Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:22, реферат
Прошло несколько тысяч лет, и теперешний век, ознаменовавшийся не только накоплением колоссального объема знаний, но и тем, с какой скоростью можно получать и передавать эти знания в различные уголки планеты, требует от нас "информационного порядка". Собственно поэтому и возникла такая отрасль управленческой деятельности, занимающаяся фиксированием и обработкой информации. Это очень тяжелый, воистину титанический труд, требующий большого внимания и выдержки...
Введение 2
Делопроизводство в Древнерусском государстве 2
Приказное делопроизводство XV—XVII вв. 6
Система коллежского делопроизводства 13
Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв. 22
История управления и делопроизводства в 1917—1941 гг. 32
История управления и делопроизводства в 1945—1990 гг. 41
Список используемой литературы 45
После
изложения общих принципов
Важным
этапом в развитии проблем делопроизводства
можно считать подготовленный ИТУ
проект "Общих правил документации
и документооборота" (издан в 1931
г.). В нем аккумулирован передовой
практический опыт, накопленный к
этому времени различными ведомствами
и организациями, обобщены исследования
отечественных и зарубежных ученых.
Предполагалось ввести "Общие правила"
в качестве типовых и единых для
всех учреждений. Основным исполнительным
органом по реализации всех делопроизводственных
операций, по замыслу авторов, должен
был стать секретариат. В "Правилах"
определялись функции работников секретариата,
их обязанности и содержание работ.
Изложение материала в "Правилах"
можно сравнить с содержанием
современных обучающих
Разработанные составителями "Правил" признаки группировки дел (корреспондентский, предметно-вопросный, номинальный, географический и хронологический) актуальны в делопроизводстве и сейчас. В "Правилах" последовательно и полно представлена вся технология выполнения операций, включая подготовку дел к сдаче в архив и их архивное хранение. Вполне уместно, учитывая высокий научный уровень исполнения "Правил", их общегосударственную значимость, сравнение этого документа с Единой государственной системой делопроизводства (ЕГСД). К сожалению, "Правила" не были доработаны по отзывам учреждений и окончательно не утверждены. ИТУ ликвидировали в апреле 1932 г.
При
всем разнообразии видов и форм документов,
реально циркулирующих в
В
20-е гг. развивались и системы
специальной документации. С учетом
полного доминирования
Статистическая документация - важный и эффективный инструмент в управлении хозяйством. Уже в июле 1918 г. были сформированы центральные (ЦСУ) и местные органы статистики, которые проводили обследования по состоянию и перспективам развития советской экономики. В это время шла интенсивная работа по организации текущей статистики промышленности, форме периодичной отчетности по специальным бланкам. В декабре 1926 г. проведена первая Всесоюзная перепись населения. В качестве документальной основы использовались личные, посемейные и нехозяйственные бланки. Статистическая документация была единообразной по форме и включаемым показателям.
Бухгалтерская документация, отражая и фиксируя движение финансовых средств, уже в силу своей специфики должна быть унифицирована в большей мере, чем другие системы. Эта задача, в основном, и решалась исследователями. При рационализации объемных массивов бухгалтерской документации широко использовался опыт царской России, западноевропейских стран. Правильная организация учета на всех уровнях управления, совершенствование учетных форм документации - таковы актуальные вопросы развития бухгалтерского учета и его документирования в рассматриваемый период.
В
30-е гг. формируется и укрепляется
жесткая, централизованная административно-командная
система управления, исключающая
возможность рассмотрения альтернативных
подходов к организации государственного
делопроизводства. В результате рушатся
структуры, занимавшиеся исследованиями
вопросов НОТ и делопроизводства;
ликвидируются практически все
крупные научно-
Конституция 1936 г. существенно изменила политическую систему, иерархию и полномочия высших органов власти. Верховный Совет СССР стал высшим и единственным законодательным органом, таких прав лишились Съезд Советов СССР, ЦИК СССР и его Президиум, СНК СССР. Установилась жесткая система полномочий в издании определенных видов документов для каждой иерархической структуры. Указанные нововведения упростили и упорядочили процессы документирования в высших эшелонах власти.
