Проблематика Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 01:11, реферат

Краткое описание

Проблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиональной компоненты мировоззрения населения, условий развития личности и общественных институтов, экономики, этнографии, геополитики, правовых основ государственного устройства и межбюджетных отношений. Исследователи данных направлений отмечают необходимость корректировки как политики государства в отношении Северного Кавказа, так и внутренней, региональной политики по обширному перечню вопросов.

Файлы: 1 файл

рег.эк.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

За короткий срок с момента образования федеральные округа показали свою жизнеспособность, стали эффективным инструментом укрепления властной вертикали, углубления процессов интеграцииРостанец В. Социальные структуры региональной интеграции [Текст] / В. Ростанец, А. Топилин // Экономист. - 2006.- №2. - С. 55..

Таким образом, 8 процессе образования семи федеральных округов появилась возможность адекватного функционирования органов власти всех уровней, и как следствие - повышение эффективности организации жизнедеятельности населения в регионах.

Системообразующими факторами, определяющими условия развития региона, как правило, являются собственный ресурсный потенциал региона (трудовые, природные, производственные, финансовые ресурсы и т.д.) и реальные производственные процессы. Т.е. наибольшее социально-экономическое значение для региона должны иметь именно те ресурсы, которыми он обладает. Поэтому при формировании стратегии развития региона необходимо правильно оценить его потенциал.

В общем представлении понятие «потенциал» означает совокупность средств, ресурсов, возможностей для достижения какой-либо цели. При этом процесс достижения цели регулируется или управляется субъектом, поставившим цель. Возможность достижения цели определяется:

- совокупностью возможностей  поставившего цель субъекта осуществлять  управленческие воздействия, обеспечивающие  наиболее полное достижение поставленной  цели;

- обусловленной свойствами  управляемого объекта, возможностью, достижения им, в результате управления, состояния, наиболее близкого к  поставленной цели.

При таком подходе социально-экономический потенциал региона представляет собой совокупность стратегических возможностей субъектов (действующих на его территории, на базе имеющихся ресурсов) обеспечить его устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие в долгосрочной перспективе.

С точки зрения целевого аспекта, стратегическое управление социально-экономическим развитием региона - это деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей и способов хозяйственного развития, роста уровня и качества жизни населения территориального образования путем прогрессивного изменения потенциала и структуры региона в соответствии с изменениями внешней средыШеховцева Л.С. Стратегическое целеполагание развития региона : концептуальные основы [Текст] / Л.С. Шеховцева // Экономические науки. - 2007. - №2. - С. 72.. Т.е. стратегическая цель региона - это цель, задающая образ (или его часть) будущего состояния региона в окружающей (внешней) среде и, желательно, путь его достижения. Каждый регион должен выбрать свой путь развития на основе факторов производства (природных ресурсов, человеческого капитала и т.п.), инвестиций, инноваций и т.д. Там же, С.72-73..

В данном контексте стратегическое управление необходимо рассматривать как управленческую деятельность, направленную на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающую анализ состояния инфраструктуры региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. При этом под стратегией следует понимать обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов.

Стратегическое управление должно определять долгосрочную ориентацию развития общества в целом или по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, намечать цели, задачи, стратегию развития общества и устанавливать направление деятельности каждому элементу системы управления.

Базой стратегического управления должны стать стратегические планы, спектр концепций развития, доктрины и другие методологические аспекты, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей.

Реализация стратегии возможна при совместном воздействии всей совокупности управленческих решений и множества поэтапных действий, выполняемых различными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр стратегических планов, определение концепции развития, доктрины, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения - все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона.

Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников для повышения уровня социально-экономического развития региона на основе роста материального и духовного благосостояния граждан.

По мнению С.С. Артоболевского, региональные стратегии развития «...призваны:

1. Обеспечить региональное  экономическое развитие и обновление.

2. Повысить инвестиционный  рейтинг региона.

3. Повысить уровень занятости.

4. Обеспечить развитие  человеческого капитала в регионах»Региональная политика России: адаптация к разнообразию [Текст]: аналит. докл. / Г.А. Сатаров, Ю.Н. Благовещенский, М А Краснов, Л.В. Смирнягин, С.С. Артоболевский, К.И. Голоещинский ; под общ. ред. ГА. Сатарова. -М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. - С.41..

Объектом стратегического управления является совокупность шести взаимосвязанных макроподсистемСтратегическое управление: регион, город, предприятие [Текст] / Львов Д.С., Гранберг А.Г., Обозов СА и др. ; под ред. Д.С. Львова, АХ. Гранберга, АЛ. Егоршина; Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса. - М.: Экономика, 2004. - С.144-145.:

- региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность  региона;

- производственная сфера, в которую входят все отрасли  материального производства (кроме  агропромышленного комплекса), производящие  валовой региональный продукт;

- агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное  хозяйство, территорию и природные  ресурсы как источник регионального  богатства;

- социальная сфера, в состав  которой входят все отрасли  воспроизводства и духовного  развития населения региона;

- финансово-экономическая  сфера, обеспечивающая макроэкономические  пропорции, финансовые связи отраслей  региона в виде бюджета региона;

- управленческая сфера, включающая  совокупность федеральных, региональных  и муниципальных органов власти  в регионе.

В состав каждой сферы входят 4-8 подсистем региона, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т.п.) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.д.).

Стратегия развития региона должна базироваться на системном подходе и предусматривать постановку стратегических и тактических целей, а также критериев их достижения - количественных показателей, определяющих степень достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами развития.

 


Информация о работе Проблематика Северного Кавказа