Сертификация в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

1.Основы сертификации - история, основные понятия сертификации; обязательная и добровольная сертификация; правила и документы по проведению работ в области сертификации.
2.Система сертификации туристских услуг, этапы и схемы. Требования к гостиницам различных категорий.

Оглавление

Введение……………………………………………… …………………………….…….….3
Глава1.Основысертификации………………………………………………………………..5
1.1.История сертификации…………………………………………………………………...5
1.1. Основные понятия в области сертификации……………………………...……………8
1.2. Обязательная и добровольная сертификация…...…………………………………….12
1.3. Правила и документы по проведению работ в области сертификации……...……...14
Глава 2. Сертификация в туризме……...…………………………………………………..15
2.1. Система сертификации туристских услуг……………………………………...……..15
2.2. Этапы и схемы сертификации туристских услуг……………………...……………...17
2.3. Требования к гостиницам различных категорий…………...………………………...21
Заключение………………………...………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………………………….25
Приложение 1……………………………………...………………………………………...26
Приложение 2…………………………………...…………………………………………...26
Приложение 3……………………………...………………………………………………...26
Приложение 4……………………………………...………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Сертификация в туризме.doc

— 722.00 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение………………………………………………  …………………………….…….….3

Глава1.Основысертификации………………………………………………………………..5

1.1.История сертификации…………………………………………………………………...5

1.1. Основные понятия в области  сертификации……………………………...……………8

1.2. Обязательная и добровольная сертификация…...…………………………………….12

1.3. Правила и документы по  проведению работ в области  сертификации……...……...14

Глава 2. Сертификация в туризме……...…………………………………………………..15

2.1. Система сертификации туристских  услуг……………………………………...……..15

2.2. Этапы и схемы сертификации туристских услуг……………………...……………...17

2.3. Требования к гостиницам различных  категорий…………...………………………...21

Заключение………………………...………………………………………………………...24

Список использованной литературы……………………………………………………….25

Приложение 1……………………………………...………………………………………...26

Приложение 2…………………………………...…………………………………………...26

Приложение 3……………………………...………………………………………………...26

Приложение 4……………………………………...………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сфера туризма напрямую, неразрывно связана с обеспечением жизни, здоровья, безопасности человека и окружающей среды. Поэтому сертификация в этой сфере является обязательной. Сертификация может помочь обезопасить рынок туризма от проникновения туда мошенников и недобросовестных бизнесменов, а так же сможет поддержать высокий обслуживающий уровень  качества предлагаемых услуг. Каждая туристическая фирма и туроператор должны иметь лицензию на право проведения туристической деятельности, а так же быть сертифицированы сертификатом соответствия. 
            Сертификация в сфере туризма имеет строго определенную нормативную базу. Существуют и другие законы, на которые может опираться система сертификации. Главными из них являются закон о сертификации услуг и продуктов, а также закон, защищающий права потребителей. Данные нормативные акты могут обеспечить безопасность и контроль за данной безопасностью. Сертификация помогает создать здоровую конкуренцию туристических фирм и организаций, а так же помочь людям сделать правильный выбор своего отдыха. 
            Обязательной сертификации подлежат как туристические услуги, так и услуги гостиниц и общественного питания. Нормативные документы запрещают проведение рекламы туристических услуг, если нет в наличии сертификата соответствия, а так же налагают высокие штрафы на работу без сертификата. Сертификация в сфере туризма подразумевает проверку работ, услуг, товаров на соответствие требованиям нормативных документов, а так же требованиям, предъявляемым государством. Эти требования сориентированы на поддержание безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущественных ценностей. Если, в ходе проведения сертификации в сфере туризма не было выявлено никаких отклонений от нормы, то выдается специальный документ, подтверждающий эту безопасность – сертификат соответствия. Срок действия такого сертификата не превышает трех лет. 
            Сертификация в сфере туризма, как в России, так и в других странах мира носит предупреждающий характер, заключающийся в предотвращении опасности для жизни, здоровья человека, а так же для экологии. 
            Целью написания данной курсовой работы является исследование проведения сертификации в туризме.

