Искусство речи в суде

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Ораторское искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Принципиально новым по содержанию оно стало, при реализации состязательности процесса. Знаменитые российские и современные судебные ораторы всегда высоко ценили возможность публичных выступлений и подчеркивали важность личного воздействия на аудиторию. Они были великолепными ораторами, владевшими такими сторонами ораторского искусства, как научность, убедительность, эмоциональность, полемичность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Выдающиеся ораторы судебного красноречия ………………………….5
2. Из истории судебного красноречия…………………………………….....9
3. Судебное красноречие России ……………………………………………14
4. Композиция судебной речи…………………………………………….....17
Заключение…………………………………………………………………....21
Библиографический список литературы……………………………………23

Файлы: 1 файл

деловой язык юриста.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

            Санкт-Петербургский Университет

                        Управления и Экономики  

                       Юридический факультет

 

 

 

 

                             Контрольная  работа

                                 по  дисциплине 

                         Деловой язык юриста

               Тема: Искусство речи в суде

 

                                 

                                       Выполнил студент 473-5/3-2 группы

                                      3 курса заочного отделения

                                     Скиба Артур Александрович

                                      ____________________________

                                     Проверил____________________

 

                                                   

                               г.Санкт-Петербург

                                          2012  г

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Выдающиеся ораторы  судебного красноречия  ………………………….5

2. Из истории судебного красноречия…………………………………….....9

3. Судебное красноречие России  ……………………………………………14

4. Композиция судебной  речи…………………………………………….....17

Заключение…………………………………………………………………....21

Библиографический список литературы……………………………………23

 

 

                                                     Введение

 

Ораторское искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Принципиально новым по содержанию оно стало, при реализации состязательности процесса. Знаменитые российские и современные судебные ораторы всегда высоко ценили возможность публичных выступлений и подчеркивали важность личного воздействия на аудиторию. Они были великолепными ораторами, владевшими такими сторонами ораторского искусства, как научность, убедительность, эмоциональность, полемичность.

Сила и воздействие речей  судебных ораторов зависели не только от их правдивости, идейности, научности, но и от характера языка, стиля, особенностей построения речи, мастерского применения ораторских приемов.

Судебное красноречие объединяет следующие виды речи: прокурорскую (обвинительную); общественно (обвинительную речь); адвокатскую (защитительную); общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого. Цели судебного красноречия: оказать воздействие на суд; способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале граждан.

Выдающиеся ораторы судебного  красноречия: П.А. Александров, С.А. Андреевский, К.К. Арсеньев, В.Н. Герард, А.В. Лохвицкий, П.Г. Миронов, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, Е.И. Утин, А.И. Языков, А.Ф.Кони.

В наш век, когда быстрыми темпами  развиваются средства массовой информации, публичная (ораторская) речь, непосредственно обращенная к живой аудитории, продолжает играть большую роль в общественной жизни.

Особое значение приобретает речь юристов, выступающих в суде. Среди многочисленных и разнообразных средств борьбы с нарушениями законности определенное и немаловажное значение имеет речь в суде.

Владение ораторским искусством имеет  особо важное значение в деятельности юристов. Произнесение речей в судах  — необходимая часть работы прокуроров и адвокатов, представителей сторон, поэтому повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повышением общей и юридической культуры судебных речей. Юрист должен произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т. е. уметь убеждать. Юристу необходимо быть хорошим оратором. Это является одним из его главных профессиональных качеств. Судебное красноречие не утрачивает своего общественного значения, в судебных залах по-прежнему формируется общественное мнение, судебная трибуна остается политической трибуной, и об этом всегда необходимо помнить судебным ораторам.

 

1. Выдающиеся русские ораторы судебного красноречия

 

Анатолий Федорович  Кони (1844-1927) - выдающийся российский юрист. Внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды, где рассматриваются вопросы юридической психологии, качественно отличаются от трудов других авторов тем, что обобщив свой громадный опыт, он подходит к оценке каждого явления с точки зрения его применимости в практической деятельности юриста. Больше всего внимания А.Ф. Кони уделял психологии судебной деятельности, психологии свидетелей, потерпевших и их показаниям.

А.Ф. Кони принадлежит, несомненно, особое место в разработке русского типа обвинителя и вообще образа русского оратора, в соответствии с требованиями отечественного речевого идеала, Так, его отдельная работа («Советы лекторам») посвящена рассмотрению образа русского оратора вообще, а также анализу основных речевых приемов и способов воздействия на русскую аудиторию.

