КАБАРДИНЦЫ
Самый многочисленный среди адыгских
народов в России – кабардинцы
– населяют Кабарду (северо-восток
Кабардино-Балкарской Республики). Кабардинцы
дисперсно расселены в Краснодарском
и Ставропольском краях, а также в Северной
Осетии. Численность российских кабардинцев
составляет 520 тысяч человек. Кабардинцы
говорят на кабардино-черкесском языке.
Письменность общая с черкесами на русской
графической основе. В Кабарде распространён
также русский язык. В 13-15 веках отдельные
группы адыгов переселились из бассейна
Кубани в Центральное Предкавказье. Территориальная
обособленность способствовала формированию
отдельного кабардинского народа. Переселение
завершилось образованием самостоятельного
княжества – Кабарды. Кабардинское княжество
являлось сильной политической единицей,
подчинившей многие соседние народы. В
1921 году в составе РСФСР была образована
Кабардинская Автономная Область, в 1926
году объединившаяся с Балкарией. В 1944-57
годах в связи с депортацией балкарцев
на территории Кабарды и Балкарии существовала
Кабардинская АССР. В 1957 году Кабардино-Балкарская
АССР была восстановлена. В конце 1991 года
была провозглашена Кабардино-Балкарская
ССР, с марта 1992 года Кабардино-Балкарская
Республика. Традиционные занятия кабардинцев
– пашенное земледелие и отгонное скотоводство.
Развиты промыслы и ремёсла. Раньше были
широко распространены обычаи кровной
мести и аталычества, когда детей отдавали
на воспитание в другие семьи. Как и у остальных
адыгов, особо культивировался обычай
гостеприимства. В повседневной жизни
большое внимание уделяется «адыгэ хабзэ»
- совокупности норм обычного права, нравственных
предписаний и правил этикета. Адыгские
правила этикета сохраняются и по сей
день почти в первозданном виде, особенно
в отношении между старшими и младшими,
мужчинами и женщинами. Влияние ислама
в кабардинской среде несколько выше в
сравнении с адыгейцами, черкесами и шапсугами.
АБАЗИНЫ
На
равнине северной части Карачаево-Черкесии
проживают абазины. Многие абазины
в середине 19 века были выселены в
Турцию, где до сих пор проживает
большое число их потомков. В России
численность абазин составляет 38 тысяч
человек. Абазины говорят на абазинском
языке абхазо-адыгской группы северокавказской
семьи. Письменность на основе кириллицы.
Абазинский язык обнаруживает наибольшее
сходство с абхазским языком: между носителями
этих двух языков возможно полное взаимопонимание.
Абазинский язык делиться на два диалекта:
тапантский, лежащий в основе литературного
языка, и ащхарский. Среди абазин распространены
также кабардино-черкесский и русский
языки. По вероисповеданию абазины – мусульмане-сунниты.
Абазины называют себя «абаза». Две группы
абазинского народа: тапанта и ащхаруа,
- появились на территории Северного Кавказа
в разное время. К концу 19 века традиционные
занятия и быт абазин мало отличались
от адыгских. Однако многие черты традиционной
культуры абазин сходны с абхазскими (развитое
садоводство, пчеловодство, особенности
фольклора и орнаментики). Традиционная
социальная организация – сельская община
(кыт). Проблемы сельской общины решались
на сельских собраниях (кытайзара), руководил
которыми избираемый совет старейшин
(ахбачва рхьаса). Наиболее значительный
памятник фольклора – нартский эпос. Продолжается
ассимиляция абазин со стороны адыгского
населения, в том числе за счёт частых
смешанных браков с черкесами.
КАРАЧАЕВЦЫ
В
горных районах Северо-Западного
Кавказа в верховьях Кубани и
её притоков расположен Карачай. Его
население составляют карачаевцы. Карачаевцы
проживают также в Средней
Азии, Казахстане, Турции, Сирии и
США. Численность карачаевцев в
России 192 тысячи человек. Карачаевцы говорят
на карачаево-балкарском языке тюркской
группы алтайской семьи. Письменность
на основе кириллицы. Большинство карачаевцев
владеет также русским языком.
