Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление и обобщение современных тенденций развития банковской системы РФ, рассмотрение основных проблем их развития и качества и наиболее приемлемые в настоящее время пути их решения.

Исходя из этой цели, были поставлены задачи:

 изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;

 рассмотреть деятельность Банка России;

 проанализировать работу кредитных организаций:

 выявить влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России;

 обозначить проблемы банковской системы Росси и предложить пути их решения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Банковская система РФ, ее сущность, функции и структура
1.1 Понятие банковской системы
1.2 Деятельность кредитных организаций
Глава 2. Анализ деятельности банковской системы РФ.
2.1 Анализ деятельности Центрального Банка РФ
2.2 Анализ деятельности кредитных организаций

Глава 3. Пути совершенствования и развития банковской системы РФ.
3.2 Проблемы современной банковской системы, пути их решения и мероприятия по совершенствованию банковского сектора РФ.
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая Ани.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

Помимо высокой доходности традиционно считается, что рынок недвижимости помогает избежать валютных рисков. Если посмотреть на историю российского рынка недвижимости, то можно отметить, что с 2003 года, когда курс доллара на мировых рынках стал снижаться, цены на жилье стали периодически номинироваться в евро, а в 2007 году резко возросли объемы сделок в рублях. То есть это единственный рынок, где продавец может выставлять не только цену, но и определять валюту сделки.

Многие в банковском сообществе напрямую называют рынок недвижимости основным конкурентом банковскому сектору с точки зрения привлечения розничных депозитов. В России около трети сбережений населения, то есть где-то 3% от общих доходов населения инвестируется в недвижимость ежегодно.

Как и во всем мире, рынок недвижимости в России сейчас входит в полосу неопределенности. Последние месяцы все чаще появляется информация о том, что в предложение недвижимости существенно опережает спрос, и хотя цены еще не среагировали на изменение конъюнктуры, вполне вероятно их снижение в 2008 году. Для российских банков это скорее хорошая новость. В отличие от других стран кредитование строительного сектора в России проводится в довольно ограниченных объемах — это связано с законодательным регулированием строительства, введенным несколько лет назад, согласно которому права кредитора, то есть банка, удовлетворяются только после удовлетворения прав частных пайщиков строительной компании.

В России роль государственных банков очень значительна. Их значимость, главным образом, связана с эффектом масштаба: по законодательству, при кредитовании банк не может брать риск на одного заемщика, превышающий 25% его собственных средств. То есть Сбербанк, капитал которого по российским стандартам составляет порядка 24 млрд долларов (на конец июня 2007 года), может выдать одному заемщику кредит, доходящий до 6 млрд долларов.

А если взять крупнейший частный российский банк, в данном случае Альфа-Банк, который занимает пятое место по размеру активов по состоянию на первое полугодие 2007 года, то его капитал составляет около 1,5 млрд долларов. Значит, клиенты Альфа-Банка могут рассчитывать на максимальный кредит, не превышающий 400 млн долларов. Не удивительно, что такая разница в масштабах капитала обеспечивает государственным банкам приток крупных корпоративных клиентов. Кроме того, государственный статус и широкая филиальная сеть, или же участие в социальных программах, как в случае Банка Москвы, обеспечивают приток средств населения в эти банки и их избыточную ликвидность.

В периоды финансовой нестабильности государственные банки традиционно увеличивают долю рынка. С одной стороны, частные клиенты, напуганные перспективой потерять свои депозиты, в такие моменты переводят средства в государственные банки. Отчасти эта проблема была устранена введением системы страхования депозитов. Но, учитывая, что 50% розничных депозитов до сих пор находится в Сбербанке и среди этих депозитов много пенсионных счетов, то есть небольших по объему сбережений, для частных банков система страхования депозитов не ликвидирует полностью риск бегства вкладчиков. В большинстве крупных частных банков система страхования обеспечивает покрытие только 30% от общего объема их розничных депозитов.

С другой стороны, корпоративные клиенты тоже склонны к бегству в государственные банки. Для небольших компаний это часто мотивировано беспокойством о том, что нехватка ликвидности может заставить банки задерживать клиентские платежи — такие прецеденты наблюдались в прошлом. Даже если таких опасений нет, то банк, испытывающий нехватку ликвидности, просто-напросто не сможет кредитовать всех своих заемщиков и начнет отказывать в кредитах. Клиенты уходят в те банки, в которых они могут рассчитывать на доступ к финансовым ресурсам, а такими, как правило, оказываются именно государственные банки.

