Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа
Цель работы – изучение пространственных особенностей развития регионов Испании, на фоне выявления основных направлений туристских потоков страны.
Введение 3
Глава 1. Туристские потоки, как показатель развития мирового туризма 6
1.1 Классификация и виды туризма 6
1.2 Факторы развития туристских потоков 9
Глава 2. Анализ направленности туристских потоков в районы Испании 13
2.1 Общая динамика туристских потоков 13
2.2 Виды туризма в Испании 15
2.3 Анализ посещаемости районов за 1990, 2000 и 2010 гг. 19
2.4 Анализ карт 23
Заключение 25
Список литературы 27
Интрнет-источники 27
Приложения 28
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Факультет |
Экономический |
Кафедра |
Региональной экономики и географии |
КУРСОВАЯ РАБОТА |
На тему: |
«Направленность туристских потоков в районы Испании 1990, 2000, 2010 гг.» |
Студент: |
Балакина Виктория Сергеевна |
Электронный адрес |
balakina.victoriya@bk.ru |
Группа |
ЭУ-101 |
Страна: |
Испания |
Научный руководитель: к.э.н. Умерова И.А. |
Зав. кафедрой: |
к.г.н., доц. Холина В.Н. |
Москва 2010 |
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Туристские потоки, как показатель развития мирового туризма 6
1.1 Классификация и виды туризма 6
1.2 Факторы развития туристских потоков 9
Глава 2. Анализ направленности туристских потоков в районы Испании 13
2.1 Общая динамика туристских потоков 13
2.2 Виды туризма в Испании 15
2.3 Анализ посещаемости районов за 1990, 2000 и 2010 гг. 19
2.4 Анализ карт 23
Заключение 25
Список литературы 27
Интрнет-источники 27
Приложения 28
На сегодняшний день туристическая индустрия является наиболее динамично развивающейся отраслью мирового хозяйства. С началом нового тысячелетия был отмечен не только рост туристского движения, но и появление новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма в мировой экономике.
По данным Всемирной Туристической Организации на 2009 г. международные границы пересекли 880 млн. туристов, а сумма поступлений от международного туризма во всем мире составила 852 млрд. долл. США. Согласно оценкам, на долю туризма приходится 5% всемирного объема ВВП, 30% всемирного объема экспорта услуг (1 триллион долл. США) и 45% экономической деятельности в развивающихся странах. Рост туристских потоков и возникающие в связи с этим изменения в социально-экономической, финансовой и других областях стали значимым фактором экономического роста и развития международных отношений.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с непрерывным ростом влияния туризма на экономику отдельной страны. С увеличением занятости в сфере туризма растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации. Таким образом, международный туризм становится источником валютных поступлений для страны и средством обеспечения занятости.
Международный туризм в мире достаточно неравномерен. В первую очередь это объясняется разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. В основном туристские потоки направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Испания, расположенная на юго-западе Европы, занимает второе место в мире по туристической привлекательности.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что туризм, являясь высокодоходной отраслью экономики в Испании (его доля в размере ВВП составляет 12% по данным на 2010 год), оказывает огромное влияние на развитие страны в части формирования финансовой политики государства, спроса и предложения на внутреннем рынке, распределения трудовых ресурсов, а также формирования и развития инфраструктуры Испании. Однако влияние туризма на экономику имеет и некоторые отрицательные стороны. Одной из наиболее острых проблем, вызванных развитием туризма, становиться состояние окружающей среды, которая актуальна, прежде всего, для средиземноморской и южной приморских зон Испании. Побережья этих районов перегружены туристами. Таким образом, наравне с общим позитивным влиянием международного туризма в экономическом секторе Испании, возникают объективные проблемы, связанные, прежде всего, с неравномерностью распределения туристских потоков внутри страны. Изучение последних поможет сформировать общую, полную картину распределения туристических ресурсов на территории страны, выявить очаги перенасыщения и основные тенденции в движении туристских потоков. На этой базе становится возможным формирование комплекса рекомендаций к стимулированию интереса туристов к менее востребованным зонам отдыха.
Объект исследования, описанный в данной работе, – туристские потоки в районы Испании. Предметом исследования являются региональные особенности развития туризма в Испании по показаниям туристических прибытий за 1990, 2000 и 2010 года.
Цель работы – изучение пространственных особенностей развития регионов Испании, на фоне выявления основных направлений туристских потоков страны.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
В работе используются картографический, статистический, типологический и сравнительный методы исследования.