В ходе исследования, для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1. изучение основ сертификации;

2. анализ системы сертификации туристских услуг;

3. рассмотрение требований к гостиницам различных категорий.

Объектом исследования является сертификация.

Предметом исследования является изучение сущности сертификации в сфере туризма.

В качестве теоретической базы были проанализированы книги таких авторов, как Дехтярь Г. М., Арляпова Е. В., Кострюкова О. Н. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы сертификации

1.1.История сертификации

Слово «Сертификация» в переводе с латинского можно перевести как «сделано правильно».

На первый взгляд может показаться, что сертификация появилась недавно. На самом деле это совсем не так. Ещё в Древней Греции появились  так называемые «нормативные документы» (это были строительные нормативы  для сооружения колонн из бронзы). Этот факт учёными признаётся как один из первых случаев сертификации. Хотя нельзя отрицать возможности существования процедуры контроля качества и отбраковки каменных топоров, не соответствующих первобытным представлениям о качестве и способности изделия успешно выполнять свою функцию. Но, к сожалению, подобной информацией мы не обладаем.

Художники эпохи Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение трёх веков. Впрочем, подобная практика была распространена в среде почти любых мастеров — разнились только сроки подобной гарантии. Это можно рассматривать не просто как появление гарантийного срока, но и как своеобразную «декларацию соответствия».

Если рассматривать нашу историю, то можно найти сведения, что ещё  Петр I предписывал «наблюдать, чтобы меры и весы были верные и требовать сведения из магистрата о мерах и весах, а за нахождение наклейменых или фальшивых мер и весов штрафовать» (1722 г.)

Впрочем, сертификация как системное  явление появилось позднее. В 1920-х годах немецкий институт стандартов (DIN) учредил знак соответствия своим стандартам (стандартам DIN). Знак соответствия стандартам DIN распространялся почти на все виды продукции. Исключение составляло газовое оборудование и оборудование для водоснабжения (для этого оборудования устанавливался специальный порядок проведения испытаний и контроля производства). Знак DIN был защищён законом о защите торговых марок.

Сразу после этого по соглашению с DIN немецкая электротехническая ассоциация (VDE, Verband der Elektrotechnik) создала систему сертификации электротехнического и электронного оборудования.

В Англии система сертификации появилась  в 1926 году. Сертификация в Англии носит  в большей степени добровольный характер, что в прочем не отменяет обязательную сертификацию для некоторых видов продукции.

Во Франции она была создана  в 1936 г. под знаком NF под руководством Французской Ассоциации по стандартизации. В 1952 г. в Индии принимается закон  о сертификационных знаках ИСИ. В  то же время в Канаде была создана  организация по стандартизации KAC. В  начале 1960-х в Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии создаётся своя региональная система. Вопрос о соответствии продукции требованиям специальных правил решается национальными комитетами.

В США единых правил сертификации и централизованной системы сертификации не существует. Там действует несколько сотен систем сертификации при различных группах компаний и ассоциациях. Такая же ситуация в США и со стандартизацией. Однако в США существует единая национальная система аккредитации испытательных центров (лабораторий). В настоящее время создаётся система регистрации систем сертификации.

Начиная с конца 1980-х гг. появляется такое ответвление сертификации, как сертификация специалистов. В  1989-м году широко известная фирма Novell реализовала первую программу сертификации специалистов — Certified Novell Engineer (CNE). Уже к середине 90-х сертификация специалистов распространилась настолько, что стала отдельным бизнесом.[9]

Сертификация в СССР

В 1965 г. в СССР был основан Всероссийский  Научно-Исследовательский Институт Сертификации (ВНИИС), который изначально в большей степени занимался вопросами стандартизации и метрологии.

В СССР сертификация получила развитие в 1979 г. Начало процессу положило постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и  усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы". Утверждением головных организаций по испытаниям важнейших видов продукции было поручено заниматься Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами. Все эти действия были предприняты для обеспечения систематического контроля за стабильностью качества выпускаемой продукции.

