Этнический состав населения Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:41, реферат

Краткое описание

Кавказ всегда привлекал к себе особое внимание этнологов и лингвистов. Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, особенностей культуры народов Кавказа особенно актуально в сегодняшнее время, когда на осколках некогда мощной империи начали один за другим активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия. Прежде всего, эти процессы затронули Кавказский регион.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..2

Северный Кавказ…………………………………………………………3

Адыги ………………………………………………………………………4

Шапсуги …………………………………………………………………….5

Черкесы, кабардины………………………………………………………6

Абазины, карачаевцы …………………………………………………….7

Балкарцы …………………………………………………………………..8

Северная Осетия……………………………………………………………9

Чеченцы ……………………………………………………………………10

Ингуши …………………………………………………………………….11

Славяне, Дагестан ……………………………………………………......12

Даргинцы ………………………………………………………………….13

Лезгины, табасараны…………………………………………………….14

Рутулы, агулы……………………………………………………………..15

Цахуры, арчинцы …………………………………………………………16

Цезские народы ……………………………………………………………17

Ногайцы …………………………………………………………………….17

Заключение …………………………………………………………………18

Список литературы ………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Этнический состав населения Кавказа.docx

— 54.30 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение  …………………………………………………………………..2

Северный  Кавказ…………………………………………………………3

Адыги ………………………………………………………………………4

Шапсуги …………………………………………………………………….5

Черкесы, кабардины………………………………………………………6

Абазины, карачаевцы …………………………………………………….7

Балкарцы  …………………………………………………………………..8

Северная  Осетия……………………………………………………………9

Чеченцы ……………………………………………………………………10

Ингуши  …………………………………………………………………….11

Славяне, Дагестан ……………………………………………………......12

Даргинцы  ………………………………………………………………….13

Лезгины, табасараны…………………………………………………….14

Рутулы, агулы……………………………………………………………..15

Цахуры, арчинцы …………………………………………………………16

Цезские народы ……………………………………………………………17

Ногайцы …………………………………………………………………….17

Заключение  …………………………………………………………………18

Список  литературы ………………………………………………………..18 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
         Кавказ – один из немногих регионов на нашей планете, этнический состав населения которого чрезвычайно пёстр и разнообразен. При относительно небольшой площади (около 440 тыс. км 2) на территории Кавказа проживают представители более 100 различных народов, говорящих на различных языках и их диалектах, имеющих различную материальную и духовную культуру, происхождение, отличающихся по особенностям психологического склада и многим другим параметрам. Ещё в средневековых арабских источниках, упоминавших о Кавказе, говорилось: «Кавказ – гора языков». Скоплению столь внушительного числа этносов на сравнительно небольшой территории способствовали, прежде всего, условия горной местности, где гораздо сложнее, чем в равнинных областях, поддерживать связь с соседними районами. Особенно чётко эта закономерность прослеживается в горном Дагестане. Там население группы соседних аулов может говорить на различных языках. Нередки случаи, когда определённый язык имеет распространение лишь в одном ауле, а число людей, говорящих на нём, не превышает тысячи человек. Исследование этнического состава населения Кавказского региона представляет собой большой интерес.

     Кавказ  всегда привлекал к себе особое внимание этнологов и лингвистов. Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, особенностей культуры народов Кавказа особенно актуально в сегодняшнее время, когда на осколках некогда мощной империи начали один за другим активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия. Прежде всего, эти процессы затронули Кавказский регион. Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, а затем и Чечня оказались ареной кровопролитных войн, унесших жизни многих десятков тысяч людей, разрушивших инфраструктуру и народно-хозяйственный комплекс, навсегда искалечивших судьбы мирных жителей всех национальностей, оказавшихся в зоне вооружённого противостояния.. Чтобы лучше осмыслить всё то, что происходило и происходит на Кавказе, а также по возможности спрогнозировать будущие события, необходимо всестороннее изучение этого региона, в том числе изучение сложной этнической мозаики Кавказа, придающей этому прекрасному краю неповторимый колорит. Именно рассмотрение и описание всего многообразия народов Кавказа и является основной целью данной работы. Основную задачу работы можно охарактеризовать, как попытку показать все те огромные различия, которые существуют между народами края, и вместе с тем их схожесть и историческое единство, обусловленное тысячелетиями совместного проживания на общей родине – Кавказе. 
 

