Этнический состав населения Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:41, реферат

Краткое описание

Кавказ всегда привлекал к себе особое внимание этнологов и лингвистов. Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, особенностей культуры народов Кавказа особенно актуально в сегодняшнее время, когда на осколках некогда мощной империи начали один за другим активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия. Прежде всего, эти процессы затронули Кавказский регион.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..2

Северный Кавказ…………………………………………………………3

Адыги ………………………………………………………………………4

Шапсуги …………………………………………………………………….5

Черкесы, кабардины………………………………………………………6

Абазины, карачаевцы …………………………………………………….7

Балкарцы …………………………………………………………………..8

Северная Осетия……………………………………………………………9

Чеченцы ……………………………………………………………………10

Ингуши …………………………………………………………………….11

Славяне, Дагестан ……………………………………………………......12

Даргинцы ………………………………………………………………….13

Лезгины, табасараны…………………………………………………….14

Рутулы, агулы……………………………………………………………..15

Цахуры, арчинцы …………………………………………………………16

Цезские народы ……………………………………………………………17

Ногайцы …………………………………………………………………….17

Заключение …………………………………………………………………18

Список литературы ………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Этнический состав населения Кавказа.docx

— 54.30 Кб (Скачать)

     СЛАВЯНЕ

       Из них самыми крупными по  численности, территории расселения  и степени культурного влияния  являются народы славянской группы: русские и украинцы. Русские и украинцы составляют основное население Краснодарского и Ставропольского краёв. Кроме того, русские составляют около 70% населения Адыгеи, около 40% населения Карачаево-Черкесии, значительную долю населения Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Общая численность русских и украинцев на Северном Кавказе составляет около 8 миллионов человек. Отсюда следует, что русские являются крупнейшим по численности народом Северного Кавказа. Русские говорят на русском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. По вероисповеданию большинство русских на Северном Кавказе и вне его пределов – православные христиане. На территории Северного Кавказа русские поселения начали появляться в 17-18 столетиях. Это были казачьи станицы по берегам Кубани, Терека, Кумы, появившиеся здесь с целью охраны южных рубежей Российского государства. После окончания Кавказской войны началось широкомасштабное заселение славянами Северного Кавказа. Прежде всего, заселялись обширные земли в Предкавказье (современный Ставропольский край) и на Северо-Западном Кавказе, откуда было выселено почти всё коренное адыгское и убыхское население (современный Краснодарский край). Традиционные занятия русских на Северном Кавказе в основном совпадают с хозяйством их соплеменников в других регионах, однако имеют много черт, сближающих с коренными народами края. Это обусловлено как климатическими особенностями, так и продолжительным совместным проживанием на одной территории. Например, традиционная одежда казаков была воспринята у горских народов и имеет мало отличительных особенностей.

                                                     ДАГЕСТАН

     Дагестан  – один из самых пёстрых в этническом отношении регионов на планете. Дагестан населяют около тридцати коренных народов. Кроме того, на территории Дагестана проживает большое количество некоренных народов, к которым можно отнести русских, азербайджанцев, украинцев, грузин и армян. Дагестан - единственная республика на Северном Кавказе, где коренные народы составляют абсолютное большинство населения. Этногенез народов Дагестана тесно связан со сходными этническими процессами на Северном Кавказе. Многие народы этой республики имеют большую численность, письменные языки, развитую литературу; другие – составляют население одного или нескольких аулов, изолированных от соседних селений горными хребтами. Наибольшей этнической пестротой отличаются западные районы горного Дагестана. Самым крупным по численности народом Дагестана являются аварцы. Аварцы населяют западные и центральные горные районы республики. Кроме того аварцев можно встретить в северных районах республики. Аварцы составляют значительную часть населения Махачкалы. Дисперсно расселены также в других районах России. Общая численность аварцев в России около 760 тысяч человек. Кроме того, аварцы населяют Белоканский и Закатальский районы на северо-западе Азербайджана. Численность в Азербайджане около 50 тысяч человек. Аварцы называют себя «маарулал». Аварцы говорят на аварском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты аварского языка делятся на две группы наречий: северные и южные. Письменность на основе кириллицы. Среди аварцев распространён также русский язык. Абсолютное большинство верующих – мусульмане-сунниты. С 5 века территория, населённая аварцами, известна как царство Серир. Позднее аварцы входили в состав Аварского и Мехтулинского ханств и многочисленных «вольных обществ».   Поселения аварцев в высокогорье небольшие (30 – 50 домов), чаще близ речек, в горных районах – крупные аулы. Традиционная социальная организация – сельская община, включающая патриархальные кровнородственные объединения – тухумы. Основные нормы поведение – уважение старших, строгое исполнение адатов, этикета. Развит фольклор, включающий эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Разнообразны танцы. Высокого уровня достигли профессиональная литература, искусство и наука.

