Система безналичных расчетов с применением пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является изучение системы безналичных расчетов с применением пластиковых карт, оценка эффективности данной системы расчетов и платежей на примере Банка Москвы.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены правовые основы безналичных расчетов;
- рассмотрены формы и схемы проведения безналичных расчетов;
- раскрыты функциональные возможности пластиковых карт;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1 Правовые основы проведения безналичных расчетов
1.2 Эмиссионные проблемы банковских пластиковых карт и качество национальной платежной системы
1.3 Формы и схемы проведения безналичных расчетов, применяемые российскими банками
2 ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ
2.1 Банковские карты и их технологические характеристики
2.2 Функциональные возможности пластиковых карт
2.3 Теоретические подходы к определению экономической эффективности системы безналичных расчетов с применением пластиковых карт
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В БАНКЕ МОСКВЫ
3.1 Организационная характеристика Иркутского филиала Банка Москвы
3.2 Виды пластиковых карт эмитируемых Банком Москвы
3.3 Количественный анализ операций на основе пластиковых карт в Банке Москвы
3.4 Основные доходы и расходы Банка Москвы по операциям с пластиковыми картами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач ДКБ.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

Одним из главных и существенных вопросов является вопрос о правильном расчете рентабельности и экономической эффективности системы пластиковых расчетов.

Под рентабельностью в нашем случае следует понимать: отношение всех доходов, ко всем расходам некапитального характера, полученных и произведенных при использовании системы пластиковых карт за единицу времени.

Чтобы рассчитать рентабельность СПК необходимо:

- рассчитывать все, прямые и косвенные доходы, возникающие при работе системы;

- выделять и рассчитывать все расходы, имеющие некапитальный характер.

Итак, можно сделать вывод, что расчетные экономические показатели по вышеизложенным принципам, показывают, что основным источником доходов для банка являются косвенные доходы от использования остатков средств клиентов на счетах в его ресурсной базе. Однако, в любом случае любая организация должна пройти этап до момента наступления "критической точки", т.е. того момента, когда СПК (система пластиковых карт) перестает быть убыточной.

Использование же СПК в варианте комиссии, когда средства клиентов не участвуют в активных операциях банка, является дорогостоящим и убыточным мероприятием.

Использование СПК только в зарплатном варианте, когда обслуживается крупная организация, требует специальных комплексных расчетов.

В целом, организация работы в банке по изложенной схеме в достаточной мере обеспечивает руководство сведениями, необходимыми для принятия управленческих решений, связанных с проведением программы по внедрению Системы Пластиковых Карт. При этом схема расчетов всегда открыта для любых изменений и дополнений методического и технического характера.

Изложенные подходы в достаточное мера учитывают технические возможности, что позволяет все расчеты производить автоматизированным образом.

Предложенные подходы и некоторые практические рекомендации по проведению экономических расчетов эффективности СПК банка имеют успешное практическое использование в одном из крупных банков России, начиная с января 1995 года.

Однако, автоматизированной системы, позволяющей рассчитывать эффективность всей СПК банка во всем ее многообразии, в настоящее время еще не имеется, хотя такая практическая возможность вполне реальна.

Основные статьи расходов при создании типовой платежной карточной системы можно можно представить следующим образом:

- заказ и изготовление самих карт,

- платежные терминалы,

- банкоматы,

- оборудование эмиссионно-эквайринго-процессингового центра (или центров),

- персонализационное оборудование и расходные материалы к ним (или затраты на персонализацию карт), необходимое для осуществления карточной эмиссии и выдачи их клиентам,

- программное обеспечение,

- работы по наладке оборудования, инсталляции программного обеспечения и др.

Все эти затраты падают на собственно приобретение системы, очень часто на основной договор с системным интегратором - генеральным поставщиком.

Что касается внешнего вида карт, то на цену влияют сам факт типографской заводской печати (на сравнительно небольших партиях), количество цветов, метод печати (офсет или шелкография), наличие визуальных средств защиты от подделки, например, голограммы. Надо отметить также, что даже при равенстве всех прочих факторов, цены на карты международных платежных систем выше чем на обычные карты. Это определяется дополнительными специальными организационными мерами безопасности при изготовлении и доставке карт потребителю.

Наконец, только тираж может изменить цену карты в два-три, и даже более, раза. Необходимость наличия платежных терминалов в платежной системе как правило даже не обсуждается. Обычно решаемые вопросы - количество, производитель, конфигурация. Критическими моментами являются - удовлетворение спецификации EMV (этому условию удовлетворяют далеко не все терминалы из представленных на российском рынке), возможность обслуживания смарт-карт, вопросы безопасности (наличие второго устройства чтения смарт-карт и/или аппаратного модуля безопасности), надежность. Выбор того или иного терминала сродни выбору персонального компьютера.