Доля четырех государственных банков (Сбербанка, ВТБ, и двух квазигосударственных — Газпромбанка и Банка Москвы) в общем объеме банковских активов начала активно увеличиваться с 2004 года именно благодаря такому перетоку клиентов, и сейчас она превышает 40% общих активов банковской системы. Кроме того, активную позицию самих государственных банков также не надо сбрасывать со счетов. Именно в результате кризиса 2004 года ВТБ купил Гута-банк, а позже продолжил свою банковскую экспансию приобретением Промстройбанка Санкт-Петербурга.

Доступ к ресурсам ЦБ также играет не последнюю роль в усилении государственных банков. К примеру, Сбербанк, который сосредоточил на своем балансе значительный портфель облигаций, выпущенных Российской Федерацией, всегда имеет доступ к рефинансированию в ЦБ. Экспансия ВТБ в 2004 году была напрямую связана с кредитом, который банк получил от ЦБ и который он потратил на приобретение кредитных портфелей российских частных банков.

В свете нынешней нестабильности на межбанковском рынке вопрос об увеличении доли государственных банков в банковском секторе опять становится актуальным. ВТБ получил от ЦБ кредит на 6,9 млрд рублей, и как прописал банк в инвестиционном меморандуме, менеджмент не исключает привлечения дополнительных 17 млрд. рублей от ЦБ в будущем.

Обнадеживает, правда, тот факт, что наравне с государственным ВТБ в этом году ЦБ оказывает поддержку и частным банкам. Снижение ставки ФОР и расширение ломбардного списка являются мерами, которые одинаково полезны и частным, и государственным банкам. Кроме того, помимо кредита ВТБ Центробанк выделил кредит и частному УРСА-Банку. Таким образом, в отличие от ситуации 2004 года, в этом году есть надежда, что нестабильность банковского рынка не приведет к радикальному усилению государственных игроков на банковском рынке, хотя рост их доли, безусловно, продолжится.

Российский банковский сектор по итогам 2008 г. неожиданно достиг вполне приличных для кризиса темпов роста активов в 40%, что ненамного ниже результатов двух предшествующих лет (по 44%). Неожиданным этот результат оказался по нескольким причинам.

Во-первых, в 2008 г. высокие темпы роста за год в целом были достигнуты за счет стремительного роста в последнем месяце – вклад декабрьского прироста в годовой темп увеличения активов (28%) оказался максимальным после кризиса 1998 года (в предшествующие годы на декабрь приходилось около 20% годового роста активов). Во-вторых, годовые темпы роста традиционных источников ресурсов банковской системы характеризовались нисходящим трендом, в том числе и в декабре. Рост же привлеченных средств обеспечили два фактора, определяемых денежными властями: масштабными вливаниями в банковский сектор государственных ресурсов (прежде всего кредитов Банка России) и девальвацией рубля, приведшей к переоценке активов в иностранной валюте.

Объем государственной поддержки, оказанной российскому банковскому сектору за период августа-декабря 2008 г., составил 4 трлн. руб. Около 3.5 трлн. руб. пришлось на различные инструменты рефинансирования Центробанка, остальное –на средства федерального правительства (в основном – 400 млрд. руб. из средств Фонда национального благосостояния, размещенных в ВЭБе). В результате доля кредитов Банка России в пассивах банковского сектора превысила 12%, обеспечив более 40% годового прироста совокупных пассивов банков. Отметим, что в отсутствие столь масштабного рефинансирования банковского сектора увеличение объема пассивов в 2008 г. не превысило бы 25%(Таблица 1).

 

Таблица 1

Структура пассивов банковской системы России (на конец месяца), в % к итогу

 

Девальвация рубля увеличила «на бумаге» итоговые темпы роста банковского сектора России: только за декабрь 2008 г. переоценка активов в иностранной валюте добавила не менее 500 млрд. руб. к их итоговому объему на конец года. В целом за август-декабрь 2008 г. рост стоимости иностранных валют привел к дополнительному увеличению пассивов банков не менее чем на 1.4 трлн. руб. Это эквивалентно дополнительным 7.5 п.п. годового роста пассивов. С учетом же повышения курса рубля в первом полугодии 2008 г. итоговый вклад девальвации в годовое увеличение пассивов можно оценить в 1.2 трлн. руб., или в 6.3 п.п. роста пассивов.

