поступившую от другой
стороны (вкладчика) или поступившую
для нее денежную сумму, обязуется возвратить
сумму вклада и выплатить проценты за
нее на условиях и в порядке,
предусмотренных договором.
В договоре предусматриваются:
сумма депозита, срок его действия,
проценты, которые вкладчик получит
после окончания срока действия договора,
порядок их начисления и выплаты, обязанности
и права вкладчика, обязанности и права
банка, ответственность сторон
за соблюдение условий договора,
порядок разрешения споров.
Многие банки устанавливают
минимальный размер срочного
депозита,
величина которого зависит
от ориентации банка на мелкого, среднего
или крупного клиента. Со своей
стороны банк обязуется своевременно
исполнять все условия договора и
нести ответственность за их
нарушение, что может выражаться
в установлении пеней или штрафов
за несвоевременную выдачу средств
владельцам депозитов или выплату
процентов. Споры, возникающие между банком
и вкладчиком, должны решаться в
арбитражном или судебном порядке
(если вкладчиком является
физическое лицо). [12, с 41].
Сумма срочного депозита,
как правило, устанавливается круглыми
суммами и должна быть неизменна
в течение всего срока действия
договора. Если вкладчик (юридическое
лицо) желает изменить сумму
вклада или его срок, то он должен расторгнуть
действующий договор, изъять
и переоформить свой вклад на новых
условиях. Однако при досрочном
изъятии вкладчиком средств по вкладу
он может лишиться предусмотренных
договором процентов частично
или полностью. Как правило,
в этих случаях проценты снижаются
до размера процентов, уплачиваемых по
депозитам до востребования. [5, с. 375].
Депозитная политика многогранна
и следовательно требует нормативно-правовые
документы, которые будут ограничивать
деятельности депозитных операций, будут
задавать правила. В Республике Беларусь
на данном этапе существует большое количество
нормативных актов регулирующий депозитные
операции.
- ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНКА» И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Организация формирования
и реализации депозитной политики ОАО
«АСБ Беларусбанка».
ОАО «АСБ Беларусбанк» - крупнейшее
универсальное финансово-кредитное учреждение
страны, которое предлагает своим клиентам
более 100 видов банковских услуг и продуктов,
в том числе:
- привлечение денежных
средств физических и юридических
лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных
денежных средств от своего
имени и за свой счет;
- открытие и ведение
банковских счетов юридических
и физических лиц;
- открытие и ведение
счетов в драгоценных металлах;
- осуществление расчетно-кассового
обслуживания физических и юридических
лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- валютно-обменные операции;
- купля-продажа драгоценных
металлов и камней;
- инкассация наличных
денежных средств, платежных инструкций,
драгоценных металлов и иных
ценностей;
- выпуск в обращение
банковских пластиковых карточек;
- факторинг;
- депозитарная деятельность;
- лизинговая деятельность;
- консультационные и информационные
услуги;
- продажа лотерейных билетов;
- страховое посредничество;
- иная деятельность предусмотренная
законодательством Республики Беларусь.
Характер депозитных операций
банков и достижимость поставленных перед
ними целей во многом зависят от качества
разработанной депозитной политики.
При проведении депозитной
политики учитываются принципы организации
депозитных операций и их взаимосвязь
с совокупным денежным оборотом, соотношение
экономических и организационных методов
в управлении депозитными операциями,
формы депозитных счетов и сфера их применения,
порядок открытия и закрытия депозитных
счетов, правила зачисления и изъятия
денежных средств клиентов, порядок и
условия перевода денежных средств с одних
депозитных счетов на другие, предельные
сроки хранения денежных средств на депозитных
счетах.
Реализовать данный комплекс
мер сможет лишь тот банк, который постоянно
расширяет диапазон оказываемых клиентам
услуг, снижает затраты, улучшает качество
кредитно-расчетного и кассового обслуживания,
предоставляет различные льготы при обслуживании
клиентов, предлагает им разного рода
консультации и т.п.
Депозитная политика должна
базироваться на объективных закономерностях
формирования и использования денежных
доходов и накоплений юридических и физических
лиц, а также государства. Отсюда вытекает
необходимость глубокого познания механизма
действия соответствующих законов в денежно-кредитной
сфере [28, с. 62].
