Этнический состав населения Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:41, реферат

Краткое описание

Кавказ всегда привлекал к себе особое внимание этнологов и лингвистов. Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, особенностей культуры народов Кавказа особенно актуально в сегодняшнее время, когда на осколках некогда мощной империи начали один за другим активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия. Прежде всего, эти процессы затронули Кавказский регион.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..2

Северный Кавказ…………………………………………………………3

Адыги ………………………………………………………………………4

Шапсуги …………………………………………………………………….5

Черкесы, кабардины………………………………………………………6

Абазины, карачаевцы …………………………………………………….7

Балкарцы …………………………………………………………………..8

Северная Осетия……………………………………………………………9

Чеченцы ……………………………………………………………………10

Ингуши …………………………………………………………………….11

Славяне, Дагестан ……………………………………………………......12

Даргинцы ………………………………………………………………….13

Лезгины, табасараны…………………………………………………….14

Рутулы, агулы……………………………………………………………..15

Цахуры, арчинцы …………………………………………………………16

Цезские народы ……………………………………………………………17

Ногайцы …………………………………………………………………….17

Заключение …………………………………………………………………18

Список литературы ………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Этнический состав населения Кавказа.docx

— 54.30 Кб (Скачать)

     КАБАРДИНЦЫ

       Самый многочисленный среди адыгских  народов в России – кабардинцы  – населяют Кабарду (северо-восток Кабардино-Балкарской Республики). Кабардинцы дисперсно расселены в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Северной Осетии. Численность российских кабардинцев составляет 520 тысяч человек. Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке. Письменность общая с черкесами на русской графической основе. В Кабарде распространён также русский язык. В 13-15 веках отдельные группы адыгов переселились из бассейна Кубани в Центральное Предкавказье. Территориальная обособленность способствовала формированию отдельного кабардинского народа. Переселение завершилось образованием самостоятельного княжества – Кабарды. Кабардинское княжество являлось сильной политической единицей, подчинившей многие соседние народы. В 1921 году в составе РСФСР была образована Кабардинская Автономная Область, в 1926 году объединившаяся с Балкарией. В 1944-57 годах в связи с депортацией балкарцев на территории Кабарды и Балкарии существовала Кабардинская АССР. В 1957 году Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В конце 1991 года была провозглашена Кабардино-Балкарская ССР, с марта 1992 года Кабардино-Балкарская Республика. Традиционные занятия кабардинцев – пашенное земледелие и отгонное скотоводство. Развиты промыслы и ремёсла. Раньше были широко распространены обычаи кровной мести и аталычества, когда детей отдавали на воспитание в другие семьи. Как и у остальных адыгов, особо культивировался обычай гостеприимства. В повседневной жизни большое внимание уделяется «адыгэ хабзэ» - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Адыгские правила этикета сохраняются и по сей день почти в первозданном виде, особенно в отношении между старшими и младшими, мужчинами и женщинами. Влияние ислама в кабардинской среде несколько выше в сравнении с адыгейцами, черкесами и шапсугами.

     АБАЗИНЫ

     На  равнине северной части Карачаево-Черкесии проживают абазины. Многие абазины  в середине 19 века были выселены в  Турцию, где до сих пор проживает  большое число их потомков. В России численность абазин составляет 38 тысяч  человек. Абазины говорят на абазинском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе кириллицы. Абазинский язык обнаруживает наибольшее сходство с абхазским языком: между носителями этих двух языков возможно полное взаимопонимание. Абазинский язык делиться на два диалекта: тапантский, лежащий в основе литературного языка, и ащхарский. Среди абазин распространены также кабардино-черкесский и русский языки. По вероисповеданию абазины – мусульмане-сунниты. Абазины называют себя «абаза». Две группы абазинского народа: тапанта и ащхаруа, - появились на территории Северного Кавказа в разное время. К концу 19 века традиционные занятия и быт абазин мало отличались от адыгских. Однако многие черты традиционной культуры абазин сходны с абхазскими (развитое садоводство, пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики). Традиционная социальная организация – сельская община (кыт). Проблемы сельской общины решались на сельских собраниях (кытайзара), руководил которыми избираемый совет старейшин (ахбачва рхьаса). Наиболее значительный памятник фольклора – нартский эпос. Продолжается ассимиляция абазин со стороны адыгского населения, в том числе за счёт частых смешанных браков с черкесами.