                                               СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

     Этническая  картина Северного Кавказа начала складываться в глубокой древности. Тот компонент населения, который принято называть «исконно» кавказским и который послужил основой для образования абхазо-адыгских и нахско-дагестанских народов, а также оказал существенное влияние на этногенез других народов Кавказа, по-видимому, проник на территорию Кавказа 4-5 тысячелетий тому назад с территории Малой Азии, а, возможно, уже к тому времени заселял территорию Кавказа. У науки на этот вопрос однозначных ответов нет. Однако, ясно, что уже тогда абхазо-адыгский и нахско-дагестанский праязыки существовали обособленно друг от друга. Впоследствии они разделились на современные языки северокавказской семьи. Абхазо-адыги заселили Западный Кавказ, а нахскодагестаноязычные племена – Северо-Восточный Кавказ. Кроме того, на территорию Северного Кавказа переселялось тюркоязычное население, которое сыграло решающую роль в этногенезе современных кумыков, ногайцев, карачаевцев и балкарцев. В средние века на большей части территории Северного Кавказа существовало могущественное государство аланов. Аланы, будучи ираноязычным народом, явились непосредственными предками современных осетин, что отражено в названии Республики Северная Осетия – Алания. Впоследствии в этногенезе народов Северного Кавказа участвовали различные по происхождению племена и народы. Каждый из них наложил свой отпечаток на этнический облик населения региона.

     В 19 веке значительные территории Северного  Кавказа активно заселяются славянскими народами, которые во многом впитывают местные традиции и образ жизни, в свою очередь, оказывая огромное влияние на коренное население края. Несмотря на столь сильную этническую пестроту населения Северного Кавказа, в расовом отношении оно практически однородно. Абсолютное большинство коренного населения принадлежит к южной ветви большой европеоидной расы. Это относится также к живущим на Северном Кавказе армянам, грекам, грузинам и азербайджанцам. По вероисповеданию большая часть коренного населения Северного Кавказа принадлежит к мусульманам – суннитам. Православие исповедует основная масса осетин, моздокские кабардинцы, а также проживающие здесь русские, украинцы, греки и ряд других народов. Население Северного Кавказа принадлежит к различным языковым семьям и группам. Собственно кавказские (в языковом отношении) народы принадлежат к северокавказской языковой семье. Для народов этой семьи Кавказ является единственным местом компактного проживания. Северокавказская семья подразделяется на две группы: абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую.

     К абхазо-адыгской группе принадлежат  следующие народы Северного Кавказа: кабардинцы, адыгейцы, черкесы и  шапсуги (все они объединяются под  общим названием «адыги»), а также абазины; к нахско-дагестанской – чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы и многие другие народы Дагестана. Языком межнационального общения для народов Северного Кавказа служит русский язык. В 30-60 годы 20-го столетия существовала теория, согласно которой языки северокавказской семьи объединялись с картвельскими языками в одну кавказскую или иберийско-кавказскую семью. Однако в последние десятилетия большинством лингвистов была признана научная несостоятельность данной теории. На Северном Кавказе проживают представители тюркской группы алтайской семьи. Это кумыки, карачаевцы, балкарцы и ногайцы.

     Среди индоевропейских народов в Северокавказском регионе проживают представители иранской (осетины, таты) и славянской (русские, украинцы) групп, а также армяне и греки. Традиционная мужская одежда народов Северного Кавказа во многом схожа. Основными её элементами являются черкеска с газырями на груди, которые раньше служили в качестве ёмкостей для патронов, бурка, папаха – высокая шапка из овечьей шерсти, различного рода сапоги и чувяки, обязательный кинжал за поясом. Этот тип одежды широко распространился у славянского казачьего населения, переселявшегося на Северный Кавказ с начала 19 века. Женская одежда в прошлом у различных народов была более разнообразной.

     АДЫГИ

     Основная  часть коренного населения Северо-Западного  Кавказа – адыги. Адыги – это  группа народов, имеющих общее происхождение, близкородственные языки, общее  самосознание и самоназвание – «адыгэ». В состав адыгов включают адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. В  дореволюционное время адыгов именовали  черкесами, а в Турции и странах Ближнего Востока и сегодня этот этноним является единственным для обозначения адыгской этнической общности. Ещё в середине 19-го века адыги заселяли всю территорию современного Краснодарского края южнее Кубани, территории Адыгеи, Ставропольского края и Кабарды. Большая часть адыгов, особенно причерноморских, была выселена в Османскую Империю как неблагонадёжное население, где и по сей день проживают их потомки, число которых превосходит численность адыгского населения на исторической родине. В настоящее время на территории Северо-Западного Кавказа сплошного адыгского этнического массива не существует. По происхождению, языку и культуре адыгские народы родственны абхазам и абазинам. По вероисповеданию адыги являются мусульманами-суннитами, однако ислам среди этих народов не получил широкого распространения. До сих пор у адыгов бытуют пережитки языческих верований с широким пантеоном божеств, основные из которых: Шибле – бог грома и молнии, Созереш – бог плодородия, Емиш, Ахин, Хакусташ – покровители скотоводства, Тлепш – бог кузнечного ремесла. Фольклор адыгов, как и многих других народов региона, включает в себя нартский эпос, главный герой которого нарт-богатырь Сосруко беспрестанно борется с силами зла. Адыгейцы проживают на севере Республики Адыгея и в сопредельных районах Краснодарского края.

