Факторы развития угольной промышленности мира в топливно-энергетическом комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Мировой топливно-энергетический комплекс занимает исключительно важное место в международной экономике. Достаточно отметить, что совокупная чистая доля энергетической продукции в структуре мирового ВВП в настоящее время в среднем оценивается в 10-12%, или примерно в 1,8 тыс. долл. в год в расчете на душу населения. При этом темпы роста энергетического потребления начиная с начала 80-х г. практически полностью совпали с аналогичными показателями прироста мирового ВВП. В этой связи доступность к энергоресурсам и эффективность их использования являются стратегической основой национальной безопасности любой страны.

Файлы: 1 файл

ЭкГео.docx

— 77.81 Кб (Скачать)

     Несмотря  на то, что цены на газ ежегодно повышаются, происходит и рост цен на энергетический уголь. При этом цены на газ возрастают все же более высокими темпами, чем  цены на уголь. В результате происходит медленное улучшение соотношения  цен «газ-уголь» в пользу угля.

     Если  в 2000 г. соотношение цен на приобретение 1 т условного топлива газа к  энергетическому углю было 0.67, то в 2002 г. - 0.92, в 2004 г. - 0.92, а в 2005 г. равнялось 1. Таким образом, в 2000 г. 1 т условного  топлива энергетического угля была дороже газа почти в 1.5 раза, в 2002 г. почти  в 1.2 раза, в 2004 г. дороже на 10% и в 2005 цены сравнялись.

     По  прогнозу Минэкономразвития России дальнейшее постепенное увеличение тарифа на газ, темпы роста которого должны опережать темпы роста  цен на уголь, приведет к превышению цены на газ над ценой на уголь. Причем специалистами министерства соотношение цен «газ-уголь» считается  приемлемым на уровне 1 к 1.3 или 1 к 1.6, что, по нашему мнению, является недостаточным, так как такое соотношение  не является стимулом для перевода работы электростанций с газа на уголь.

     Следует отметить, что в настоящее время  в США цены на газ превышают  цены на уголь в 3 раза, а в Европейских  странах намечается превышение в 2.2 раза.

     В Энергетической стратегии России соотношение  цен «газ-уголь» прогнозируется до 1.4 к 2010 г. и до 1.6-2 раза в последующие  годы.

     Выход на оптимальное, соответствующее мировой  практике, соотношение цен будет  активизировать использование угля в электроэнергетике и способствовать формированию оптимальной структуры  топливно-энергетического баланса  страны.

     Второй  важнейшей проблемой отрасли  является кредиторская задолженность  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, накопившаяся за годы, когда  многие предприятия угольной промышленности были убыточными и которые в настоящее  время после проведения организационных  и технических преобразований, стали  рентабельными. Однако, груз прошлых  лет в виде накопленной задолженности  в бюджет и внебюджетные фонды  не дает возможности улучшить их финансовое положение. По состоянию на 01 января 2005 г. просроченная кредиторская задолженность  в федеральный бюджет, в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и государственные внебюджетные фонды составила 826 млн. долл. США.

     Установленные принципы реструктуризации просроченной кредиторской задолженности (включая  пени и штрафы) перед федеральным  бюджетом и внебюджетными фондами  предусматривают погашение задолженности  в течении 5 лет, а начисленных  пени и штрафов в течении последующих 2-х лет. Несмотря на длительные сроки  погашения задолженности, многие угольные предприятия, имеющие накопившуюся задолженность, с трудом могут выдержать  эту довольно весомую финансовую нагрузку с учетом выплат пени, штрафов и необходимых выплат налогов текущего периода.

