Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:26, реферат
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
II. Цели и принципы сертификации
2.1. Цели сертификации.
2.2. Принципы сертификации.
III. Обязательная и добровольная сертификация
3.1. Обязательная сертификация
3.2. Добровольная сертификация
IV. Участники обязательной сертификации
V. Правила и документы по проведению работ в области сертификации
5.1. Правила сертификации
5.2. Нормативная база сертификации
Например, Департамент маркетинга потребительского рынка Министерства торговли Российской Федерации выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.
В обязанности ЦОС входит:
организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;
рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:
формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
представляет
в установленном порядке
Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.
В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.
В соответствии
с соглашением федеральный
1) проводить
сертификацию вне системы ГОСТ
Р по своим правилам с выдачей
соответствующих сертификатов
2) входить в
систему ГОСТ Р и осуществлять
деятельность в полном
V. Правила и документы по проведению работ в области сертификации
5.1. Правила сертификации
1. В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по сертификации.
2. Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.
3. Если в системе аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.
4. Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
5. Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.
6. Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.
7. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в ОС, ЦОС, Госстандарт России, другие федеральные органы, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.
8. Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг.
5.2. Нормативная база сертификации
В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер.
1. Законодательные акты Российской Федерации.
Эта группа документов представлена в Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей». В соответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы сертификации, устанавливаются перечни объектов обязательной сертификации.
2. Подзаконные
акты — постановления
Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг.
3. Основополагающие
организационно-методические
Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:
документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;
документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.
4. Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.
Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.
5. Классификаторы, перечни и номенклатуры.
В работах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.
Целью применения перечней является обеспечение участников
работ по сертификации необходимыми сведениями
о продукции и услугах, подлежащих обязательной
сертификации. Как уже отмечалось выше,
перечень товаров и услуг, подлежащих
обязательной сертификации утверждается
Правительством РФ. Для импортируемой
продукции, подлежащей обязательной сертификации,
действует документ, разработанный Госстандартом
и Государственным таможенным комитетом,
— «Перечень товаров, требующих их подтверждения
при ввозе на территорию РФ». На основе перечней, установленных
Правительством РФ, Госстандартом
совместно с Госстроем и Минздравом РФ,
разрабатывается номенклатураоб
С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».
6. Рекомендательные документы.
Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.
7. Справочные информационные материалы.
Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.
Список использованной литературы
1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации // М.: Юрайт, 2001. 270 стр.
2. Брюханов В.А. О действующих государственных стандартах на методы контроля и испытаний // Стандарты и качество. 1996.№ 11. С. 18—20.
3. Брянский А.Н. Метрология и сертификация // Законодательная и прикладная метрология. 1997. № 1. С. 38—39.
4. Добровольная сертификация // Стандарты и качество.
1998. №11. С. 54—56.
5. Исаев Л. К., Малинский В. Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов,
1996. 169 с.
6. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998. 465 с.
7. Резниченко В.А. и др. Проблемы качества и сертификации в автомобилестроении // Стандарты и качество. 1996. № 9. С. 54—59.