Коммерческие банки в условиях
конкурентной борьбы на рынке кредитных
ресурсов должны постоянно заботиться
как о количественном, так и о качественном
улучшении своих депозитных средств. Они
используют для этого различные методы:
процентную ставку, различные услуги и
льготы для вкладчиков.
Степень эффективности депозитной
политики банка, а также вероятность достижения
поставленных перед ней целей во многом
определяются соблюдением базовых принципов,
на которых построен процесс управления
банковскими ресурсами. Последний представляет
собой многогранный процесс, включающий
планирование объема и структуры ресурсов
банка и направлений их использования,
разработку и проведение мероприятий
по привлечению и размещению банковских
ресурсов, анализ эффективности операций
по мобилизации и использованию привлеченных
ресурсов банка и внесение, в случае необходимости,
соответствующих корректив в процесс
управления пассивами [24 с. 23].
В самом общем виде принципы,
лежащие в основе проведения депозитных
операций банков, можно представить следующим
образом.
Вытекает из определения банка
как коммерческого учреждения, осуществляющего
привлечение и размещение денежных средств
с целью получения дохода. Проведение
той или иной операции по привлечению
и размещению ресурсов должно, в первую
очередь, оцениваться с точки зрения ее
доходности. С этой позиции, а также исходя
из принципов деятельности банка, в совокупности
осуществляющего операции по привлечению
и размещению денежных средств, важен
взаимосогласованный подход к проведению
пассивных и активных операций. В основе
такого подхода и должен лежать критерий
экономической эффективности, когда расходы,
связанные с привлечением депозитов, составляют
величину, меньшую по сравнению с доходами
от их размещения.
- Взаимосогласованность банковских пассивов и активов.
Как уже было отмечено, коммерческий
банк осуществляет привлечение и размещение
денежных средств в неразрывной совокупности
друг с другом, что требует адекватного
подхода к управлению банковскими ресурсами.
Общая суть этого принципа заключается
во взаимном согласовании параметров
формируемых банковских депозитов с особенностями
их последующего размещения. Прежде всего,
здесь идет речь о соответствии сроков
привлечения и размещения ресурсов, при
соблюдении которого банк способен своевременно
и полностью выполнять обязательства
перед кредиторами и обеспечивать собственную
устойчивость.
- Диверсификация рынков, инструментов
привлечения и размещения банковских
депозитов.
Принцип диверсификации очевиден
и заключается в снижении банковских рисков
путем привлечения ресурсов из различных
источников и аналогичного их размещения.
Привлечение ресурсов из различных источников
позволит банку избежать финансовых затруднений
при одновременном востребовании денежных
средств клиентом или группой клиентов,
равно как диверсифицированное размещение
средств позволит избежать банку финансовых
сложностей, характерных для его клиентов,
и обеспечить своевременный и полный возврат
привлеченных депозитов.
- Соблюдение принципов безопасного
ведения банковского бизнеса.
Это, прежде всего, адекватность
величины и структуры привлекаемых банком
средств проводимым активным операциям
и объему собственного капитала, а также
снижение рисков их несоответствия и,
следовательно, потери ликвидности и платежеспособности.
Принципы безопасного ведения банковского
бизнеса, как правило, реализуются посредством
системы экономических нормативов, соблюдение
которых обязательно для кредитных учреждений
[8, с. 23].
Депозитная политика банка
в области привлечения ресурсов является
одним из показателей надежности и стабильности
ресурсной базы банка.
Одним из инструментов денежной
политики является процентная ставка.
Эта политика должна соответствовать
двум критериям:
1) уровень процентной ставки
по депозитам должен быть в достаточной
степени привлекательным для существующих
и потенциальных клиентов;
2) уровень процентной ставки
не должен резко повышать нижнюю границу
процентной маржи между активными и пассивными
операциями.
Стандартная банковская практика
зарубежных стран показывает, что депозитами
населения обеспечивается около трети
активов. В белорусских же банках в настоящее
время аналогичный показатель находится
на уровне 12-13% [2].
Проведение научной обоснованной
депозитной политики предполагает не
только совершенствование действующей
системы вкладов, но и создание специальной
системы экономических стимулов, которые
должны:
- побуждать предприятие, организации
и население хранить свои текущие денежные
доходы и накопления на тех или иных депозитных
счетах;
- заинтересовывать банки в
развитии различных видов вкладов, внедрении
новых, более прогрессивных форм депозитных
счетов [27 с. 26].