     ДАРГИНЦЫ

       В горных районах Центрального  Дагестана проживают даргинцы. Общая  численность даргинцев в России около 510 тысяч человек. Даргинцы говорят на даргинском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Даргинский язык подразделяется на 12 основных диалектов. Письменность на русской графической основе. Широкое распространение имеет русский язык. Самоназвание даргинцев «дарган», «дарганти». Верующие – мусульмане-сунниты. Первое упоминание этнонима даргинцы относится к 15 веку. В 14 веке среди даргинского населения утвердился ислам. К началу 19 века на территории даргинцев находились Кайтагское уцмийство и ряд союзных сельских общин. После вхождения Дагестана в состав России даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Северного Кавказа, активно участвовали в антиколониальном восстании 1877 года. В советское время многие даргинцы были переселены на равнину. Традиционные занятия: скотоводство и земледелие. Развиты промыслы и ремёсла. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из аула Кубачи. Современное хозяйство даргинцев базируется на традиционных занятиях. В советское время сформировалась национальная интеллигенция. Основу социальной организации даргинцев составляла сельская община – джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Горные селения в основном скученные, террасообразные, в предгорьях расселение более свободное. Традиционная пища – мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды. Развиты народное искусство и фольклор. Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских верований.

     ЛЕЗГИНЫ

     В юго-восточной части Дагестана  и сопредельных районах Азербайджана проживают лезгины. Численность лезгин в России составляет около 412 тысяч человек. В Азербайджане – более 200 тысяч человек. Самоназвание «лезгьяр». Лезгины говорят на лезгинском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты делятся на три группы: кюринская, самурская и кубинская. Письменность на основе кириллицы. Среди лезгин широкое распространение имеет русский и азербайджанский языки. Верующие мусульмане–сунниты. С 13-14 веков вокруг крупных селений возникают автономные объединения сельских общин – «вольные общества», временами попадавшие в зависимость от азербайджанского Ширвана. В 18 века часть лезгин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств. В 1806 кубинские лезгины, а в 1813 – остальные лезгины вошли в состав России. Традиционные занятия – пашенное земледелие и скотоводство. Традиционные промыслы и ремёсла – прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевное, кузнечное, оружейное и ювелирное дело. Традиционное жилище каменное, наземное, прямоугольное в плане. Основа традиционной пищи – растительная и мясо-молочная. Основное повседневное блюдо – хинкал, праздничные – плов, слоёные пироги и другие блюда. Основа социальной организации – сельская община (джамаат). Преобладает малая семья. У лезгин богатый фольклор: эпос «шарвели», сказания, песни, танцы (в том числе лезгинский вариант лезгинки). В центральной части Нагорного Дагестана проживают лакцы. Лакцы живут также в других районах Дагестана и России. Общая численность лакцев в России около 156 тысяч человек. Самоназвание «лак». Лакцы говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский. Письменность на основе кириллицы. Распространён также русский язык. Верующие – мусульмане-сунниты. На лезгинской этнической территории существовало Казикумухское шамхальство. Основное занятие – пашенное земледелие и животноводство. Развиты традиционные промыслы и ремёсла. Знаменита расписная балхарская керамика. Традиционные поселения лакцев располагались по склонам гор, современные – на более ровных местах. Основная пища – мучные, мясные и молочные блюда. Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе. Основная традиционная социальная организация – сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь. Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни.

