Проблематика Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 01:11, реферат

Краткое описание

Проблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиональной компоненты мировоззрения населения, условий развития личности и общественных институтов, экономики, этнографии, геополитики, правовых основ государственного устройства и межбюджетных отношений. Исследователи данных направлений отмечают необходимость корректировки как политики государства в отношении Северного Кавказа, так и внутренней, региональной политики по обширному перечню вопросов.

Файлы: 1 файл

рег.эк.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

Следовательно, в организационных системах выделяются критерии эффективности системы управления, которые, с одной стороны, сформулированы в виде, пригодном для реализации их системой управления, с другой стороны - оценивают степень реализации целей системы и Эффективность их достижения, т.е. эффективность функционирования системы в процессе реализации ее целейБурков В.Н. Большие системы : моделирование организационных механизмов [Текст] / В.Н. Бурков, Б. Данев, А.К. Еналеев, В.В. Кондратьев, Т.Б. Напева, А.В. Щепкин ; Ин-т проблем управления. - М.: Наука, 1989. - С.23..

Было установлено, что влияние изменения централизации (то есть централизация или децентрализация активных систем) на эффективность управления вызвано действием следующих, присущих многоуровневым системам, факторов17. Новиков Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем [Текст] / Д.А. Новиков. -М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. - С.139-140..

Фактор агрегирования заключается в изменении информированности участников системы в результате агрегирования информации о состояниях и поведении конкретных активных элементов, подсистем и т.д. по мере роста уровня иерархии.

Экономический фактор заключается в изменении ресурсов управления (ограничений механизмов управления, множеств допустимых стратегий и т.д.) при введении новых участников (активных элементов, промежуточных управляющих органов и т.д.), обладающих собственными интересами, то есть участников, либо привносящих новые ресурсы управления, либо потребляющих часть имеющихся ресурсов.

Фактор неопределенности заключается в изменении информированности участников активных систем о существенных внутренних и внешних параметрах их функционирования (в том числе - в изменении неопределённости в субъективных оценках ситуации) в результате изменения состава системы, ее структуры (информационных и других связей между участниками активных систем) и т.д.

Организационный фактор заключается в изменении отношения власти, то есть возможности влияния на деятельность элементов системы. В частности, власть как система поощрений и штрафов позволяет добиться преобладания коллективного интереса над индивидуальными целями.

Информационный фактор заключается в изменении информационной нагрузки на участников активных систем и вызван в первую очередь объективной ограниченностью их способностей по передаче и переработке информации.

Д.А. Новиков утверждал, что «...иерархия является следствием необходимости специализации, обусловленной объективно существующей ограниченностью возможностей участников системы»Новиков Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем [Текст] / Д.А. Новиков. -М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. - С.142.. При этом «рациональными являются такие структуры и механизмы управления организационной системой, для которых любое допустимое изменение централизации с учетом первичных факторов: агрегирования, экономического, неопределенности, организационного и информационного приводит к снижению эффективности управления» Там же, С.148..

Стремление системы управления поддерживать устойчивое развитие, необходимость избегать разрушительных социальных, экономических, политических и т.д. кризисов, адекватно реагировать на изменения внешней среды приводит к усложнению системы целей и направляет развитие системы управления по пути усложнения структуры управления и взаимосвязей между структурными элементами.

Указанные факторы экономической и социальной специфики объектов инфраструктуры ведут к тому, что инфраструктурные системы могут управляться только как единое целое, конкуренция между их частями технически невозможна и экономически нецелесообразна.

Если социальная система направлена на удовлетворение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации, то экономическая система направлена на удовлетворение материальных потребностей людей путем создания жизненных благПчелинцев О.С. Проблемы региональной инфраструктуры как источник экономических и социальных угроз / О.С. Пчелинцев // Проблемы прогнозирования. - 2006. -№6. - С. 28..