     КАРАЧАЕВЦЫ

     В горных районах Северо-Западного  Кавказа в верховьях Кубани и  её притоков расположен Карачай. Его  население составляют карачаевцы. Карачаевцы проживают также в Средней  Азии, Казахстане, Турции, Сирии и  США. Численность карачаевцев в  России 192 тысячи человек. Карачаевцы говорят  на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на основе кириллицы. Большинство карачаевцев  владеет также русским языком. Среди верующих преобладают мусульмане-сунниты. Самоназвание карачаевцев карачайлыла. В этногенезе карачаевцев принимали участие местные кавказские племена, а также пришлые – аланы, булгары и кипчаки (половцы). В 1828 году Карачай был включён в состав России. После установления советской власти в 1920 году был образован Карачаевский национальный округ. В дальнейшем произошло объединение с черкесами, о чём говорилось выше. В 1943 году карачаевцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, а большая часть территории Карачая вошла в состав Грузинской ССР под названием Клухорский район. Традиционными занятиями карачаевцев являются отгонное (альпийское) животноводство и пашенное террасное земледелие с искусственным орошением. Среди ремёсел преобладают сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. Традиционные селения – в горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы (тийре), а в предгорьях и на плоскости – уличной, прямоугольной планировки. Жилище представляет собой прямоугольную срубную постройку с двускатной земляной крышей. Жилые и хозяйственные строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Памятники традиционной архитектуры – дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения. У карачаевцев сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, исторические, трудовые, героические и другие песни, сказки, пословицы и поговорки. Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы – голлу, сандрак, тепене, тёгерек и другие.

     БАЛКАРЦЫ

       К востоку от Карачая расположена  Балкария, населённая преимущественно  балкарцами. Балкарцы близкородственны карачаевцам. Численность балкарцев в России 108 тысяч человек. Балкарцы говорят на общем с карачаевцами карачаево-балкарском языке и используют письменность на основе русской графики. Большинство владеет также русским языком. По вероисповеданию большинство балкарцев мусульмане-сунниты. Самоназвание – таулула (горец). Формирование балкарского народа неразрывно связано с этногенезом карачаевцев. Жители Балкарии имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, карачаевцами, осетинами, сванами, грузинским населением Рачи. В первой трети 19 века балкарские общества вошли в состав Российской Империи. О национально-государственном строительстве в Балкарии говорилось выше. После депортации балкарцев Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую АССР. 
 
 

     СЕВЕРНАЯ  ОСЕТИЯ

       В самом центре Кавказа по  обе стороны от Главного Кавказского  хребта проживают осетины. Северная Осетия входит в состав России. Численность осетин в России 516 тысяч человек. Количество осетинского населения в Южной Осетии в настоящее время, по-видимому, не превышает 50 тысяч человек. Несколько тысяч осетин проживает в восточных районах Грузии. Осетины говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи, который имеет два диалекта: иронский (лежит в основе литературного языка) и дигорский. Письменность с 19 века на основе кириллицы. Среди осетин широко распространён русский язык. Верующие в основном православные, в Северной Осетии имеется небольшое количество мусульман-суннитов. Осетины – один из древнейших народов Кавказа. В средневековых грузинских и армянских источниках они именовались двалами и овсами. Сваны называли их савиар, мегрелы – опси, абхазы – ауапс, чеченцы и ингуши – ири, балкарцы и карачаевцы – дюгер, кабардинцы – кущхэ. Самоназвание осетин «ирон». Осетинский народ сформировался при участии двух основных компонентов: аборигенного населения Кавказа и пришлых ираноязычных народов – скифов, сарматов и особенно алан. Государство алан, предков современных осетин, охватывало большую часть современного Северного Кавказа. В Закавказье осетины начали селиться с 13 века. В 1774 году Осетия вошла в состав России. С тех пор многие осетины переселились на равнину. С установлением на Кавказе советской власти в 1922 году была образована Юго-Осетинская Автономная Область в составе Грузинской ССР, 1924 году – Северо-Осетинская АО в составе РСФСР, которая в 1936 году была преобразована в автономную республику. Осетины традиционно занимались земледелием и скотоводством. Традиционное поселение в горах (кау) – небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах – более крупные, уличной планировки. Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные боевые башни, замки (галуаны), жилые многоэтажные башни (ганах), разнотипные склеповые сооружения (зоеппадз), языческие святилища (дзуар). В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасной и четырёхскатной крышей. Традиционная осетинская пища во многом близка пище других народов Кавказа. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. Для Южной Осетии характерны такие блюда, как лобио и аджабсандал, воспринятые у грузин. Наиболее почитаемым напитком является пиво, изобретённое по легенде матерью нартов Сатаней. Повсеместно распространена арака (самогон из кукурузы), а в Южной Осетии – вино. Фольклор осетин включает нартский эпос (его родиной, как предполагают многие исследователи, является именно Осетия), героические песни, предания и плачи. 
 

