Современное состояние банковской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. .. … . 4
1 История развития банковской системы России……………………. 6
1.1Основные этапы формирования банковской системы России……
1.2 История развития двухуровневой банковской системы.
Кризисы в период развития……………………………………………...
2 Сущность, строение и функции банковской системы России………..
2.1Основные понятия и функции банковской системы………………….
3 Современное состояние банковской системы России………………..
3.1 Проблемы современных банков……………………………………..
3.2 Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики с 2015 по 2016 годы…………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

Банковская система россии.docx

— 94.48 Кб (Скачать)

 

    • установление фактов существенной недостоверности отчётных данных;
    •   задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчётности (отчётной документации);
    • осуществление банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

 

    •   неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России;
    • неоднократное в течение одного года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
    • наличие ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для её назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;
    • неоднократное непредставление в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Также Банк России может отозвать лицензию у кредитной организации, если достаточность её капитала стала ниже 2 процентов; если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации; если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения и т. д.

Многие кредитные организации, лишившиеся лицензий в 2013 и 2014 годах, имеют схожие нарушения. ОАО «Акционерный Банк Пушкино» потерял доверие Банка России в результате предоставления коммерческим банком недостоверной отчётности, которая скрывала отрицательную величину собственных средств банка. Также кредитной организацией нарушались ограничения на осуществление некоторых банковских операций, требования Федерального закона «О противодействии (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», связанные с идентификацией клиентов и предоставлением требуемых сведений. Проводя высоко рискованную кредитную политику, банк не создавал резервы на возможные потери пропорционально принятым рискам. ОАО «Коммерческий банк Мастер-Банк» лишился своей лицензии в результате нарушений требований законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в части надлежащей идентификации клиентов. Также банком предоставлялись недостоверные отчётные данные и осуществлялись сомнительные операции. Лицензия ОАО «АКБ «Инвестбанк» было отозвана в связи с предоставлением недостоверной отчётности, низким качеством активов, отсутствием резервов на возможные потери от агрессивной политики. ОАО «Коммерческий Банк Стройкредит» лишился своей лицензии помимо предоставления недостоверных данных, отсутствия резервов, наличия активов низкого качества ещё и за осуществление вложений в паевой инвестиционный фонд, учёт которых осуществлялся по существенно завышенной цене [14, с. 52-54].

 

 

3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015-2016 годы

 

В предстоящий трёхлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и  является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и  устойчивого экономического роста.

К  2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в  рамках которого обеспечение ценовой стабильности признаётся приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений в первую очередь на  основе прогноза развития экономики и  динамики инфляции, а  также активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчётность. Наряду с  этим финансовая стабильность, то есть бесперебойная и эффективная работа финансовой системы, рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной макроэкономической, в частности денежно-кредитной, политики. Финансовая система должна обеспечивать сохранность сбережений и их трансформацию в инвестиции, оптимальное распределение рисков, а  также стабильное функционирование платежно-расчетных систем. Невыполнение этих требований может препятствовать реализации мер денежно-кредитной политики и  искажать их воздействие на экономику.

В  среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача по дальнейшему снижению темпа роста потребительских цен. Данный процесс должен протекать постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с  учётом перспектив экономического роста (установленные цели по инфляции достижимы без создания существенных рисков для устойчивости экономического роста), а  также задачи по  поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора и финансовых рынков.

Целевое значение изменения потребительских цен, установленное с учётом вышеуказанных факторов  –  4,5 процента в 2015 году и 4 процента в 2016 году.

Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен, в расчёт которого включаются цены широкого набора товаров и услуг.

Выбор данного индикатора в качестве целевого обусловлен тем, что, хотя базовый индекс потребительских цен менее волатилен и в большей степени поддается воздействию мер денежно-кредитной политики, общий индекс лучше характеризует изменение стоимости жизни и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики [6, с. 4].

Банк России будет стремиться достичь цели по  инфляции, устанавливая процентные ставки по  своим операциям с  учётом особенностей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, то есть процесса влияния решений центрального банка на экономику. Процентные ставки по операциям Банка России напрямую воздействуют на формирование стоимости средств на денежном рынке (наиболее краткосрочном сегменте финансового рынка), что, в  свою очередь, влияет на процентные ставки. Уровень процентных ставок является одним из факторов, определяющих экономические решения домашних хозяйств и фирм (в том числе относительно потребления, сбережения, инвестирования) и в конечном итоге влияющих на динамику инфляции.

Решения о  направленности денежно-кредитной политики принимаются Банком России на основе комплексного анализа экономических процессов. В связи с тем, что влияние денежно-кредитной политики на экономику распределено во времени, особое внимание при её проведении уделяется макроэкономическому прогнозированию и оценке рисков отклонения инфляции от целевого уровня [1, с. 234].

Банк России продолжит реализацию мер по  оптимизации системы инструментов денежно-кредитной политики с  целью усиления действенности процентного канала трансмиссионного механизма. Достижению данной цели также будут способствовать меры Банка России по  развитию инфраструктуры финансовых рынков, увеличению их глубины и совершенствованию платёжной системы Банка России. Кроме того, действенность трансмиссионного механизма будет улучшаться в результате укрепления банковского сектора, в том числе благодаря внедрению нормативов Базель. При этом, по оценкам Банка России, указанные меры не  окажут заметного негативного влияния на динамику кредитования, поскольку банки уже в значительной степени выполняют требования к капиталу.

Банк России намерен продолжить повышать гибкость курсообразования и к концу 2015 году завершить переход к режиму плавающего валютного курса, что позволит избежать возможного конфликта целей денежно-кредитной политики [6, с. 6].

Важную роль в  формировании инфляции играют ожидания экономических агентов относительно её дальнейшего изменения, а также динамики краткосрочных процентных ставок и других экономических индикаторов. Проведение активной информационной политики, включая регулярное разъяснение широкой общественности целей деятельности Банка России, содержания принимаемых им мер и их результатов, будет, наряду с  обеспечением подотчётности центрального банка, способствовать улучшению понимания проводимой денежно-кредитной политики и повышению доверия к Банку России, что позволит усилить его воздействие на ожидания экономических агентов[17, с. 132].

Успешность реализации государственной макроэкономической политики в  значительной степени зависит от координации деятельности Банка России и Правительства Российской Федерации. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на  обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, вносит позитивный вклад в  поддержание финансовой и  общей макроэкономической стабильности. При разработке и  реализации денежно-кредитной политики Банк России придаёт большое значение развитию механизмов взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в области тарифной политики, управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России, пополнения и использования Резервного фонда и  Фонда национального благосостояния [11, с. 10].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

В данной курсовой работе рассмотрены основные вопросы, касающиеся банковской системы России: история формирования банковской системы, её  основные понятия, структура и функции, а так же состояние данной структуры на современном этапе.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи – управлению кредитной системой.

Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас законом Банк России решает указанную задачу следующим образом.

 Во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность.

В-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Банк России, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведёт к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в Банк России и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России): федер. закон: [принят Гос. Думой 27 июня 2002 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 29 декабря 2014 г.: одобр. Советом Федерации 10 июля 2002 г.]. – М.: Омега – Л, 2014. – 52 с. – (Актуальный Закон).

2 О дополнительных мерах  для укрепления стабильности  банковской системы в период до 31 декабря 2014 года: федер. закон: [принят Гос. Думой 23 октября 2008 г.: одобрен Советом Федерации 27 октября 2008 г.]. – М.:Омега– Л, 2008. – 12 с. – (Утратил силу).

3 О банках и банковской  деятельности: федер. Закон: [принят  Верховным Советом РСФСР 2 декабря 1990 г., с изменениями и дополнениями  по состоянию на 29 декабря 2014 г. ]. – М.: Юстицинформ, 2014. – 53 с. – (Актуальный Закон).

4  О кооперации: федер. закон: [ принят Верховным Советом РСФСР  26 мая 1988 г.]. –  (Утратил силу).

5 О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года: [Заявление Правительства РФ и Банка России: принято Гос. Думой 5 апреля 2011 г.]. – М.: Омега-Л, 2011.– 35 с.

6 Основные направления единой  государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов: проект: [принят Гос. Думой 26 сентября 2014 г.:  одобр. Советом директоров Банка Росcии 6 ноября 2014 г.].  – М.: Омега-Л, 2014. – 48 с.

7 Андроносова Л.Д., Дробозина Л.А., Окунева Л.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 479 с.

8 Галанов В.А. Основы банковского  дела: учебник. – М.: Форум:  ИНФРА-М, 2008. – 285 с.

9 Горина Т.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ  ХГАЭП, 2010. – 152 с.

10 Деньги. Кредит. Банки: Учебник/под  ред. проф. Б.И. Соколова. – М.: «Проспект», 2010. – 848 с.

Информация о работе Современное состояние банковской системы России