Следует отметить, что туризм – явление многогранное, он воплощается во многих формах, и в литературе встречается множество его определений. При изучении экономической географии конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как «национальный туризм», «международный туризм» и «туризм в пределах данной страны (региона)». Данная работа отвечает категории «международного туризма» и рассматривает в ее рамках явление «туристских потоков».
Как уже отмечалось выше, понятие «туризм» имеет несколько неоднозначный характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Единицей наблюдения в туризме является посетитель, выезжающий в путешествие с туристскими целями.1
В соответствии с международным определением, туризм – это совокупность отношений и явлений, происходящих в результате путешествий и пребывания в стране или районе лиц, не проживающих и не работающих там и не стремящихся к этому2.
Туризм подразделяется на:
- внутренний;
- международный.
Внутренний туризм –
временный выезд граждан
Международный туризм – целенаправленная и систематизированная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, за рубежом (выездной туризм).
Между тем, международный
туризм как социально-экономическое
явление имеет множество
В настоящее время, наиболее распространенным понятием «международного туризма», получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 году Статистической комиссией ООН. По этому определению следует, что «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями»3.
В настоящее время существует
множество классификаций
1. По характеру отдыха и его организации, выделяют:
а) Активный туризм, во время
которого отдыхающие большую часть
времени или постоянно
б) Транспортно-экскурсионный туризм – разновидность познавательного туризма. Путешествие производится на общественном транспорте - теплоходах, поездах, автобусах.
в) Стационарный туризм, при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте – на турбазе, в санатории, доме отдыха, пионерском лагере и др., а также в частном секторе.
2. По продолжительности путешествия:
а) Однодневные экскурсии. Не требуется заботы о ночлеге. Согласно закону о туризме подобные мероприятия не являются турами, а деятельность по их организации - туристской.
б) Кратковременный. Отдых продолжительностью 2-3 дня.
в) Многодневный. Любой тур продолжительности более 3 дней.
3. По удаленности от места постоянного проживания:
а) Пригородный отдых. Ограничивается
расстоянием, на которое может уехать
отдыхающий на 1-2 дня. Это около 100 км
для автобусных экскурсий, кратковременного
дачного или пикникового
б) Местный туризм. Ограничивается расстоянием около 200-300 км, как правило, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области.
в) Дальний туризм. Поездка
на отдых на большое расстояние,
в большинстве случаев
4. По численности группы:
а) Индивидуальный тур – 1-2 человека. Организованный индивидуальный туризм (как правило, познавательный или потребительский) является очень дорогим, но в развитых странах достаточно распространен.
б) Узкогрупповой тур – 3-15 человек. Это группы активного туризма. Границы несколько условны. Например, путешествие семьи из трех человек, возможно, правильнее отнести к индивидуальному туризму.
в) Групповой тур – до 100 и более человек. Массовый отдых. В длительные активные походы такое количество людей в одной группе вести не стоит.
Что касается именно международного туризма, то в нем, как правило, выделяют: деловой туризм, туризм с целью отдыха, экологический туризм, религиозный туризм, событийный туризм, учебный туризм и хобби-туризм.
Помимо множества определений
и классификаций международного
туризма, к методологической основе
относят и понятие «туристский
поток», которое характеризует
Туристский поток – это форма взаимодействия между местом назначения, где есть предложение туристских услуг и товаров, и местом отправления, где имеется спрос или дефицит подобных услуг и товаров.
С точки зрения статистики туристский поток – это количество зарегистрированных туристов, побывавших в той или иной местности. Количество прибытий (отбытий) является основным показателем, характеризующим туристское движение для конкретного туристского центра.
Но также туристские потоки можно рассмотреть и как некие географические направления. Для этого, конечно же, нужно знать, откуда и куда эти огромные туристские массы направляются. А изучив подобную динамику можно, например, делать выводы, в каком именно регионе наиболее популярен туристский центр, а где следует провести рекламную кампанию, чтобы усилить спрос на туристский продукт.
С другой точки зрения, под туристскими потоками понимаются миграционные движения групп отдыхающих по земле, воде и воздуху из одного географического пункта в другой. С экономической точки зрения оба таких пункта с представляющими их хозяйственными системами могут завязывать между собой рыночные отношения.
Туристские потоки не возникают стихийно, а подчиняются определенным правилам. На них оказывают влияние первичные и вторичные факторы.
Первичные факторы связаны с экономическим состоянием того региона, откуда отправляются туристы, и включают в себя такие показатели, как уровень благосостояния населения, его мобильность, право на отдых.
Информация о работе Направленность туристских потоков в районы Испании 1990, 2000, 2010 гг