Система безналичных расчетов с применением пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является изучение системы безналичных расчетов с применением пластиковых карт, оценка эффективности данной системы расчетов и платежей на примере Банка Москвы.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены правовые основы безналичных расчетов;
- рассмотрены формы и схемы проведения безналичных расчетов;
- раскрыты функциональные возможности пластиковых карт;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1 Правовые основы проведения безналичных расчетов
1.2 Эмиссионные проблемы банковских пластиковых карт и качество национальной платежной системы
1.3 Формы и схемы проведения безналичных расчетов, применяемые российскими банками
2 ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ
2.1 Банковские карты и их технологические характеристики
2.2 Функциональные возможности пластиковых карт
2.3 Теоретические подходы к определению экономической эффективности системы безналичных расчетов с применением пластиковых карт
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В БАНКЕ МОСКВЫ
3.1 Организационная характеристика Иркутского филиала Банка Москвы
3.2 Виды пластиковых карт эмитируемых Банком Москвы
3.3 Количественный анализ операций на основе пластиковых карт в Банке Москвы
3.4 Основные доходы и расходы Банка Москвы по операциям с пластиковыми картами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач ДКБ.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

Так же многие экономисты выделяют еще одну классификацию по виду проводимых расчетов:

кредитные карты;

дебетовые карты;

электронные карты.

В системах Visa и Europay есть карточки, которые могут быть использованы в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Electron Visa, Cirrus/Maestro, также в сфере как розничной, так и оптовой торговли. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории, где инициатором такого платежа выступает получатель (банк получателя).

Кредитная карточка предполагает не только обязанность банка-эмитента перечислять средства с карточного счета клиента, но и дает возможность производить немедленную оплату товаров, работ и услуг ее владельцу в пределах установленного лимита кредитования, в основном в сфере оптовой торговли. Таким образом, держатель кредитной карточки имеет возможность получения у банка ограниченного кредита в случае оплаты карточкой товаров или услуг, стоимость которых превышает остаток на его банковском счете. Условием такого платежа является то, что реквизиты счета держателя известны заранее, в отличие от дебетового перевода, где они заранее не известны. Выданный клиенту кредит погашается затем клиентом из собственных сбережений или путем списания со специального страхового депозита, где инициатором такого платежа является плательщик (банк плательщика).

Лимит кредитования определяется банком-эмитентом каждому владельцу карты индивидуально, в зависимости от финансового положения клиента и его кредитной истории. По окончании отчетного месяца клиент получает выписку по счету, в которой указывается, какую минимальную долю использованного кредита он должен возместить для возобновления кредитного лимита.

Многими банками допускается овердрафт -- перерасход кредитуемых средств. Эта сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора. В данном случае пользование кредитными ресурсами осуществляется под повышенные проценты.

Банк-эмитент, как правило, устанавливает конкретные сроки, возврата кредита клиентом. В случае задержки возврата банк вправе взимать заранее оговоренные с клиентом проценты за каждый день просрочки. Для этой цели используются средства со специального страхового депозита. Полный возврат кредита осуществляется только при возврате карточки банку и расторжении договорных отношений (хотя клиент может погасить полностью задолженность в любое время).

Дебетовые карты предназначены для оплаты товаров, работ и услуг, получения наличных путем прямого списания средств со счета владельца карточки в пределах имеющейся на нем суммы. При недостаточности средств на карточном счете банк не будет производить расчеты, так как средства со страхового депозита или неснижаемого остатка на эти цели использоваться не могут, а кредит держателю дебетовой карточки банк предоставлять не обязан.

Таким образом, расчеты по дебетовой карточке производятся путем прямого перечисления списанных со счета ее владельца денежных средств, а не за счет получения у банка кредита.

При оплате покупки дебетовой карточкой необходим звонок в банк или процессинговый центр для установления, сможет ли клиент, а не банк, выплатить требуемую сумму. При этом сумма блокируется на счете клиента на определенное время до прибытия в процессинговый центр товарного чека, после чего окончательно списывается. С момента оплаты покупки или услуги через процессинговый центр и до ее окончательного списания или же «возвращения» на счет в случае ошибки или выявления фальсификации списываемая сумма клиенту «не видна».

В отдельных банках при наступлении определенных условий дебетовая карточка может стать кредитной. Примером этому могут послужить обычные дебетовые карты международных платежных систем, используемые в качестве зарплатных. Руководство предприятий договаривается с банками-эмитентами о предоставлении своим сотрудникам кредита по картам в размере месячной заработной платы. Такие случаи определяются банком в строго индивидуальном порядке для каждого отдельного клиента.