Необходимо понимать, что управление социально-экономическим развитием региона не может быть просто сведено к реализации только его общих функций. Оно представляет собой сложную систему, состоящую не только из территориально организованной структуры, но и процесса, целей, методов. Как правило, данная система должна быть эффективно скоординирована.

Вследствие изложенного выше математическая формализация процесса управления социально-экономическими системами ведет к построению модели активной системы с неопределенностью, являющиеся в достаточной степени адекватной рассматриваемой системе «регион».

Для всех моделей активных систем с неопределенностью можно выделить следующие этапыБурков В.Н. Теория активных систем: состояние и перспективы [Текст] / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. - М.: Синтег, 1999. - С.45-47..

1. Описание модели: определение  целевых функций и допустимых  множеств, их свойств, а также  порядка функционирования и информированности  участников активных систем и  т.д.

2. Определение рационального  поведения активных элементов  в рамках рассматриваемой модели: задание процедуры (метода) устранения  неопределенности и рационального  выбора активных элементов (определение  множества решений игры - множества  реализуемых действий).

3. Определение эффективности  механизма стимулирования и формулировка, собственно, задачи синтеза оптимального  механизма стимулирования.

4. Решение задачи синтеза: поиск аналитического решения  и (или) разработка алгоритмов численного  решения задачи и исследование  их свойств: сходимости, сложности  и т.д.

5..Нахождение необходимых  и достаточных условий оптимальности.

6..Анализ оптимального  решения:

- свойства оптимального  решения и множества реализуемых  действий, содержательные интерпретации;

- влияние неопределенности  на эффективность и свойства  оптимального механизма стимулирования;

- влияние параметров модели  и определения рационального  поведения на эффективность и  свойства оптимального механизма  стимулирования, в том числе - анализ  устойчивости оптимального решения.

7. Исследование частных  случаев (при усилении предположений  и допущений о параметрах и  свойствах модели активных систем) и возможностей обобщения (соответственно, при ослаблении).

8. Исследование устойчивости  решений и адекватности модели  моделируемой системе.

9. Внедрение модели:

- корректировка;

- разработка рекомендаций  по практическому использованию;

- создание вычислительных  средств;

- автоматизированных систем  поддержки принятия решений и  имитационных моделей.

Этапы 1-3 включают описание активных систем и постановку задачи, этапы 4-5 соответствуют аналитическому и (или) численному решению задачи, этапы 6-8 -исследованию модели и свойств оптимального решения, этап 9 - внедрению и практическому использованию результатов исследования.

В то же время при проектировании управления социально-экономических систем необходимо учитывать их нестационарность и возможности эволюционирования во времени. При этом использование формальных методов моделирования таких систем минимизируется вследствие их большой размерности, недостаточной априорной информации, наличием плохо формализуемых факторов, нечеткостью критериев оценки принимаемых решений и т.д.Скурихин В.И. Проектирование систем адаптивного управления производством [Текст] / В.И. Скурихин, В.А. Забродский, Ю.В. Копейченко. - Харьков : Вища школа, 1984..

Трудности формализации социально-экономических систем создают предпосылки для построения адаптивного механизма управления, подразумевающего необходимость изменения структуры и параметров модели описания процесса в соответствии с изменением характеристик самого процесса.

Эффективность управления реальными объектами имеет прямую зависимость от степени использования адаптивного механизма в процессе управления независимо от природы управляемого объекта Там же..

В условиях нестабильной экономики процесс адаптации следует рассматривать как накопление и использование информации для достижения оптимального состояния или поведения системы при начальной неопределенности в изменяющихся внешних условиях.

Адаптивной считают систему, которая может приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий. Наряду с понятием адаптивной системы существует понятие «адаптивное управление», т.е. управление в системе с неполной априорной информацией об управляемом процессе, которое изменяется по мере накопления информации и применяется с целью улучшения качества работы системы Там же..

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование системы управления социально-экономическим развитием региона представляет большую сложность из-за практической невозможности формализации внешних и внутренних процессов.