С 1984 г. в СССР вводится сертификация продукции, идущей на экспорт, а в 1986 году принимается "Временное положение  о сертификации продукции машиностроения в СССР". В 1988 г. членами СЭВ подписывается конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). Система СЕПРО СЭВ предусматривала проведение сертификации с использованием стандартов СЭВ, а также других международных стандартов. С введением этой системы появляется международная аккредитация и аттестация испытательных лабораторий. К 1991 г. в стране функционировало 14 испытательных центров, а также несколько аттестованных производств.[1]

Сертификация в России

Сертификация в России начала свой путь в 1993 году с введением закона «О защите прав потребителей». Этот закон  установил обязанность сертификации товаров народного потребления  на соответствие некоторым требованиям  безопасности и качества.

В последующее десятилетие происходило  формирование законодательной основы подтверждения соответствия различной  продукции. Главным образом объектами  проверки являлось качество самой продукции  и качество системы менеджмента  предприятий (а точнее систем менеджмента качества, СМК). Для вступления России во Всемирную Торговую организацию (ВТО) в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании». Этот закон отменил действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».

На сегодняшний день сертификация в России находится на пике своего развития. Россия является участником международных систем сертификации ISO, МЭК, ЕЭК и т.д. В России действует множество организаций, занимающихся вопросами сертификации (среди них — ВНИИС, Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Сертификации).[10]

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные понятия в области  сертификации

Как видно, сертификация является одним  из видов деятельности по оценке соответствия, т. е. соблюдения установленных требований к продукции, процессу или услуге.

Комитет по вопросам сертификации (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ИСО) в руководстве № 2 ИСО (ИСО (МЭК2) версии 1982 г. определил сертификацию как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другим нормативным документам. Таким образом, сертификация получила всемирное признание как одна из форм обеспечения высокого качества и безопасности продукции.

Значит, сертификация – это процедура, посредством которой орган по сертификации документально удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Цели сертификации:

  1. содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  2. защита потребителя от недобросовестного изготовителя;
  3. контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
  4. создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России.

Основные принципы сертификации:

  1. Законодательная основа сертификации. Закон РФ «О сертификации», «О защите прав потребителей» и другие правовые акты.
  2. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.
  3. Открытость и закрытость информации. При сертификации должно осуществляться информирование всех ее участников – изготовителей, потребителей, органов сертификации и др. заинтересованных сторон. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Участниками сертификации являются:

• изготовители продукции, исполнители услуг (первая сторона);

• заказчики-продавцы (первая либо вторая сторона); продавец как получатель продукции представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю – первую сторону;

• органы по сертификации, испытательные лаборатории, Ростехрегулирование РФ и другие федеральные органы исполнительной власти (третья сторона).[3]

Орган по сертификации (ОС) несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата. Испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний осуществляют аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею испытаний нормативных документов, а также за достоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Например, известный центр испытаний и сертификации «Ростест – Москва». Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются Центральные органы систем сертификации (ЦОС), которые, в свою очередь, осуществляют руководство и координируют деятельность ОС и ИЛ, рассматривают апелляции по поводу действий ОС и ИЛ.

Главным участником работ по сертификации является эксперт – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т. е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Как было отмечено в определении, сертификация – это процедура, посредством  которой орган по сертификации документально  удостоверяет соответствие продукции установленным требованиям. В качестве документального удостоверения выступает свидетельство, которое может быть в виде сертификата или декларации о соответствии.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы  сертификации, для подтверждения  соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция  соответствует установленным требованиям (приложение 2).[6]

 

На основании «Правил применения сертификата соответствия и знака соответствия СМК» (по ГОСТ Р 40.003–2005) одновременно с выдачей сертификата орган по сертификации дает письменное разрешение держателю сертификата на использование знака соответствия (приложение 1).

Информация о работе Сертификация в туризме