Сертификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:46, реферат

Краткое описание

Сертификация системы качества – это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной международной организацией, признается во всем мире как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).
При сертификации системы качества учитывается только оценка системы качества организации; сертификация продукции не затрагивается. Доказательство соответствия определенному стандарту систем качества оформляется в виде документа, известного как сертификат системы качества.

Файлы: 1 файл

Система качества.docx

— 21.09 Кб (Скачать)

Система качества

 

Система качества – это структурированный набор  документов, регламентирующий определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который включает политику в области качества, руководство  по качеству, методологические инструкции (описания процедур) и рабочие инструкции (протоколы, формы отчетов, описания работ и др.). В целом, указанный  набор документов содержит описание наиболее типичных бизнес-процессов, имеющих  отношение к качеству выпускаемой  продукции и оказываемых услуг.

Сертификация  системы качества – это высокоэффективный  рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной международной  организацией, признается во всем мире как осязаемое свидетельство  качества, которого вправе ожидать  потребитель (заказчик).

При сертификации системы качества учитывается только оценка системы качества организации; сертификация продукции не затрагивается. Доказательство соответствия определенному  стандарту систем качества оформляется  в виде документа, известного как  сертификат системы качества.

Сертификация  систем качества была введена в Великобритании с появлением стандарта BS 5750, и до сих пор эта страна насчитывает  наибольшее число сертифицированных  организаций. Сегодня сертификация систем качества нашла признание  во всем мире - более 250 тысяч организаций  имеют сертификат соответствия системы  качества.

 

Процедуры сертификации системы качества

Процесс сертификации системы качества предприятия (организации) состоит  из следующих этапов:

1) предварительная заочная оценка  системы качества;

2) окончательная проверка и оценка  системы качества;

3) инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

 

На первом этапе  проводятся следующие действия:

• оформление заявителем регистрационного обращения о намерении сертифицировать  систему качества;

• оплата регистрационного взноса;

• представление декларации –  заявки, организационно-методических документов предприятия по управлению качеством, заполненной анкеты –  вопросника, перечня исходных материалов для предварительной оценки производства, счета оплаты первого этапа оценки;

• формирование комиссии экспертов  – аудиторов и назначение ее руководителя;

 

• предварительная проверка и оценка системы качества, анализ документов и информации о качестве продукции;

• подготовка предварительного заключения о готовности системы качества к  сертификации;

• разработка проекта договора о  предстоящей сертификации и направление  его заявителю.

 

На втором этапе  сертификации системы качества осуществляются следующие работы:

 

• заключение договора на проведение второго этапа;

• разработка программы проверки;

• подготовка рабочих документов экспертами;

• согласование сроков проверки с  заявителем;

• непосредственное проведение проверки;

• составление акта по результатам  проверки и оценки системы качества;

• составление и рассылка отчета;

• хранение основных документов проверки (исходных материалов заявителя, программы  проверки, акта, отчета и др.);

• регистрация сертификата системы  качества и выдача его заявителю  органами по сертификации.

 

На третьем этапе  сертификации обеспечивается:

• проведение ежегодных инспекционных  проверок соответствия сертифицированной  системы качества выданному сертификату;

• составление актов и отчетов  о результатах инспекционных  проверок системы качества.

 

При осуществлении сертификации системы  качества существует ряд проблем, а  именно:

 

1. Недостаточно  регламентированы (или регламентация  полностью отсутствует) процессы  управления предприятием и качеством продукции (например, документы, регламентирующие процедуры системы качества и управления документацией, отсутствуют, неполны или изложены формально).

2. Отсутствуют  регламентированные процедуры выполнения  работ (например, написано, что делать, но не указано, как это делать).

3. Разработка  руководства по качеству была проведена без учета предъявляемых к этому документу требований.

4. Документы  системы качества недостаточны для осуществления управления качеством или отсутствует взаимоувязка документов системы качества между собой и с руководством по качеству.

5. Система качества не охватывает всех необходимых для документального оформления и практической реализации требований модели ИСО 9000.

6. Руководители  и работники предприятия не  ориентируются в действующей  документации, не могут продемонстрировать  ее рабочее состояние, а реально  выполняемые операции не соответствуют  положениям документов системы  качества.

7. Отношение к системе качества со стороны работников или руководителей формальное, иногда даже отрицательное.

 

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Сертификация  производства может считаться самостоятельной  процедурой или составной частью сертификации системы обеспечения  качества. Обобщенным критерием оценки соответствия производства служит способность  стабильно обеспечивать соответствие готовой продукции нормативному документу, устанавливающему требования к ней.

 

Процедура сертификации производства осуществляется по правилам, установленным Госстандартом, которые, в частности, предусматривают составление  методики сертификации производства для  каждого предприятия.

 

При сертификации производства оцениваются  четыре блока объектов:

 

-готовая продукция (оценка ее качества в сфере реализации и потребления и анализ причин обнаруженных дефектов);

-технологическая система (технологические процессы, состояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, установка);

-техническое обслуживание и ремонт (техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов);

-система технического контроля и испытаний (входной контроль, операционный контроль, приемочный контроль; типовые, квалификационные и периодические испытания).

 

Процесс подготовки к сертификации производства, как  показывает российская практика, положительно сказывается на деятельности предприятия. Например, повышается технологическая  дисциплина; значительно усиливается  связь с потребителями; разрабатываются  количественные и качественные критерии стабильности производства; четко выявляются те звенья технологического процесса, которые непосредственно влияют на характеристики продукции, подлежащие обязательной сертификации, и др.

 

Процедура сертификации производства состоит  из следующих последовательных действий:

  • Подачи заявки на сертификацию производства;
  • принятия решения по заявке;
  • составления методики сертификации производства;
  • оценки производства;
  • анализа полученных результатов и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) сертификата соответствия на производство;
  • осуществления инспекционного контроля за сертифицированным производством;
  • корректирующих мероприятий при нарушении соответствия производства установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

 

 

В системе  ГОСТ Р схемы сертификации — это определенный порядок действий, соответствии с которым проводится процедура сертификации качества продукции.

 Конечно  же выбор схемы оговаривается с заявителем, т.к. сертификация продукции проводится в первую очередь по инициативе производителя или импортера продукции. Сертификаты оформляются на контракт, на партию или на серийный выпуск. Теперь немного подробнее о тех схемах, которые установлены законодательством.

 

  Схема сертификации 1 - проводится испытание в аккредитованной испытательной лаборатории изделия, то есть, типового образца. Данная схема применяется для изделий сложной конструкции.

 Схема сертификации 1 предназначена для ограниченного объема выпуска отечественной продукции и поставляемой по контракту импортируемой продукции. Схема 1а включает дополнение к схеме 1 — это анализ состояния производства.

  Схема сертификации 2 - проводится испытание образцов продукции, после чего заявитель уже может оформить сертификат соответствия.

 В данной  схеме сертификации предусмотрен  инспекционный контроль. Для этого  образец продукции отбирается  в торговых организациях, реализующих  данный товар, и подвергается  испытаниям в аккредитованной  испытательной лаборатории. 

 Схема 2а включает дополнение к схеме 2 — анализ состояния производства до выдачи сертификата.

 Схемы сертификации продукции 2 и 2а рекомендуются для импортируемой продукции, поставляемой на постоянной основе.

 Схема сертификации 3 предусматривает испытания образца , но без анализа производства, а после выдачи сертификата - инспекционный контроль путем испытания образца продукции перед отправкой потребителю. Образец испытывается в аккредитованной испытательной лаборатории.

  Схема сертификации За предусматривает обязательное испытание образца продукции и анализ состояния производства, а также инспекционный контроль в такой же форме.

 Схемы сертификации продукции 3 и 3а подходят для продукции, стабильность качества которой соблюдается в течение длительного периода времени.

 Схема сертификации 4 заключается в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с несколько иным инспекционным контролем: образцы для испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца. Модифицированная схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию.

 Данную  схему сертификации используют  в случаях, когда нецелесообразно  не проводить инспекционный контроль.

  Схема сертификации 5 — это испытания образца продукции, анализ производства путем подтверждения соответствия системы обеспечения качества или самого производства, а также проведение инспекционного контроля: испытание образцов продукции, отобранных у продавца и у изготовителя, и в дополнение проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.

Схема сертификации 6 заключается в контроле на предприятии системы качества, но если сертификат системы качества предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию.

 Это обычно  установлено в правилах системы  сертификации однородной продукции.

 Схема сертификации 7 подразумевает обязательное проведений испытаний. Это значит, что в партии продукции, отбирается образец по установленным правилам, который проходит испытания в аккредитованной лаборатории с последующей процедурой выдачи сертификата соответствия. Инспекционный контроль не предусмотрен.

 Схема сертификации 8 - проведение испытания каждого образца продукции, изготовленного предприятием, в аккредитованной испытательной лаборатории и выдача сертификата соответствия в случае положительных результатов испытаний.

 Схемы сертификации 9-10а, которые опираются на заявление изготовителя с последующим инспекционным контролем продукции. Данные схемы подходят для партии товаров, выпускаемых малыми партиями.

 Схема сертификации 9 предназначена для продукции, выпускаемой непостоянно. Это может быть продукция отечественного производства.

 Схемы сертификации 10 и 10а применяются для оценки качества продукции, производимой ограниченными партиями, но в течение продолжительного периода времени.

 

 

Литература

 

 

 

1) Мазур И.И. ,  Шапиро В.Д. учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Управление качеством"

2) Управление качеством. Учебник для студентов вузов. Гриф МО РФ. 4-е изд., перераб. и доп.

3) www.iso9001.ru/st_3


Информация о работе Сертификация