Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 10:13, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Введение……………………………………………………………. .. … . 4
1 История развития банковской системы России……………………. 6
1.1Основные этапы формирования банковской системы России……
1.2 История развития двухуровневой банковской системы.
Кризисы в период развития……………………………………………...
2 Сущность, строение и функции банковской системы России………..
2.1Основные понятия и функции банковской системы………………….
3 Современное состояние банковской системы России………………..
3.1 Проблемы современных банков……………………………………..
3.2 Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики с 2015 по 2016 годы…………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………
Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 году состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о её совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы 5 отраслевых банков – Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк ( далее – Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживавший жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), обслуживавший внешнеэкономическую деятельность [8, с. 105].
1.2 История развития двухуровневой банковской системы. Кризисы в период развития
Множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что ещё более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришёл Закон «О кооперации» 1988 года, который позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств [4]. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 года. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 января 1989 года в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год – 224, а к концу 1991 года – 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой «банки однодневки», которые создавались лишь для получения определённой части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходились новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.
Определённый порядок наступил в 1991 году, когда в конце 1990 года было принято два закона – Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону, коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие банки на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.
Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 года действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Но, по сути, основная их часть состояла из мелких банков – 1037, или 73 процента от общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн. руб.) было 24 или 2 процента от их общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Всё это приводило к большому числу банкротств.
К 1994 году банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банка с 4539 филиалами и 414 кредитных учреждений. География же расположения этих банков практически не изменилась с 1990 года – основная часть приходится на Центральный район – 43,6%, причём лидером остается Москва, где действует 37,3 процента банков. На Северном Кавказе – 13,4 процента всех банков, в Западной Сибири – 8 процентов, в Поволжье – 7,4 процента, на Урале – 7,3 процента, на Дальнем Востоке – 5,1 процента, в Восточной Сибири – 3,3 процента.
Наименее насыщенным районом оказался Центральночернозёмный – 1,5 процента от общего количества банков. Увеличился и совокупный капитал банков, он составил 968 млрд. руб. Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавались либо как «карманные», либо на базе специализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк, Россельхозбанк, Агропромбанк. Особенностью 1994 года стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости. Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.
Следующие годы ничего особенно нового в развитие банковской системы не принесли. Сначала продолжился рост количества банков – в 1995 году их стало 2517, а с 1996 года началось их сокращение: 1 января 1996 года – 2295, на 1 октября 1996 года – 2030, а на 1 октября 1997 года – 1764. При этом зарегистрированных банков стало больше – 2558.
Но несмотря на это, структура коммерческих банков в стране не меняется. До настоящего времени характерными остаются те же тенденции: преобладают мелкие и средние банки.
В 1998 году произошли события, повлекшие кризис банковской системы. Непосредственным толчком к обострению кризисных явлений послужили решения от 17 августа, повлекшие масштабную девальвацию национальной валюты, всплеск инфляции, остановку операций на рынке государственных ценных бумаг. Однако на глубину банковского кризиса повлияли и проблемы, имевшие место внутри самой банковской системы. В частности, это:
– недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками;
– недокапитализация банковской системы;
– увлечение спекулятивными операциями на финансовом рынке в ущерб зачастую менее прибыльной работе с реальным сектором.
Вместе с тем кризис подтвердил необходимость и целесообразность функционирования средних и даже мелких банков, которые оказались более устойчивыми в условиях финансовой нестабильности. В целом региональные банки выдержали удары кризиса, выстояли без особых потерь для местной экономики.
Кризис фондового рынка обусловил сокращение объёма операций с ценными бумагами. Удельный вес ценных бумаг в совокупных активах кредитных организаций снизился с 30 до 21 процента. В первую очередь это обусловлено снижением интереса банков к операциям с государственными ценными бумагами. Доля вложений банков в корпоративные ценные бумаги и векселя в общем объёме активов также сократилась с 8 до 6 процентов.
Кризис 1998 года выявил несостоятельность государственных краткосрочных облигаций ( далее – ГКО). ГКО стали восприниматься как финансовая пирамида на государственном уровне (наподобие печально известной МММ (АО «МММ», частная компания, организованная Сергеем Мавроди). Ведь погашение задолженности по ГКО осуществлялось за счёт выпуска новых облигаций. В период разгара данного кризиса этот механизм оказался неэффективным, что вызвало дефолт по ГКО, но с обязательствами государства о погашении их до 2000 года.
Одной из целей денежно-кредитной политики на 1999 год являлось стимулирование кредитования реального сектора экономики. При этом расчёты Банка России показали, что средний уровень капитализации региональных банков составлял порядка 50 млн. руб., что при действующих нормативах ограничения риска определяет порог кредитования одного заёмщика на уровне 12,5 млн. руб. Этого объёма кредитных ресурсов может быть достаточно для небольших предприятий, но он не соответствует финансовым потребностям крупных предприятий топливно-энергетического комплекса, машиностроения, золотодобывающей, химической отраслей промышленности и т.д. Несмотря на то, что Банк России пересмотрел своё отношение к перспективам функционирования средних и малых банков и существенно смягчил требования к минимальному размеру собственных средств (капитала), необходимость существования крупных и многофилиальных банков никоим образом не ставилась под сомнение. При этом «крупный банк» не означает «непотопляемый». Кризис 1998 года продемонстрировал, что именно крупные структурообразующие банки испытали все негативные последствия недооценки важности работы с реальным сектором, увлечения спекулятивными операциями на финансовых рынках, масштабных заимствований на западных рынках капитала и массовых изъятий вкладов населением.
