Правовое положение несовершеннолетних в сфере жилищных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

В правовой науке разработана теория юридических фактов - обстоятельств, с которыми норма права связывает движение правоотношения: его возникновение, развитие и прекращение. Юридический факт - это реакция той или иной правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе.
Практический смысл и научная ценность теории юридических фактов заключается в том, что она изучает один из аспектов фактической обоснованности правового регулирования. Система юридических фактов, четко очерченных в законодательстве и достоверно установленных, - одна из важнейших гарантий законности в стране.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Понятие юридического факта…………………………………………..5
1.1. Признаки юридического факта………………………………………6
1.2. Функции юридических фактов……………………………………….9
2. Классификация юридических фактов………………………………….9
2.1 Юридические факты-события и действия……………………………11
2.2 Правомерные и неправомерные действия…………………………...13
2.3. Иные классификации юридических фактов…………………………17
2.4 Юридические факты-состояния………………………………………19
2.5 Презумпции и фикции…………………………………………………19
3. Дефектность юридических фактов…………………………………….20
4.. Фактический состав……………………………………………………22
5. Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов……24
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая оригинал.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

    2.Фальсификация  же фактов может быть двух  видов: искусственная фабрикация (например, имитация или симуляция  болезни для того, чтобы получить  дополнительные права или освободиться от некоторых обязанностей) и создание фиктивных доказательств (поддельные документы). Фальсификация юридических фактов является грубым нарушением правовых норм, за которое иногда предусмотрена уголовная ответственность, а в большинстве случаев такие факты просто признаются недействительными. 
 
 

    4.Фактический состав

    Фактический состав—это система юридических  фактов, необходимая для наступления юридических последствий. Он представляет собой комплекс разнородных, самостоятельных жизненных обстоятельств, каждое из которых может иметь значение особого юридического факта.

    Фактический состав необходим для возникновения  и развития правоотношений в различных  областях. Так, для возникновения  права на получение пенсии в определенном размере необходимо выполнение нескольких условий: достижение соответствующего возраста, стаж работы, определенный размер заработной платы.

    В некоторых случаях, когда признается наличие фактического состава, служащего основанием возникновения правоотношения, один из элементов состава поглощается при возникновении правоотношения и в дальнейшем правоотношение осуществляется в соответствии с другим элементом. Так, при поступлении на работу нового работника трудовые отношения с нанимателем возникают на основании трудового договора и факта прохождения собеседования. Однако, возникнув на основании такого сложного фактического состава, трудовое правоотношение в дальнейшем осуществляется только в соответствии с трудовым договором. Другие акты (направление на работу, выборы по конкурсу) исчерпываются в момент заключения контракта.

    Существование фактических составов объясняется  несколькими факторами. Во-первых, нужно  отметить сложную систему современных  общественных отношений и необходимости  учитывать разнообразных жизненных  обстоятельств. Однако разнородность общественных отношений не главная причина того, что закон нередко связывает наступление правовых последствий с комплексом обстоятельств. Фактические составы в большинстве случаев призваны с юридической стороны определенным образом организовать поведение участников общественных отношений и обеспечить интересы субъектов, их правовую активность на началах строгой законности. Эта обеспечительная функция выражается в том, что наступившая часть фактического состава уже порождает некоторые правовые последствия, которые гарантируют интересы лиц, дают возможность учесть волю субъектов и волю правоприменительных органов.

    Так, само по себе наступление определенного  возраста и наличие стажа еще  не порождают пенсионных правоотношений. Но эти факты дают возможность  субъектам требовать от органов социального обеспечения назначения пенсии. Пенсионные же правоотношения возникают на основе всей совокупности фактов: возраст, стаж, акта компетентного органа о назначении пенсии.

    Таким образом, фактические составы выражают наличие в праве внутренних механизмов, которые на началах законности регулируют движение и динамику правоотношений с учетом правовой активности субъектов. А это подтверждает, что они могут быть отнесены к исконно правовым механизмам, соответствующим природе права и его ценности.

    Виды  фактических составов отражают особенности  факторов, их обусловливающих.

    По  характеру связи элементов различаются  простые, сложные и смешанные  составы.

    1) Простые (“свободные”)—это комплексы  фактов, между которыми существует свободная связь: факты могут накапливаться в любом порядке, важно лишь, чтобы в некоторый момент они оказались вместе. Так, согласно ст. 202 ч. 1 ГК РФ приостановление срока давности наступает в силу таких причин: нахождение одной из сторон в армии, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное обстоятельство, в силу установленного Правительством РФ моратория на исполнение обязательств и др.

    2) Сложные (“связанные”)— это системы  фактов, между которыми существует  последовательность, жесткая зависимость:  факты в составе накапливаются в строго определенном порядке. Здесь элементы состава должны располагаться в строго определенном законом порядке, причем наступившая часть состава открывает более значительные юридические возможности.

    3) Смешанные— это системы фактов, связь между которыми частично свободна, а частично жесткая. Так, при пенсионном обеспечении до определенного момента факты могут накапливаться в любом порядке (неважно, что приобретено раньше стаж или пенсионный возраст), а затем они должны накапливаться уже в строго определенной последовательности (заявление о выдаче пенсии, затем— акт органа социального обеспечения).

    Деление по степени определенности составов различает определенные и бланкетные составы. Определенные— это составы, все элементы которых являются в строгом смысле юридическими фактами, и все они целиком предусмотрены гипотезами норм права.