Среди верующих преобладают мусульмане-сунниты.
Самоназвание карачаевцев карачайлыла.
В этногенезе карачаевцев принимали участие
местные кавказские племена, а также пришлые
– аланы, булгары и кипчаки (половцы). В
1828 году Карачай был включён в состав России.
После установления советской власти
в 1920 году был образован Карачаевский
национальный округ. В дальнейшем произошло
объединение с черкесами, о чём говорилось
выше. В 1943 году карачаевцы были депортированы
в Среднюю Азию и Казахстан, а большая
часть территории Карачая вошла в состав
Грузинской ССР под названием Клухорский
район. Традиционными занятиями карачаевцев
являются отгонное (альпийское) животноводство
и пашенное террасное земледелие с искусственным
орошением. Среди ремёсел преобладают
сукноделие, выделывание войлочных шляп,
бурок, производство узорных войлоков,
ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных
изделий, обработка кож, шкур, резьба по
дереву и камню, золотое шитьё. Традиционные
селения – в горах скученные, большие,
разделённые на родофамильные кварталы
(тийре), а в предгорьях и на плоскости
– уличной, прямоугольной планировки.
Жилище представляет собой прямоугольную
срубную постройку с двускатной земляной
крышей. Жилые и хозяйственные строения
составляли комплекс закрытого двора
(арбаз). Памятники традиционной архитектуры
– дома срубной техники, боевые башни,
склеповые сооружения. У карачаевцев сохраняется
богатый фольклор: нартские сказания,
исторические, трудовые, героические и
другие песни, сказки, пословицы и поговорки.
Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка,
исламей) распространены также ритуальные
карачаево-балкарские танцы – голлу, сандрак,
тепене, тёгерек и другие.
БАЛКАРЦЫ
К востоку от Карачая расположена
Балкария, населённая преимущественно
балкарцами. Балкарцы близкородственны
карачаевцам. Численность балкарцев в
России 108 тысяч человек. Балкарцы говорят
на общем с карачаевцами карачаево-балкарском
языке и используют письменность на основе
русской графики. Большинство владеет
также русским языком. По вероисповеданию
большинство балкарцев мусульмане-сунниты.
Самоназвание – таулула (горец). Формирование
балкарского народа неразрывно связано
с этногенезом карачаевцев. Жители Балкарии
имели тесные связи с соседними народами:
кабардинцами, карачаевцами, осетинами,
сванами, грузинским населением Рачи.
В первой трети 19 века балкарские общества
вошли в состав Российской Империи. О национально-государственном
строительстве в Балкарии говорилось
выше. После депортации балкарцев Кабардино-Балкарская
АССР была переименована в Кабардинскую
АССР.
СЕВЕРНАЯ
ОСЕТИЯ
В самом центре Кавказа по
обе стороны от Главного Кавказского
хребта проживают осетины. Северная
Осетия входит в состав России. Численность
осетин в России 516 тысяч человек. Количество
осетинского населения в Южной Осетии
в настоящее время, по-видимому, не превышает
50 тысяч человек. Несколько тысяч осетин
проживает в восточных районах Грузии.
Осетины говорят на осетинском языке иранской
группы индоевропейской семьи, который
имеет два диалекта: иронский (лежит в
основе литературного языка) и дигорский.
Письменность с 19 века на основе кириллицы.
Среди осетин широко распространён русский
язык. Верующие в основном православные,
в Северной Осетии имеется небольшое количество
мусульман-суннитов. Осетины – один из
древнейших народов Кавказа. В средневековых
грузинских и армянских источниках они
именовались двалами и овсами. Сваны называли
их савиар, мегрелы – опси, абхазы – ауапс,
чеченцы и ингуши – ири, балкарцы и карачаевцы
– дюгер, кабардинцы – кущхэ. Самоназвание
осетин «ирон». Осетинский народ сформировался
при участии двух основных компонентов:
аборигенного населения Кавказа и пришлых
ираноязычных народов – скифов, сарматов
и особенно алан. Государство алан, предков
современных осетин, охватывало большую
часть современного Северного Кавказа.
В Закавказье осетины начали селиться
с 13 века. В 1774 году Осетия вошла в состав
России. С тех пор многие осетины переселились
на равнину. С установлением на Кавказе
советской власти в 1922 году была образована
Юго-Осетинская Автономная Область в составе
Грузинской ССР, 1924 году – Северо-Осетинская
АО в составе РСФСР, которая в 1936 году была
преобразована в автономную республику.
Осетины традиционно занимались земледелием
и скотоводством. Традиционное поселение
в горах (кау) – небольшие, кучевой или
рядовой планировки, на равнинах – более
крупные, уличной планировки. Памятниками
традиционной архитектуры являются многоярусные
боевые башни, замки (галуаны), жилые многоэтажные
башни (ганах), разнотипные склеповые сооружения
(зоеппадз), языческие святилища (дзуар).
В Южной Осетии распространены жилища
с закрытой террасной и четырёхскатной
крышей. Традиционная осетинская пища
во многом близка пище других народов
Кавказа. Особое место в рационе занимает
дзыкка, приготовляемая из свежего сыра,
смешанного с мукой. Для Южной Осетии характерны
такие блюда, как лобио и аджабсандал,
воспринятые у грузин. Наиболее почитаемым
напитком является пиво, изобретённое
по легенде матерью нартов Сатаней. Повсеместно
распространена арака (самогон из кукурузы),
а в Южной Осетии – вино. Фольклор осетин
включает нартский эпос (его родиной, как
предполагают многие исследователи, является
именно Осетия), героические песни, предания
и плачи.
ЧЕЧЕНЦЫ
В горах Северо-Восточного Кавказа
и прилегающей к ним равнине
живут вайнахские народы: чеченцы и
ингуши. Эти народы издревле проживали
на данной территории, однако, до середины
19 века селились в основном в горной местности.
Чеченцы составляют основное население
Чечни. Некоторые локальные группы чеченцев
проживают в приграничных с Чечнёй районах:
ауховцы в Хасавюртовском районе Дагестана,
кистинцы в Ахметском районе Восточной
Грузии. Кроме того, многие чеченцы в настоящее
время проживают в Ингушетии, Москве и
других районах России. Около 50 тысяч чеченцев
живёт в Казахстане. Численность чеченцев
в России 1,35 миллиона человек. Чеченцы
говорят на чеченском языке нахско-дагестанской
группы северокавказской семьи. В чеченском
языке выделяются следующие диалекты:
плоскостной, аккинский, чеберлоевский,
мехлинский, итумкалинский, галанчожский
и кистинский. Письменность на основе
русского алфавита. Распространён также
русский язык. Самоназвание чеченцев -
нохчий. По вероисповеданию относятся
к мусульманам – суннитам. В армянских
источниках 7 века чеченцы впервые упоминаются
под именем нахча матьян («говорящие на
языке нохчи»). В хрониках 14 века упоминается
«народ нохчи». В документах 16-17 веков
встречаются различные племенные названия
чеченцев. Территория Чечни в разное время
входила в состав различных политических
образований: Аланского царства, государства
Сарир, Золотой Орды, государства Симсисм.
В 16-17 веках территория Кавказа становится
объектом постоянных притязаний Османской
Империи, Ирана и России. В ходе борьбы
между этими государствами на чеченских
землях основываются первые русские крепости
и поселения. К началу 19 века Российская
Империя начинает вести активную колониальную
политику в отношении Чечни и всего Северного
Кавказа, выразившуюся в начале Кавказской
войны. К 1840 годам на территории Чечни
и Дагестана складывается теократическое
государство – имамат Шамиля. Народы этого
государства долгие годы успешно вели
освободительную войну против царской
России. Однако в 1859 имамат потерпел поражение,
и Чечня была включена в состав России.
Всё это время вплоть до установления
советской власти Чечню будоражили постоянные
восстания. В 1920 годы сильный урон чеченскому
народу нанесла коллективизация. В 1922
году была образована Чеченская Автономная
Область в составе РСФСР. В 1934 году Чечня
была объединена с Ингушетией в Чечено-Ингушскую
АО, преобразованную в 1936 году в автономную
республику. В феврале 1944 года чеченцы
были поголовно высланы в Казахстан. На
большей части территории Чечни была образованна
Грозненская область, южные районы вошли
в состав Грузии. После распада СССР руководство
Чечни декларирует суверенитет республики.
Президентом Чечни становится генерал
советской армии Джохар Дудаев.
Традиционные
занятия чеченцев – земледелие и
скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу,
просо, овёс, рожь, лён, фасоль, кукурузу.
Были развиты садоводство и огородничество.
В горах было развито отгонное овцеводство,
на равнинах разводили крупный рогатый
скот и лошадей для верховой езды. Важную
роль играли кустарные промыслы. Горные
селения имели беспорядочную планировку.
Были распространены двухэтажные каменные
дома с плоской крышей. Поселения на равнине
были крупными, растянутыми вдоль дорог
или рек. Традиционная одежда близка одежде
других народов Кавказа. Пища весной преимущественно
растительная, летом – фрукты, зимой –
мясные блюда. Повседневная пища – сискал-берам
(чурек с сыром), супы, каши, блинчики, мясной
бульон, лепёшки. Господствующей формой
общины была соседская, состоящая из семей
как чеченского, так и иноэтнического
происхождения. Жизнь общины регулировалась
сходом (кхел) представителей родовых
подразделений (тайп). Для фольклора характерны
предания, легенды, сказки, песни, эпические
сказания, танцы. До сих пор сохранилось
почитание гор, рощ, деревьев.
ИНГУШИ
К
западу от чеченцев проживают близкородственные
им ингуши. Ингуши являются коренным населением
Ингушетии и Пригородного района Северной
Осетии. Численность ингушей в России
около 410 тысяч человек. Живут также в Казахстане
(20 тысяч человек), Средней Азии и на Ближнем
Востоке. Ингуши говорят на ингушском
языке нахско-дагестанской группы северокавказской
семьи. Письменность на русской графической
основе. Среди ингушей также широко распространён
русский язык. Подавляющее большинство
верующих – мусульмане-сунниты. Самоназвание
– галгай (по наименованию одного из горных
ингушских обществ). До 16-17 веков ингуши
жили в горах. Одним из главных направлений
миграции ингушей на равнину являлась
Тарская долина и другие земле по реке
Камбилеевке. Именно здесь возникло село
Онгушт (отсюда современное название ингушей),
ныне село Тарское Пригородного района.
В 1810 году Ингушетия входит в состав России.
После установления на Северном Кавказе
советской власти в 1924 году была образована
Ингушская АО с центром во Владикавказе.
В 1992 году была образована Ингушская Республика
в составе Российской Федерации. Традиционное
хозяйство горной Ингушетии характеризовалось
альпийским скотоводством и земледелием.
На равнине ведущей культурой являлась
кукуруза, в горах – ячмень, овёс, пшеница.
Памятники традиционной архитектуры –
башни, храмы и святилища, наземные склеповые
гробницы. Традиционная одежда общекавказского
типа. Пища – мясо-молочная и растительная.
При преобладании малых семей были нередки
и большие семьи, особенно в горах. Пережитки
традиционных языческих верований сохраняются
и по сей день. В фольклоре ингушей заметное
место занимает нартский эпос, героические,
исторические и лирические песни, сказки
и предания. Основной танец – парная лезгинка.
Помимо многочисленных коренных народов
на Северном Кавказе долгое время проживают
значительные группы неавтохтонного населения.