Автор: Надежда Л., 28 Сентября 2010 в 16:43, курсовая работа
Виды кредитов, предоставляемых российскими банками, немногочислены в связи с нестабильностью экономической ситуации в стране, неразвитостью банковской системы, отсутствием опыта. В таблице 1 приведена наиболее общая классификация кредитов, предоставляемых российскими банками в разрезе таких признаков, как срок кредита, валюта кредита, наличие обеспечения, субъект кредитования, целевой признак.
Виды кредитов, предоставляемых коммерческими банками
Методы кредитования и виды ссудных счетов
Последовательные этапы процесса кредитования.........
Законодательством
предусмотрено разнообразие видов
залога, в том числе с оставлением
заложенного имущества
Одним из способов защиты от риска является страхование. Страхование осуществляется на добровольной основе в двух формах:
-
страхование ответственности
- страхование риска непогашения кредита.
Но
для российской банковской практики
эта форма обеспечения
Уступка (цессия) - это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую задолженность) кредитору (банку) в качестве обеспечения возврата кредита. По существу она означает выдачу кредита под дебиторскую задолженность заемщика. Большое значение для банка приобретает платежеспособность партнеров заемщика, качество дебиторской задолженности, репутация дебиторов. В практике российских банков договор цессии пока не получил широкого распространения, что связано с общей экономической нестабильностью и кризисом неплатежей.
Формой обеспечения возвратности кредита являются также гарантии и поручительства. В случае применения в качестве обеспечения гарантии и поручительства для банка возникает дополнительная возможность удовлетворения требований к должнику за счет третьих лиц.
В России широко применяется предоставление гарантии одним банком другому при выдаче последним кредита клиенту первого банка. Гарантом может выступать и финансово устойчивое предприятие. В отечественной практике существенной разницы между гарантией и поручительством не существует. Под гарантией понимается форма обеспечения обязательств юридических лиц по погашению кредита перед банком. Поручительство - обеспечение обязательств физических лиц.
Гарантия (или поручительство) - это договор, заключаемый между банком и гарантом, путем выдачи последним гарантийного письма и принятия этого письма к исполнению банком. При непогашении в срок заемщиком задолженности по ссуде она в бесспорном порядке обращается на гаранта.
Важным условием при использовании гарантии и поручительства как форм обеспечения возвратности кредита является предварительная проверка надежности и платежеспособности самого гаранта (поручителя). В целом многие банкиры придерживаются того мнения, что гарантия - это обеспечение, которое легко принять, но трудно оспорить в судебном порядке.
Cфера
использования разнообразных
Заемщик по согласованию с банком может использовать одну или одновременно несколько форм. Выбранный вариант обеспечения фиксируется в кредитном договоре, к которому, как правило, прилагается соответствующий документ (договор залога, договор поручительства, гарантийное письмо и др.).
Конкретная практика выбора того или иного способа защиты кредитора от риска невозврата кредита зависит от конкретного банка и разработанных в нем “ноу-хау”. Предприятия могут делиться на три группы с различной степенью риска несвоевременного возврата кредита:
I
- безукоризненное финансовое
II - удовлетворительное финансовое состояние;
III
- неудовлетворительное
По наличию и качеству обеспечения все предприятия делятся на 4 группы риска:
I - безукоризненное обеспечение;
II
- достаточная, но
Ш - труднооцениваемое обеспечение;
IV - недостаток обеспечения.
В зависимости от принадлежности предприятий к той или иной группе с учетом приведенных критериев степень риска несвоевременного возврата кредита изменяется. Соответственно возникает необходимость в использовании той или иной формы обеспечения возвратности кредита. О рейтинге предприятий по степени риска дает представление таблица 5.
