Проблематика Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 01:11, реферат

Краткое описание

Проблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиональной компоненты мировоззрения населения, условий развития личности и общественных институтов, экономики, этнографии, геополитики, правовых основ государственного устройства и межбюджетных отношений. Исследователи данных направлений отмечают необходимость корректировки как политики государства в отношении Северного Кавказа, так и внутренней, региональной политики по обширному перечню вопросов.

Файлы: 1 файл

рег.эк.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

Проблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиональной компоненты мировоззрения населения, условий развития личности и общественных институтов, экономики, этнографии, геополитики, правовых основ государственного устройства и межбюджетных отношений.

Исследователи данных направлений отмечают необходимость корректировки как политики государства в отношении Северного Кавказа, так и внутренней, региональной политики по обширному перечню вопросов.

Значительная часть публикаций посвящена тематике этносоциальных процессов на Северном Кавказе, в частности вопросам:

- этнического самоопределения  людей и его зависимости от  социально-культурных и социально-политических  условий;

- межэтнических установок  и ориентаций в регионах с  разными политическими, социальными  и культурными условиями;

- выявления факторов предупреждения  экстремизма;

- совместимости и соотношения  государственной, гражданской, этнической  и религиозной идентичности;

- национальной политики  и этнических конфликтов.

Этим темам посвящены работы научных коллективов Института этнологии и антропологии РАН (Зорина В.Ю., Тишкова В.А., Михаилова В.А., Кулешова С.В., Хамчиева Б.Б.), Института философии РАН (Султыгова А-Х.А.), Института проблем народонаселения РАН, Южного научного центра РАН (Хлыниной Т.П., Зинева С.Н., Ивановой С.Ю., Авксентьева В.А., Медведева Н.П., Ерохина А.М., Воробьева С.М. и других), Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM (Соколова Д.В.), Центра политических технологий (Ковалева Г. С.) и других ведущих научных и исследовательских организаций России. В частности, Соколовым Д.В. выделена проблема дефицита объективной, достоверной информации о ситуации в регионе и причины намеренной мифологизации сведений о Кавказе в целом: противоборствующие политические элиты заинтересованы в сохранении дотационности, социальной напряженности и экономико-политической нестабильности ситуации ради реализации собственных материальных и властных амбиций.

Вопросы геополитического позиционирования северокавказских территорий рассмотрены в трудах Дугина А.Г., Нартова Н.А., Дергачева В.А.,Рябцева О.В., Вока Г.Б., Магарамова Э.М., Коркмазова А.Ю., Махуловой З.А. и других ученых:

- роль Северного Кавказа  в структуре интересов России, государств Запада и стран  мусульманского мира (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Афганистана);

- риски снижения влияния  федеральной власти на ситуацию  в регионе Северного Кавказа;

- аспекты интегративных  процессов с государствами Закавказья (Азербайджаном, Арменией и Грузией).

Важным вопросом риторики в этой области изучения территории является баланс мер управления, с одной стороны - в повышении роли сообщества Северного Кавказа в общероссийской экономике и социальной жизни на основе гармоничной реализации интересов всех субъектов отношений, с другой - в борьбе с политическим и религиозным экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом, с третьей - в противодействии деструктивному влиянию внешних политических сил в процессе глобализации.

Научный коллектив Института экономической политики основное внимание уделяет исследованию качества и специфики бюджетного планирования, эффективности регулирования экономического развития южных регионов, процессов образования экономических кластеров, взаимоотношениям федеральных и региональных органов власти в области развития местного самоуправления и его финансовых основ (И.В. Стародубровская, Н.И. Миронова и др.). Тема формирования инновационной межрегионально-интегрированной экономики Северо-Кавказского федерального округа на основе формирования межрегиональных кластеров также рассмотрена в работах Тамбиева А. Х. В условиях определения стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа предлагается создать предпосылки самореализации регионов, входящих в этот округ, и внедрить механизмы развития межрегиональных отношений на основе формирования межрегиональных кластеров и распределенных сетевых комплексов. В условиях дефицита инвестиционных средств на технологическое развитие бизнеса большое значение для регионов округа имеет формирование межрегиональной системы коллективной инновационной деятельности.