     ТАБАСАРАНЫ

     На  юго-востоке Дагестана по соседству  с лезгинами проживают табасараны (табасаранцы). Общая численность табасаранов в России свыше 130 тысяч человек. Самоназвание «табасаран». Табасараны говорят на табасаранском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи, подразделяющемся на северный и южный диалекты. Литературный язык сформировался на основе южного диалекта. Письменность на основе кириллицы. Распространены также азербайджанский, лезгинский и русский языки. Большинство верующих – мусульмане-сунниты. Первое упоминание о табасаранах относится к 7 веку. До начала 19-го века на территории табасаранов существовало два владения, подразделяющихся на бекства. Кроме владений существовали союзы сельских обществ. В первой половине 19-го века Табасаран был присоединён к России. Основные занятия – скотоводство и земледелие. Развиты традиционные дагестанские ремёсла: ковроткачество, обработка древесины, гончарство, кузнечное производство и другие. Табасаранские селения имели ступенчатую, скученную планировку. В каждом селении был гим, который обычно находился около кузницы или мечети, где решались важнейшие вопросы, касающиеся всего селения. Табасаранская пища – растительная и мясо-молочная. Основное блюдо – хинкал, основной напиток – айран. Табасараны создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор, однако их традиционная культура испытывает сильное влияние со стороны азербайджанцев и лезгин.

     РУТУЛЫ 
                  На самом юге Дагестана и в приграничных районах Азербайджана проживают рутульцы (рутулы). Общая численность рутульцев в России около 30 тысяч человек. Самоназвание рутульцев «мых адбыр», «мюхадар». Рутульцы говорят на рутульском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи, распадающемся на мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский диалекты. Письменность на рутульском языке отсутствует. По вероисповеданию большинство рутульцев – мусульмане-сунниты. Ранняя история рутульского народа связана с государственным образованием Кавказская Албания. В 16 веке на территории рутульцев существовал союз сельских общин Рутульский магал. В 1812 году он был присоединён к России. Основные занятия – животноводство и пашенное земледелие. К традиционным домашним помыслам относятся сукноделие, ковроткачество, производство войлока, обработка камня, меди и серебра. Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. У рутульцев развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, поэзия.

     АГУЛЫ

     В центральной части юго-восточного Дагестана в труднодоступных  ущельях живут агулы. Самоназвание агулов «агулар» (житель Агула). Общая  численность агулов в России около 25 тысяч человек. Агулы говорят на агульском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи, делящемся на тпигский, керенский, кошанский, буркиханский, фитинский. Агульский язык имеет письменность на основе русской графики. Среди агулов распространены также лезгинский, азербайджанский и русский языки. В религиозном отношении агулы являются мусульманами-суннитами. Наиболее ранние сведения об агулах относятся к 7 веку. В 14-18 веках агулы в составе Казикумухского шамхальства объединялись по ущельям в союзы сельских общин, характерные для большинства народов горного Дагестана. Во второй половине 19-го века вошли в состав России. Традиционные занятия – пашенное земледелие и скотоводство. На равнине развивается садоводство. Из домашних промыслов сохраняется только ковроткачество. Традиционной социальной организацией является сельская община. Дома в селениях примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Традиционная пища – мучная и мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр). Фольклор состоит из лирических, бытовых песен, плачей, сказок, пословиц и поговорок, а также танцев.

