Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:41, реферат
Кавказ всегда привлекал к себе особое внимание этнологов и лингвистов. Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, особенностей культуры народов Кавказа особенно актуально в сегодняшнее время, когда на осколках некогда мощной империи начали один за другим активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия. Прежде всего, эти процессы затронули Кавказский регион.
Введение …………………………………………………………………..2
Северный Кавказ…………………………………………………………3
Адыги ………………………………………………………………………4
Шапсуги …………………………………………………………………….5
Черкесы, кабардины………………………………………………………6
Абазины, карачаевцы …………………………………………………….7
Балкарцы …………………………………………………………………..8
Северная Осетия……………………………………………………………9
Чеченцы ……………………………………………………………………10
Ингуши …………………………………………………………………….11
Славяне, Дагестан ……………………………………………………......12
Даргинцы ………………………………………………………………….13
Лезгины, табасараны…………………………………………………….14
Рутулы, агулы……………………………………………………………..15
Цахуры, арчинцы …………………………………………………………16
Цезские народы ……………………………………………………………17
Ногайцы …………………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………………………18
Список литературы ………………………………………………………..18
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение …………………………………………………………………..2
Северный Кавказ…………………………………………………………3
Адыги ………………………………………………………………………4
Шапсуги …………………………………………………………………….5
Черкесы,
кабардины………………………………………………………
Абазины, карачаевцы …………………………………………………….7
Балкарцы …………………………………………………………………..8
Северная Осетия……………………………………………………………9
Чеченцы ……………………………………………………………………10
Ингуши …………………………………………………………………….11
Славяне, Дагестан ……………………………………………………......12
Даргинцы ………………………………………………………………….13
Лезгины,
табасараны……………………………………………………
Рутулы,
агулы……………………………………………………………..
Цахуры,
арчинцы …………………………………………………………
Цезские народы ……………………………………………………………17
Ногайцы …………………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………………………18
Список
литературы ………………………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Кавказ –
один из немногих регионов на нашей планете,
этнический состав населения которого
чрезвычайно пёстр и разнообразен. При
относительно небольшой площади (около
440 тыс. км 2) на территории Кавказа проживают
представители более 100 различных народов,
говорящих на различных языках и их диалектах,
имеющих различную материальную и духовную
культуру, происхождение, отличающихся
по особенностям психологического склада
и многим другим параметрам. Ещё в средневековых
арабских источниках, упоминавших о Кавказе,
говорилось: «Кавказ – гора языков». Скоплению
столь внушительного числа этносов на
сравнительно небольшой территории способствовали,
прежде всего, условия горной местности,
где гораздо сложнее, чем в равнинных областях,
поддерживать связь с соседними районами.
Особенно чётко эта закономерность прослеживается
в горном Дагестане. Там население группы
соседних аулов может говорить на различных
языках. Нередки случаи, когда определённый
язык имеет распространение лишь в одном
ауле, а число людей, говорящих на нём,
не превышает тысячи человек. Исследование
этнического состава населения Кавказского
региона представляет собой большой интерес.
Кавказ
всегда привлекал к себе особое внимание
этнологов и лингвистов. Изучение
происхождения, истории, быта, традиций,
религиозных предпочтений, особенностей
культуры народов Кавказа особенно актуально
в сегодняшнее время, когда на осколках
некогда мощной империи начали один за
другим активизироваться межнациональные
конфликты, большинство из которых переросло
в полномасштабные боевые действия. Прежде
всего, эти процессы затронули Кавказский
регион. Нагорный Карабах, Южная Осетия,
Абхазия, а затем и Чечня оказались ареной
кровопролитных войн, унесших жизни многих
десятков тысяч людей, разрушивших инфраструктуру
и народно-хозяйственный комплекс, навсегда
искалечивших судьбы мирных жителей всех
национальностей, оказавшихся в зоне вооружённого
противостояния.. Чтобы лучше осмыслить
всё то, что происходило и происходит на
Кавказе, а также по возможности спрогнозировать
будущие события, необходимо всестороннее
изучение этого региона, в том числе изучение
сложной этнической мозаики Кавказа, придающей
этому прекрасному краю неповторимый
колорит. Именно рассмотрение и описание
всего многообразия народов Кавказа и
является основной целью данной работы.
Основную задачу работы можно охарактеризовать,
как попытку показать все те огромные
различия, которые существуют между народами
края, и вместе с тем их схожесть и историческое
единство, обусловленное тысячелетиями
совместного проживания на общей родине
– Кавказе.
Этническая
картина Северного Кавказа
В 19 веке значительные территории Северного Кавказа активно заселяются славянскими народами, которые во многом впитывают местные традиции и образ жизни, в свою очередь, оказывая огромное влияние на коренное население края. Несмотря на столь сильную этническую пестроту населения Северного Кавказа, в расовом отношении оно практически однородно. Абсолютное большинство коренного населения принадлежит к южной ветви большой европеоидной расы. Это относится также к живущим на Северном Кавказе армянам, грекам, грузинам и азербайджанцам. По вероисповеданию большая часть коренного населения Северного Кавказа принадлежит к мусульманам – суннитам. Православие исповедует основная масса осетин, моздокские кабардинцы, а также проживающие здесь русские, украинцы, греки и ряд других народов. Население Северного Кавказа принадлежит к различным языковым семьям и группам. Собственно кавказские (в языковом отношении) народы принадлежат к северокавказской языковой семье. Для народов этой семьи Кавказ является единственным местом компактного проживания. Северокавказская семья подразделяется на две группы: абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую.