Предположим банк эмитирует так называемую зарплатную карту. На карточный счет переводится заработная плата сотрудников одного или нескольких предприятий. Исходные данные:

- средняя заработная плата - 4 800 тысяч рублей,

- полная стоимость четырехкассетного банкомата и ПО - 55 тысяч долларов,

- каждая кассета содержит 2800 банкнот, кассеты загружены купюрами по 50, 100, 500, 1000, 5000 тысяч рублей (итого одна загрузка - 728 миллионов рублей),

- комиссия при выдаче наличности через банкомат - 1% (приемлемая для клиентов банка величина, с учетом начисления процентов на остатки),

- среднемесячные остатки по счетам - 20%.

При условии получения денег каждым клиентом в среднем два раза в месяц, одной загрузки банкомата достаточно для обслуживания примерно 1000 человек, или в месяц необходимо осуществить 4,4 загрузки. В случае использования банкоматов с кассетами меньшей вместимости (1900 банкнот), число загрузок в месяц составит 6,5.

Так как один клиент может быть обслужен в течение двух - трех минут, т. е. за час порядка двадцати - тридцати человек, а банкомат может работать круглосуточно, и уж, во всяком случае в активное время с 8 утра до 10 вечера, с точки зрения удобства клиентов, все они могут быть обслужены меньше чем за неделю. Таким образом, в этих условиях одного банкомата достаточно для обслуживания 5 тысяч человек.

Комиссия от операций составит около 48 млн. рублей (или по курсу 5100) примерно 6,3 тысячи долларов. Необходимо не упустить из виду расходы банка на заработную плату для своих сотрудников и соответствующие отчисления в государственные и общественные фонды (например, обязательного медицинского страхования и пенсионный). Предположим, эти затраты на сервисного инженера составляют тысячу долларов ежемесячно. С другой стороны, для обеспечения выдачи денежных средств 5000 человек в течение месяца, причем только по одному разу, необходимо по крайней мере 4 человека (2 оператора и 2 кассира). Одна пара в течение часа обслуживает не более 15 клиентов. Учитывая, их более низкую квалификацию по сравнению с инженером, ежемесячные затраты банка на каждого составит порядка 500 долларов. Кроме этих затрат, необходимо оборудовать рабочие места общей стоимостью не менее 5000 долларов.

Таким образом, использование банкомата принесет банку ежемесячную прибыль в размере 7300 долларов, т. е. полностью банкомат может окупиться за 6-7 месяцев. В случае обслуживания клиентов по временного регламенту аналогичному предоставляемому использованием банкоматов, т. е. два раза в месяц, что, кстати, соответствует привычке каждого работника (например, пятого и двадцать пятого), срок окупаемости снижается до 5 месяцев. Необходимо отметить, что в расчетах не учтены возможности использования банком остаточных средств на счетах своих клиентов.

Несмотря на безусловно весьма приблизительный характер приведенных расчетов, они достаточно верно отражают реальную картину. Необходимо также учесть, что наличие банкомата в системе, облегчит саму задачу привлечения в банк новых клиентов (как физических, так и юридических лиц). Здесь мы рассмотрели только случай использования банкоматов с зарплатными картами, однако нельзя забывать о других вариантах применения. В частности, это - международные платежные системы, очень быстро развивающиеся в России. А самое простое решение обслуживания международных карточек как резидентов, так и нерезидентов - это банкоматы.

В качестве примера приведены расчеты общих затрат для закупки системы "под ключ" при следующих основных исходных данных:

- используются микропроцессорные карты,

- на каждые 5000 карт -1 банкомат,

- на каждые 1000 карт -2, 5, 10 терминалов,

- необходимые средства вычислительной техники, номенклатура и количество используемого персонализационного оборудования с расходными материалами, структура программного комплекса выбирается в зависимости от плановой эмиссии,

- персонализационное оборудование закупается при эмиссии не менее 5 тыс. карт, при меньшей эмиссии персонализация выполняется сторонней организацией.

Итак, проведенные исследования, при всей, быть может, их приближенности, показали главное. Это главное заключается в следующем.

1. Платежные системы, основанные на использовании пластиковых карт, не мода. Они должны и могут приносить доход.

2. Такие системы должны включать в себя как банкоматы для выдачи наличных денег, так и, в значительной степени, быть ориентированы на торговую сеть.

3. Такие системы должны быть полнофункциональными, т. е. включать в себя банкоматы для выдачи наличных денег и, в значительной степени, быть ориентированы на торговую сеть.

В настоящее время в России может оказаться выгодно заниматься различными карточными программами: и международными, и общероссийскими, и региональными, и локальными. Это доказывает и практика расчетов по обслуживанию систем банковских пластиковых карт.

3 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ «ПЛАСТИКОВЫХ» РАСЧЕТОВ В БАНКЕ МОСКВЫ

3.1 Организационная характеристика Иркутского филиала Банка Москвы

Банк Москвы -- один из крупнейших универсальных банков России, предоставляющий диверсифицированный спектр финансовых услуг как для юридических, так и для частных лиц.