     ЧЕЧЕНЦЫ

       В горах Северо-Восточного Кавказа  и прилегающей к ним равнине  живут вайнахские народы: чеченцы и ингуши. Эти народы издревле проживали на данной территории, однако, до середины 19 века селились в основном в горной местности. Чеченцы составляют основное население Чечни. Некоторые локальные группы чеченцев проживают в приграничных с Чечнёй районах: ауховцы в Хасавюртовском районе Дагестана, кистинцы в Ахметском районе Восточной Грузии. Кроме того, многие чеченцы в настоящее время проживают в Ингушетии, Москве и других районах России. Около 50 тысяч чеченцев живёт в Казахстане. Численность чеченцев в России 1,35 миллиона человек. Чеченцы говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. В чеченском языке выделяются следующие диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мехлинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский. Письменность на основе русского алфавита. Распространён также русский язык. Самоназвание чеченцев - нохчий. По вероисповеданию относятся к мусульманам – суннитам. В армянских источниках 7 века чеченцы впервые упоминаются под именем нахча матьян («говорящие на языке нохчи»). В хрониках 14 века упоминается «народ нохчи». В документах 16-17 веков встречаются различные племенные названия чеченцев. Территория Чечни в разное время входила в состав различных политических образований: Аланского царства, государства Сарир, Золотой Орды, государства Симсисм. В 16-17 веках территория Кавказа становится объектом постоянных притязаний Османской Империи, Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях основываются первые русские крепости и поселения. К началу 19 века Российская Империя начинает вести активную колониальную политику в отношении Чечни и всего Северного Кавказа, выразившуюся в начале Кавказской войны. К 1840 годам на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство – имамат Шамиля. Народы этого государства долгие годы успешно вели освободительную войну против царской России. Однако в 1859 имамат потерпел поражение, и Чечня была включена в состав России. Всё это время вплоть до установления советской власти Чечню будоражили постоянные восстания. В 1920 годы сильный урон чеченскому народу нанесла коллективизация. В 1922 году была образована Чеченская Автономная Область в составе РСФСР. В 1934 году Чечня была объединена с Ингушетией в Чечено-Ингушскую АО, преобразованную в 1936 году в автономную республику. В феврале 1944 года чеченцы были поголовно высланы в Казахстан. На большей части территории Чечни была образованна Грозненская область, южные районы вошли в состав Грузии. После распада СССР руководство Чечни декларирует суверенитет республики. Президентом Чечни становится генерал советской армии Джохар Дудаев.

     Традиционные  занятия чеченцев – земледелие и  скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, просо, овёс, рожь, лён, фасоль, кукурузу. Были развиты садоводство и огородничество. В горах было развито отгонное овцеводство, на равнинах разводили крупный рогатый скот и лошадей для верховой езды. Важную роль играли кустарные промыслы. Горные селения имели беспорядочную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. Поселения на равнине были крупными, растянутыми вдоль дорог или рек. Традиционная одежда близка одежде других народов Кавказа. Пища весной преимущественно растительная, летом – фрукты, зимой – мясные блюда. Повседневная пища – сискал-берам (чурек с сыром), супы, каши, блинчики, мясной бульон, лепёшки. Господствующей формой общины была соседская, состоящая из семей как чеченского, так и иноэтнического происхождения. Жизнь общины регулировалась сходом (кхел) представителей родовых подразделений (тайп). Для фольклора характерны предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания, танцы. До сих пор сохранилось почитание гор, рощ, деревьев.

     ИНГУШИ

     К западу от чеченцев проживают близкородственные  им ингуши. Ингуши являются коренным населением Ингушетии и Пригородного района Северной Осетии. Численность ингушей в России около 410 тысяч человек. Живут также в Казахстане (20 тысяч человек), Средней Азии и на Ближнем Востоке. Ингуши говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Письменность на русской графической основе. Среди ингушей также широко распространён русский язык. Подавляющее большинство верующих – мусульмане-сунниты. Самоназвание – галгай (по наименованию одного из горных ингушских обществ). До 16-17 веков ингуши жили в горах. Одним из главных направлений миграции ингушей на равнину являлась Тарская долина и другие земле по реке Камбилеевке. Именно здесь возникло село Онгушт (отсюда современное название ингушей), ныне село Тарское Пригородного района. В 1810 году Ингушетия входит в состав России. После установления на Северном Кавказе советской власти в 1924 году была образована Ингушская АО с центром во Владикавказе. В 1992 году была образована Ингушская Республика в составе Российской Федерации. Традиционное хозяйство горной Ингушетии характеризовалось альпийским скотоводством и земледелием. На равнине ведущей культурой являлась кукуруза, в горах – ячмень, овёс, пшеница. Памятники традиционной архитектуры – башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы. Традиционная одежда общекавказского типа. Пища – мясо-молочная и растительная. При преобладании малых семей были нередки и большие семьи, особенно в горах. Пережитки традиционных языческих верований сохраняются и по сей день. В фольклоре ингушей заметное место занимает нартский эпос, героические, исторические и лирические песни, сказки и предания. Основной танец – парная лезгинка. Помимо многочисленных коренных народов на Северном Кавказе долгое время проживают значительные группы неавтохтонного населения. 

Информация о работе Этнический состав населения Северного Кавказа