Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 15:49, контрольная работа
Нормативно-методическая база делопроизводства - это совокупность требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных правовыми актами, стандартами, инструкциями и методическими пособиями.
Нормативно-методическая база документооборота – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующие работу службы делопроизводства – ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и др.
Законодательные и нормативно методические акты, регламентирующие создание и оформление документов, и документационное обеспечение управления.
Как известно, делопроизводство - это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Нормативно-методическая база делопроизводства - это совокупность требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных правовыми актами, стандартами, инструкциями и методическими пособиями.
Нормативно-методическая база делопроизводства регулирует:
- правила оформления документов;
- правила работы с документами;
- обеспечение сохранности документов;
- порядок передачи документов на архивное хранение;
- работу службы делопроизводства (функции, структура, штаты);
- внедрение новых
- работу с документами,
имеющими гриф ограничения
- юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.
Документ обладает юридической силой, если он оформлен в соответствии с общепринятыми нормами создания и оформления. Во всех организациях и учреждениях должны быть единые правила оформления однотипных документов, то есть должно быть четко определено, как создавать документ, какие должны быть реквизиты, кто имеет право подписи и какие печати должны удостоверять его подлинность. Именно нормативно-методическая база делопроизводства устанавливает данные правила.
Составляющими нормативной базы делопроизводства являются:
- законодательные и правовые акты Российской Федерации;
- государственные и отраслевые стандарты;
- нормативные документы;
- государственные и отраслевые классификаторы;
- Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ);
- инструкции по
Нормативно-методическая база документооборота – это совокупность
законов, нормативных правовых актов и методических документов,
регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования
документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующие работу
службы делопроизводства – ее структуру, функции, штаты, техническое
обеспечение и др.
Нормативно-методическая база документооборота и делопроизводства
включает в себя:
− законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и
документации;
− указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и
распоряжения Правительства Российской федерации, регламентирующие
вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;
− правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств,
комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного
характера;
− правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующие
вопросы делопроизводства;
− правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические
документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
− государственные стандарты на документацию;
− унифицированные системы документации;
− общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной
информации;
− государственную систему документационного обеспечения управления.
Основные требования к документам и службам документационного обеспечения
(ГСДОУ);
− нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;
− нормативные документы по организации архивного хранения документов.
Документационное обеспечение – важнейшая сторона деятельности любого
учреждения, организации, предприятия. Законодательство российской Федерации
регламентирует общие принципы организации документационного обеспечения
деятельности физических и юридических лиц.
Основу гражданского законодательства составляет гражданский кодекс
Российской Федерации, который определяет гражданские правоотношения и тем
самым устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях
фиксации актов гражданских взаимоотношений.
Наряду с гражданским кодексом Российской Федерации отдельные стороны
работы с информацией и документацией регулируются специальными
федеральными законами. Закон Российской Федерации "О стандартизации" от
10.06.93 г. № 5154-1 устанавливает
правовые основы
Федерации, обязательные для всех государственных органов управления,
предприятий и предпринимателей, общественных объединений и определяет меры
государственной защиты интересов потребителей и государства посредством
разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Федеральный Закон РФ "Об информации, информатизации и защите
информации" от 20.02.95 г. № 24-Ф3 устанавливает правовой режим создания,
хранения и использования информационных ресурсов, в частности: порядок
документирования информации; право собственности на отдельные документы и
отдельные массивы документов; документы и массивы документов в
информационных системах; категории информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
Развитие отдельных положений этого закона нашло выражение в Указе
Президента "Об основах государственной политики в сфере информации" от
20.01.94 и постановлениях Правительства.
Федеральный Закон "Об участии в международном информационном обмене"
от 4.07.96 № 85-Ф3 определяет: объектом международного информационного
обмена может быть документированная информация, информационные ресурсы,
информационные продукты, информационные услуги, средства международного
обмена.
Закон РФ "О государственной тайне" 1993 г. № 5485 регулирует отношения,
возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне. Закон
устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц,
призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны, перечень
сведений, составляющих государственную тайну, порядок засекречивания и
рассекречивания сведений и их носителей и другие вопросы.
Основные законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и
архивах (1993 г.) направлены на совершенствование организации архивного дела в
стране, предотвращение порчи, уничтожения, хищения, незаконной скупки,
продажи, приобретения и вывоза архивных документов за границу; регулируют
формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных
фондов и управление ими, обеспечивают сохранность архивных документов и т.д.
Законодательство РФ регулирует и другие сферы деятельности, тесно
связанные с документационным обеспечением, например, создание и использование
современных автоматизированных и телекоммуникационных систем и т.д.
Огромное количество документов привело к необходимости их унификации и
стандартизации. Суть стандартизации заключается в возведении в норму,
обязательную для применения, оптимальных правил и требований по разработке и
оформлению документов, принятых в установленном порядке для всеобщего и
многократного их применения в делопроизводстве. Таким образом, стандартизация в
соответствии с законом РФ "О стандартизации" от 10.06.93 г. – это деятельность по
установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
− безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья
и имущества;
− технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости
продукции;
− качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки,
техники и технологии; единство измерений;
− экономии всех видов ресурсов; и т.д.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории
нашей страны, относятся: государственные стандарты РФ (ГОСТ); применяемые в
установленном порядке международные (региональные) стандарты; правила, нормы
и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-
экономической и социальной информации; стандарты отраслей; стандарты
предприятий; стандарты научно-технических инженерных обществ и других
общественных объединений.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и
услуги, имеющие межотраслевое значение. Содержание требований стандартов,
области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются
государственными органами управления, которые их принимают. В соответствии с
законом "О стандартизации" государственные стандарты и общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации принимает
Госстандарт России; они вводятся в действие после их государственной
регистрации. Требования, устанавливаемые стандартами, обязательны для всех
государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности.
Все государственные стандарты объединены в единую Государственную
систему стандартизации.
стандарты как унифицированные системы документации и Единая система
классификации и кодирования технико-экономической информации составляют
самостоятельный комплекс, а именно: ГОСТ 6.01-87; ГОСТ 6.10.3-83; ГОСТ 16487-
83; ГОСТ 6.10.44-84; ГОСТ 6.10.5-87; ГОСТ 6.10.6-87; ГОСТ 6.107-90 и ГОСТ Р
6.30-97. Унифицированные системы документации. Система организационно-
распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
В целях сокращения количества применяемых в деятельности учреждений,
организаций и предприятий документов, типизации их формы, снижения трудовых,
временных и материальных затрат на их подготовку и обработку, достижения
информационной совместимости автоматизированных баз данных в народном
хозяйстве проводятся работы по унификации документов и созданию
унифицированных систем документации (УСД). В основе создания УСД лежит
метод унификации – установление единообразия состава и форм управленческих
документов, создаваемых при решении однотипных управленческих функций и
задач. Одновременно разрабатываются классификаторы технико-экономической и
социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную
обработку данных, содержащихся в УСД. В настоящее время действует восемь УСД,
одна из них унифицированная
система организационно-
документации.
важными средствами информационного обеспечения являются
классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные
документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов,