Олигополия, ее основные признаки и типология моделей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Она может отрицательно влиять на экономическую ситуацию в стране, поэтому на уровне государства олигополиям уделяется большое внимание

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОЛИГОПОЛИИ. СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ-ОЛИГОПОЛИСТОВ........................................4
ГЛАВА 2 МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ.................................................................9
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ....................................................................................................17
ГЛАВА 4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ. РОЛЬ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ФИРМЫ................................................................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................

Файлы: 1 файл

курсач олигополия.docx

— 172.81 Кб (Скачать)

Если эффект объема производства больше чем эффект цены, олигополист  будет увеличивать предложение  товара. Каждый олигополист, принимая объемы производства других фирм, как  данные, увеличивает объем выпуска  продукции до тех пор, пока эти  два предельных эффекта не уравновесятся. [8, с. 255].

Оценивая эффективность  олигополии в сравнении с ситуацией  совершенной конкуренции, можно  констатировать, что цена продажи  продукции у олигополистов выше, а объем производства – ниже. Кроме того, олигополия не достигает эффективности ни  производства, ни размещения ресурсов. Производство олигополиста происходит в точке, в которой цена превышает предельные издержки, а объем продукции находится ниже уровня, при котором средние общие издержки минимальны [4, с.96]. Поэтому можно сказать, что чем выше цена и меньше объем производства, тем больше общественная неэффективность олигополии. Если предположить простейшую модель рыночного спроса: P=a-b*Q, где P- цена товара, Q- объем его производства всеми фирмами на рынке, a- максимально возможная цена товара, при которой объем спроса стремится к нулю,b – наклон кривой спроса, то все многообразие параметров равновесия на олигопольных рынках можно представить в порядке повышения общественного благосостояния (таблица4.1).

Самой низкой является общественная эффективность олигополии в кооперативных  моделях, когда фирмы действуют  как единая монополия, а самой  высокой в модели Бертрана, т.е. при  некооперативной игре с одновременным  установлением цен. [7, c.153-154].

 

 

 

 

 

 

Модели олигополии и другие модели рыночных структур

Рыночная цена

Рыночный объем производства

Монополия

(a+c)/2

(a-c)/2b

Модель картеля

(a+c)/2

(a-c)/2b

Модель Курно

(a+2c)/3

2(a-c)/(3b)

Модель Штекельберга

(a+c)/4

3(a-c)/(4b)

Модель Бертрана

C

(a-c)/b


 

Таблица 4.1 – Равновесные  объемы производства и цены при различных  структурах рынка.

 

  1. Чем больше число поставщиков, тем в меньшей степени каждый продавец воздействует на рыночную цену. Таким образом, по мере того, как возрастает число участников олигополии, олигополистический рынок приближается к совершенно конкурентному рынку, цена – к предельным издержкам, а объем производимой продукции – к общественно эффективному уровню.
  2. Во многих отношения олигополия обладает теми же преимуществами и недостатками, что и монополия. Экономия на масштабах производства дает возможность минимизировать издержки, когда отрасль состоит из немногих производителей.
  3. Олигополия облегчает введение новой технологии, тем самым стимулируя экономический рост. Олигополисты активно вкладывают в патенты и лицензии, являющиеся временными барьерами для входа в отрасль, они обладают значительными финансовыми возможностями для реализации крупных научных проектов, но вместе с тем они же иногда сдерживают НТП, так как инновации ведут к моральному износу их оборудования [7, c.153].
  4. Олигополии играют ключевую роль в организации производства новых продуктов
  5. Негативная черта олигополии состоит в том, что нередко она использует рыночную власть для ограничения конкуренции и повышения цен [8, c.256]. В ряде случаев олигополисты тормозят технический прогресс, препятствуют нововведения, рассчитывая как можно дольше получать прибыль от уже имеющихся технологий и товаров. Они полагают, что внедрение нового продукта в производство выявит отсталость оборудования, предназначенного для выпуска старого продукта. Эта ситуация наблюдается в алюминиевой и табачной промышленности, других отраслях.

 В долгосрочном периоде равновесие на олигополистическом рынке достигается путем установления тайного сговора, или в результате использования олигополистическими фирмами методов неценовой конкуренции.

Опасность возникновения  ценовой войны объясняет невосприимчивость  олигополистических фирм к ценовой  конкуренции. Типичной для олигополии становится неценовая конкуренция, посредством которой и определяется рыночная доля каждой фирмы.

Преимущественное использование  методов неценовой конкуренции  объясняется следующими причинами:

1. олигополии располагают значительными финансовыми ресурсами, которые могут быть использованы для усовершенствования продукта, развития эффективных технологий, реализации рекламных проектов они позволяют расширять  рекламу, осуществлять развитие производства, улучшать качество и дифференциацию продукта;

2. благодаря неценовой конкуренции могут быть получены долгосрочные преимущества перед конкурентами, так как ее приемы и методы не могут быть воспроизведены так же быстро, как снижение цен. Конкуренты фирмы могут быстро и легко ответить на снижения цен, поэтому  возможность значительного увеличения чьей-нибудь рыночной доли мала.  Конкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижения цен. В тоже время всегда  существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в ценовую войну. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. В олигополии, благодаря неценовой конкуренции, могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачная реклама, послепродажное обслуживание  не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижения цен.

Так, можно сказать то, что олигополистическая структура рынка имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны фирмы-олигополисты имеют достаточно финансовых ресурсов для внедрения в производство новых технологий. А с другой- они, в отличие от фирм-монополистов не поддаются контролю со стороны государства, при этом могут вступать в сговоры, что влечет за собой неполноценное использование ресурсов и неудовлетворение потребителей. Неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией. Обычно доли рынка в олигополии определяются на базе неценовой конкуренции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, следует отметить, что олигополия является самой распространённой формой рыночной структуры. Признаками олигополии являются: немногочисленность участников конкуренции; размеры фирм в отрасли настолько велики, что объем производства каждой может влиять на отраслевое предложение; олигополии могут производить как однородные ,так и дифференцированные продукты; вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами, т.е. доступ к рынку новым продавцам затруднен; спрос на продукцию при олигополии очень похож на спрос при монополии.

Выбор модели взаимодействия фирм-олигополистов на отраслевом рынке зависит от многих факторов. Экспериментальное моделирование показало, что, во-первых, выбор модели поведения фирм зависит от их численности. В условиях дуополии практически неизбежным становится сговор. Взаимодействие в модели с ограниченным числом участников чаще всего заканчивается результатами, близкими к равновесию Курно. Во-вторых, существенную роль в выборе модели поведения имеет критерий, используемый собственником для поощрения руководителей фирм. Когда контрактные отношения предусматривают применение собственником штрафных санкций за увеличения объема продаж, будет формироваться модель взаимодействия фирм, максимально отличающаяся от модели Бертрана, а объемы продаж будут выбираться с учетом поддержания заданности цен и прибылей. Если же в качестве критерия оценки работы и поощрения высшего менеджмента принимается объем продаж, то фирмы будут склонны к модели взаимодействия по Бертрану. Причем в такую модель взаимодействия будут вовлечены даже те фирмы, где система поощрения строится на основе иных критериев.

Некоторые  игры олигополистов  разрешаются  равновесием  Нэша,  некоторые нет. Некоторые  приближаются  к конкурентной модели с  увеличением числа фирм,  другие наоборот создают препятствия для появления на рынке новых фирм, что подразумевает под собой новых конкурентов. Некоторые игры приводят к эффективному разрешению (либо с  точки  зрения  игроков,  либо  с точки  зрения  рынка),  некоторые  нет.  Теория  игр  продолжает  оставаться активной областью исследования олигополии

Она имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны фирмы- олигополисты имеют достаточно финансовых ресурсов для внедрения в производство новых технологий. А с другой- они, в отличии от фирм-монополистов не поддаются контролю со стороны государства, при этом могут вступать в сговоры, что влечет за собой неполноценное использование ресурсов и неудовлетворение потребителей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Экономическая теория. Макроэкономика: учебник/ проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. 2-е изд., испр. и доп. Москва: «Дашков и К», 2006. 934с.
  2. Микроэкономика: учеб. пособие /А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ,2007. 415с.
  3. Микроэкономика: учеб. пособие/ В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под ред. В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ,2011. 239с.
  4. . Микроэкономика: учебное пособие/ С.А. Константинов, В.А. Воробьев, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцов и др. Астана: Фолиант, 2006. 520с.
  5. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получения высшего сельскохозяйственного образования/ С.А. Константинов [и др.]; под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. 369с
  6. Микроэкономика: курс интенсивной подгот./ И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. Минск: ТетраСистемс
  7. Микроэкономика: учебник/ И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. Минск: ТетраСистемс, 2010. 448с.
  8. Микроэкономика: учеб. пособие/ М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина - Плотницкого. Минск: Современная школа, 2011. 384с.
  9. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. Москва: Издательство НОРМА, 2002. 572 с.
  10. Пиндайк, Р. Микроэкономика. /Р. Пиндайк, Д. Рабинфельд. Пер. с англ.  СПб.: Питер, 2002.  608 с.
  11. Райзберг, Б.А. Экономическая энциклопедия./Б.А. Райзберг. Москва: АОЗТ «Нефтехиминвест», 2007. 688 с.
  12. Сафрончук, М.В. Микроэкономика. Курс лекций/ М.В. Сафончук. Москва: Изд-во Эксмо, 2005. 256с..
  13. Селищев, А.С. макроэкономика. 2-е изд./ А.С. Селищев. СПб.: Питер, 2003. 448с.

 


Информация о работе Олигополия, ее основные признаки и типология моделей