В последнее время приобретают все большую популярность так называемые виртуальные карты.

Виртуальная карточка является банковской карточкой, поскольку она связана со счетом (указывает на счет), и с ее помощью обеспечивается движение денежных средств согласно распоряжениям владельца счета. Тем не менее существуют и особенности, отличающие виртуальную карточку от стандартных карточных продуктов. Верников А. В. Пластиковые операции // Деньги и кредит. -- 2009.-- №2. --С. 37-47.

Несмотря на то, что виртуальная карточка выполняет две основные функции карточек, говорить о полном выполнении этих функций нельзя. Она не применяется для выполнения операций как физический объект, это накладывает отпечаток на процесс ее персонализации. Обычно выделяют три вида персонализации: графическую, физическую и электрическую. К данным видам персонализации, некоторые специалисты, добавляют программную пер-сонализацию, когда данные клиента и карточки вносятся в информационную систему банка, причем каждой карточке соответствует одна запись с данными клиента. Виртуальная карточка выполняет функцию средства идентификации клиента лишь в некоторых случаях (например, если клиент обращается в службу поддержки и называет кодовое слово).

С помощью виртуальных карточек возможно проведение лишь определенного перечня операций, т. е. функция средства доступа к счету также выполняется виртуальной карточкой не в полном объеме.

Операции покупки (retail) разделяются на операции типа card present, для выполнения которых требуется физическое присутствие карточки и card absent, для выполнения которых достаточно сообщить ее реквизиты.

Каналом передачи информации в данном случае может выступать не только Интернет, но и телефон, таким образом, область применения виртуальных карточек, в действительности, несколько шире. Тем не менее, они неприменимы для отложенных операций card present, когда через некоторое время после сообщения реквизитов карточки необходимо ее считывание (например, при заказе гостиницы или автомобиля).

С электронными карточками виртуальные объединяет обязательная авторизация при проведении всех операций, с классическими -- возможность использования для операций card absent. На классические карточки виртуальные делает похожими также наличие некоторых реквизитов (например, значения CVC/CVV), возможно, из-за такой схожести виртуальные карточки иногда называют эмуляцией, или образом классических карточек. Однако, несмотря на наличие общих признаков, виртуальные карточки должны все же рассматриваться как отдельный продукт.

2.3 Теоретические подходы к определению экономической эффективности системы безналичных расчетов

В России помимо электронных платежных систем актуальными становятся и вопросы налогообложения операций по пластиковым картам, вопросы экономического обеспечения тарифной политики банков. Данные проблемы в значительной степени определяют доходность и эффективность системы платежей с помощью пластиковых карт.

Для того, чтобы отвечать на поставленные вопросы, необходимо научиться экономически грамотно определять и учитывать все основные (ключевые) прямые и косвенные финансовые результаты. Расчеты по экономической эффективности должны быть приведены к единым цифровым параметрам, т.е. к конкретным денежным выражениям, позволяющим в единой системе мер оценивать действующую и развивающуюся систему пластиковых карт.

Первоначальные попытки, предпринятые руководителями многих российских банков, рассматривать программу по внедрению пластиковых карт как хозрасчетную программу оказались неверными. Система пластиковых карт неразрывно связана с проводимой банком политикой управления ресурсами (активно-пассивных операций) и политикой маркетинга, которые полностью зависят от состояния и перспектив развития денежного рынка и места самого банка на данном рынке. Известно, что данная форма расчетов базируется на способности банков аккумулировать денежные средства в виде значительных неснимаемых остатков, которые могут приносить максимальную прибыль через инвестиционные и кредитные программы. Обыкновенный держатель пластиковой карточки не догадывается о том, какую прибыль может иметь банк, используя его средства в своей ресурсной базе. По оценкам специалистов, на руках у населения нашей страны находится 53 миллиардов долларов (апрель 2008 г.) и десятки триллионов наличных рублей, которые просто изъяты из обращения. Для любого коммерческого банка представляет большой интерес привлечь эти средства в свои инвестиционные и кредитные потоки.

Таким образом, расчет экономической эффективности относится к категории сложных и комплексных экономических задачи должен рассматриваться в общей структуре доходности, рентабельности и прибыльности банковской деятельности.