     Для успешного решения этой проблемы принципиально возможны 3 варианта реструктуризации просроченной кредиторской задолженности в зависимости  от текущего финансового состояния  угольной компании:

  • предприятиям с устойчивым финансовым положением следует установить проведение реструктуризации задолженности в соответствии с действующими принципами;
  • предприятиям с менее устойчивым финансовым положением для стабилизации их финансового положения следует установить списание суммы кредиторской задолженности эквивалентной сумме (или ее части) инвестиций, вкладываемых в основной капитал за счет собственных средств;
  • предприятиям с неустойчивым финансово-экономическим состоянием, но имеющим народно-хозяйственное значение, следует полностью списать просроченную кредиторскую задолженность. Улучшение финансового состояния угольных предприятий путем реструктуризации просроченной кредиторской задолженности по предлагаемой схеме позволит превратить угольную промышленность в совокупность конкурентоспособных и рентабельных предприятий.

     Конкурентоспособность угля в перспективе в значительной степени будет зависеть и от тарифной транспортной политики государства.

     В настоящее время транспортные издержки являются одними из самых значительных составляющих стоимости угля и достигают  в среднем от 25 до 30%. Высокий уровень  железнодорожных тарифов и при  растянутых расстояниях грузопотоков ограничивают ареалы рентабельной торговли углем на внутреннем и внешних  рынках. Так, например, поставки угля на расстояние свыше 1200 км при сложившемся  уровне тарифов делают перевозки  нерентабельными, при поставке угля на расстояние 2500 км стоимость перевозки 1 т кузнецкого энергетического угля уже равна его прейскурантной цене. При перевозке этого угля на Урал и в Европейскую часть  транспортная составляющая в цене равна 45-60%. Транспортная составляющая в цене потребления ворку-тинских углей колеблется от 23 до 29%, канско-ачинских углей от 25 до 70%.

     При перевозке на экспорт энергетического  угля через порты Тихого океана транспортная составляющая равна 44- 49% от стоимости  угля ФОБ, через порты Черного  и Азовского морей - 45- 53%, а через  порты Северо-Западного бассейна - 40-45%.

     Принимая  во внимание удаленность основных производителей угля от его потребителей в Европейской  части, Уральском и Дальневосточных  районах, а также от морских портов, необходимо пересмотреть основные принципы формирования тарифов на железнодорожные  перевозки с учетом специфики  угля как массового груза и  его народнохозяйственной значимости, что будет способствовать снижению стоимости топлива у потребителей угольной продукции.

     Очень сложной проблемой, которую все  же необходимо решать, является действующая  система налогообложения, не способствующая эффективному развитию угольной отрасли.

     В настоящее время доля всех видов  налогов, т. е. налоги, включаемые в себестоимость  добычи угля, и налоги, выплачиваемые  из прибыли, составляют в балансовой прибыли 50-60%. В результате у многих угольных предприятий остаются финансовые средства, необходимые только для  минимального поддержания добычи угля на существующем уровне.

     Освоение  новых участков, а тем более  строительство новых предприятий, осуществляется преимущественно за счет внешних источников.

     В связи с этим важное значение для  формирования необходимых инвестиционных ресурсов за счет собственных средств  имело бы введение следующих мер  налогового стимулирования:

  • восстановление действовавшей до принятия Налогового Кодекса РФ льготы по налогам на инвестиции. Отмена этой льготы, как показала практика последних лет хозяйствования, существенно увеличивает срок окупаемости капиталоемких горных проектов и уменьшает возможности их финансирования. Поэтому необходимо восстановить принцип снижения налогооблагаемой прибыли на сумму инвестиционных затрат, израсходованных за счет прибыли;
  • освобождение от выплат налога на имущество неликвидных, не имеющих потребительской ценности объектов, таких как капитальные горные выработки, отвалы вскрышных пород, хвостохранилища, карьерные автодороги и т.п.;
  • введение льготных ставок платы за землю. Действующие ставки растут постоянно и быстрыми темпами, становясь для многих предприятий угольной отрасли непосильным бременем, особенно если имеются значительные площади для складирования угля и вскрышных пород.

     Особое  значение имеет решение вопроса  по налогу на добычу угля при освоении угольных месторождений в сложных  горно-геологических условиях. В  настоящее время в угольной отрасли  реальные рентные отношения отсутствуют, хотя в их формировании имеется высокая  потребность. Действующая единая ставка налога на добычу угля ставит угледобывающие предприятия в неравные условия. Этим налогом не учитывается, что природно-геологические факторы оказывают решающее влияние на выбор метода добычи угля, на экономические и финансовые показатели и эффективность производственно-хозяйственной деятельности угольных предприятий.