    Бланкетные (относительно определенные)— это  составы, которые не полностью предусмотрены  в юридических нормах; в нормах указаны лишь фактические предпосылки, а органы юстиции имеют возможность решать конкретные вопросы индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. Следовательно, бланкетные составы характеризуются тем, что они складываются из предпосылок индивидуальных актов и обстоятельства, указанные в норме, порождают последствия только посредством акта юрисдикционного органа. Например, фактический распад семьи приводит к расторжению брака только в совокупности с определением суда о разводе1. 

    По  своему объему фактические составы  подразделяются на завершенные и незавершенные.

    Завершенные—это составы, в которых закончен процесс  накопления юридических составов. Они порождают конечные юридические последствия, т.е. происходит возникновение, развитие и прекращение правоотношений. Моментом, свидетельствующим о завершенности фактического состава, является возникновение субъективного права (обязанности).

    Незавершенные—  это составы, в которых процесс  накопления юридических фактов не закончен. Они могут порождать лишь промежуточные  правовые последствия. Выполнив свою временную миссию, они как бы сходят со сцены, уступая место конечным правовым последствиям, порождаемым фактическим составом в целом.

    Фактический состав следует отличать от группы юридических фактов. Группа—это несколько фактических обстоятельств, каждое из которых вызывает одно и то же последствие. Она не рассматривается юридической наукой как комплексное образование, и ее элементы обычно анализируются по отдельности, в качестве изолированных юридических фактов. Каждый элемент группы фактов влечет одно и то же правовое последствие, причем все элементы обычно закреплены в одном и том же нормативном акте. 

    5.Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов

    Юридические факты не могут существовать в  неоформленном виде, т.к. социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законодательством. Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками. Например, в области семейного права удостоверением пенсионных отношений занимаются органы ВТЭК, органы ЗАГС, военкоматы, архивы.

    В науке еще недостаточно разработан вопрос о системе фиксации и удостоверения фактов. Эта система включает в себя, во-первых, органы и организации, уполномоченные фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, внесение записей в личное дело); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельства, копии, выписки).

    В фактофиксирующей деятельности необходимо различать деятельность общего и специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их дальнейшего использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа, возраста, образования, семейного положения). Результаты этого вида деятельности могут использоваться в самых различных правоотношениях. Специальная деятельность по фиксации фактов ведется компетентными органами по конкретному делу и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно этого дела. Ее результаты, выраженные в специальном акте (приговор, решение, постановление), приобретают общее юридическое значение и могут использоваться для разрешения иных юридических дел.

    В качестве субъектов фактофиксирующей деятельности выделяют судебные органы и органы государственного арбитража, специальные государственные органы (ВТЭК, нотариальные конторы, архивы) и иные органы государства, которые занимаются фиксацией фактов наряду с управленческой деятельностью в пределах своей компетенции (домоуправления, главные врачи больниц).

    Установление  и доказывание фактов— одна из традиционных проблем юридической науки и относительно новый вопрос в теории государства и права. Не требуется доказывать очевидные факты, например, что пешеход движется медленнее самолета, однако многие факты не очевидны и нуждаются в доказывании. Доказывание—это регулируемый юридическими нормами процесс, имеющий своей целью установить истину по делу, с тем, чтобы закон был применен правильно.

    Юридические факты устанавливаются посредством  доказательств. Доказательствами признаются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.

    Юридическими  фактами, как известно, могут быть и явления прошлого (совершенные правонарушения), и обстоятельства настоящего (возраст, стаж), поэтому в правоприменительном процессе о юридических фактах судят на основании других социальных обстоятельств, называемых доказательственными фактами. Они представляют собой явления действительности, на которых отразились те или иные следы, позволяющие судить о наличии или отсутствии устанавливаемых юридических фактов.

    Завершающим этапом процесса доказывания фактов является их оценка. Оценочность пронизывает весь процесс с самых его первых этапов: производится оценка фактов, документов, версий. Причем наибольшую трудность представляет оценка достаточности доказательств.

            Ключевым моментом этого вида преобразований является юридическая оценка фактических обстоятельств и их квалификация. Она имеет организующее значение, управляет процессом собирания доказательств. Содержание квалификации— сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в правовой норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом и официально приобретает такое качество. Ошибка в оценке означает приписывание фактам несвойственного им значения, что, соответственно, влечет принятие незаконного решения. Поэтому дальнейшее изучение этой темы, необходимо не столько с теоретической, сколько с практической точки зрения. 

    Заключение

   Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить, что в работе рассмотрены далеко не все проблемы теории юридических фактов в силу недостаточного исследования этой обширной темы. Но даже рассмотренные аспекты теории наглядно демонстрируют разнообразие юридических фактов и важность этого раздела теории государства и права для принятия конкретных решений в процессе правоприменительной деятельности.

    Таким образом, юридические факты проявляются  в определенном пространстве и времени, действуют и влияют на определенный круг лиц. Юридические факты, являются зеркальным отображением состояния общественных отношений, в качестве юридически значимых выступают лишь те из них, которые затрагивают права и интересы общества, государства, социальных коллективов, личности, наций и этнических групп. Факты, не имеющие социальной значимости, не влекут за собой юридических последствий.

    Юридические факты - разновидность социальных фактов, каждый из которых - не случайное изолированное явление, а результат жизнедеятельности социума, закрепленный конкретной правовой нормой. И функцией правоприменительного органа является установление объективно существующих фактов, а не создание их в правовой норме. При этом установление одних и тех же обстоятельств должно приводить к тождественным результатам вне зависимости от круга лиц и средств, устанавливающих, закрепляющих, доказывающих данный факт.

Информация о работе Правовое положение несовершеннолетних в сфере жилищных правоотношений