Значимость процессов интеграции российских регионов и формирования новых экономических структур метарегионального уровня отмечена в работах А.А. Ермоленко. Автор убежден, что оптимальный интеграционный эффект возможен при совместных усилиях государства и бизнес-сообщества каждого региона, а государственное управление инновационным развитием должно базироваться на возможностях регионов и кластерной организации производства.

Большинство экспертов, исследующих систему межбюджетных отношений регионов и федерального центра, отмечают необходимость ее реформирования. Так, В. Н. Овчинниковым системно рассмотрены факторы стабилизации экономической динамики на Северном Кавказе, обоснована необходимость стратегии перехода от доминирования распределительных механизмов в системе федеральной региональной экономической политики к их воспроизводственно-стимулирующему варианту. Обоснована и предложена модель финансовой региональной политики, направленной на приоритетную поддержку производственно-хозяйственной инфраструктуры Северного Кавказа. По мнению М.Р. Устархановой и других региональных исследователей, необходимо совершенствовать и механизм реализации целевых программ социально-экономического развития региона для повышения эффективности этого инструмента государственного регулирования социально ориентированной рыночной экономики.

В ходе диссертационного исследования применялись системный подход, методы дедукции и индукции, методы статистического анализа, приемы группировки и классификации, методы и приёмы экономико-математического моделирования. Использование значительного количества разнообразных методов исследования продиктовано сложностью анализируемых проблем и необходимостью обеспечения достоверности полученных результатов диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, ХХХ глав, заключения, списка литературы в количестве ХХХ источников, ХХХ таблиц, ХХХ рисунков и ХХХ приложений. Общий объем работы составляет ХХХ страниц. По теме диссертации опубликовано ХХХ научная работа, в том числе ХХХ монографии, ХХХ статей в рецензируемых научных журналах, содержащихся в перечне ВАК. Кроме этого, автором опубликовано ХХХ учебников и учебных пособий. Общий объем научных публикаций - более ХХХ п.л.

1.Теоретико-методологические основы формирования современной системы управления регионом и предпосылки развития системы регионального управления в современных экономических условиях

1.1 Теоретические аспекты развития региона в современной экономике

Регион и его экономика представляют собой сложную, построенную по иерархическим принципам общественно-политическую и экономическую систему, включающую подсистемы и звенья соответствующих уровней. Характер взаимодействия между ними, т. е. целым и частями его образующими, всецело обусловливается качеством их общественно-политического и экономического устройства, внутренней средой функционирования и развития. Изменение этой среды влечет за собой преобразование ролевых функций как целого, так и его частей, изменение принципов их взаимодействия.

Являясь относительно обособленной социально-экономической подсистемой общества и национальной экономики, регион функционирует и развивается в пределах исторически данной правовой, экономической и социально-политической среды, качественная определенность которой в существенной мере зависит от действий государства. Это касается, прежде всего, обеспечения жизнедеятельности данной агломерации и разделения полномочий между институтами государства в центре и на местах и местным самоуправлением. При этом весьма существенное значение имеет сама методология механизма разделения данных полномочийШишков Ю.В. Россия в системе международных производственных связей // Мировая экономика и международные отношения, 2008. - № 11. - С. 15-24..

Административно-плановая, по сути унитарно-командная модель жизнедеятельности общества объективно предполагала строго линейные принципы организации общественного устройства и экономики. Функции каждой экономической подсистемы (отрасли, региона) и их отдельных элементов (предприятий, территориально-административных единиц) были жестко унифицированы в смысле приоритетности общегосударственных целей и интересов развития. Иначе говоря, они были «винтиками» и «шестернями» целостного народнохозяйственного механизма.

Процесс общедемократических преобразований, затронувший все стороны жизнедеятельности общества и экономики страны, кардинально изменил внутреннюю среду их функционирования и развития, всю систему целеполагания Государственный капитализм в России (материалы теоретического семинара академика В.А. Мартынова) // Мировая экономика и международные отношения, 2008. - № 12. - С. 3-25..