     В перспективе доля добычи угля открытым способом с низкими производственными  затратами будет возрастать. Вместе с тем наиболее ценные и дефицитные коксующие угли - основная сырьевая база металлургии и угле-химии, могут  разрабатываться преимущественно  подземным способом. При этом издержки при подземном способе добычи вследствие большой глубины разработок и высоких затрат на обеспечение  безопасных условий труда значительно более высокие по сравнению с открытым способом. А важнейшие для металлургического производства марки угля залегают в наиболее сложных горно-геологических условиях.

     Исходя  из этого ставка налога на добычу угля должна быть дифференцирована в зависимости  от объективных факторов, образующих издержки, и, в первую очередь, от способа  разработки месторождения и горно-геологических  условий его разработки.

     Одним из важных факторов повышения конкурентоспособности  угля является коренное улучшение качества угольной продукции. Необходимо сформировать действенную систему управления качеством углей, которая должна обеспечить защиту российского рынка  от некачественной (некондиционной) угольной продукции. Уголь должен точно соответствовать  требованиям различных групп  потребителей, формирующих сегмент  рынка однородной продукции. Разработка и введение мер по повышению качества угольной продукции должна быть направлена на сокращение поставки необогащенного угля.

     Для этого необходимо довести охват  обогащением коксующихся углей  с 80% в настоящее время до 100%, а  также увеличить долю обогащения каменных энергетических углей.

     Наряду  с техническими мерами (селективная  выемка угля и породы, увеличение доли обогащения и рассортировки угля) необходимо внедрение государственных  стандартов по видам потребления  и обязательной сертификации углей.

     Объективная оценка ситуации в топливно-энергетическом комплексе России свидетельствует  о необходимости значительного  повышения роли угля, как основного  топливного ресурса, призванного обеспечить ожидаемый прирост выработки  электроэнергии и тепла, и как  гарантированного сырьевого ресурса, необходимого для производства продукции  металлургической промышленности. 

Заключение

          Угольная  промышленность,  являясь  одной  из  важнейших  отраслей экономики  и  топливно-энергетического  комплекса,  вместе  с  тем  остается убыточной и требует вложения больших финансовых  средств  для  ее  развития. Цены на уголь не могут подняться в связи с прямой  ценовой  зависимостью  от его основных конкурентов в выработке энергии – нефти и природного газа. И  в ближайшие 15 лет никаких  серьезных  изменений  в  угольной  промышленности, судя по всему, наблюдаться не будет.

           Долгосрочные   перспективы   предсказывать   сложно,   но   можно предположить, что если  запасы нефти будут продолжать  уменьшаться и не  будет найдено  новых месторождений или других  альтернативных видов топлива,  то  уже к 2030-му году уголь  может  стать  основным  источником  топливной  энергии, т.к. имеет  огромные запасы по сравнению  с нефтью и газом.

         Человечеству неизбежно придется  вкладывать средства  на  разработку

программ  по  снижению  загрязнения  окружающей  среды  из-за  добывания   и  производства угля. В связи с этим, развитие угольной  промышленности  примет мировые  масштабы.  Несомненно  также  возрастут  и   цены   на   уголь,   а следовательно  его производство станет рентабельным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Список использованной литературы 

  1. Энергетическая  стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р
  2. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 27 июля 2006 г. № 177 «О Комплексе мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности»
  3. Наумов И. Энергокомпании остались без инвестиций // Независимая газета. - 2009. – 17 октября.
  4. Региональная экономика /под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Юнити, 2009.

– 527 с.

  1. Стенограмма Круглого стола «Угольная отрасль и тепловая электроэнергетика в России: пути развития» // Пятый Всероссийский энергетический форум “ТЭК России в XXI веке. - Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические Системы» - 2008. -№3.

Информация о работе Факторы развития угольной промышленности мира в топливно-энергетическом комплексе