Искусство речи в суде

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Ораторское искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Принципиально новым по содержанию оно стало, при реализации состязательности процесса. Знаменитые российские и современные судебные ораторы всегда высоко ценили возможность публичных выступлений и подчеркивали важность личного воздействия на аудиторию. Они были великолепными ораторами, владевшими такими сторонами ораторского искусства, как научность, убедительность, эмоциональность, полемичность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Выдающиеся ораторы судебного красноречия ………………………….5
2. Из истории судебного красноречия…………………………………….....9
3. Судебное красноречие России ……………………………………………14
4. Композиция судебной речи…………………………………………….....17
Заключение…………………………………………………………………....21
Библиографический список литературы……………………………………23

Файлы: 1 файл

деловой язык юриста.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Доказательства составляют чрезвычайно важный отдел судебной речи; в иных случаях она может состоять только из этого отдела с прибавкой нескольких вступительных или заключительных фраз. Оратор должен для убеждения суда достигнуть своею речью, так называемой процессуальной достоверности, исключающей разумные основания для сомнения в правильности выводов.

Если такое сомнение не устранено, судебная речь не достигла цели. Бремя доказательств в процессе лежит на обвинении; поэтому в защитительной речи можно ограничиться опровержением доводов противника. Доказательства должны располагаться так, чтобы слабые не заслоняли сильных; лучше, поэтому избегать нагромождения доводов или, по крайней мере, указывать, какие из них имеют главное, какие - второстепенное значение.

Достоинство судебного состязания требует также, чтобы противник  не пользовался неловкостью оппонента  в ущерб истине и против своего убеждения. Расположение доказательств  в судебных речах определяется особенностями данного дела; общепринятое правило, установленное Цицероном и Квинтилианом, - не начинать со слабых доказательств, приберегая их к концу, когда на судей уже произведено должное впечатление; наоборот, при опровержении доводов противника считается выгодным начинать с его самых слабых доказательств. Если речь длинна, считается полезным в конце кратко резюмировать приведенные доказательства и восстановить в памяти судей ход аргументации.

Заключение судебных речей служит для выражения окончательных требований и выводов оратора: здесь подводятся итоги сказанному, наносятся последние удары противнику, оратор в последний раз старается укрепить в сознании судей поддерживаемые им положения.

Заключение бывает нужно только в больших судебных речах, но и в таком случае оно должно отличаться краткостью, так как иначе судьи могут не уловить главного вывода и требования. Заключение часто произносится в повышенном тоне: настроение оратора естественно достигает наибольшего подъема в решительный момент судебного состязания, он делает последнее усилие убедить судей в правильности своих взглядов и воздействовать на их чувство, для чего и прибегает к такому сильному средству, как пафос.4

 

 

 

 

     Заключение

 

В результате проведённого исследования по теме: «Судебные ораторы Франции XIX века» можно сделать ряд выводов:

Русское судебное красноречие, испытавшее в период своего становления известное влияние других традиций, но не потерявшее своей самобытной культуры, заслуженно может считаться самостоятельной теорией судебного красноречия, оно есть важная и неотделимая составляющая языка в целом, ставящее своей задачей глубокое, осмысленное, разностороннее и разноуровневое познание русского языка.

Судебное ораторское искусство  — одно из древнейших. Речи прокурора и адвоката, как правило, противостоят друг другу, зачастую носят полемический характер. С разных сторон оценивая и освещая все доказательства и обстоятельства по делу, эти речи влияют на выводы суда, на его решение.

Для того чтобы профессиональные юристы выступали с содержательными судебными речами, им следует отлично знать материалы дела, право, психологию, педагогику, этику, логику, быть высококультурными людьми.

Талантливый оратор должен творчески  отнестись к правилам и характеру  речи, учитывая время и место ее произнесения, состав и настроение аудитории. Истинный оратор всегда знает, когда надо строго следовать правилам, а когда можно их и нарушить. Работа над речью, ее произнесение — в высшей степени творческий акт.