Для вкладчиков одним из важнейших
стимулов является уровень процента по
депозитам. Процентная политика в области
депозитных операций должна учитывать
объективность условий установления процентов
по всем видам вкладов и экономическую
обоснованность соответствующих процентных
ставок, а также необходимость обеспечения
увязки депозитных процентов с процентными
ставками по активным банковским операциям.
Поэтому процентные ставки
по депозитным операциям должны учитывать
реальные экономические процессы, происходящие
в денежном обращении и безналичном платежном
обороте, реагировать на тенденции изменения
денежной массы, обладать соответствующей
мобильностью.
Размер процента по депозитным
операциям складывается под воздействием
множества факторов, к которым можно отнести
срок привлечения ресурсов, состояние
спроса на кредит, сложившиеся условия
предложения кредитных ресурсов, степень
надежности клиента, его характер (физическое
или юридическое лицо, государственное
или частное предприятие др.), уровень
ставок налогов на доходы банка, уровень
инфляции, размер привлекаемого депозита
и др. Доходы, выплачиваемые по вкладам,
являются серьезным стимулом для населения
и субъектов хозяйствования в выборе форм
хранения и накопления денежных средств.
Процентные ставки, устанавливаемые
центральными банками по своим операциям,
представляют собой один из важнейших
инструментов, с помощью которого осуществляется
внутренняя экономическая политика, денежно-кредитная
политика.
Снижение уровня платы за ресурсы
центрального банка (ниже расчетного уровня)
может быть инструментом кредитной экспансии.
Это позволяет коммерческим банкам приобретать
дополнительные ресурсы путем заимствования
их у центральных банков, увеличивать
денежные предложения субъектам хозяйствования,
расширять объемы кредитных вложений
в экономику. Кроме того, увеличение маржи
позволяет коммерческим банкам в рамках
того же уровня доходов больше тратить
на оплату привлеченных ресурсов, то есть
увеличивать депозитный процент, расширять
депозитные операции.
Процентная политика,
которая связана с изменением
ставки рефинансирования, действует
на предложение денег через
объемы кредитов, предоставляемых
по ставке рефинансирования, и
денежную базу. Прирост объемов
рефинансирования увеличивает денежную
базу и предложение денег, сокращение
— уменьшает.
Основой процентных
ставок денежного рынка является
официальная ставка центрального
банка — ставка рефинансирования.
Ставка рефинансирования
— уровень платы за кредитные
ресурсы, предоставляемые центральным
банком другим банкам (кредитным
учреждениям). Одна из традиционных
функций центральных банков —
роль кредитора в последней
инстанции. Кредитование коммерческих
банков центральным банком исторически
связано с монополизацией банкнотной
эмиссии центральными банками. Выпуск
ими денег, концентрация официальных
золотовалютных резервов и резервов
коммерческих банков служат базой
для расширения кредитных операций
центрального банка.
Снижение уровня платы за ресурсы
центрального банка (ниже расчетного уровня)
может быть инструментом кредитной экспансии.
Это позволяет коммерческим банкам приобретать
дополнительные ресурсы путем заимствования
их у центральных банков, увеличивать
денежные предложения субъектам хозяйствования,
расширять объемы кредитных вложений
в экономику. Кроме того, увеличение маржи
позволяет коммерческим банкам в рамках
того же уровня доходов больше тратить
на оплату привлеченных ресурсов, то есть
увеличивать депозитный процент, расширять
депозитные операции.
Тесная связь уровня процентов
по ресурсам и процентов по депозитам
определяет необходимость поиска экономических
критериев обоснования величины платы
за заимствуемые у центрального банка
средства. Ставка рефинансирования должна
служить минимальным пределом оплаты
кредитов (в том числе и депозитов). Депозитная
ставка и ставка рефинансирования должны
быть взаимосвязаны (близки по размерам).
С одной стороны, это будет сдерживать
стремление банков к кредитной экспансии
за счет увеличения своих ресурсов повышением
ставок платы по депозитам, а с другой
стороны, не позволит им снижать расходы
удешевлением платы по депозитам. Таким
образом, целью установления определенного
размера ставки рефинансирования является
также воздействие на уровень процентов
(ссудных, депозитных). Ставка рефинансирования
является базовым инструментом для процентного
регулирования.[20, с 206].