В ряде теоретических работ («Нравственные начала в уголовном процессе», «Приемы и задачи прокуратуры» и др.), исследуя проблемы нравственности судебного процесса, идею гуманного суда «по справедливости», «по совести», который более всего соответствует русскому национальному характеру, автор большое внимание уделяет характеристике образа русского судебного оратора, призванного реализовывать в практике судебных выступлений идеи гуманности и человеколюбия.

Он неоднократно подчеркивает необходимость  учитывать особенности «русского народного характера», «добрые душевные свойства русского человека», называет такие черты слагающегося русского типа обвинителя, как «спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая и возбуждению страстей, и искажению данных дела, отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде, простоту языка, свободного от вычурности или от громких и «жалких» слов…». В судебных выступлениях А.Ф. Кони на практике реализует названные им черты русского типа обвинителя.

Судебный оратор А.Ф. Кони в аспекте  концептов русской культуры предстает  как высоконравственная личность, которая  сверяет все свои поступки, свое поведение и поведение окружающих с совестью. Как судья и человек, для которого особый возвышенный смысл творимого дела заключается в задаче разбудить совесть в человеке виновном и установить справедливость на суде на основе отвлеченной правды закона юридического и настоящей правды жизни. В целом А.Ф. Кони представляет собой русскую языковую личность, в которой ярко проявляются доминантные черты национального характера: религиозность; всемирная отзывчивость (человеколюбие и совестливость, доброта, терпение, неприятие равнодушия и беспринципности); оптимизм, проявляющийся в вере в способности человека, в его опыт, мастерство и умение преодолевать жизненные трудности.

А.Ф. Кони обладал богатым словарным  запасом, совершенным знанием языка, тонким языковым чутьем. Его судебные выступления демонстрируют умение целенаправленно использовать в процессе общения все лексические ресурсы национального языка, то есть осуществлять такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в ситуации судебной речи позволяют обеспечить максимальную эффективность коммуникации.

Плевако Федор Никифорович - известный адвокат родился в 1843 г.; окончил курс на юридическом факультете Московского университета.

Состоял в Москве кандидатом на судебные должности. В 1870 г. Плевако поступил в сословие присяжных поверенных округа московской судебной палаты. Адвокатская деятельность Плевако прошла в Москве, которая наложила на него свой отпечаток. И звон колоколов в московских храмах, и религиозное настроение московского населения, и богатое событиями прошлое Москвы, и нынешние ее обычаи находят отклик в судебных речах Плевако. Они изобилуют текстами Святого писания и ссылками на учение святых отцов. Природа наделила Плевако чудесным даром слова. Нет в России оратора более своеобразного. Первые судебные речи Плевако сразу обнаружили огромный ораторский талант.

В процессе полковника Кострубо-Корицкого, слушавшемся в рязанском окружном суде (1871), противником Плевако выступил присяжный поверенный князь А.И. Урусов, страстная речь которого взволновала слушателей. Плевако предстояло изгладить неблагоприятное для подсудимого впечатление. Резким нападкам он противопоставил обоснованные возражения, спокойствие тона и строгий анализ улик. Во всем блеске и самобытной силе сказалось ораторское дарование Плевако в деле игуменьи Митрофании, обвинявшейся в московском окружном суде (1874) в подлогах, мошенничестве и присвоении чужого имущества. В этом процессе Плевако выступил гражданским истцом, обличая лицемерие, честолюбие, преступные наклонности под монашеской рясой. Обращает на себя также внимание речь Плевако по слушавшемуся в том же суде, в 1880 г., делу 19-летней девушки, Качки, обвинявшейся в убийстве студента Байрошевского, с которым она находилась в любовной связи.1

Плевако выступал нередко в делах  о фабричных беспорядках и  в речах своих в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истреблении фабричного имущества, будил чувство сострадания к несчастным людям, "обессиленным физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, в противоположность нам, баловням судьбы, воспитываемым с пеленок в понятии добра и в полном достатке". В своих судебных речах Плевако избегает эксцессов, полемизирует с тактом, требуя и от противников "равноправия в борьбе и битве на равном оружии".

Будучи оратором-импровизатором, полагаясь  на силу вдохновения, Плевако произносил наряду с великолепными речами и относительно слабые. Иногда в одном и том же процессе одна речь его была сильна, другая - слаба (например, по делу Меранвиля). В молодые годы Плевако занимался и научными работами: в 1874 г. он перевел на русский язык и издал курс римского гражданского права Пухты.

