Направленность туристских потоков в районы Испании 1990, 2000, 2010 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение пространственных особенностей развития регионов Испании, на фоне выявления основных направлений туристских потоков страны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Туристские потоки, как показатель развития мирового туризма 6
1.1 Классификация и виды туризма 6
1.2 Факторы развития туристских потоков 9
Глава 2. Анализ направленности туристских потоков в районы Испании 13
2.1 Общая динамика туристских потоков 13
2.2 Виды туризма в Испании 15
2.3 Анализ посещаемости районов за 1990, 2000 и 2010 гг. 19
2.4 Анализ карт 23
Заключение 25
Список литературы 27
Интрнет-источники 27
Приложения 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 681.17 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет

Экономический

Кафедра

Региональной экономики  и географии


КУРСОВАЯ  РАБОТА




 

На тему:

«Направленность туристских потоков в районы Испании 1990, 2000, 2010 гг.»

 

Студент:

Балакина Виктория Сергеевна

Электронный адрес

balakina.victoriya@bk.ru

Группа

ЭУ-101

Страна:

Испания




 

Научный руководитель:

к.э.н. Умерова И.А.

Зав. кафедрой:

к.г.н., доц. Холина В.Н.


Москва 2010





Оглавление

Введение 3

Глава 1. Туристские потоки, как показатель развития мирового туризма 6

1.1 Классификация  и виды туризма 6

1.2 Факторы  развития туристских потоков 9

Глава 2. Анализ направленности туристских потоков  в районы Испании 13

2.1 Общая динамика  туристских потоков 13

2.2 Виды туризма  в Испании 15

2.3 Анализ  посещаемости районов за 1990, 2000 и  2010 гг. 19

2.4 Анализ  карт 23

Заключение 25

Список литературы 27

Интрнет-источники 27

Приложения 28

 

 

 

Введение

На сегодняшний день туристическая  индустрия является наиболее динамично развивающейся отраслью мирового хозяйства. С началом нового тысячелетия был отмечен не только рост туристского движения, но и появление новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма в мировой экономике.

По данным Всемирной Туристической  Организации на 2009 г. международные границы пересекли 880 млн. туристов, а сумма поступлений от международного туризма во всем мире составила 852 млрд. долл. США. Согласно оценкам, на долю туризма приходится 5% всемирного объема ВВП, 30% всемирного объема экспорта услуг (1 триллион долл. США) и 45% экономической деятельности в развивающихся странах. Рост туристских потоков и возникающие в связи с этим изменения в социально-экономической, финансовой и других областях стали значимым фактором экономического роста и развития международных отношений.

Значение туризма  в мире постоянно возрастает, что  связано с непрерывным ростом влияния туризма на экономику отдельной страны. С увеличением занятости в сфере туризма растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.  Таким образом, международный туризм становится источником валютных поступлений для страны и средством обеспечения занятости.

Международный туризм в мире достаточно неравномерен. В первую очередь это объясняется разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. В основном туристские потоки направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Испания, расположенная на юго-западе Европы, занимает второе место в мире по туристической привлекательности.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что туризм, являясь высокодоходной отраслью экономики в Испании (его доля в размере ВВП составляет 12% по данным на 2010 год), оказывает огромное влияние на развитие страны в части формирования финансовой политики государства, спроса и предложения на внутреннем рынке,  распределения трудовых ресурсов, а также формирования и развития инфраструктуры Испании. Однако влияние туризма на экономику имеет и некоторые отрицательные стороны. Одной из наиболее острых проблем, вызванных развитием туризма, становиться состояние окружающей среды, которая актуальна, прежде всего, для средиземноморской и южной приморских зон Испании. Побережья этих районов перегружены туристами. Таким образом, наравне с общим позитивным влиянием международного туризма в экономическом секторе Испании, возникают объективные проблемы, связанные,  прежде всего, с неравномерностью распределения туристских потоков внутри страны. Изучение последних поможет сформировать общую, полную картину распределения туристических ресурсов на территории страны, выявить очаги перенасыщения и основные тенденции в движении туристских потоков. На этой базе становится возможным формирование комплекса рекомендаций к стимулированию интереса туристов к менее востребованным зонам отдыха.

Объект исследования, описанный  в данной работе, – туристские потоки в районы Испании. Предметом исследования являются региональные особенности развития туризма в Испании по показаниям туристических прибытий за 1990, 2000 и 2010 года.

Цель работы – изучение пространственных особенностей развития регионов Испании, на фоне выявления основных направлений туристских потоков страны.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

    1. Определить основные теоретические закономерности международного туризма.
    2. Изучить особенности туристических потоков в системе международного туризма как показатель направленности и масштабов последнего.
    3. Рассмотреть изменения туристских потоков на территории Испании за 1990, 2000 и 2010 гг.
    4. Определить географические причины высокой и низкой посещаемости различных районов Испании
    5. Определить экономические причины высокой и низкой посещаемости районов – туристических центров Испании.

 В работе используются картографический, статистический, типологический и сравнительный методы исследования.

Следует отметить, что туризм – явление многогранное, он воплощается во многих формах, и в литературе встречается множество его определений. При изучении экономической географии конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как «национальный туризм», «международный туризм» и «туризм в пределах данной страны (региона)». Данная работа отвечает категории «международного туризма» и рассматривает в ее рамках явление «туристских потоков».

