Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 23:35, курсовая работа
Мировой топливно-энергетический комплекс занимает исключительно важное место в международной экономике. Достаточно отметить, что совокупная чистая доля энергетической продукции в структуре мирового ВВП в настоящее время в среднем оценивается в 10-12%, или примерно в 1,8 тыс. долл. в год в расчете на душу населения. При этом темпы роста энергетического потребления начиная с начала 80-х г. практически полностью совпали с аналогичными показателями прироста мирового ВВП. В этой связи доступность к энергоресурсам и эффективность их использования являются стратегической основой национальной безопасности любой страны.
Несмотря
на то, что цены на газ ежегодно повышаются,
происходит и рост цен на энергетический
уголь. При этом цены на газ возрастают
все же более высокими темпами, чем
цены на уголь. В результате происходит
медленное улучшение
Если в 2000 г. соотношение цен на приобретение 1 т условного топлива газа к энергетическому углю было 0.67, то в 2002 г. - 0.92, в 2004 г. - 0.92, а в 2005 г. равнялось 1. Таким образом, в 2000 г. 1 т условного топлива энергетического угля была дороже газа почти в 1.5 раза, в 2002 г. почти в 1.2 раза, в 2004 г. дороже на 10% и в 2005 цены сравнялись.
По прогнозу Минэкономразвития России дальнейшее постепенное увеличение тарифа на газ, темпы роста которого должны опережать темпы роста цен на уголь, приведет к превышению цены на газ над ценой на уголь. Причем специалистами министерства соотношение цен «газ-уголь» считается приемлемым на уровне 1 к 1.3 или 1 к 1.6, что, по нашему мнению, является недостаточным, так как такое соотношение не является стимулом для перевода работы электростанций с газа на уголь.
Следует отметить, что в настоящее время в США цены на газ превышают цены на уголь в 3 раза, а в Европейских странах намечается превышение в 2.2 раза.
В Энергетической стратегии России соотношение цен «газ-уголь» прогнозируется до 1.4 к 2010 г. и до 1.6-2 раза в последующие годы.
Выход
на оптимальное, соответствующее мировой
практике, соотношение цен будет
активизировать использование угля
в электроэнергетике и
Второй важнейшей проблемой отрасли является кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, накопившаяся за годы, когда многие предприятия угольной промышленности были убыточными и которые в настоящее время после проведения организационных и технических преобразований, стали рентабельными. Однако, груз прошлых лет в виде накопленной задолженности в бюджет и внебюджетные фонды не дает возможности улучшить их финансовое положение. По состоянию на 01 января 2005 г. просроченная кредиторская задолженность в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды составила 826 млн. долл. США.
Установленные
принципы реструктуризации просроченной
кредиторской задолженности (включая
пени и штрафы) перед федеральным
бюджетом и внебюджетными фондами
предусматривают погашение
Для успешного решения этой проблемы принципиально возможны 3 варианта реструктуризации просроченной кредиторской задолженности в зависимости от текущего финансового состояния угольной компании:
Конкурентоспособность угля в перспективе в значительной степени будет зависеть и от тарифной транспортной политики государства.
В настоящее время транспортные издержки являются одними из самых значительных составляющих стоимости угля и достигают в среднем от 25 до 30%. Высокий уровень железнодорожных тарифов и при растянутых расстояниях грузопотоков ограничивают ареалы рентабельной торговли углем на внутреннем и внешних рынках. Так, например, поставки угля на расстояние свыше 1200 км при сложившемся уровне тарифов делают перевозки нерентабельными, при поставке угля на расстояние 2500 км стоимость перевозки 1 т кузнецкого энергетического угля уже равна его прейскурантной цене. При перевозке этого угля на Урал и в Европейскую часть транспортная составляющая в цене равна 45-60%. Транспортная составляющая в цене потребления ворку-тинских углей колеблется от 23 до 29%, канско-ачинских углей от 25 до 70%.