Судебные речи имеют важное значение в обеспечении конституционного принципа гласности судопроизводства, который осуществляется судом в целях воспитания граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и иных законов, уважения правил морали.

Судебная речь - одна из самых ответственных  из всех речей. Ведь за выступлением судебного оратора часто стоит не просто судьба, но сама жизнь человека. Поэтому основная цель выступления оратора - юриста - воздействовать на суд, на присяжных заседателей, на аудиторию путем раскрытия новых фактов, расстановки соответствующих акцентов и - главное - за счет обращения к воображению и эмоциям слушателей.

Успех выступления судебного оратора  определяется целенаправленным, настойчивым стремлением совершенствовать себя, учиться искусно, владеть словом, так как речевая культура является обязательным элементом культуры судебного процесса.

Анализ практики произнесения речей  прокурорами и адвокатами позволяет  установить, что на качество судебных речей влияют: убежденность оратора, его общая эрудиция и профессиональное мастерство; умение публично говорить; подготовка к речи.

Основу целостности судебного  выступления составляют предметно-структурное  содержание и логическая структура. Для судебной речи характерно трехчастное  деление: выступление – основная часть- заключение. Помимо этого, логика рассуждения осуществляется от констатации - к опровержению и доказательству.

Судебная речь, обладающая всеми  названными качествами, воспринимается как воздействующая, так как экспрессивно произнесенная судебным оратором речь подчиняет судей и аудиторию своей воздействующей силой, кроме того, экспрессивность усиливает точность и ясность мысли, эмоциональность речи.

Судебные речи таких “мастеров  слова”, как К.К. Арсеньев, Н.П. Карабичевский, Ф.Н. Плевако, Н.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, являясь образцами для юристов, в то же время могут служить образцовыми текстами, на основе которых следует учить аргументированности, логичности, доказательности, “боевитости” (но не агрессивности) не только будущих юристов, но и, конечно, будущих специалистов в других областях, чья профессиональная деятельность требует умений создавать речевые высказывания, отличающиеся перечисленными выше качествами.

 

Список использованных источников

 

  1. Культура судебной речи. Уч. пособие / Ивакина Н.Н. - М.: БЕК, 1995 - 334 с.
  2. Нашумевшие уголовные процессы (Аудиокнига) /Ф. Н. Плевако. -М.: «Ардис-Консалт», 2006.
  3. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие / Ивакина Н.Н. - М.: Юристъ, 2006. - 384 c.
  4. Основы судебного красноречия: учебное пособие / Петров О.В. - М.: Издательство «Проспект», 2007. – 208 с.
  5. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие/ Ивакина Н.Н. - М.: БЕК, 1997. -348 с.
  6. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учебное пособие/ Корнилова Е.Н. — М.: Изд-во УРАО, 1998.- 234с.
  7. Риторика: Курс лекций / З.В. Баишева. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2000. - 119с.
  8. Самоучитель красноречия / Александров Д.Н. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. -304 с.
  9. Слово в речи юриста (на материале судебных выступлений А.Ф. Кони) / З.В. Баишева // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург: ОГУ, 2004. - №9. - С.10-14
  10. Судебное красноречие русских юристов прошлого / Сост. Костанов Ю.А.- М.: МГП Фемида, 1992. -286 с.
  11. Судебное красноречие. Учебно-методический комплекс / Афанасович В.Е. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. – 39с.
  12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - М., 2000. –1023с.

1 Плевако Ф. Н.. Нашумевшие уголовные процессы (Аудиокнига). -М.: «Ардис-Консалт», 2006

2 Петров О.В. Основы судебного красноречия: учебное пособие. - М.: Издательство «Проспект», 2007.-С. 45-48

3 Судебное красноречие русских юристов прошлого /Сост. Костанов Ю.А. - М.: МГП Фемида, 1992- С. 189.

4 Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие / Ивакина Н.Н. - М.: Юристъ, 2006.


Информация о работе Искусство речи в суде