     Адыгейский  язык подразделяется на ряд диалектов: темиргоевский, лежащий в основе литературного языка, абадзехский, бжедугский и шапсугский. Письменность на основе кириллицы. Среди адыгейцев  широко распространён русский язык. Формирование адыгейцев как отдельного этноса началось в 13-14 веках после территориального обособления кабардинцев. Адыгейцы принимали активное участие в Кавказской войне и вместе с убыхами и западноабхазскими племенами садзов капитулировали последними в 1864 году в урочище Кбаада (ныне Красная Поляна) в верховьях реки Мзымта, после чего их постигла этническая катастрофа, выразившаяся в т.н. махаджирстве, насильственном выселении в Турцию. На Кавказе от некогда многочисленного народа осталось не более 50 тысяч человек. С приходом советской власти в 1922 году образовалась Адыгейская Автономная Область, с 1937 года вошедшая в состав Краснодарского края. С 1991 года преобразована в Республику Адыгея. Традиционными занятиями адыгейцев были пашенное земледелие, садоводство, виноградарство и скотоводство. Традиционное поселение состояло из отдельных усадеб, на равнине была характерна улично-квартальная планировка.

     ШАПСУГИ

     Особая  субэтническая группа адыгейцев  – шапсуги – проживает на черноморском побережье в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края. Часто шапсугов выделяют как отдельный этнос, несмотря на то, что они имеют общие с адыгейцами язык и происхождение. По сути, шапсуги являются такой же группой адыгейцев, как бжедуги, темиргоевцы и другие. Шапсуги – единственная группа причерноморских адыгов, оставшаяся на побережье Кавказа с момента окончания Кавказской войны. Шапсуги имеют два самоназвания: одно локальное – «шапсыг», другое общеадыгское – «адыгэ». Современная численность шапсугов невелика и составляет порядка 10 тысяч человек. Шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка. Широкое распространение имеет русский язык. Шапсуги принимали активное участие в Кавказской войне, и после её окончания большая их часть покинула Кавказ. Земли шапсугов стали заселятся иноэтническим элементом. В 1924 году был учреждён Шапсугский национальный район, ликвидированный в 1945 году. В 1992 году Президиум ВС РФ принял постановление о воссоздании Шапсугского национального района.                   Традиционная культура характеризовалась общеадыгскими чертами. В материальной культуре традиционные элементы сохранились главным образом в пище (варят мамалыгу из кукурузной муки, употребляют кисломолочные продукты и сыры). 
 

     ЧЕРКЕСЫ

     На  равнине в северо-западной части  Карачаево-Черкесской Республики проживает ещё один адыгский народ – черкесы. Численность черкесов в России 61 тысяча человек. Черкесы говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы. Письменность на основе кириллицы. Распространён также русский язык. Основным компонентом в формировании современных черкесов были бесленеевцы. В русских документах 16-18 веков они были известны как бесленейцы, беслинцы и бесленейские черкасы.

     В 1922 была образована Карачаево-Черкесская Автономная Область, разделившаяся через четыре года на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ. В 1957 была вновь объединена, а в 1991 году преобразована в республику. Основная часть современных черкесских аулов была сформирована в 19 веке. Жилище состояло из одной или нескольких комнат (по числу супружеских пар в семье). Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома. Основное занятие черкесов – отгонное скотоводство. Разводили кабардинских лошадей. Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов. Широко распространено было кузнечное ремесло и оружейное дело. В средневековье среди черкесов, как и среди большинства других адыгов, было распространено христианство, которое попало на Северный Кавказ из Византии и Закавказья. Вплоть до начала 20 века черкесы поклонялись многим языческим божествам, что ещё раз подтверждает слабое влияние ислама на адыгские народы.

Информация о работе Этнический состав населения Северного Кавказа