Таблица 5
Рейтинг предприятий по степени риска невозврата кредита
Обеспечение возврата | Финансовое | положение | |
безукоризненное | удовлетворит | неудовлетвор | |
Безукоризненное
обеспечение |
I | I | I |
Достаточная структура обеспечения | I | II | III |
Труднооцениваемое
обеспечение |
I | III | IV |
Недостаточное
обеспечение |
I | IV | V |
В
отношении предприятий, соответствующих
1-му классу рейтинга целесообразно считать
основной формой обеспечения возвратности
кредита выручку от реализации. Для этого
класса предприятий механизм возврата
кредита будет строиться на доверии. Кредитование
предприятий с неудовлетворительным финансовым
состоянием, но отнесенных к 1-му классу
вследствие наличия безупречного обеспечения
целесообразно осуществлять под залог
соответствующих ценностей. Для предприятий
2-го класса целесообразно использовать
залог материальных ценностей с учетом
оценки качества обеспечения. Для предприятий
3-го класса характерно применение как
залога ценностей, так и гарантий. Предприятия
4-го класса следует кредитовать либо под
гарантию финансово устойчивой организации,
либо заключив договор страхования. 5-ый
класс предприятий - предприятия с высокой
степенью риска. Иногда банк идет на выдачу
кредита предприятиям 5-го класса на условиях
поручительства (гарантии).
Кредитор надеется получить процент на свой капитал, учитывая степень риска, то есть возможность неуплаты заемщиком суммы долга и процентов по нему.
Заемщик надеется, что, используя заемные средства, он сможет извлечь доход, который будет достаточен для уплаты процентов кредитору и извлечения определенного дохода для себя.
При планировании распределения ресурсов во времени банк учитывает сроки поступления платежей по кредитам. Поэтому невыполнение заемщиками своих обязательств по платежам ведет к возникновению прямого ущерба и убытков, заключающихся в недополучении прибыли из-за невозможности использовать задержанные средства в запланированных операциях.
Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиентов и низкой дисциплины расчетов. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние, внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса. Чем теснее взаимодействие сотрудников кредитного отдела и клиентов, тем больше информации о финансовом благополучии операций клиента. Без постоянного обновления этой информации, признаки проблемности кредита могут остаться незамеченными.
После того, как кредит был предоставлен, должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна обеспечивать доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она должна быть подготовлена в течение определенных промежутков времени и проаудирована приемлемыми для банка аудиторами. Документация по кредиту должна также содержать условия, дающие право банку проверять отчетность клиента, или, по крайней мере, дающие банку доступ к разъяснениям клиента по его финансовой отчетности.
Существуют определенные обстоятельства, которые могут служить сигналом кредитному инспектору о том, что выданный кредит может перейти для банка в разряд “проблемных”:
- резкое отклонение от условий использования кредита со ссылкой на незначительные факторы, не оказывающие существенного влияния на его исполнение либо несоответствующие действительности факты;
- длительная задержка с началом исполнения кредитуемой сделки, труднообъяснимое поведение руководителей, в том числе уклонение по различным причинам от личных встреч, телефонных переговоров, оставление без ответа направленных телеграмм; систематическое направление извинений о временных финансовых трудностях; постоянное требование о пролонгации кредита; неуплата налогов, таможенных платежей и стремление скрыть такие факты от банка;
-
создание препятствий при
-
заключение практически
-
наличие конфликтных ситуации
на фирме заемщика; серьезные
кадровые изменения, а также
радикальные изменения в
- резкое изменение профиля деятельности предприятия; потеря важных партнеров и клиентов; распродажа имущества, разрыв или не продление договора аренды помещении;
-
выезд руководителей фирм и
членов их осмей за границу;
упорное распространение
-
несоразмерная зарплата, приобретение
в личное пользование
- получение сведений о злоупотреблениях руководящих лиц; совершение противоправных операций с денежными и материальными ценностями предприятия; участие в легализации преступных доходов; получение данных о связях с криминальными элементами и преступными группировками;
Выявление
проблемного кредита
- анализ проблем заемщика;
-
ежедневный контроль за счетом
клиента на предмет
-
изучение возможностей получения
обеспечения (в том числе
-
разработка плана
В стратегии “спасения” кредита не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие приемы:
- разработка программы изменения структуры задолженности;
-
получение дополнительной
-
удержание дополнительного
- продажа обеспечения;
Информация о работе Виды кредитов, предоставляемых коммерческими банками