по пчеловодству и апитерапии разработана
программа выведения пчел высокопродуктивного
породного типа «Башкирский». Для ее реализации
создан и успешно функционирует крупный
селекционный центр со статусом племенного
завода, имеющий российскую лицензию.
В его составе 5 научно-экспериментальных
станций по пчеловодству – «Нурмановская»,
«Кугарчинская», «Архангельская», «Гафурийская»
и «Зианчуринская», на 40 пасеках которых
содержатся 5 тыс. пчелиных семей.
41. Общая характеристика транспортного комплекса России.
Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями.
Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России.
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.
Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.
Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:
1.
Широтное магистральное
2.
Меридиональное магистральное
3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север—юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.
По
мере развития производительных сил
страны в целом и отдельных
ее районов транспортная «система
нуждается в постоянном совершенствовании.
В настоящее время разрабатывается
комплексная программа "Транспорт России".
42. География железнодорожного транспорта России.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (56,7 %) и в пассажирообороте (33,7%). Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.
Значительные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей: Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут в густонаселенные потребляющие районы.
Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток, длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре.
Важное
значение для России имеют Южно-Сибирская
и Среднесибирская