Проблематика Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 01:11, реферат

Краткое описание

Проблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиональной компоненты мировоззрения населения, условий развития личности и общественных институтов, экономики, этнографии, геополитики, правовых основ государственного устройства и межбюджетных отношений. Исследователи данных направлений отмечают необходимость корректировки как политики государства в отношении Северного Кавказа, так и внутренней, региональной политики по обширному перечню вопросов.

Файлы: 1 файл

рег.эк.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

Президент РФ Д.А. Медведев 5 ноября 2008 г. в Послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул: «До сих пор не найдена схема оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Их вообще очень много, надо их сокращать. А также нужна схема их эффективного взаимодействия с региональными органами власти. Напомню, что в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции средеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему» Там же..

В условиях нестабильной экономики все больше требований предъявляются к системе управления развитием региона, включающей в себя цели, функции и процесс управления. В рамках системы управления, как правило, протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют все органы исполнительной власти - федеральные, региональные, муниципальные и поселковые.

Уровень развития экономики РФ в настоящее время характеризуется многогранностью, сложностью возникающих управленческих задач. Это диктует необходимость разработки адекватных управленческих структур, учитывающих задачу реформирования всего хозяйственного механизма в связи с его переориентацией на рыночный тип хозяйствованияУгольницкий Г. Структурные особенности систем управ¬ления и методы управления [Текст] / Г. Угольницкий, А. Усов // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №2. - С. 33-39..

В целях адекватного функционирования административно-территориальных образований требованиям рыночной экономики система управления развитием региона должна исполнять свои полномочия таким образом, чтобы все протекающие 8 ней процессы осуществлялись своевременно, качественно и эффективно.

По нашему мнению, наиболее целесообразно рассматривать систему управления развитием, а не функционированием региона. Так как функционирование внутренне порождает развитие. Функционирование является источником и основой развития системы, поскольку именно на стадии функционирования возникают предпосылки и возможности для перехода системы на новую ступень ее совершенствования и развития. Существует и обратная связь - влияние развития системы на ее функционированиеСеменова Т.Ю. Региональная социально-экономическая политика развития инновационной деятельности [Текст]: автореф. дис.... д-ра экон. наук / Т.Ю. Семенова. - СПб : ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский госуд. инженерно-экономический ун-т», 2008. - С.12..

Следовательно, для обеспечения эффективного социально-экономического развития региона необходима эффективная система управления развитием. При этом изучение и совершенствование системы управления развитием как в рамках государства, так и региона должно способствовать скорейшему достижению поставленных целей и задач.

В данном контексте следует выделить проблему оценки эффективности управления. Например, ученый-регионалист В.Н. Лексин отмечал, что: «...в сложноустроенных федеральных государствах с официально принятой системой территориальной децентрализации власти... проблема получения объективных, параметрических и количественно выраженных оценок деятельности каждого уровня управления в отдельности зачастую представляется вообще неразрешимой»Лексин В.Н. Региональная политика России : концепции, проблемы, решения [Текст] / В.Н. Лексин, Е.Н.Андреева, А.И. Ситников, А.Н. Шевцов // Российский экономический журнал. - 1993.- №9; 1997.- №4..

В современных условиях существует несколько подходов, содержащих упрощенное решение проблемы эффективного управления.

Во-первых, предпринимаются попытки заменить результаты управления количественными показателями экономического развития или экономической деятельности (объемы производства, национального дохода, производительность труда и т.д.).

Во-вторых, затраты на управление отождествляются с затратами на содержание управленческого аппарата, что в принципе позволяет определить затраты на «производство» одного управленческого акта, закона, постановления, решения и т.п.

В то же время такие упрощения не позволяют строго научно выделить долю управленческого эффекта в общем эффекте деятельности управляемого объекта. В связи с этим мы предлагаем формировать методы эффективного управления социально-экономическим развитием региона в контексте «регион - система». При этом необходимо выделить потребность системного подхода в управлении эффективностью социально-экономического развития региона.