Для эффективного управления социально-экономическим развитием региона необходимо применение модели активной системы с неопределенностью в целевой ситуации адаптивного управления, что позволит решить поставленную задачу в рамках требуемых параметров, определяющих общий вектор развития социально-экономической системы.

1.3 Концептуальная модель системы управления экономикой региона

В условиях нестабильной экономики ясно обозначена необходимость эффективного распределения функций управления на всех уровнях власти не только на современном этапе, но и создания условий для их изменения в будущем. При этом целью государства не является непосредственная организация производства товаров и распределения ресурсов. Государство должно создавать условия для свободного функционирования рыночного механизма, т.е. «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства.

Следовательно, государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания социально-экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики, эффективной деятельности всех предпринимателей и конкуренции среди них, ограничения монополизированного производства. Т.е. государство должно активно участвовать в сформировании макро- и микроэкономических процессов.

Государство должно способствовать умеренному росту цен, доходов путем расширения границы рынка, увеличивая производство и сокращая безработицу, вкладывать средства в экономику для ее стимулирования и его задачей является корректировка тех недостатков, которые присущи рыночному механизму.

Социально-экономические преобразования, проводимые в РФ и направленные на становление и развитие рыночных отношений, вызывают необходимость пересмотра основополагающих принципов формирования системы государственного регулирования экономики. Сегодняшнее положение экономики страны и отдельных регионов является в определенной степени следствием кризиса системы государственного управления, который привел к утрате экономикой таких динамических характеристик, как устойчивость и сбалансированностьПриоритеты управления региональным развитием [Текст] / авт. коллектив : Афанасьев В.Я., Быстряков И.К., Видяпин В.И. и др.; под ред. Уколоеа В.Ф.-М.: Луч, 2001. - С.96..

Проблемы государственного регулирования территориального развития дополнительно осложняются наложением друг на друга нечетких норм конституционного, административного и гражданского права, что вызывает необходимость разработки и принятия специального закона об основах государственного регулирования территориального развития как РФ в целом, так и ее субъектов {включая города, районы и т.п.).

Государственное регулирование региональной экономики переходного периода должно ориентироваться на следующие цели Там же, С.101..

1. Обеспечение условий  для социальной безопасности  и достойного уровня жизни  населения регионов. В среднесрочном  периоде - достижение докризисного  уровня жизни и стандартов  потребления. В долговременной перспективе, ближе к окончанию переходного  периода, - приближение уровня и  качества жизни жителей региона  к стандартам постиндустриального  общества.

2. Построение собственного  российского варианта общества  постиндустриального типа с современными  характеристиками качества жизни  народа и среды обитания на  основе формирования нового технологического  способа производства и многоукладной, социально ориентированной рыночной  экономики.

3. Проведение целенаправленной  структурной, инвестиционной и научно-технической  политики, стимулирование деловой  активности реального сектора  экономики, решение социальных проблем  экономического реформирования.

4. Обеспечение экономической  безопасности региона. Под экономической  безопасностью субъекта Федерации  или региона понимается совокупность  текущего состояния, условий и  факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность  развития экономики территории, органично интегрированной в  экономику Федерации как относительно  самостоятельной структуры.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля Указом Президента РФ на территории РФ было сформировано семь федеральных округовПеречень федеральных округов [Текст] : указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №20. - Ст. 2112..

Семь федеральных округов являются объектом централизованного управления, в отличие от экономических районов и ассоциаций, федеральные округа и их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ.

Образование в РФ в 2000 г. (федеральных округов, в конечном счете, имело целью совершенствование существующей системы территориального регулирования и повышение качества управления макрорегионами страны за счет координации деятельности и формирования общей экономической политики хозяйствующих субъектов различного уровняИванов Н.П. Методологические аспекты формирования системы инновационного развития региона [Текст] / Н.П. Иванов // Экономические науки. - 2005. - №4. -С. 27..

Информация о работе Проблематика Северного Кавказа