С августа 1998 года совершенствование регулирования деятельности коммерческих банков проводится по двум направлениям. Первое направление – это разработка мер оперативно-тактического характера по преодолению влияния острых последствий финансового кризиса на банковскую систему. Второе направление связано с комплексным совершенствованием нормативной базы банковского регулирования в целях повышения надёжности и стабильности банковской системы, укрепления доверия к ней кредиторов и вкладчиков.
С 2000 года в целях установления характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможности управлять их деятельностью, а также для определения совокупной величины рисков и собственных средств консолидированной банковской группы кредитными организациями составляется и представляется в Банк России отчётность о состоянии требований и обязательств, собственных средств, финансовых результатов указанной группы. Анализ консолидированной отчётности позволил более реально оценивать финансовое состояние кредитных организаций, как надзорными органами, так и руководством коммерческих банков. Неизбежным следствием финансового кризиса стало ухудшение качества активов банков.
Убыточная и низкорентабельная деятельность кредитных организаций приводит к уменьшению размера собственных средств (капитала). С 1 июля 1999 года была изменена методика расчёта собственных средств (капитала) банка, она стала более приближенной к международным стандартам. Величина собственных средств определяется как сумма основного и дополнительного капитала. При этом, прибыль отчётного года, а также часть фондов, сформированных за счёт прибыли текущего года, включаются в состав основного или дополнительного капитала в зависимости от наличия подтверждения аудиторской фирмы. Показатель величины собственных средств (капитала) используется в целях определения значений экономических нормативов, лимитов открытой валютной позиции.
Экономику России затронул и мировой финансовый кризис с 2008 по 2010 год. Основной версией его возникновения считается то, что в США покупалась недвижимость в кредит под залог с целью дальнейшей перепродажи с учётом инфляции. Однако предложения на продажу данного жилья в конечном счёте в один момент стали переполнены и подошли к той критической оценке, когда банки стали изымать недвижимость за долги и продавать на рынке за меньшую стоимость с целью покрытия своих убытков. В результате это вызвало падение цен, нарушение механизма инфляционной спекуляции, снижение доходов и вынужденное сокращение расходов. Так, в начале 2009 года в России был объявлен секвестр, в результате чего произошло сокращение уже запланированных бюджетных расходов по некоторым статьям, включая и содержание государственного аппарата.
Банковскую систему РФ мировой финансовый кризис 2008 года также не обошел стороной, хотя его влияние считается минимальным, по сравнению с другими странами.
Многие банки, опасаясь увеличения вероятности кредитных рисков по невозврату долгов, ужесточили правила предоставления кредитов. Теперь при рассмотрении заявления на выдачу кредита принималась во внимание отрасль, в которой работал заёмщик. Во время кризиса многим предприятиям, чтобы остаться на плаву, пришлось значительно сокращать свои расходы, в том числе и рабочую силу. В связи с этим определились некоторые убыточные отрасли. Увольнение работников, взявших к тому времени кредиты, также усложнило положение банков. В итоге ограниченность доходных ликвидных инструментов привела к появлению избыточной ликвидности в банковской системе в виде роста остатков средств на корреспондентских счетах. В результате недоверия к заёмщикам банками были свернуты некоторые рисковые проекты, в том числе факторинг [13, с. 283 ].
Благодаря основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики, а также Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации и иным мероприятиям в период с 2004 по 2008 год удалось с минимальными потерями преодолеть кризисный период. Например, внедренная система страхования банковских вкладов позволила избежать массовой паники по досрочному закрытию вкладов физических лиц, кроме того государству удалось покрыть большую часть неполученных в бюджет доходов и дополнительно финансировать ряд крупных банков.
Деятельность Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора осуществлялась по трём направлениям. Во-первых, это участие в разработке соответствующих законодательных решений и принятие собственных нормативных актов, направленных на повышение финансовой устойчивости, увеличение конкурентоспособности российских кредитных организаций, усиление защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков, укрепление доверия к банковскому сектору. Во-вторых, это продолжение реализации мер, направленных на совершенствование банковского надзора, в первую очередь на развитие содержательного риск-ориентированного надзора, на повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций. В-третьих, это последовательная реализация законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма [18, с. 305].
По заявлению Правительства РФ и Банка России от 5 апреля 2011 года № 1472п-П13, 01-001/1280 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» можно сделать вывод о том, что мероприятия, реализованные Правительством РФ и Банком России в рамках Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, принятой в декабре 2001 года, и Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, принятой в апреле 2005 года, способствовали закреплению позитивных тенденций в динамике становления и развития банковской системы РФ [5].
Информация о работе Современное состояние банковской системы России