Значительное сокращение масштабов исследований в области управления и делопроизводства не означает, что в 30-е гг. работы в этой сфере прекратились. Усилия ученых и практиков реализовались в деятельности только отдельных крупных ведомств, где издавались отраслевые, нормативные и методические материалы: инструкции по ведению делопроизводства, указания, правила и т. п. В этот период проводились исследования по стандартизации и унификации специальных систем документирования.
Определенные успехи были достигнуты в рационализации бухгалтерской и кадровой документации, предпринимались неоднократные попытки властных структур изменить к лучшему работу с заявлениями, жалобами и письмами трудящихся. Отсутствие единого методического центра по координированию работы учреждений в области управления и делопроизводства, разнобой в деятельности ведомств и организаций в вопросах документирования поставили на повестку дня проблему концентрации в общегосударственном масштабе научных сил и их организационного оформления. В 1941 г. собирается Первое межотраслевое совещание по оргтехнике. В проекте программы, выдвинутой участниками совещания, нашли широкое отражение следующие вопросы документационного обеспечения управления:
-
создание организационно-
-
разработка нормативной базы
деятельности служб
-
механизация труда "
-
проведение унификации и
- установление единой системы подготовки и переподготовки работников делопроизводства;
-
создание всесоюзного научно-
Однако
практической реализации выдвинутой программы
помешала начавшаяся Великая отечественная
война.
История управления и делопроизводства в 1945-1990 гг.
Тяжелое
состояние разрушенной войной экономики
и проблемы восстановления народного
хозяйства после окончания
Негативная
оценка базируется, прежде всего, на сопоставлении
достижений мировой науки и практики
по управлению и развитию информационных
технологий в этой области. Особенно
остро и зримо отставание нашей
страны выявилось в 80-90-е гг., когда
теоретические разработки в области
кибернетики, математических методов
управления, информатики и технической
элементной базы привели к широкой
информатизации общественно-политической
и экономической жизни
Это отнюдь не умаляет достижений отечественной науки в области управления, НОТ, документоведения, в разработке комплекса теоретических и прикладных проблем - создание системы стандартов по документации, Единой государственной системы документации (ЕГСД), общесоюзных классификаторов, унифицированных систем документации, совершенствование специальных систем документации, рекомендации НИИ труда по нормированию и оптимизации деятельности управленческих работников.
В
июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное
совещание по вопросам механизации
труда инженерно-технических
Бесспорно,
решения этого совещания
ГАУ стало правомочно контролировать постановку документальной части делопроизводства учреждений, организаций и предприятий. В 1963 г. ГАУ изданы "Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР", которые на протяжении многих лет служили руководством для служб документации и архивов и способствовали упорядочению их деятельности.
На
долгом и тернистом пути подготовки
Государственной системы
В 1966 г. в рамках Архивной службы учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому поручалось завершить разработку данного документа. В 1967 г. ВНИИДАД разработал только методическую программу исследований. В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД, в подготовке которого приняли участие НИИтруда, ВНИИоргтехники, Институт государства и права Академии наук СССР, ВНИИстандартизации.
После обсуждения и доработки в сентябре 1973 г. "Основные положения ЕГСД" одобрил Госкомитет СМ СССР по науке и технике и рекомендовал их министерствам, ведомствам и организациям для использования, но только как положения, не имеющие официального статуса. Авторы ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную технологию выполнения управленческих операций и их документирования. ЕГСД носила комплексный характер, т.е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. Реализация ее положений повысила общую культуру управления и качество принимаемых решений, позволила оптимизировать структуру и штатную численность управленческого аппарата.
Информация о работе История развития делопроизводства в Росии