Скончался Ф.Плевако 5 января 1909 года в Москве. На памятнике его могилы высечено: "Не с ненавистью, а с любовью судите".

Владимир Данилович Спасович (1829-1906) - выпускник, а впоследствии - профессор юридического факультета Санкт-Петербургского университета, крупный русский юрист, выдающийся судебный оратор. Его перу принадлежат многочисленные труды по цивилистике, международному, уголовному праву и процессу. Лекции, прочитанные и опубликованные В.Д. Спасовичем, - образец публицистики, свидетельствующий о широкой эрудиции и общей высокой культуре их автора.

В.Д. Спасович известен также как  глубокий знаток психологии и психиатрии в их приложении к судопроизводству, он являлся членом психиатрического общества при Императорской военно-медицинской академии.

Особое внимание он уделял исследованию процесса доказывания. В публичных  лекциях «О теории судебно-уголовных  доказательств», прочитанных им в 1860 году, содержатся положения, по сей  день не теряющие своей актуальности для криминалистов. Здесь автор также уделил немалое внимание деятельности и организации суда присяжных в России.

В.Д. Спасович являл собой образец  и пример для лиц, решивших посвятить  себя адвокатской деятельности. Его  живая речь, основанная на глубоком знании материалов дела и блестящей правовой эрудиции, была простой и доходчивой, всегда производила впечатление на присяжных и привлекала к себе особое внимание.

 

 

 

 

2. Из истории судебного красноречия

 

Судебное публичное говорение - одно из самых древних и самых почитаемых на земле занятий, один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, страна, народ вносят свои изменения в него. Судебное красноречие — один из древнейших видов ораторского искусства, его появление связано с потребностями общественного развития. С возникновением государства правосудие становится одной из привилегий верховной власти и отождествляется с высшей справедливостью. Судебное разрешение споров - одна из форм реализации властных полномочий, причем каждая эпоха вносит свой вклад в развитие этой формы.

Местом рождения судебного красноречия  является Древняя Греция.

Из государств древнего мира особенное  значение для истории судебного красноречия имеют Афины и Рим. В Афинах судебное красноречие достигло высокой степени развития благодаря свободному политическому устройству и существованию народных судов (гелиасты). Первоначально судебные ораторы (логографы) только приготовляли речи, а произносить их должны были стороны, так как по законам Солона каждый афинянин должен был сам защищать свое дело.

Постепенно этот порядок был  оставлен, и судебные ораторы получили право выступать в суде лично, сначала в качестве друзей тяжущегося. Замечательнейшие из афинских судебных ораторов - Лизий (лучший логограф), Исей, Ликург, Гиперид, Эсхин; последний в разгар своей славы являлся соперником Демосфена, величайшего оратора древнего мира, политические речи которого заслоняет собою несколько его судебные речи.

Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 гг.). Предметом  своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов Элиннов (греков) и никогда не менял своих убеждений.

Демосфен постоянно сталкивался  с Эсхином, который вел против него известный процесс о венке (отвергая право Демосфена на эту  награду за услуги государству); по поводу этого процесса написана одна из лучших речей Демосфена, одержавшего решительную победу.

В Риме расцвет судебного красноречия, как и политического, совпадает с последним периодом республики и кончается вместе с нею.

Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший. Историк и агроном, полководец и государственный деятель он был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах предельная содержательность.

Знаменитым судебным оратором этого  периода был адвокат - Гай Скрибоний Курион. Судебные речи Марка Антония имели политический характер. Главное оружие в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.

Речи Катона, Красса, Гортензия  свидетельствуют о блеске римского красноречия; наиболее полное выражение оно получило в речах Цицерона, в течение многих веков остававшегося величайшим авторитетом в области ораторского искусства. Одаренный от природы Цицерон придавал большое значение труду, изучал мастерство греческих и римских ораторов.

Одним из самых важных условий успеха он считал убежденность самого оратора и стремление убедить суд. Для этого необходимо знание, потому что знание дает содержание красноречию, материал для выражения.

Судебные речи греческих и римских  ораторов заслуживают изучения, как  по изяществу внешней формы, так  и по богатству содержания. В них  дается образцовое изложение дела, доказательства подвергаются всесторонней оценке, употребляются все известные ораторские средства, служащие для того, чтобы повлиять на судей.

Информация о работе Искусство речи в суде