Изменение экономической среды в направлении формирования рыночных отношений с их обязательными атрибутами экономической свободы и конкуренции, превалирования частных целей и интересов над общими повлекли за собой превращение всех без исключения звеньев территориальной организации производственно-хозяйственной деятельности, в рамках соответствующих административно-территориальных образований, в полноправных субъектов рыночных отношений.

В современной России на межрегиональном уровне уже господствуют (хотя зачастую и в гипертрофированных формах) реальные рыночные отношения. Известен факт наличия в Российской Федерации так называемых регионов-доноров, т. е. тех, предприятия которых смогли более эффективным образом адаптироваться к условиям рынка, и регионов-реципиентов, т. е. тех, чья экономика в силу разных причин как объективного, так и субъективного характера оказалась невостребованной формирующимся рынком.

Столь же убедительно свидетельствует о рынке острая конкурентная борьба между территориями за привлечение инвестиционных ресурсов в эти регионы. Таким образом, регионы, равно как и входящие в них муниципальные образования, стали полноценными субъектами рыночных отношений.

«В условиях вновь возникшего интереса к российскому рынку российские регионы, - замечает в этой связи Блэр Рубл, директор Института им. Кеннана, - окажутся в условиях сильной конкуренции за инвестиционные и торговые доллары. В этой конкуренции выиграют те регионы, которые смогут создать наилучшую правовую и стабильную среду для инвестирования. Некоторые региональные лидеры создают свои стратегические группы, сконцентрированные именно на этом, и именно руководители этих регионов являются восходящими звездами в сегодняшней российской политике. Другие руководители областей в проводимой ими политике больше обращаются к внутренним проблемам, и эти регионы продолжают быть отстающими. В советской системе власть была централизована и, что более важно, сведена к однородности. Подобно тому жилью, которое строилось для людей, местные советские власти также были стандартизированы и слабы. Постсоветский российский опыт управления на региональном уровне поразительно различен. Регионы приобретают все большую возможность самим намечать свой курс. Пытаясь измерить успехи и неудачи рыночной реформы в России в целом, необходимо рассматривать отдельно взятые регионы ввиду различий в проводимой регионами экономической политике» Цит. по: Прусак М. Реформы в провинции. М., 1999. С.77..

Можно согласиться с точкой зрения А.Г. Кобилева, в соответствии с которой в трансформационный период необходимо осознание того, что территориальные образования, в частности города Кобилев А.Г. Город в трансформирующемся обществе: управление социально-экономической жизнедеятельностью. Волгоград, 1999. С.61., их хозяйственные комплексы являются полноправными субъектами рыночных отношений и что благосостояние населения территории находится в прямой зависимости от того, насколько крепки и надежны позиции ее хозяйственного комплекса на местном, региональном, национальном и международном рынках. Тем самым многократно возрастает координационная функция органов местного самоуправления в экономическом и социальном развитии агломерации. Именно они, а не федеральный центр призваны в рыночной ситуации обеспечивать комплексное развитие соответствующей территории. Исходя из этого, регион (город) должен формировать стратегию своего экономического и социального развития, опираясь на внутренний рыночный потенциал.

Данный потенциал всегда обладает вполне конкретной количественной и качественной определенностью, которая находится в постоянном движении, развитии. И как величина динамичная он нуждается в специальном мониторинге. Последний объективно необходим в любой социально-экономической и общественно-политической ситуации, поскольку без него невозможно определение приоритетов и разработка стратегии регионального развития. Оценка количественных и качественных параметров регионального хозяйственного комплекса является первым обязательным шагом, непременным условием выработки концепции социально-экономического развития региона.

Методологический подход к обеспечению процесса организационной трансформации экономики Российской Федерации от административно-командной системы к рыночной требует теоретико-методологического переосмысления теории функционирования региональных социально-экономических систем с учётом возможности их эффективного развития.

Выступая 8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета РФ «О стратегии развития России до 2020 г. Президент РФ (2000-2008гг.) В.В.Путин отметил: «Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики. Уже в ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации - равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий»Президент РФ [Электронный ресурс]: осрициальный сайт. -Режим доступа: http://vvww.kremlin.ru..

Информация о работе Проблематика Северного Кавказа