 

 

Глава 1. Туристские потоки, как показатель развития мирового туризма

1.1 Классификация и виды туризма

Как уже отмечалось выше, понятие «туризм» имеет несколько  неоднозначный характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Единицей наблюдения в туризме является посетитель, выезжающий в путешествие с туристскими целями.1

В соответствии с международным  определением, туризм – это совокупность отношений и явлений, происходящих в результате путешествий и пребывания в стране или районе лиц, не проживающих и не работающих там и не стремящихся к этому2.

Туризм подразделяется на:

- внутренний;

- международный.

Внутренний туризм –  временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той  же страны для отдыха, удовлетворения интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

Международный туризм –  целенаправленная и систематизированная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, за рубежом (выездной туризм).

Между тем, международный  туризм как социально-экономическое  явление имеет множество определений, которые постоянно подвергаются усовершенствованию и доработке. Так в юридической литературе международный туризм определяется следующим образом – это поездки с туристическими целями за пределы страны (постоянного жительства).

В настоящее время, наиболее распространенным понятием «международного  туризма», получившим легализацию в  правовых системах различных стран  мира, является определение, сформулированное в 1993 году Статистической комиссией  ООН. По этому определению следует, что  «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся  за пределами их обычной среды  в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями»3.

В настоящее время существует множество классификаций туризма, которые в своей основе используют различные признаки, позволяющие  выделить различные виды туризма. Так  можно выделить несколько классификаций, которые предлагает Забелин Д.В.4

1.  По характеру отдыха  и его организации, выделяют:

а) Активный туризм, во время  которого отдыхающие большую часть  времени или постоянно находятся  в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом месте. Путешествие  производится на индивидуальных транспортных средствах или пешком (все виды спортивного туризма, часть познавательного и потребительского).

б) Транспортно-экскурсионный  туризм – разновидность познавательного туризма. Путешествие производится на общественном транспорте - теплоходах, поездах, автобусах.

в) Стационарный туризм, при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте – на турбазе, в санатории, доме отдыха, пионерском лагере и др., а также в частном секторе.

2. По продолжительности  путешествия:

а) Однодневные экскурсии. Не требуется заботы о ночлеге. Согласно закону о туризме подобные мероприятия  не являются турами, а деятельность по их организации - туристской. 

б) Кратковременный. Отдых продолжительностью 2-3 дня.

в) Многодневный. Любой тур  продолжительности более 3 дней.

3. По удаленности от  места постоянного проживания:

а) Пригородный отдых. Ограничивается расстоянием, на которое может уехать отдыхающий на 1-2 дня. Это около 100 км для автобусных экскурсий, кратковременного дачного или пикникового отдыха, около 50 км для однодневного отдыха на природе всех видов.

б) Местный туризм. Ограничивается расстоянием около 200-300 км, как правило, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области.

в) Дальний туризм. Поездка  на отдых на большое расстояние, в большинстве случаев многодневная. Имеет смысл для посещения  каких-либо объектов, отсутствующих  в местах постоянного проживания, то есть относительно уникальных.

4. По численности группы:

а) Индивидуальный тур – 1-2 человека. Организованный индивидуальный туризм (как правило, познавательный или потребительский) является очень дорогим, но в развитых странах достаточно распространен.

б) Узкогрупповой тур – 3-15 человек. Это группы активного туризма. Границы несколько условны. Например, путешествие семьи из трех человек, возможно, правильнее отнести к индивидуальному туризму.

в) Групповой тур – до 100 и более человек. Массовый отдых. В длительные активные походы такое количество людей в одной группе вести не стоит.

Что касается именно международного туризма, то в нем, как правило, выделяют: деловой туризм, туризм с целью отдыха, экологический туризм, религиозный туризм, событийный туризм, учебный туризм и хобби-туризм.

Помимо множества определений  и классификаций международного туризма, к методологической основе относят и понятие «туристский  поток», которое характеризует направленность и масштабы международного туризма.

1.2 Факторы развития туристских потоков

Туристский поток – это форма взаимодействия между местом назначения, где есть предложение туристских услуг и товаров, и местом отправления, где имеется спрос или дефицит подобных услуг и товаров.

С точки зрения статистики туристский поток – это количество зарегистрированных туристов, побывавших в той или иной местности. Количество прибытий (отбытий) является основным показателем, характеризующим туристское движение для конкретного туристского центра.

Но также туристские потоки можно рассмотреть и как некие  географические направления. Для этого, конечно же, нужно знать, откуда и  куда эти огромные туристские массы  направляются. А изучив подобную динамику можно, например, делать выводы, в каком именно регионе наиболее популярен туристский центр, а где следует провести рекламную кампанию, чтобы усилить спрос на туристский продукт.

С другой точки зрения, под туристскими потоками понимаются миграционные движения групп отдыхающих по земле, воде и воздуху из одного географического пункта в другой. С экономической точки зрения оба таких пункта с представляющими их хозяйственными системами могут завязывать между собой рыночные отношения.

Туристские потоки не возникают стихийно, а подчиняются определенным правилам. На них оказывают влияние первичные и вторичные факторы.

Первичные факторы связаны  с экономическим состоянием того региона, откуда отправляются туристы, и включают в себя такие показатели, как уровень благосостояния населения, его мобильность, право на отдых.

Информация о работе Направленность туристских потоков в районы Испании 1990, 2000, 2010 гг