Олигополия, ее основные признаки и типология моделей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Она может отрицательно влиять на экономическую ситуацию в стране, поэтому на уровне государства олигополиям уделяется большое внимание

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОЛИГОПОЛИИ. СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ-ОЛИГОПОЛИСТОВ........................................4
ГЛАВА 2 МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ.................................................................9
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ....................................................................................................17
ГЛАВА 4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ. РОЛЬ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ФИРМЫ................................................................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................

Файлы: 1 файл

курсач олигополия.docx

— 172.81 Кб (Скачать)

Модель Бертрана имеет  два разумных исхода:

  • кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей;
  • конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек.

В несимметричном случае, когда  одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при  использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление  получило название "предельного  ценообразования".

В отличие от фирм, которые  не могут прийти к соглашению и  ведут между собой острую борьбу преимущественно в области цен, 2-2 фирмы олигополистов могут  напрямую договорится о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю какждого участника в отраслевом производстве. [1, с.580]

Сговор – это тайное или явное соглашение между олигополистами с целью максимизации совокупной прибыли отрасли, раздела рынка, установление согласованных цен. Его формы картель и лидерство в ценах.

Картель - это сговор олигополистов о разделе рынка и поддержании цен на продукцию или ресурсы для ее производства с целью максимизации совокупной прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж.

Картель способен максимизировать  прибыль, если действует как монополия, т.е. если члены картеля действуют  как одна фирма (рисунок 2.3). Общей рыночной кривой спроса соответствует рыночная кривая MR. Кривая MC картеля является горизонтальной суммой кривых MC его членов. Прибыль максимизируется при выпуске Q* и цене P* при MC=MR [12, с.325].

Однако договорившись  друг с другом по поводу картельной цены, члены картера могут соперничать  друг с другом, используя ценовую  конкуренцию за получение большей  доли от продаж Q*

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 – Прибылемаксимизирующий картель

Лидерство в ценах – это ситуация в отрасли, при которой одна из фирм- олигополистов устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, а остальные фирмы- олигополисты следуют за ней, выбирая объем производства, который при заданной цене позволяет максимизировать их прибыль[7, с.65]

Однако если все фирмы, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре, хотя, и покупатели, и общество в целом от этого только выиграют. Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли, приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

Таки образом можно  сделать вывод о том, что выбор модели взаимодействия фирм на отраслевом рынке зависит от многих факторов.

Экспериментальное моделирование  показало, что, во-первых, выбор модели поведения фирм зависит от их численности. В условиях дуополии практически  неизбежным становится сговор. Взаимодействие в модели с ограниченным числом участников чаще всего заканчивается результатами, близкими к равновесию Курно. Во-вторых, существенную роль в выборе модели поведения имеет критерий, используемый собственником для поощрения  руководителей фирм. Когда контрактные  отношения предусматривают применение собственником штрафных санкций  за увеличения объема продаж, будет  формироваться модель взаимодействия фирм, максимально отличающаяся от модели Бертрана, а объемы продаж будут  выбираться с учетом поддержания  заданности цен и прибылей. Если же в качестве критерия оценки работы и поощрения высшего менеджмента  принимается объем продаж, то фирмы  будут склонны к модели взаимодействия по Бертрану. Причем в такую модель взаимодействия будут вовлечены  даже те фирмы, где система поощрения  строится на основе иных критериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕОРИИ ИГР ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

 

Часто  отмечают,  что  в  действительности  олигополия  -   это   игра характеров - игра, в которой так же, как в шахматах или  в  покере,   каждый игрок должен предугадать  действия  соперника  -  его  блеф,  контрдействия, контрблеф  -  настолько,  насколько это   возможно.   Поэтому   экономисты, занимающиеся теорией олигополии,  были  восхищены  появлением  в  1944 году объемистой и высоко математезированной книги под названием “Теории игр и экономическое поведение”.   Конечно,  Нейман  и Моргенштерн сделали  большой  шаг  вперед.  Вместо  того  чтобы  в  качестве отправной точки предпринятого ими исследования выдвинуть свое  предположение о том, как одна фирма отреагирует на изменения,  проводимые  другой  фирмой, они решили   выяснить,  какое  предположение  относительно  поведения  своих конкурентов оптимально для фирмы.

Теория игр занимается анализом стратегического взаимодействия субъектов, она используется как  для анализа действий отдельных  людей, так и действий фирм. Предположим, что существует только две фирмы, у которых есть только два возможных  варианта поведения. Допустим, дуополисты имеют лишь два варианта поведения – установить высокие цены на свой товар, или установить низкие цены. Каждый из вариантов приведет к различным объемам прибыли обеих фирм (таблица 3.1).

 

 

Фирма 2

Низкая цена

Высокая цена

Фирма 1

Низкая цена

                         2

       2

                        1

3

Высокая цена

                         3

      1

                        2

2


   

Таблица 3.2 – платежная  матрица игры с доминирующей стратегией

 

В столбцах таблицы указаны  исходы игры при  двух возможных  вариантах поведения фирмы 2, в  строках – исходы при возможных  вариантах поведения фирмы 1. Соответственно, в четырех ячейках показаны объемы прибылей для каждой из фирм в случаях  разных вариантов поведения. Если фирма 1 установит высокую цену, а ее конкурент установит низкую, то фирма 1  потеряет часть рынка, и получит одну денежную единицу прибыли, а фирма 2 – три денежных единицы прибыли и наоборот. Таким образом, что бы ни делала фирма 2, для фирмы 1 выгодно устанавливать низкую цену товара – это и называется «доминирующей стратегией» [4, с.208].