Так, например. В.И.Ленин утверждал, что: «...кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы»Ленин В.И. Полн. собр. соч. [Текст] / В.И.Ленин. Т. 15. -М.: Политиздат, 1982. - С.386.; В.А. Лефевр полагал, что: «В большинстве конкретных исследований выбор данного представления объекта как системы в значительной степени определяется выбором исходного расчленения на элементы, так как о связях можно говорить лишь после того, как расчленение произведено, и их характер будет определяться типом выделенных элементов»Лефеер В.А. Конфликтующие структуры [Текст] / В.А. Лефевр. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Советское радио, 1973. - С.60..

Отметим, что любая система, в том числе система управления регионом, должна функционировать в рамках единых принципов существования и действия сложных систем управления.

Рассмотрим основные принципы управления С. Бира, одного из исследователей теории управления, которые были сформулированы при обсуждении «...систем и управления ими на новом языке, без особых ссылок на деятельность фирм»Бир С. Мозг фирмы [Текст] / С. Бир ; пер. с англ. М.М. Лопухина. - М.: Радио и связь, 1993. - С.24..

«Управление совершенно невозможно отделить от организма, но его существование вытекает из поведения самой системы. Более того, управление совершенствуется с ростом системы.

Реакция системы есть ее действие, которое должно интерпретироваться в качестве следствия стимулов. В общем, это означает, что система избегает стимулов или как-то по-другому противодействует стимулам, нарушающим ее деятельность, и воспринимает или стремится усилить стимулы, способствующие ее деятельности. Реакция действующих систем на стимулы бывает либо негативной, либо позитивной. В первом случае система склонна избегать враждебных ей стимулов, во втором - усиливать благоприятные. Все, что ей нужно, так это механизм, регистрирующий полезность или вредность стимулов.

Системы существуют, и они работают; если нет, то они не системы. Управление есть то, что способствует существованию и работе систем.

То, в чем действительно нуждается система, и это все, в чем она нуждается, так это в способе измерения ее собственной внутренней тенденции отклоняться от стабильного состояния, а также в наборе правил проведения экспериментальной проверки ее реакций, которые возвращают ее к внутреннему равновесию.

В системе есть входные и выходные сигналы. То, что происходит внутри системы и превращает первое во второе, уже было названо преобразованием и описывается функцией преобразования... Что бы ни случилось, во всяком случае, можно измерить текущие изменения значений переменной на выходе и сравнить их с ожидаемыми. Полученные при таком измерении результаты выявят отклонения системы от нормы»Бир С. Мозг фирмы [Текст] / С. Бир ; пер. с англ. М.М. Лопухина. - М.: Радио и связь, 1993. - С.26-28..

В процессе анализа адекватности системы управления современным условиям следует учитывать, что процесс управления эффективностью социально-экономического развития региона является слабоструктурированной, сложной задачей из-за наличия инерционных звеньев, как правило, социальных.

Основным источником инерционности социального звена являются люди - субъекты и объекты управления. Как правило, действие субъективных факторов (в данном случае рассматриваются субъекты и объекты управления) существенно ограничивает возможность формализации системы. Т.е. многие факторы, характеризующие функционирование и развитие социально-экономической системы, трудноизмеримы, а между некоторыми существуют только качественные отношения.

Д.А. Новиков считал, что «управление в социально-экономических системах, понимаемое как воздействие одних элементов на другие элементы, производимое с целью обеспечения желательного с точки зрения первых поведения последних, априори подразумевает асимметричность отношений участников системы, то есть - выделение (иногда условное) управляемых субъектов или объектов (в зависимости от их внутреннего состава) и управляющих органов»Новиков ДА Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем [Текст] / Д.А. Новиков. -М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. - С.6..

Следовательно, структура экономического пространства региональных систем есть совокупность определенным образом взаиморасположенных региональных элементов экономики, находящихся в сложном взаимодействии в процессе ее развитияБуянова М.Э. Риски развития макрорегион ал ьного хозяйства : выявление и регулирование [Текст]: автореф. дис.... д-ра экон. наук / М.Э. Буянова. - Волгоград : ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», 2008. - С.21.. При этом управление регионом связано с решением системообразующих проблем, которые возникают в процессе постановки и достижения целей территории. Суть управления региональной системой во многом заключается в разрешении противоречий между функционированием и развитием, стабильностью и динамикой, материальной и духовной сторонами развитияСеменова Т.Ю. Региональная социально-экономическая политика развития инновационной деятельности [Текст]: автореф. дис.... д-ра экон. наук / Т.Ю. Семенова. - СПб : ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский госуд. инженерно-экономический ун-т», 2008. - С.4..

