Направленность туристских потоков в районы Испании 1990, 2000, 2010 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение пространственных особенностей развития регионов Испании, на фоне выявления основных направлений туристских потоков страны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Туристские потоки, как показатель развития мирового туризма 6
1.1 Классификация и виды туризма 6
1.2 Факторы развития туристских потоков 9
Глава 2. Анализ направленности туристских потоков в районы Испании 13
2.1 Общая динамика туристских потоков 13
2.2 Виды туризма в Испании 15
2.3 Анализ посещаемости районов за 1990, 2000 и 2010 гг. 19
2.4 Анализ карт 23
Заключение 25
Список литературы 27
Интрнет-источники 27
Приложения 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 681.17 Кб (Скачать)

Вторичные факторы  включают доступность центра туристического отдыха, имеющиеся достопримечательности, уровень сервиса, предоставляемого в местах назначения.

Туристские потоки – достаточно сложное явление, которое испытывает влияние множества других взаимосвязанных факторов. Еще в 1970 г. были предприняты попытки проанализировать их и установить правила, регулирующие размер потоков между странами. Так было отобрано 14 стран, которые в течение нескольких лет имели относительно стабильный поток туристов и на которые приходилась основная часть мировой туристской деятельности. Ученые Вилльямс и Зелински определили факторы, которые помогли объяснить стабильность этих потоков. К ним относятся расстояние между странами (чем больше расстояние, тем меньше объем потока), международные контакты (деловые, культурные связи между странами), привлекательные преимущества одной страны для жителей другой5.

Следующая попытка объяснить  закономерности туристских потоков заключалась в построении гравитационной модели6, основанной на двух основных показателях. Первый из них включает в себя первичные и вторичные факторы, объясняющие происхождение этих потоков. Гравитационная модель показывает, что чем больше регионов, дающих импульс для образования первичных и вторичных факторов, тем многочисленнее потоки туристов между ними. Второй показатель основывается на расстоянии между местом отправления и местом назначения. При этом продолжительность и стоимость поездки значительно влияют на размеры потоков. При увеличении расстояния и стоимости поездки сокращается количество туристов, посещающих центры туристического отдыха.

Обобщая материалы предложенные другими авторами по данной проблеме, можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на направления  и динамику туристских потоков:

а) социально-экономические  факторы – являются основополагающими и включают: степень развития производительных сил, научно-техническую революцию и индустриализацию; характер общественно-экономического строя; объем и структуру свободного времени; материальное благосостояние; культурный уровень, трудовую деятельность, образовательную и профессиональную структуру населения.

б) рекреационно-ресурсный потенциал – характеризуются разнообразием климатических, ландшафтных условий; экзотичностью флоры и фауны;

в) культурно-исторические факторы отражают богатство материальной и духовной культуры народов и включают: старинные города, памятники архитектуры; коллекции исторических музеев; местности, связанные со знаменательными событиями истории; места археологических раскопок и т.д.;

г) инфраструктурный фактор;

д) фактор географического  положения (особенно по отношению к  главным регионам удовлетворения туристского  спроса);

е) социокультурный фактор (сокращение рабочего времени, рост свободного времени, менталитет нации и приоритеты в системе духовных ценностей  и т.д.).

Рассмотренные выше группы факторов характеризовались, прежде всего, в позитивном плане как способствующие развитию видов международного туризма. Однако эти же факторы могут сдерживать или даже тормозить развитие туризма в том или ином регионе. Из социально-экономических факторов такими являются, например – инфляция, рост безработицы и преступности, нарушение условий товарообмена, кризисы и другие.

Развитие туризма и  движения туристских потоков напрямую связано не только с социальным и экономическим развитием общества, но и с его политической историей. Следовательно, к числу основных факторов, непосредственно влияющих на динамику и распределение туристских потоков по миру, можно причислить геополитический фактор. Понятно, что любая дестабилизация политической обстановки в стране ведет к моментальному сокращению туристских потоков, так как туристы не хотят подвергать себя даже малейшей опасности, тем более в незнакомой обстановке. Учет геополитического фактора позволяет объяснить историю развития туризма в конкретном регионе.

Всемирная туристская организация (ВТО) выражает обеспокоенность состоянием развития туризма в некоторых  странах в условиях политической нестабильности и, как следствие  этого, усиления угрозы личной безопасности туристов.