По состоянию на 31 декабря 2009 года (по МСФО) активы Группы Банка Москвы составили 825,1 млрд рублей, кредитный портфель -- 577,8 млрд рублей.

Банк Москвы входит в топ-5 крупнейших российских кредитных организаций по размеру активов и капитала, а также по объему привлеченных средств населения.

Ключевым акционером Банка с момента основания в 1995 году является Правительство Москвы. Сегодня город владеет 46,48% акций Банка напрямую и 17,32% через Группу дочерних компаний ОАО «Столичная страховая группа».

В настоящее время Банк Москвы обслуживает более 100 тыс. корпоративных и более 9 млн частных клиентов. Среди клиентов -- юридических лиц -- крупнейшие отраслевые предприятия, предприятия среднего и малого бизнеса.

Банк представлен практически во всех экономически значимых регионах страны и насчитывает 390 обособленных подразделений, включая дополнительные офисы, обменные пункты и операционные кассы. По состоянию на 1 сентября 2010 года в регионах России работало 256 подразделений Банка. В Москве и Московской области действует 134 офиса Банка. Кроме того, услуги населению оказываются в 474 почтово-банковских отделениях столичного региона.

В сеть Банка также входят 5 дочерних банков, находящихся за пределами России: АО «БМ Банк» (Украина), ОАО «Банк Москва-Минск» (Беларусь), Латвийский Бизнесбанк (Латвия), Эстонский кредитный банк (Эстония) и АО «Банк Москвы» -- (Белград) (Сербия). Представительство Банка Москвы действует во Франкфурте-на-Майне (Германия).

В Банке Москвы действует собственный Процессинговый центр, обслуживающий карточные программы Банка. Банк выпустил более 13 млн пластиковых карт. Процессинговый центр сертифицирован Visa International и MasterCard и располагает широкой сетью банкоматов (1,9 тыс. штук).

Высокую надежность Банка Москвы подтверждают рейтинги международных рейтинговых агентств. Долгосрочный кредитный рейтинг Банка по версии Moody's Investors Service -- Baa1, по данным Fitch Ratings -- ВВВ-.

Также в Банке Москвы есть Visa International и Europay International и он располагает широкой сетью банкоматов (более 1,6 тыс.), а также пунктов выдачи наличных.

Иркутский филиал Банка Москвы приступил к обслуживанию клиентов в мае 2003 года.

Иркутский филиал Банка Москвы имеет следующую структуру (рисунок 3.1).

На 1 января 2009 года нетто-активы ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» составляли 752,6 млрд. рублей (5-е место по России).

Балансовая прибыль Банка Москвы на 01.08.2010 г. составила 8,5 млрд. руб., а чистая прибыль -- 6,2 млрд. рублей. Таким образом, прибыль за 7 месяцев 2010 года превышает прибыль за весь 2009 год в 3,6 раза.

Активы Банка Москвы (по форме публикуемой отчетности) на 01.08.2010 г. составили 875 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с началом года на 11%.

Собственный капитал Банка Москвы (рассчитанный в соответствии с методикой ЦБ РФ) за период с 01.01.2010 г. по 01.08.2010 г. увеличился на 25% и по состоянию на 01.08.2010 г. составил 140, 7 млрд. руб. Основное увеличение произошло за счет завершившейся в июле 2010 года 14-й эмиссии акций Банка в сумме 21, 7 млрд. рублей.

Общая сумма привлеченных средств клиентов Банка (включая средства банков и выпущенные долговые обязательства) на 01.08.2010 г. составила 754, 4 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 8%. В том числе объем привлеченных средств частных клиентов составил 174, 4 млрд. рублей.

Кредитный портфель Банка (по корпоративным клиентам и физическим лицам) за период с 01.01.2010 г. по 01.08.2010 г. увеличился на 14% и на 01.08.2010 г. составил 629.1 млрд. руб.

3.2 Виды пластиковых карт эмитируемых Банком Москвы

Организация работы с пластиковыми картами в ИФ Банка Москвы возложена на депозитный отдел. В своей работе отдел руководствуется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», инструкциями Банка России и правовыми актами Российской Федерации, Уставом банка, решением Наблюдательного Совета, Правления и Президента Банка Москвы.

Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. ИФ БАНКА МОСКВЫ эмитирует магнитные и микропроцессорные карты по рублевым и валютным счетам.

Одной из приоритетных задач банка является организация выплаты заработной платы сотрудникам предприятий с использованием пластиковых карт. Являясь полноправным членом международных платежных систем, Банк Москвы эмитирует карты Visa (Electron, Classic, Business, Gold) и карты MasterCard (Maestro, Mass, Business, Gold).

Информация о работе Система безналичных расчетов с применением пластиковых карт