Необходимо понимать, что такая крупная система, как регион, и процессы его организационного построения могут иметь множество состояний, определяемых уровнем их развития и состояния, зависящим от числа элементов, входящих в систему, качественного уровня и взаимосвязей. Скорости функционирования и эволюции элементов системы отличаются, что приводит к нарушению внутреннего баланса системы, возникновению системных напряжений, способствует ее распаду. В результате таких противоречий снижается эффективность функционирования процесса как системы. Таким образом, возникает задача синхронизации системы, решением которой является приоритетность в развитии ее подсистем, определяющаяся комплексностью мероприятий, синергетичностью связей и результатов.

По нашему мнению, основным положением при выборе системы управления развитием региона является адекватность реагирования на внешние и внутренние воздействия, тем самым создавая предпосылки для повышения эффективности управленческой деятельности и придание региону адаптационной способности к изменяющимся условиям. При этом процесс управленческой деятельности следует рассматривать как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление - это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии региона.

1.2 Закономерности и принципы регионального управления

Принятие управленческих решений должно базироваться на все более полном и последовательном применении системного подхода. Это выражается в рассмотрении отдельных хозяйственных объектов любого уровня управления как особых систем, органически связанных и активно взаимодействующих с другими системами в рамках народно-хозяйственного комплекса, в выявлении роли каждой из них в общем процессе функционирования экономики. Т.е. для оценки эффективности управленческого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учетом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только ее части.

Применительно к административно-территориальному образованию субъектно-объектная зависимость составляет сущностную характеристику системы управления развитием региона. Система управления развитием формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей региона. От субъекта исходит управляющая информация, от объекта поступает информация обратной связи.

Управляющая система в ее институциональной и структурно-функциональной сущности предстает как совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти и организаций с различной степенью влияния и компетенции. При этом система управления развитием региона должна создавать условия эффективного использования всех существующих в обществе ресурсов:

- материальных;

- интеллектуальных;

- финансовых;

- информационных;

- демографических и т.д.

Таким образом, при системном подходе экономика отдельных регионов рассматривается как система, состоящая из функционально и структурно обособленных подсистем, образующих ряд устойчивых иерархических уровней управления для достижения конечной цели.

Следствием иерархической организации региона является наличие вертикальных и горизонтальных связей. Вертикальные связи ориентируют взаимодействие подсистем различных уровней административно-территориального образования, горизонтальные - одного уровня.

Принцип иерархической организации региона связан с понятием относительной обособленности подсистем разных уровней. Относительная обособленность означает, что такие подсистемы обладают некоторой независимостью (автономностью) по отношению к выше- и нижестоящим подсистемам иерархического ряда, а их взаимодействие осуществляется по входам и выходам. Вышестоящие системы воздействуют путем подачи сигнала на вход нижестоящих и наблюдают за их состоянием по выходу, в свою очередь, нижестоящие подсистемы воздействуют на вышестоящие, реагируя на их сигналы.

По мнению Д.А. Новикова, «в общем случае иерархия относительно однородных объектов любой природы естественным образом порождается отношением принадлежности (вложенности) - например, любое множество объектов может рассматриваться как совокупность своих подмножеств и т.д.

В социально-экономических системах отношение принадлежности эквивалентно «подчиненности" по разделению функций принятия решений и является, как правило, явным в рамках некоторого механизма управления. Поэтому при рассмотрении задач управления на первый план выступает не просто формальная принадлежность некоторого элемента (субъекта) определенному множеству (множеству субъектов, образующих систему - группу, коллектив и т.д.), и, следовательно -принадлежность определенному уровню иерархии, а то, что именно принадлежность к определенному уровню иерархии определяет функции данного элемента (служебные обязанности и т.д., вплоть до социальной роли)»Новиков ДА Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем [Текст] / Д.А. Новиков. -М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. - С.6-7..

Информация о работе Проблематика Северного Кавказа