Привлекательность стран  для туризма зависит от многих факторов. Одни из них (наличие исторических достопримечательностей, природно-климатические условия) являются «естественно данными». Другие же (безопасность, гостиничное обслуживание, строительство пляжей, организация экскурсий) сильно зависят от деятельности туристических фирм и от правительств тех стран, куда могли бы приехать туристы.

Анализ специфики туристских потоков позволяет выявить ключевые факторы, оказывающие влияние на их формирование, оценить привлекательность  конкретной страны на туристском рынке, а также понять закономерности движения потока туристов к местам отдыха конкретного  региона или страны в целом.

 

Глава 2. Анализ направленности туристских потоков в районы Испании

2.1 Общая динамика туристских потоков

В данной работе используется обработка статистических данных. Данные представляют собой количество прибытий в учреждения размещения туристов в расчете на год. Данные предоставлены на 1990, 2000 и 2010 гг.

На рисунке 1 (см. приложение) представлен график, изображающий количество прибытий туристов за 1990, 2000 и 2010 гг.

Данный график наглядно иллюстрирует динамику роста туристских потоков. В 1990 году зафиксировано 35 352 699 прибытий туристов; в 2000 году – 74 408 937; в 2010 году

98 800 631.

С 1990 г. по 2000 г. количество туристов, посетивших страну увеличилось почти  в 2 раза. Такому резкому росту могли способствовать несколько факторов.

Во-первых, экономика страны стремительно развивалась во второй половине 20-го века, в период наивысшего подъема западных стран. В начале 1960-х годов был принят стабилизационный план, известный как «испанское чудо». С 1960 г. по 80-ые гг. 20-го века экономические показатели выросли в среднем на 6,6% в год. А именно фактор развитости экономики страны является основой для создания и развития туристической отрасли.

Во-вторых, в 1986 году Испания вступила в Европейское экономическое сообщество. В июне того же года песета стала частью Европейской Валютной Системы. Целью создания этой системы являлось обеспечение зоны валютной стабильности в странах Европы, которая была бы свободной от сильных колебаний валютных курсов. Единая валютная система и свободное перемещение капиталов и рабочей силы дали толчок для быстрого развития туризма.

В-третьих, проведение летних Олимпийских игр в Барселоне  и всемирной выставки «Экспо-92» в Севилье (1992 г.) усилили интерес туристов к Испании и в последующие годы.

С 2000 по 2010 года можно отметить рост туристских потоков почти в 1.3 раза. Главным фактором, способствовавшим росту туристских потоков в самом начале 21-го века в Испании стал переход на общеевропейскую валюту в 1999 году. Однако фактически этот переход был полностью завершен в 2002 году, когда евро вступило в полную силу. Введение в обращение единой валюты для стран еврозоны положительно сказалось на развитии туристического сектора, как в Испании, так и во всей Европе. Введение общей валюты упростило порядок осуществления банковских операций, стимулировало повышение конкуренции и качества туристических услуг.

2.2 Виды туризма в Испании

 

Виды туризма в Испании:

  1. Пляжный туризм.

Испанию традиционно принято  считать странной пляжного отдыха. Соответствующее географическое расположение и сопутствующие климатические  условия делают ее лидером пляжного сектора европейского туризма. На востеке  берега Испании омывает Средиземное  море. Пляжный сезон там длится с мая по октябрь, что, несомненно, привлекает туристов. Пляжи в Испании общественные, бесплатные. Собственных пляжей не имеют даже самые дорогие отели.

  1. Экскурсионно-познавательный туризм.

Стоит отметить, что Испания – страна c тысячелетней историей и богатой культурой. Практически целиком она представляет собой один огромный исторический музей под открытым небом. Самыми популярными достопримечательностями являются7: Кафедральный собор Пальмы де Майорка, Искупительный Собор Святого Семейства, Музей Сальвадора Дали, Королевский дворец, Поющие фонтаны, Гора Монсеррат, Парк Сьютаделья, Дом Бальо, Цветочная улица и Площадь Каталонии.

  1. Религиозный туризм.

Испания –  прежде всего  страна с многовековыми католическими  традициями. В этой связи оформились традиционные зоны паломничества внутри страны. Пять самых популярных святынь  Испании8: Искупительный храм Святого Семейства, Севильский кафедральный собор, Кафедральный собор в Толедо, Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориаль, Кафедральный собор Ла Сэу.