Таким образом, государственная поддержка банковского сектора и девальвация рубля обеспечили более половины годового прироста пассивов банковской системы. Без этих факторов рост банковского сектора составил бы в 2008 г. менее 18% – наихудший результат за последние десять лет.

Изначально кредиты Банка России предназначались для пополнения банковской ликвидности и выплаты внешних займов. За последние пять месяцев 2008 г. чистое привлечение зарубежных ресурсов сократилось почти на 70 млрд. долл. Помимо выплаты 31 млрд. долл. по внешним долгам банки в конце 2008 г. нарастили иностранные активы на 38 млрд. долл. Кроме того, по нашим оценкам, свыше 25 млрд. долл. было размещено на валютных счетах и депозитах в Банке России. В результате валютные резервы банковского сектора по состоянию на 01.01.2009 можно оценить в 60–65 млрд. долл.

 


Таблица 2

Структура активов банковского сектора России (на конец месяца), в % к итогу

 

Этот резерв можно рассматривать как своеобразную подготовку к масштабным погашениям внешних займов в 2009 г. По данным Банка России, банковский сектор должен выплатить в текущем году около 60 млрд. долл. в счет погашения основного долга и процентных платежей по внешним займам.

Однако расценивать прирост иностранных активов банков исключительно как увеличение валютных резервов банковского сектора было бы ошибочным. В конце года резко вырос объем валютных счетов и депозитов корпоративных клиентов, увеличившись за последние месяцы 2008 г. на 35 млрд. долл. Таким образом, почти 50%-ный рост валютных резервов банков был обусловлен наращиванием валютных сбережений их корпоративных клиентов. В этом случае банковские валютные резервы имеет смысл рассматривать как совокупные валютные резервы негосударственного сектора экономики (без учета наличной иностранной валюты).

Дополнительно, в конце 2008 г. население увеличило депозиты в иностранной валюте на 10 млрд. долл. (напомним, что население не имеет внешней задолженности). Тогда совокупный запас банковского и нефинансового секторов для внешних платежей составлял на начало 2009 г. 50–55 млрд. долл. Суммарно весь негосударственный сектор должен выплатить в 2009 г. по внешним займам более 150 млрд. долл. (130.6 млрд. долл. основного долга и 21.9 млрд. долл. процентных платежей). И в этом случае покрытие предстоящих выплат имеющимися резервами составляло около 30%, что далеко от стопроцентного Добавим, что накапливание валютной ликвидности в конце 2008 г. – начале 2009 г. было вынужденной мерой.

Во-первых, как уже отмечено выше, резко возрос объем средств на валютных счетах клиентов. Увеличение внутренних ресурсов в иностранной валюте превысило объем погашений внешних займов, и банки были вынуждены нарастить объем валютных активов только для того, чтобы сохранить сбалансированность валютной позиции.

Во-вторых, резко сузились возможности размещения валютных активов внутри страны (Таблица2). Девальвация рубля значительно сократила возможности клиентов банков обслуживать свои валютные обязательства. Только за второе полугодие 2008 г. курс доллара к рублю (и, соответственно, рублевый эквивалент долларовых инструментов) вырос более чем на 25%. В таких условиях клиенты банков, имеющие преимущественно рублевые доходы (большинство населения и компании, ориентированные на внутренний рынок), предъявляют спрос главным образом на кредиты в рублях. Банки, в свою очередь, также заинтересованы в сохранение платежеспособности заемщиков. Можно привести в качестве примера ряд крупнейших банков, предложивших своим клиентам переоформить валютные ипотечные кредиты в рублевые. В результате рост иностранных активов был для банков единственной возможностью застраховаться от валютных рисков.