К абхазо-адыгской группе принадлежат следующие народы Северного Кавказа: кабардинцы, адыгейцы, черкесы и шапсуги (все они объединяются под общим названием «адыги»), а также абазины; к нахско-дагестанской – чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы и многие другие народы Дагестана. Языком межнационального общения для народов Северного Кавказа служит русский язык. В 30-60 годы 20-го столетия существовала теория, согласно которой языки северокавказской семьи объединялись с картвельскими языками в одну кавказскую или иберийско-кавказскую семью. Однако в последние десятилетия большинством лингвистов была признана научная несостоятельность данной теории. На Северном Кавказе проживают представители тюркской группы алтайской семьи. Это кумыки, карачаевцы, балкарцы и ногайцы.
Среди
индоевропейских народов в
АДЫГИ
Основная
часть коренного населения
Адыгейский язык подразделяется на ряд диалектов: темиргоевский, лежащий в основе литературного языка, абадзехский, бжедугский и шапсугский. Письменность на основе кириллицы. Среди адыгейцев широко распространён русский язык. Формирование адыгейцев как отдельного этноса началось в 13-14 веках после территориального обособления кабардинцев. Адыгейцы принимали активное участие в Кавказской войне и вместе с убыхами и западноабхазскими племенами садзов капитулировали последними в 1864 году в урочище Кбаада (ныне Красная Поляна) в верховьях реки Мзымта, после чего их постигла этническая катастрофа, выразившаяся в т.н. махаджирстве, насильственном выселении в Турцию. На Кавказе от некогда многочисленного народа осталось не более 50 тысяч человек. С приходом советской власти в 1922 году образовалась Адыгейская Автономная Область, с 1937 года вошедшая в состав Краснодарского края. С 1991 года преобразована в Республику Адыгея. Традиционными занятиями адыгейцев были пашенное земледелие, садоводство, виноградарство и скотоводство. Традиционное поселение состояло из отдельных усадеб, на равнине была характерна улично-квартальная планировка.
ШАПСУГИ
Особая
субэтническая группа адыгейцев
– шапсуги – проживает на черноморском
побережье в Туапсинском и Лазаревском
районах Краснодарского края. Часто шапсугов
выделяют как отдельный этнос, несмотря
на то, что они имеют общие с адыгейцами
язык и происхождение. По сути, шапсуги
являются такой же группой адыгейцев,
как бжедуги, темиргоевцы и другие. Шапсуги
– единственная группа причерноморских
адыгов, оставшаяся на побережье Кавказа
с момента окончания Кавказской войны.
Шапсуги имеют два самоназвания: одно
локальное – «шапсыг», другое общеадыгское
– «адыгэ». Современная численность шапсугов
невелика и составляет порядка 10 тысяч
человек. Шапсуги говорят на шапсугском
диалекте адыгейского языка. Широкое распространение
имеет русский язык. Шапсуги принимали
активное участие в Кавказской войне,
и после её окончания большая их часть
покинула Кавказ. Земли шапсугов стали
заселятся иноэтническим элементом. В
1924 году был учреждён Шапсугский национальный
район, ликвидированный в 1945 году. В 1992
году Президиум ВС РФ принял постановление
о воссоздании Шапсугского национального
района.
Традиционная культура характеризовалась
общеадыгскими чертами. В материальной
культуре традиционные элементы сохранились
главным образом в пище (варят мамалыгу
из кукурузной муки, употребляют кисломолочные
продукты и сыры).
ЧЕРКЕСЫ
На равнине в северо-западной части Карачаево-Черкесской Республики проживает ещё один адыгский народ – черкесы. Численность черкесов в России 61 тысяча человек. Черкесы говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы. Письменность на основе кириллицы. Распространён также русский язык. Основным компонентом в формировании современных черкесов были бесленеевцы. В русских документах 16-18 веков они были известны как бесленейцы, беслинцы и бесленейские черкасы.
В 1922 была образована Карачаево-Черкесская Автономная Область, разделившаяся через четыре года на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ. В 1957 была вновь объединена, а в 1991 году преобразована в республику. Основная часть современных черкесских аулов была сформирована в 19 веке. Жилище состояло из одной или нескольких комнат (по числу супружеских пар в семье). Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома. Основное занятие черкесов – отгонное скотоводство. Разводили кабардинских лошадей. Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов. Широко распространено было кузнечное ремесло и оружейное дело. В средневековье среди черкесов, как и среди большинства других адыгов, было распространено христианство, которое попало на Северный Кавказ из Византии и Закавказья. Вплоть до начала 20 века черкесы поклонялись многим языческим божествам, что ещё раз подтверждает слабое влияние ислама на адыгские народы.
Информация о работе Этнический состав населения Северного Кавказа