     ЦАХУРЫ, АРЧИНЦЫ

       В высокогорной зоне труднодоступного  Рутульского района Дагестана  и в предгорной зоне северного  Азербайджана проживают цахуры. Цахурский язык имеет два диалекта: цахский и гельмецкий. Язык бесписьменный.  Среди цахуров широко распространён  азербайджанский язык, в меньшей  степени – русский. Верующие  – в основном мусульмане сунниты.  История, традиционная культура  и фольклор цахуров тесно связаны  с историей и культурой соседних  народов Южного Дагестана: лезгин, рутульцев, агулов. В бассейне  реки Хатар по соседству с  аварцами проживают арчинцы. Численность арчинцев в Дагестане и в целом по России около 1,5 человек. Самоназвание «аршиштиб». Арчинцы говорят на арчинском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Арчинский язык бесписьменный. Широкое распространение имеют аварский, лакский и русский языки. Верующие в основном – мусульмане сунниты. Арчинцы испытывают сильное культурное влияние аварцев и постепенно консолидируются с последними. Во многих советских переписях арчинцы вообще не выделялись как этнос. На крайнем западе Республики Дагестан по границе с Чеченской Республикой проживают многочисленные андийские и цезские народы. Большинство из этих народов – малочисленные этносы, насчитывающие по несколько тысяч представителей. Общая численность андо-цезских народов в России составляет по официальной статистике 55-60 тысяч человек, хотя в реальности несколько выше (многие представители этих народов в переписях указывают в графе национальность «аварец», родным языком при этом называя один из андо-цезских языков). К андийским народам относятся андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы и чамалалы. Андийские народы говорят на андийских языках (каждый соответственно на своём) нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Письменным является только андийский язык, на котором говорит около 30 тысяч человек. Среди андийских народов широко распространёны аварский, чеченский, азербайджанский и русский языки. Верующие – мусульмане-сунниты. В литературе андийские народы впервые упоминаются в 1 веке в сочинениях Плиния Старшего. Они занимали обширные территории по реке Андийское Койсу, где их, очевидно, ассимилировало местное аварское население. Традиционные социальные отношения – патриархальные. Андийские народы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев. Селения располагались по склонам ущелий. Строились 3-4 ярусные башни с бойницами. Жилища каменные, как и других народов горного Дагестана. Литература развивается в основном на аварском языке, на котором ведётся преподавание в школах, а фольклор двуязычен (аварский и родной языки).

     ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ

     На  крайнем юго-западе Дагестана на границе с Грузией и Чечнёй проживают цезские народы. К цезским  народам относятся цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы и хваршины. Цезские народы говорят на цезских  языках нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Цезские языки бесписьменны. Среди цезских народов широко распространён аварский язык, представители  старшего и среднего поколения владеют  также грузинским. Верующие – мусульмане-сунниты. История цезских народов тесно  связана с историей андийских  народов и аварцев. Культура также  близка к андийской и аварской. На востоке Дагестана в пределах Кумыкской равнины и прилегающих предгорных районов проживают кумыки. Кумыки являются одним из коренных народов Дагестана, несмотря на отличие их языка. Кумыки составляют значительную долю в населении Махачкалы. Небольшие группы кумыков проживают в Чечне, Северной Осетии и других регионах Российской Федерации. Общая численность кумыков в России около 420 тысяч человек. Самоназвание «кумук». Кумыки говорят на кумыкском языке тюркской группы алтайской семьи. Основные диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, терский, хасавюртовский. Письменность на основе кириллицы. Среди кумыков широко распространён русский язык. Верующие – мусульмане-сунниты. Первые упоминания о кумыках относятся ко 2-ому веку. Формирование кумыков как этноса относится к 12-13 векам. На территории Кумыкской равнины существовал ряд раннегосударственных образований. Традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство и садоводство. Пищу составляют мучные, мясо-молочные блюда – шорпа, хинкал, долма, плов, шашлык, соус, каши, халва. Из напитков популярностью пользуются чай, айран и шербет. В фольклоре широко представлена обрядовая и эпическая поэзия. Развит музыкальный фольклор и традиционные танцы (кумыкская лезгинка).

     НОГАЙЦЫ

       В степных районах Дагестана  и сопредельных районах Чечни  живут ногайцы. Отдельные группы  ногайцев проживают в Ставрополье,  Карачаево-Черкесии и других регионах. Общая численность ногайцев в  России около 85 тысяч человек.  Ногайцы называют себя «ногай». Ногайцы говорят на ногайском языке тюркской группы алтайской семьи. Ногайский язык имеет два диалекта: караногайский и кубанский (распространён в КЧР). Литературный язык на основе караногайского диалекта. Письменность на русской графической основе. Среди ногайского населения распространён русский язык. Верующие – в основном мусульмане-сунниты. Традиционные занятия ногайцев – кочевое и отгонное скотоводство. Разводили также домашнюю птицу, занимались охотой и рыболовством. Характерный тип ногайских поселений – кочевые аулы. Традиционное жилище – кибитка (юрта) и дом (уьй). Ногайская юрта была двух видов: большой и маленькой. Фольклор представлен богатырскими поэмами, обрядовой поэзией, сказками, легендами, анекдотами, пословицами, поговорками и загадками. Развиты музыкальный фольклор и хореография, народные игры и спортивные состязания.

Информация о работе Этнический состав населения Северного Кавказа