В текущем году развитие банковского сектора во многом будет определяться теми же факторами: динамикой курса рубля и политикой государства в данной сфере. До стабилизации обменного курса и, что важно, стабилизации девальвационных ожиданий перейти к устойчивому наращиванию кредитов экономике возможно только директивными методами. В условиях, когда большинство клиентов сберегают свои средства исключительно в иностранной валюте, банковское кредитование связано с повышенными рисками. Рост рублевых активов предполагает повышенные валютные риски для банковской системы, а кредитование в иностранной валюте усиливает риски неплатежеспособности заемщиков.

С этой точки зрения наиболее важным элементом государственной политики в ближайшей перспективе здесь будет обеспечение если не стабильного обменного курса рубля, то хотя бы прозрачного для участников рынка механизма его формирования. В текущей ситуации данное требование выражается в способности Банка России не только удержать курс рубля к бивалютной корзине в пределах объявленного коридора, но и убедить большинство участников рынка в том, что он может осуществить это намерение.

 

2.2             Проблемы банковской системы и пути их решения

 

Выше были приведены показатели, позитивно характеризующие деятельность банков в посткризисный период. Но есть, конечно, и проблемы. Их можно выделить несколько главных. Самая главная, по – моему, состоит в том, что при таком хорошем, вроде бы, росте банковской системы, её уровень и удельный вес по отношению к ВВП, потребностям нашего отечественного производства и экономики далеко недостаточны. Возьмём наиболее понятный на слуху показатель – кредиты, - в крупных рыночно развитых странах, как правило, объём выданных кредитов банков даже превышает объём ВВП, то есть, кредиты активно работают в производстве, экономике и являются важнейшими источниками, двигающими экономику вперёд. У нас же, при хорошей динамике роста кредитов, их удельный вес по отношению к ВВП очень мал. Поэтому многие предприятия ищут деньги, которые не могут получить у наших банков в силу их слабости.

Вторая проблема, - это низкая капитализация банков. На 1 ноября 2011 года, доля капитала банков по отношению к ВВП составляет примерно 10.5%. Хотя это и больше по сравнению с тремя прошлыми годами, когда данный показатель равнялся 8%, но это крайне недостаточно. Поэтому рост ресурсной базы и капитализации банков должны стать первейшей задачей нашей банковской системы.

Другая проблема связана с конкуренцией на российском банковском рынке с иностранными банками, прежде всего, в контексте возможного присоединения к ВТО и еще большей открытости, а так же в условиях либерализации валютного законодательства. Здесь действует прогноз о том, что 90% российских банков не могут выдержать конкуренции с иностранными банками. Конечно, речь не идет о том, что российские банки разорятся, обанкротятся, и так далее, речь идет о том, что они могут маргинализоваться как универсальные банки и выживут только в случае, если найдут какую-то нишу по выполнению отдельных функций кредитных организаций. То ли будут расчетно-кассовыми, казначейскими центрами крупных компаний или финансово-промышленных групп. То ли будут обслуживать население в конкретном регионе, своего рода сберегательные кассы, строительные общества в случае обслуживания накопительных схем жилищного строительства. Может произойти распределение по более мелким нишам. При том, что конкуренцию как универсальные банки может выдержать действительно ограниченное число, скажем, 10-15-20%, можно обсуждать, но понятно, что это число не столь велико. Поэтому основной проблемой российской банковской системы является консолидация и повышение надежности, это во-первых, и во-вторых, не дожидаясь этой повышенной конкуренции, многие кредитные организации должны разойтись по тем нишам, где они могут предъявить свои конкурентные преимущества, выполняя лишь отдельные функций, в том числе даже не являясь банками, а лишь кредитными банковскими учреждениями. Тогда конкуренция с иностранными банками, которые даже без снятия такого ограничения, как право на открытие филиалов, уже сейчас при дочерних структурах активно работают в России, будет не так страшна. Кроме того, иностранные банки ищут возможности расширения сетей и набора банковских услуг. Если российские банки это сделают, тогда такая конкуренция не будет неожиданной для них, и они не будут впопыхах принимать те или иные решения. Думаю, что надо в рамках документов денежно кредитной политики провести эти меры. В частности упрощать процедуры слияния и поглощения банков, нормативными требованиями подталкивать банки к слияниям и поглощениям, к консолидациям. Все это должно делаться не через количественные показатели, в том числе размер капитала и так далее, хотя и здесь это не помешает, но, прежде всего, через нормативы достаточности капитала, через другие параметры надежности банков.

Информация о работе Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования