Сертификация в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

1.Основы сертификации - история, основные понятия сертификации; обязательная и добровольная сертификация; правила и документы по проведению работ в области сертификации.
2.Система сертификации туристских услуг, этапы и схемы. Требования к гостиницам различных категорий.

Оглавление

Введение……………………………………………… …………………………….…….….3
Глава1.Основысертификации………………………………………………………………..5
1.1.История сертификации…………………………………………………………………...5
1.1. Основные понятия в области сертификации……………………………...……………8
1.2. Обязательная и добровольная сертификация…...…………………………………….12
1.3. Правила и документы по проведению работ в области сертификации……...……...14
Глава 2. Сертификация в туризме……...…………………………………………………..15
2.1. Система сертификации туристских услуг……………………………………...……..15
2.2. Этапы и схемы сертификации туристских услуг……………………...……………...17
2.3. Требования к гостиницам различных категорий…………...………………………...21
Заключение………………………...………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………………………….25
Приложение 1……………………………………...………………………………………...26
Приложение 2…………………………………...…………………………………………...26
Приложение 3……………………………...………………………………………………...26
Приложение 4……………………………………...………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Сертификация в туризме.doc

— 722.00 Кб (Скачать)

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

а – знак соответствия при обязательной сертификации; б – знак соответствия при добровольной сертификации; в – знак соответствия требованиям национального стандарта РФ; г – знак соответствия «системы добровольной сертификации» (включает код органа, выдавшего сертификат).

В правилах применения знака соответствия указаны способы маркировки, к числу которых относятся:

  • клеймение готового изделия, упаковочной единицы, оформленной сопроводительной документацией, знаком соответствия с помощью специального клейма;
  • нанесение на продукцию, ее тару (упаковку) и оформляемую сопроводительную документацию плоского или рельефного изображения знака соответствия в ходе технологического процесса изготовления с помощью специализированной технологической оснастки;
  • применение комплектующих изделий, упаковочных материалов и бланков сопроводительной документации с нанесенными на них изображениями знака соответствия;
  • прикрепление специально изготовленных носителей знака соответствия (ярлыков, этикеток, самоклеящихся лент и т. п.).

Применением может являться также  использование знака соответствия в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, изготовление этого знака или технических средств для его воспроизведения, иное введение в хозяйственный оборот.

Маркирование продукции знаком соответствия могут осуществлять только лица, уполномоченные на это держателем сертификата соответствия или декларантом. Держатель сертификата соответствия – это организация или индивидуальный предприниматель, на чьё имя выдан сертификат соответствия. Декларант – изготовитель (продавец), принявший декларацию о соответствии и зарегистрировавший её в установленном порядке.

Орган по сертификации контролирует правильность использования сертификатов и знаков соответствия. В случаях неправильных ссылок на систему сертификации или вводящих в заблуждение случаев применения сертификатов и знаков соответствия, выявленных в рекламе, каталогах, на сайте Интернета и т. п., орган предпринимает соответствующие меры. К таким мерам относят проведение держателем сертификата корректирующих действий, отмену действия сертификата, публикацию о допущенных нарушениях или иные правовые действия, соответствующие действующему законодательству.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Обязательная  и добровольная сертификация

Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах.

Обязательная сертификация – действие органов по сертификации, доказывающее, что идентифицированная продукция соответствует обязательным требованиям стандартов, технических регламентов.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции, поэтому она осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

В ст. 7 закона «О защите прав потребителей»  сказано, что перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, устанавливаются Правительством РФ. На основании этих перечней Ростехрегулирование РФ разрабатывает и вводит номенклатуру продукции и услуг, в отношении которых предусмотрено обязательное подтверждение соответствия. Номенклатура – это перечень продукции и услуг с кодами в соответствии с общероссийскими классификаторами.

Добровольная сертификация проводится в соответствии с законом «О техническом регулировании» по инициативе заявителя (изготовитель, продавец, исполнитель) в целях подтверждения соответствия продукции или услуги национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Продукция  или услуги, прошедшие обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации на требования, дополняющие обязательные. Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификаций представлена в приложении 3. [4]

Примеры систем добровольной сертификации в РФ:

• Система стоимостной оценки автотранспортных средств СЕРТОЦАТ, разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;

• Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона;

• Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива», и т. д.

В России в настоящее время преобладает  обязательная сертификация, за рубежом – добровольная. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартам Франции NF: по ее результатам продукция маркируется соответствующим знаком; продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом.

Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, будет способствовать расширению добровольной сертификации. Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией. В этой ситуации маркировка продукции знаком соответствия означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Правила  и документы по проведению  работ в области сертификации

На территории Российской Федерации действуют определенные правила по проведению работ в области сертификации; в частности, к ним относится следующее:

  1. В качестве ОС или ИЛ допускаются организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются потребителями и изготовителями данной продукции и если они прошли аккредитацию в установленном порядке;
  2. Аккредитацию ОС и ИЛ осуществляет Ростехрегулирование, федеральные органы исполнительной власти. Результаты оформляются аттестатом аккредитации;
  3. Если существует несколько ОС одной и той же продукции, услуги, то заявитель вправе выбирать орган самостоятельно;
  4. Сертификация отечественной и импортной продукции проводится по одним и тем же правилам;
  5. Сертификаты и аттестаты вступают в силу с даты их регистрации в едином реестре;
  6. Официальным языком является русский. Все документы: заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т. д. оформляются на русском языке;
  7. При возникновении спорных вопросов заинтересованная сторона может подавать апелляцию в ОС, ЦОС, Ростехрегулирование и другие органы, проводящие работы по сертификации;
  8. Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг. [10]

Относительно нормативной базы деятельности по сертификации можно  отметить, что в данной области  имеется разветвленная система документов. К их числу относятся:

  • законодательные акты РФ. Законы РФ «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей», «Об основах охраны труда» и т.д.;
  • постановления Правительства РФ. Регламентируют вопросы сертификации, устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг и т. д. Например, «Правила сертификации работ и услуг», «О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных товаров» и т.д.;
  • основополагающие организационно-методические документы..[3]

 

Глава 2. Сертификация в туризме

2.1. Система сертификации туристских  услуг

Сертификация в сфере туризма имеет множество разнообразных систем. Для того чтобы получит сертификат соответствия, необходимо подать заявку в сертификационный орган. Данный сертификационный орган должен быть обязательно аккредитован. На основании заявления выносится решение о целесообразности проведения сертификации и выбирает схему, по которой будет происходить сертификация. Если решение является положительным, то проводится проверка всех туристических услуг и работ, которые оказывает туристическая фирма, гостиница или иное заведение туризма. Такие услуги должны соответствовать особым, нормативно подтвержденным требованиям. Если было выявлено полное соответствие, то проверка заканчивается выдачей сертификата соответствия. На этом сертификация в сфере туризма не заканчивается. Сертификационный орган в любое время может провести контрольные проверки. Если в ходе контрольных проверок будут выявлены нарушения, то сертификационный орган имеет право приостановить действие сертификата.

Поскольку туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта, то вопрос сертификации турпродукта рассматривается на основании законодательства по сертификации услуг (ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Добровольное подтверждение соответствия турпродукта – это добровольное документальное удостоверение соответствия оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).

Процедура подтверждения соответствия турпродукта проводится в следующих целях:

1) удостоверение соответствия услуг  техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

2) контроль безопасности услуг  для окружающей среды, жизни,  здоровья и имущества потребителей;

3) содействие приобретателям в  компетентном выборе услуг;

4) повышение конкурентоспособности  услуг на российском и международном  рынках;

5) создание условий для обеспечения  свободного перемещения товаров  по территории РФ, а также для  осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Таким образом, на сегодняшний день сертификация продукта туристической  сферы является не обязательной, а  добровольной и проводится в соответствии с Правилами сертификации работ  и услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 года № 17.

Работа по сертификации туристических  и экскурсионных услуг проводится в соответствии с Перечнем туристических  услуг и услуг средств размещения, их характеристик и нормативных  документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация (Письмо Госстандарта РФ от 14 августа 2000 г. № ЮГ-110-19/2558 «О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения»). Названный Перечень закреплен в том же письме.

Объектами сертификации в сфере туризма являются туристические услуги и услуги средств размещения, которые оказываются туристической фирмой независимо от того, какую организационно-правовую форму и форму собственности при регистрации выбрали ее владельцы (Письмо Госстандарта РФ «О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения»).[1]

Согласно Перечню туристических  услуг и услуг средств размещения добровольному подтверждению соответствия могут быть подвержены следующие  составляющие туристского продукта:

1) услуги туроператора по организации внутреннего туризма;

2) услуги туроператора по организации  выездного туризма;

3) услуги туроператора по организации  въездного туризма;

4) услуги турагента;

5) отдельные услуги туроператора  и турагента (для въездного  и внутреннего туризма);

6) обучение основам туристических  и альпинистских навыков;

7) организация экскурсий (для  въездного и внутреннего туризма);

8) услуги гостиниц и аналогичных  средств размещения, услуги специализированных  средств размещения.

 

 

 

2.3. Этапы сертификации

 

Сертификация туристских услуг  включает следующие этапы: 
           - оценку на месте служебного помещения, его соответствия профессиональным требованиям; 
            - оценку материально-технического обеспечения процесса; 
            - анализ организационной структуры турфирмы; 
           - анализ квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации, о прохождении обучения персонала мерам по обеспечению безопасности потребителя услуг; 
           - проверку наличия необходимой нормативной и технологической документации; 
           - анализ комплекса предоставляемых услуг и наличия необходимых лицензий на оказание услуг; 
           - анализ договоров; 
           - проверку наличия информационных материалов, инструкций; 
            - проверку учета претензий и пожеланий туристов и процедуры реагирования турфирмы на замечания клиентов, относящиеся к сфере деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий при возникновении отклонений.

Информация о работе Сертификация в туризме