 Но можно столкнуться  с ситуациями, когда не существует  доминирующей стратегии, т.е. оптимальный  выбор каждого игрока зависит  от действий другого игрока (таблица 3.2). Если фирма 1 установит низкую цену, то фирме 2 также будет выгодно установить низкую цену, однако при низких ценах фирмы 2 для фирмы 1 может быть выгодно, повысить цены, мотивируя например повышением качества товара, тогда и фирме 2 будет выгодно, повысит цены. Тогда фирма 1 снизит цену, то же самое сделает и фирма 2. Равновесного исхода  при доминирующей стратегии так и не будет, так как не существует самой стратегии[5, с.141] .

 

 

 

Фирма 2

Низкая цена

Высокая цена

Фирма 1

Низкая цена

                              0  

2                                                 

                                 1

3

Высокая цена

                               3

1

                                   2

2


 

Таблица 3.2 – Платежная  матрица игры без доминирующей стратегии

 

 

Если в игре каждый из противников применяет только одну и ту же стратегию, то про саму игру в этом случае говорят, что она  происходит в чистых стратегиях.

Применять чистые стратегии  имеет смысл тогда, когда фирмы располагают сведениями о действиях друг друга и достигнутых результатах. Если допустим, что хотя бы одна из сторон не знает о поведении противника, то идея равновесия нарушается, и игра ведется бессистемно.

Кроме чистых могут также существовать и смешанные стратегии – тгрокиприписывают каждомсу возможному выбору противника определенную вероятность и выбирают стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента.

При играх выделяют стратегии  поведение, известные как maximin и maximax. Стратегия maximin характеризует пессимистический взгляд на жизнь, когда фирма 1 полагает, что оппонент поступит наихудшим образом и выбирает ту стратегию, которая принесет ему наименьший убыток, при условии, что фирма 2 будет действовать в неприемлемом для фирмы 1 направлении.

Стратегию maximах выбирают оптимисты, которые надеются, что оппонент подыграет им и поможет добиться наилучшего результата. И когда на рынке находятся два пессимиста или же два оптимиста достигается равновесие по Нэшу [1, с.598].

«Равновесие по Нэшу»- такое поведение игроков, когда выбор одной фирмы оптимален для нее при всех отпимальных выборах другой фирмы. Это пара таких ожиданий в отношении выбора игроков, что когда выбор каждого становится известным, ни один из игроков не пожелает изменить свое поведение. При чистых стратегиях равновесие не всегда может существовать, а при смешанных практически всегда существует. Однако игра может иметь боле одного равновесия по Нэшу. Еще один вариант – равновесие будет существовать, но оно будет «неэффективным», т.е. не будет нравится одному из игроков, однако самостоятельно они не смогут ничего сделать, не сговариваясь друг с другом – так называемая «дилемма заключенного»[5, с.142].

Подведя итог модно сказать, что некоторые  игры разрешаются  равновесием  Нэша,  некоторые нет (все зависит от того используется ли чистая или смешанная стратегия действия фирм-олигополистов).  Некоторые приближаются  к конкурентной модели с  увеличением числа фирм,  другие наоборот создают препятствия для появления на рынке новых фирм, что подразумевает под собой новых конкурентов. Некоторые игры приводят к эффективному разрешению (либо с  точки  зрения  игроков,  либо  с точки  зрения  рынка),  некоторые  нет.  Теория  игр  продолжает  оставаться активной областью исследования олигополии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ. РОЛЬ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ФИРМЫ

 

При исследовании эффективности рыночных структур имеют ввиду прежде всего максимизацию общественного благосостояния, а не прибыльность функционирования самой фирмы. Очевидно, что обладая значительной рыночной властью, фирмы - монополисты могут достигать высокой прибыльности, и с точки зрения самых фирм – это эффективно. Однако для общества монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами производства продукции и зачастую плохим ее качеством. Получение фирмой рыночной власти ведет, с одной стороны, к увеличению излишка производителя, но с другой – к снижению излишка потребителя. Как правильно должны распределяться излишки в обществе – вопрос субъективный. С экономической точки зрения, проблему следует рассматривать в аспекте максимизации эффективности размещения и использования производственных ресурсов. Идеалом эффективности для общества считается ситуация совершенной конкуренции, когда цены реализации товара фирмами совпадают с уровнем предельных издержек последних, а в долгосрочном периоде производство осуществляется с самыми низкими средними издержками. Такое состояние рынка максимизирует сумму излишков потребителей и производителей (рисунок 4.1.) [ 2, с. 165].


 


        Кривая

        общественного

        благосостояния

Сумма излишков потребителей



 

 

 

 

 

 

 

монопольный                                   Конкурентный


       объем производства                        объем производства

 

Рисунок 4.1 - монополизм и общественное производство

Монополия, которая стремится  к максимуму прибыли, ограничивая  объемы продаж и повышая цены на рынке, не обеспечивает максимизацию общей  эффективности.

Эффективность олигополии характеризуется  следующими аспектами:

Если олигополисты отказываются от союза (тайного сговора), каждому  из них приходится самостоятельно принимать  решение об объеме производства. Принимая решения, олигополист рассматривает два его следствия:

Эффект объема производства, заключающийся в том, что при цене, превышающей предельные издержки, продажа дополнительной единицы продукции, увеличит прибыль;

Эффект цены, означающий, что увеличение объема производства приведет к снижению цены продукта и прибыли.

Информация о работе Олигополия, ее основные признаки и типология моделей