При
перевозке на экспорт энергетического
угля через порты Тихого океана транспортная
составляющая равна 44- 49% от стоимости
угля ФОБ, через порты Черного
и Азовского морей - 45- 53%, а через
порты Северо-Западного
Принимая
во внимание удаленность основных производителей
угля от его потребителей в Европейской
части, Уральском и Дальневосточных
районах, а также от морских портов,
необходимо пересмотреть основные принципы
формирования тарифов на железнодорожные
перевозки с учетом специфики
угля как массового груза и
его народнохозяйственной значимости,
что будет способствовать снижению
стоимости топлива у
Очень сложной проблемой, которую все же необходимо решать, является действующая система налогообложения, не способствующая эффективному развитию угольной отрасли.
В настоящее время доля всех видов налогов, т. е. налоги, включаемые в себестоимость добычи угля, и налоги, выплачиваемые из прибыли, составляют в балансовой прибыли 50-60%. В результате у многих угольных предприятий остаются финансовые средства, необходимые только для минимального поддержания добычи угля на существующем уровне.
Освоение
новых участков, а тем более
строительство новых
В связи с этим важное значение для формирования необходимых инвестиционных ресурсов за счет собственных средств имело бы введение следующих мер налогового стимулирования:
Особое значение имеет решение вопроса по налогу на добычу угля при освоении угольных месторождений в сложных горно-геологических условиях. В настоящее время в угольной отрасли реальные рентные отношения отсутствуют, хотя в их формировании имеется высокая потребность. Действующая единая ставка налога на добычу угля ставит угледобывающие предприятия в неравные условия. Этим налогом не учитывается, что природно-геологические факторы оказывают решающее влияние на выбор метода добычи угля, на экономические и финансовые показатели и эффективность производственно-хозяйственной деятельности угольных предприятий.
В
перспективе доля добычи угля открытым
способом с низкими производственными
затратами будет возрастать. Вместе
с тем наиболее ценные и дефицитные
коксующие угли - основная сырьевая
база металлургии и угле-химии, могут
разрабатываться
Исходя
из этого ставка налога на добычу угля
должна быть дифференцирована в зависимости
от объективных факторов, образующих
издержки, и, в первую очередь, от способа
разработки месторождения и горно-
Одним
из важных факторов повышения
Для этого необходимо довести охват обогащением коксующихся углей с 80% в настоящее время до 100%, а также увеличить долю обогащения каменных энергетических углей.
Наряду с техническими мерами (селективная выемка угля и породы, увеличение доли обогащения и рассортировки угля) необходимо внедрение государственных стандартов по видам потребления и обязательной сертификации углей.
Объективная
оценка ситуации в топливно-энергетическом
комплексе России свидетельствует
о необходимости значительного
повышения роли угля, как основного
топливного ресурса, призванного обеспечить
ожидаемый прирост выработки
электроэнергии и тепла, и как
гарантированного сырьевого ресурса,
необходимого для производства продукции
металлургической промышленности.
Заключение
Угольная промышленность, являясь одной из важнейших отраслей экономики и топливно-энергетического комплекса, вместе с тем остается убыточной и требует вложения больших финансовых средств для ее развития. Цены на уголь не могут подняться в связи с прямой ценовой зависимостью от его основных конкурентов в выработке энергии – нефти и природного газа. И в ближайшие 15 лет никаких серьезных изменений в угольной промышленности, судя по всему, наблюдаться не будет.
Долгосрочные перспективы
предсказывать сложно, но
можно предположить, что если
запасы нефти будут продолжать
уменьшаться и не будет найдено
новых месторождений или
Человечеству неизбежно
программ
по снижению загрязнения окружающей
среды из-за добывания и
производства угля. В связи с этим,
развитие угольной промышленности
примет мировые масштабы. Несомненно
также возрастут и цены
на уголь, а следовательно
его производство станет рентабельным.
Список использованной
– 527 с.