Экономическую задачу в нашем случае можно сформулировать следующим образом: детальное выявление, обобщение, систематизация, постоянное отслеживание и оценка ключевых (базовых) параметров, характеризующих функционирование системы пластиковых карт с точки зрения экономической эффективности в форме получения прямых и косвенных доходов, и второе - оказание методической помощи сотрудникам отделов пластиковых карт в организации ежедневной эффективной работы с клиентами.

Расчетные экономические показатели должны представляться в удобном виде и форме (как правило, в табличной), позволяющей производить дальнейший анализ для оценки общего состояния дел и по отдельно взятым направлениям.

Перед тем, как получить данные, необходимые для заполнения отчетной таблицы, проводится мониторинг каждой отдельной точки установки оборудования (торгового терминала или банкомата), создается так называемая "карточка-схема", которая подробно учитывает движение денежных потоков как средств клиентов, так и банка, возникающие доходы и расходы за определенный период расчета экономической эффективности.

Все виды затрат и доходов должны отражаться в "карточке-схеме". Если "карточка-схема" имеет электронное наполнение, то, имея единую методику не представляется сложным результаты расчетов сводить в электронные автоматизированные таблицы во всей совокупности прямых и косвенных результатов финансовой деятельности.

"Карточка-схема" является вспомогательным инструментом, служащим для более детального анализа, а также для включения в общую таблицу данных при вводе в эксплуатацию новых оборудованных точек или новых услуг по пластиковым картам, что является важным вспомогательным инструментом для дальнейших автоматизированных расчетов экономической эффективности.

Источники доходов можно разделить на стабильные и нестабильные. Относительно стабильным источником доходов является оказание различных услуг клиентам. Не стабильными являются, как правило, доходы от операции на финансовых рынках, а также доходы от побочной деятельности банка и случайные доходы.

Получаемые банком доходы должны покрывать его расходы и создавать прибыль.

Часть доходов банка направляется на создание резервов для покрытия потенциальных рисков. Банк должен обеспечить не только достаточность объема доходов для покрытия своих расходов, но и ритмичность их поступления. Иными словами, поток доходов должен быть распределен во времени в соответствии с периодичностью произведения банком расходов.

Совокупность всех доходов банка в отчетном периоде называется валовым доходом. В составе валового дохода обычно выделяют следующие группы доходов:

1. Операционные доходы.

1.1. Процентные доходы.

1.2. Комиссионные доходы.

1.3. Доходы от операций на финансовом рынке.

1.4. Прочие операционные доходы.

2. Доход от побочной деятельности банка.

3. Прочие доходы.

Наибольшую долю в структуре доходов коммерческого банка занимают доходы от основной деятельности, называемые обычно операционными доходами. Операционные доходы в свою очередь, подразделяются на процентные и не процентные доходы.

Вследствие специфики банковской деятельности основная масса доходов банка приходится именно на процентные доходы, то есть доходы от платного размещения собственных и привлеченных средств. В основном эти доходы от предоставления кредитов клиентам или от размещения временно свободных денежных средств в центральном и коммерческих банков, а также процентные доходы от вложений в долговые обязательства. Сюда относятся также доходы от учетных, лизинговых, факторинговых и форфейтинговых операций. Общее у всех источников процентных доходов то, что они связаны с предоставлением денежных средств во временное пользование третьим лицам и приносит доход в виде процентов на вложенную сумму. На долю процентных доходов у большинства российских банков приходится 70-80% всех доходов.

Непроцентные доходы включают в себя комиссионные доходы, доходы от операций на финансовых рынках, доходы от переоценки средств в иностранной валюте.

Оказание клиентам банковских услуг не кредитного характера является вторым по важности источником дохода, который в последние время приобретает все больше значение в развитых странах. Эти доходы обычно называют комиссионными доходами, поскольку плата за многие услуги взимается в виде комиссионного вознаграждения. Размер комиссионного вознаграждения устанавливается, как правило, в виде процента от суммы совершаемой операции или сделки. В тоже время к комиссионным доходам относятся доходы и от тех услуг, плата за которые взимается в форме твердой суммы или в виде возмещения понесенных банком расходов.

Спектр оказываемых банками услуг весьма разнообразен и продолжает постоянно пополнятся различными новинками. К основным услугам, которые приносят банкам комиссионные доходы, можно отнести: расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц, операции с пластиковыми картами, предоставление банковских гарантий, банковское обслуживание валютных контрактов клиентов, брокерские и депозитарные услуги на рынке ценных бумаг.

Информация о работе Система безналичных расчетов с применением пластиковых карт