  1. Событийный туризм.

В Испании развит событийный туризм. Тысячи людей съезжаются в  Испанию, что бы принять участия  в знаменитых фестивалях и карнавалах. Сезон отпусков совпадает с сезоном  разнообразных праздников. Самыми популярными  событиями в Испании являются: 20-22 мая – Формула 1 в Барселоне, Фестиваль «Сан-Фермин» (забег быков), Международный фестиваль искусств Грек, Праздник вина и сыров, Фестиваль фейерверков в Бланесе, Томатина или помидорная баталия.

  1. Водный туризм.

Традиционно находит своих поклонников  водный туризм Испании. Здесь представлены прекрасные возможности для речных и морских видов активного  отдыха. Очень популярны виндсерфинг, гребной и парусный спорт. Виндсерфинг является коронным видом спорта на Канарских островах. Лучшие условия для занятия парусным спортом – юг Тенерифе, главным образом в Эль-Медано. Для серфинга очень удобен север побережья Коста-Брава. Между Коста-дель-Соль и Коста-де-ла-Лус находится город Тарифа и пляжи Вальдевакерос, которые благодаря хорошему ветру с Атлантики считаются Меккой любителей виндсерфинга.

Острова Медес на Коста Брава являются интереснейшим местом для занятий подводным плаванием - дайвингом. Это заповедная зона, где запрещена рыбная ловля и охраняется размножение обитателей морского дна. Подобные места имеются также на побережье Коста Бланка и на Канарских островах.

  1. Горный туризм.

Испания может предложить не только летний отдых на золотых  морских пляжах, но и широкий спектр возможностей для любителей отдыха в горах, зимних видов спорта. Несмотря на свое расположение и достаточно специфические природно-климатические условия, гористый рельеф Испании позволяет активно развиваться различным видам горного отдыха. В некоторых районах Пиренеев, Сьерра-Невады и даже Месеты снег лежит до 3-4 месяцев в году, а невысокие горы предоставляют самые разнообразные условия для катания. 

  1. Лечебно оздоровительный туризм

Лечебно оздоровительный  комплекс туристических услуг представлен  множеством термальных источников от кельтских и римских бань до больших бальнеологических курортов. Основные бальнеологические курорты - это Алама-де-Арагон, расположен в долине реки Халон, к юго-западу от города Сарагоса; Арчена - расположен к северо-западу от города Мурсия, в долине реки Сегура; Верин, расположен на северо-западе Испании, близ границы с Португалией; Кальдас-де-Малавелья, расположен к северо-востоку от Барселоны; Кальдас-де-Монбюи и Кальдас-деЭстрак, расположены северу от Барселоны, на склонах Каталонских гор.

    1. Экологический туризм

В Испании экологический туризм развивается очень стремительно, привлекает он не только туристов из разных стран, но и местных жителей. Привлекателен он для тех, кому надоел шум улиц, суета городов и туристические курорты с  толпой людей, которые куда-то спешат, бегут, для тех, кто хочет отдохнуть на лоне природы, в тишине и покое.

 

 

 

 

2.3 Анализ посещаемости  районов за 1990, 2000 и 2010 гг.

На рисунках 2, 3 и 4 представлены диаграммы, иллюстрирующие количество прибытий туристов в процентном соотношении по районам Испании.

При общем рассмотрении диаграмм следует отметить, что в каждом из рассматриваемых годов нет  значительных изменений в позициях районов. С каждым годом количество туристов растет, однако в процентном соотношении посещаемости районов  нельзя выделить особых изменений. Устойчивая тенденция прироста туристских потоков не вносит кардинальных изменений в пропорции и структуру распределения последних по районам Испании.

Самыми посещаемыми районами в 1990, 2000 и 2010 годах являются Андалусия и Каталония. Оба района имеют выгодное прибрежное положение – выход к морю, чем привлекают туристов – любителей «традиционного» для Испании пляжного отдыха. Следует отметить, что туроператоры предоставляют большие скидки на проживание в прибрежных отелях, что значительно влияет на направленность и объемы распределения туристских потоков.

Информация о работе Направленность туристских потоков в районы Испании 1990, 2000, 2010 гг